Формирование УУД средствами учебных предметов русского языка и литературы
материал

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование УУД средствами учебных предметов русский язык и литература.

Изменения, происходящие  в современной социальной жизни, влекут за собой изменения и в  системе обучения и воспитания. Одна из целей образования – воспитание человека, способного целостно воспринимать и активно познавать мир, быстро и успешно адаптироваться в нем, принимая общечеловеческие ценности, традиции своего государства, своего народа; воспитание человека, имеющего потребность в самообразовании и саморазвитии. В связи с этим меняется и понимание  смысла процесса обучения и воспитания,  наряду с традиционными вопросами «Чему и как учить?», появляется новый вопрос «Как учить так, чтобы у учащихся появились собственные вопросы  «Чему мне нужно научиться? Как мне этому научиться?»

Репродуктивная деятельность  для этой цели не подходит. Здесь важна творческая деятельность, которая способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания, сформировать  УУД, которые прописаны в ФГОС.

 Мои главные принципы системы формирования УУД

  1. Принцип деятельности. Получаю не готовые знания, а добываю их сам  и совершенствую.
  2. Принцип целостности. Обобщенное представление о мире, природе, самом себе.
  3. Принцип непрерывности. Преемственность между ступенями образования.
  4. Принцип психологической комфортности. Создание на уроках доброжелательной атмосферы,  технологии сотрудничества.
  5. Принцип вариативности. Перерабатываю варианты – принимаю решение в ситуации выбора.
  6. Принцип творчества. Приобретаю собственный опыт творческой деятельности.

Эти принципы помогают развивать  личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД.

Познавательные УУД  развивают  умение ставить проблему, аргументировать её актуальность, проводить самостоятельное исследование, выдвигать гипотезы, пути решения проблемы, делать выводы. Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; искать средства художественной выразительности в тексте.

Регулятивные УУД развивают умение ставить учебные задачи, находить пути их решения, контролировать свое время, проводить самооценку своей деятельности.

Коммуникативные УУД – умение планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, ставить вопросы, разрешать конфликты,  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД – патриотизм, уважение к истории,  личности, готовность к равноправному сотрудничеству, личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.

Оцениваю на уроках:

  1. Умение ставить учебную задачу, находить пути решения и делать выводы.
  2. Умение четко и полно выражать свои мысли, договариваться, сотрудничать со сверстниками, адекватно оценивать свои действия и возможности.
  3. Уважительное отношение к другому человеку.

Ключевые УУД:

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему. Сложно выделить в них ключевые. Исходя их того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, а задача  основного общего образования - научить ученика учиться в общении,  ключевые УУД – познавательные и коммуникативные.

Формы обучения: групповая, парная. Они в большей степени способствуют развитию коммуникативных УУД.

Методы обучения. Основными способами организации познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы являются технология развития критического мышления, метод проектов, проблемный метод.

Например:

  1. Урок литературы в 5 классе. Тема: «Образ Герасима в произведении «Муму». Задание: проанализировать образ Герасима, составить «Синквейн».
  2. Урок русского языка. «Итоговый урок по теме «Имя существительное». Составить кластер: существительное, что обозначает, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль.

Как я буду оценивать уровень сформированности УУД каждого типа?

Предметные, коммуникативные УУД оцениваются с помощью контрольно – измерительных материалов. Их структура  обеспечивает проверку всех предусмотренных стандартом видов деятельности:   усвоение понятийного аппарата курса русского языка и литературы основной школы, овладение методологическими знаниями и освоение практических умений.

Например:

1. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять.
  • Знать определения главных и второстепенных членов предложения.
  • Уметь устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения.
  • Различать и выделять главные и  второстепенные члены  предложения, (опережающее: односоставные и двусоставные), распространенные  и нераспространенные  предложения.
  • Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложения.
  • Моделировать предложения.
  • Работать с памяткой «Разбор предложений по членам»
  • Разбирать предложения по членам.

2.Орфограммы в корне слова.

  • Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.
  • Знать определение корня слова, виды орфограмм в корне слова.
  • Уметь выделять корень слова, подбирать однокоренные слова.
  • Различать различные виды орфограмм в корне слова, условия выбора орфограммы.
  • Анализировать: структуру слова (морфемный состав слова).
  • Разбирать слово по составу.

Уровень развития коммуникативных УУД можно оценить с помощью коллег – педагогов.

Например: Опросник–тест для педагогов «Оценка коммуникативных умений»

1) постоянно прерывает меня во время беседы;

2) никогда не смотрит в лицо во время разговора, и не понятно, слушает ли он меня;

3)-постоянно суетится, невнимателен;

4) переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал;

5) не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться;

7)-выслушав меня, задает интересующие его вопросы;

9)-если тема беседы не интересна, скажет, что ему это не интересно;

10)-вступает в диалог, при этом может сам предложить тему для беседы;

Оценивание происходит с помощью тестирования, анкетирования, диагностики,  наблюдения.

Контрольное задание:

  1. Прочитай текст.

С дождями связано много примет. Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи – все это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги.

В народе существует примета – убить паука или лягушку – к дождю. В русских суевериях начало любого дела во время дождя – сулит удачу. Попасть под проливной дождь – к обновке. Если выпустить детей под дождь, то они быстрее растут. Дождь во время свадьбы считается удачной приметой.

Задание:

1.Определи тему и главную мысль текста.

  1. Озаглавь текст.
  2. Определи стиль текста. Аргументируйте свой ответ.
  3. Ответь на вопросы:
  • Какие еще приметы дождя ты знаешь?
  • Для чего надо знать приметы погоды?
  • Как современный человек узнает информацию о погоде?
  • Запиши источники информации? Выдели источник, который ты считаешь самым надежным.
  1. Предложи свои вариант определения природы по приметам?

Система оценивания:

Критерии оценивания

Баллы

Определи тему и главную мысль текста.

2 балла

Озаглавь текст.

1 балл

Определи стиль текста.

 Аргументируйте свой ответ.

1 балл

3 балла

Ответы на вопросы

10 баллов

Творческое задание

5 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достижение нового образовательного результата средствами учебного предмета «Русский язык» (специфика работы с детьми – дисграфиками на уроке)

Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее...

Достижение нового образовательного результата средствами учебного предмета «Русский язык» (специфика работы с детьми – дисграфиками на уроке)

Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее...

Достижение нового образовательного результата средствами учебного предмета «Русский язык» (специфика работы с детьми – дисграфиками на уроке)

Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее...

формирование УУД средствами учебного предмета "Иностранный язык"

Материал по формированию УУД средствами предмета "Иностранный язык" представлен в форме таблицы, в которой указаны подвиды УУД, посредством чего они формируются и типы заданий....

Формирование коммуникативных БУД у обучающихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы 8 вида средствами учебного предмета русский язык

В работе приведены примеры приёмов, используемых учителем на уроках русского языка в 5-9 классах для формирования коммуникативных базовых учебных действий, определённых АООП образования обучающихся с ...

Статья в журнале "Отечественная и зарубежная педагогика", №2(38), т.2, 2017 г. "Формирование метапредметных результатов обучения средствами учебного предмета «Русский язык»"

В статье рассматривается обучение педагогов деятельности по идентификации и конструированию заданий, позволяющих формировать не только предметные, но и метапредметные результаты освоения основных обра...

Формирование инженерного мышления обучающихся в процессе изучения учебных предметов «Русский язык» и «Литература»

Проблема инженерного мышления является актуальной в современной жизни. Это обусловлено тем, что инженерное мышление определяет результат и качество любой интеллектуальной деятельности. Прежде всего ...