«ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ «РУССКИЙ ЯЗЫК» И «ЛИТЕРАТУРА» В ВЫСОКОГОРСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
рабочая программа на тему

МИР РУССКОГО ЯЗЫКА

Цель данного проекта – разработка и реализация программы тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях введения ФГОС ООО для Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ (СПЕЦИАЛЬНОЙ) ПСИХОЛОГИИ

И ПЕДАГОГИКИ

Проектная работа в рамках образовательной программы:

«Тьюторское сопровождение преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях введения ФГОС ООО»

«ПРОГРАММА  ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ «РУССКИЙ ЯЗЫК» И «ЛИТЕРАТУРА»               В ВЫСОКОГОРСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ

Авторы проекта:

Гарифьянова Т.А., учитель МБОУ «Шапшинская СОШ  Высокогорского муниципального района РТ»

Бандорина Л.А., учитель МБОУ «Куркачинская СОШ Высокогорского муниципального района РТ»

Научный руководитель:

Лушпаева И.И., кандидат психологических наук, доцент.

Куратор:

Скиргайло Т.О., доктор педагогических наук, профессор.

Проект допущен к защите:

«26»  февраля  2015 г.

Казань, 2015

  1. Актуальность проекта

Системные изменения, происходящие в российском образовании, требуют от методических служб новых, современных, актуальных и востребованных педагогической общественностью подходов к организации работы, способствующей повышению качества и степени адаптивности системы образования региона к современным требованиям образовательной политики.

Тьютор – это субъект, сопровождающий профессиональное развитие педагогов в процессе их образования. Основным направлением тьюторской практики в системе образования можно считать сопровождение профессионального развития педагогических кадров в условиях реализации в общеобразовательных организациях Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Инновация подобного масштаба требует полной мобилизации кадрового потенциала: в короткие сроки от учителя требуется пересмотреть цель профессиональной деятельности, принять идеологию нововведений, освоить новые знания и педагогические технологии. Немаловажным является информационно-методическое обеспечение инновационных процессов. В этих условиях тьюторское сопровождение является оптимальной формой методической работы, позволяющей включить в сетевое взаимодействие максимальное количество педагогических кадров.

  1. Цель и задачи проекта

Цель данного проекта – разработка и реализация программы тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях введения ФГОС ООО для Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.

 

Задачи:

  • Разработать диагностический материал для выявления уровня готовности педагогов района к реализации ФГОС ООО.
  • Наметить ряд мероприятий, необходимых для предотвращения рисков и проблемных зон реализации ФГОС ООО.
  • Определить необходимую методическую ресурсную базу для эффективной реализации ФГОС ООО в Высокогорском муниципальном районе

  1. Целевая группа проекта

Учителя-предметники, руководители ШМО, методисты районных отделов образования

  1. Объект и предмет исследования

Объект исследования: процесс преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях введения ФГОС ООО в Высокогорском муниципальном районе.

Предмет исследования: приемы, формы, методы тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях введения ФГОС ООО.

  1. Проектное решение

Реализация  «Программы тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» на основе проектной технологии с созданием инициативной группы.

  1. Жизненный цикл  и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта:   март-декабрь 2015 года.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный: март-апрель 2015 года.
  1. Формирующий: май-октябрь 2015 года
  2. Обобщающий: ноябрь-декабрь 2015 года

Программа проектных мероприятий

Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Этап 1  Теоретическая подготовка    предполагает определение уровня профессиональной компетентности учителя.

Задачи этапа:

а) определить уровень теоретической и методической подготовки учителя;

б) проанализировать результаты практической деятельности педагога;

в) проанализировать интересы и запросы педагога в сфере его деятельности;

г) определить уровень готовности специалиста к дальнейшему образованию;

д) исследование собственных возможностей и ограничений (уровень компетентности, предпочтения в методиках и др.);

е) создание благоприятного психологического микроклимата, атмосферы сотрудничества, снятия барьеров в общении педагогов с тьютором и друг с другом.

1

Сбор информации об учителях района:

ФИО, школа, стаж, категория, прохождение курсов по ФГОС, участие в конкурсах, результаты олимпиад, награды, обобщение опыта, телефон, e-mail, тема самообразования

ШМО

Март

Руководитель РМО совместно с руководителями ШМО

2

Анкетирование педагогов с целью определения уровня их практической готовности  к работе с ФГОС  ООО

ШМО

Март

Руководитель РМО

3

Создание рабочей группы с целью выявления реперных точек в деятельности педагогов при переходе на ФГОС ООО

На базе РОО

Март

Методист ОО

4

Изучение планов работы ШМО за последние 2 года, а также тем самообразования учителей-предметников  с целью выявления уровня подготовки школы к переходу на ФГОС ООО

На базе РОО

Март

Руководитель РМО

5

Изучение материалов по инклюзивному образованию

ШМО

Март

Учителя-предметники

Этап 2. Практическая деятельность

Цель этапа:  формирование потребностей, мотивов и целей, отражающих побуждения учителя к самосовершенствованию и стремления к пополнению общих и профессиональных знаний, к совершенствованию учебно-познавательных и профессиональных умений.

Задачи этапа сформировать:

а) в области знания и понимания - потребность в новых знаниях;

б) в области опыта осуществления способов деятельности - потребность в овладении различными умениями;

в) в области опыта творческой деятельности – потребность в преобразовании окружающей действительности;

г) в области опыта эмоционально-ценностных отношений - потребность в общении, в построении нормативных отношений по поводу изучаемого материала;

1

Изучение нормативной базы по ФГОС ООО, создание  банка данных

ШМО

Март

Руководитель ШМО

2

Корректировка  тем самообразования педагогами с учетом реализации требований ФГОС ООО

ШМО

Март

Учитель-предметник

Руководитель ШМО

3

Тестирование педагогов с целью выявления  уровня владения  информацией по ФГОС ООО

ШМО

Март

Руководитель ШМО

4

Рекомендации педагогам пройти курсы повышения квалификации по тематике реализации ФГОС ООО

ОУ

Март-июнь

Директора ОУ

5

Создание маршрутной карты учителя

ШМО

Март

Руководитель РМО

6

Формирование банка данных успешных практик и опыта введения                         и реализации ФГОС ООО

На базе РОО

Март-декабрь

Методист РОО.

Рабочая группа

7

Проведение  индивидуальных и групповых консультаций  с целью преодоления трудностей дидактического и методического характера    

На базе школ района

Март - декабрь

Методист РОО,  рабочая группа

8

Проведение семинара по разработке рабочей программы по предметам «Русский язык»  и «Литература»

На базе школ района

Май  

Рабочая группа

9

Проведение фокус-семинаров:

«Знакомство с УМК по русскому языку и литературе в соответствии с требованиями ФГОС»;

«Работа над созданием ИОП»

«Формирование УУД на уроках русского языка и литературы»

«Система оценки в соответствии с ФГОС»

На базе школ района

Март-апрель

Методист РОО совместно с рабочей группой

10

Проведение мастер-классов:

«Проектная деятельность как форма творческой работы на уроках русского языка»,

«Системно – деятельностный подход в преподавании литературы  в среднем звене»,

 «Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы»

На базе школ района

Апрель -май

Методист РОО совместно с рабочей группой

11

Составление аналитического отчета по результатам реализации проекта «Программа тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература»

РМО

декабрь

Тьютор совместно с рабочей группой

  1. Бюджет проекта

Статья расходов

Источник финансирования

Объем собственных средств (руб.)

Объем запрашиваемых средств (руб.)

1. Приобретение учебно-методической литературы

2. Прохождение  курсов, организация  вебинаров и семинаров на внебюджетной основе

Личные средства

учителя

Личные средства

учителя

Итого

  1. Ожидаемые результаты реализации проекта

Краткосрочные  результаты  — определение уровня профессиональной компетентности учителя, интересов и запросов педагога в сфере его деятельности, создание программы «Тьюторское сопровождение преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература», реализация проекта.

Долгосрочные результаты  –  пополнение общих и профессиональных знаний педагога,  совершенствование учебно-познавательных и профессиональных умений в условиях перехода к ФГОС, повышение качества преподавания, повышение уровня подготовленности учащихся в ходе реализации проекта.

  1. Оценка эффективность проекта

Предполагаем, что программа будет эффективной, так как в программе предусмотрены диагностические шаги по определению уровня компетентности педагогов и их готовности к переходу к ФГОС ООО, а также запланированы ряд мер, направленных на формирование потребностей и мотивов, способствующих формированию  учебно-познавательных и профессиональных умений педагогов.

  1.  Риски реализации проекта и пути их преодоления

Риски

Условия возникновения

Пути преодоления

Степень готовности педагогов к реализации ФГОС ООО:

Неумение проектировать урок  УУД;

Неумение формулировать проблемные ситуации;

Недостаточная компетентность владения ИКТ

Низкий уровень подготовленности  педагогов к реализации ФГОС

Консервативность мышления

Пройти  повышение квалификации или профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС;

Организация практических занятий в школе по овладению ИКТ;

Корпоративное обучение

Обоснованность выбора УМК (соответствие статусу образовательного учреждения, особенностям контингента обучающихся, уровню готовности педагогических кадров работе по УМК).

Недостаточное владение информацией об особенностях УМК

Изучение и обсуждение  в ШМО и на районных семинарах особенностей УМК

11. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта:

  1. Разработка образовательной организацией нормативно-правовой базы в реализации ФГОС ООО
  2. Владение учителями методологическими, технологическими и аналитическими компонентами
  3. Умение составлять КИМы для 5 класса
  4. Проектирование уроков с учетом формирования УУД
  5. Осуществление принципов системно-деятельностного подхода к преподаванию русского языка и литературы
  1.      Дальнейшее развитие проекта

По окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, так как увеличивается число учителей, требующих тьюторского сопровождения в условиях реализации ФГОС.  Именно поэтому мы считаем, что необходимо предложить механизм продвижения результатов проекта.

Результаты этого проекта могут  быть использованы в дальнейшем при создании методического инструментария для повышения квалификации учителей реализующих ФГОС ООО.

Заключение

Таким образом, поставленные в начале задачи, мы  считаем, выполнены в полном объёме, а именно:

  • Разработана программа «Тьюторское сопровождение преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в Высокогорском муниципальном районе».
  • Разработан диагностический материал для выявления уровня готовности педагогов района к реализации ФГОС ООО.
  • Намечен ряд мероприятий, необходимых для предотвращения рисков и проблемных зон реализации ФГОС ООО.
  • Определена необходимая методическая ресурсная база для эффективной реализации ФГОС ООО в Высокогорском муниципальном районе

Список использованных документов и источников информации

1. Беспалова Г.М. Тьторское сопровождение школьника: организационные формы и образовательные эффекты. http://www.mioo.ru/

2. Волошина Е.А. Тьюторство: поиск гуманитарной технологии в рамках педагогической./ В сб. Открытое образование и региональное развитие: проблема современного знания. Томск, 2000.

3. Долгоруков, А.М. Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий  – М: ЦИТО, - 2002г.

4. Загребельная С. В. Реализация технологии тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации учителей, изд-во Тамбов, 2005г.

5. Змеев, С.И. Основы андрогогики: Учебное пособие для вузов / С.И. Змеев. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 152 с.

6. Ковалева Т.М. Гуманитарные технологии и тьюторская практика./ В сб. Открытое образование и региональное образование: образование как сфера интересов инновационных сообществ. Томск, 2002.

7. Ковалева Т.М. Введение в тьюторство [Электронный ресурс]/ http://www.mioo.ru/.

8.  Щенников С.А., Теслинов А.Г., Чернявская А.Г. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. – М: Дрофа, - 2005.- 608с.


Приложение №1

Программа «Тьюторское сопровождение преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях введения ФГОС ООО в Высокогорском муниципальном районе»

Цель программы: методическое обеспечение персонального сопровождения реализации индивидуальной профессиональной педагогической программы учителя-предметника в условиях введения ФГОС ООО

Задачи программы:

  1. Определить необходимые условия для формирования и реализации индивидуальной профессиональной программы учителя-предметника.
  2. Организовать комплекс мероприятий для формирования и реализации индивидуальной профессиональной педагогической программы.
  3. Создать информационно-методическую среду для формирования  и реализации индивидуальной профессиональной программы.
  4. Разработать методическое обеспечение формирования и реализации индивидуальной профессиональной педагогической программы.

Как сопровождающий  профессиональное  развитие, тьютор организует ситуации  

  • самоопределения
  • самообразования
  • самоосуществления
  • самореализации человека в профессии

Тьютор включает учителей в разные виды  деятельности проектную, исследовательскую, за счет чего педагогам удается увидеть проблемы собственной практики, построить пути их решения, создать программы преобразований, связанных с повышением качества образования.

При этом тьютор помогает педагогам в развитии потребности и осознании необходимости изменения своей деятельности и построении новой, в организации поэтапного построения педагогами новой деятельности, в организации ее анализа и рефлексии.

В  деятельности педагогов тьютор помогает им анализировать, рефлексировать и конструировать свою деятельность с целью понимания педагогами своих достижений, осознания своих проблем, формулировки задач и корректировки своих действий.

Работа  организуется в виде информационных семинаров, курсов  повышения квалификации, долгосрочных, проектных, проблемных семинаров, творческих групп по обобщению и распространению эффективного педагогического опыта по введению ФГОС, в рамках которых  переводиться деятельность учителей начальных классов из режима получения информации в режим инновационной работы, совместного поиска рабочих ориентиров.

Всё это формирует образовательную среду,  которая создает условия педагогам для совершенствования профессионального мастерства и  развития их творческого потенциала, внедрения нового содержания образования, овладения инновациями и прогрессивными педагогическими технологиями и в конечном счете повышения эффективности и качества педагогического процесса.

Обучение педагогов обладает наибольшей эффективностью, если ведущая роль в выборе содержания, форм, способов обучения принадлежит самому учителю. Учитель, проектируя свое дальнейшее саморазвитие опирается на проблемы и противоречия, выявленные в ходе самоанализа.

Для построения педагогами собственного профессионального образования тьютор помогает им разрабатывать индивидуальные образовательные программы, организует профессиональные пробы и практику, обеспечивает педагогам его профессиональное позиционирование.

Результатом написания  ИОП (индивидуальной образовательной программы) можно считать следующее:

  • положительный психологический климат в педагогическом коллективе;
  • рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью;
  • способность и готовность педагогов к профессиональному саморазвитию;
  • владение педагогами современными образовательными технологиями и методиками;
  • рост профессиональной компетентности педагогов,
  • наличие положительной динамики результатов образовательного процесса.

Профессиональная компетентность учителя - главный ресурс качества образовательного процесса

Алгоритм создания тьютором  педагогического ресурса педагога.

  • «ХОЧУ» -  создание информационно-образовательной  среды для учителя
  • «МОГУ»-  написание ИОП, ИОМ (индивидуальной образовательной программы, маршрута)
  • «ЗНАЮ»-  курсы, конференции, семинары, круглые столы, вебинары и т.д.
  • «УМЕЮ» - открытые уроки, мастер-классы.
  • «ДЕЛАЮ»- качество образовательного процесса как результат повышения профессиональной компетентности учителя

Благодаря тьторству имеются положительные результаты:

  • Учителя регулярно повышают уровень своей профессиональной компетенции.
  • Курсы повышения квалификации прошли – 100 % педагогов начальной школы.
  • Создана необходимая  образовательная среда, в которой одни учителя получили необходимый им  педагогический опыт, а другие - возможность самовыражения, раскрытия профессионального и творческого потенциала.
  • Учителя активно применяют инновационные технологии в своей педагогической деятельности.
  • Выросла активность педагогов, их стремление к творчеству,  участие в конкурсах профессионального мастерства, семинарах, мастер-классах, конференциях.

Как результат работы творческих групп создание инновационного продукта.

Анализ урока с точки зрения формирования УУД (универсальных учебных действий).

Таким образом, создание и совершенствование  в районе современного тьюторского методического сопровождения учителей русского языка и литературы, работает на предоставление качественных образовательных услуг, удовлетворение запросов участников образовательного процесса, а также на развитие школы, на её завтрашний день.

Структура программы

  1. Целевой раздел
  2. Содержательный раздел
  3. Организационный раздел

Содержание программы

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Разработка  программы  «Тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях введения ФГОС ООО в Высокогорском муниципальном районе»  обусловлена введением нового стандарта основного общего образования  и основывается на ряде нормативных документов развития образования: Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373 (ФГОС НОО) и Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011г. № 2885). Основная идея программы –  в тьторском содействии педагогам в условиях реализации ФГОС ООО, т.е.  оказание помощи учителям, которые внедряют Стандарты второго поколения или готовятся к их внедрению в образовательный процесс основного общего образования и при этом испытывают профессиональные затруднения. Под тьюторским сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание конкретных условий для принятия учителем оптимальных решений в различных ситуациях образовательного выбора (выбор системы учебников из учебно-методических комплектов, разработка рабочей программы, создание программы универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и т.д.). В связи с этим определяются цели и задачи тьюторской деятельности.

Цели тьюторской деятельности:

  1. Индивидуальное сопровождение учителя  от  знакомства с нормативными документами введения ФГОС  ОО  до изучения механизмов  введения и реализации  ФГОС ООО.
  2. Содействие учителю  в выборе и реализации  индивидуальных методических  траекторий в рамках учебного заведения;
  3. Содействие в приобретении опыта по  осуществлению внедрения  ФГОС ОО.

Задачи:

  1. Проанализировать  образовательные и личностные запросы учителей русского языка и литературы;
  2. Создать  методическое  пространство для профессионального становления учителя  по введению ФГОС ООО;
  3. Способствовать созданию благоприятного, комфортного психологического климата; 

Планируемые результаты реализации программы

  • Создание «Программы тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях введения ФГОС ООО в Высокогорском муниципальном районе»  
  • Реализация   проекта «Тьюторское сопровождение преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях введения ФГОС ООО»
  • Разработка единых подходов к введению ФГОС ООО по предметам «Русский язык» и «Литература».
  • Совершенствование учебно-методического сопровождения образовательного процесса.
  • Внедрение в образовательный процесс современных технологий, соответствующих требованиям новых федеральных стандартов.
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Система оценки достижения планируемых результатов реализации программы.

Решение основных задач реализации ФГОС ООО  в первую очередь  зависит от профессиональной компетентности педагогов, от степени их мотивированности, от уровня их подготовленности  к введению стандартов и применению в образовательном процессе новых технологий. Однако система контроля за внедрением новых стандартов еще не отрегулирована.  Существующие на сегодняшний день методы оценки деятельности  педагога не охватывает всех вопросов, связанных с оценкой результатов труда учителя  по реализации стандарта образования. В данном проекте предлагается  оценка  достижения планируемых результатов с помощью следующих инструментов:

  • Маршрутный лист учителя-предметника
  • Экспертное заключение
  • Дневник самооценки
  • Персональное портфолио
  • Экспертное заключение

  1. Содержательный раздел

Диагностика

На этапе диагностирования происходит первая встреча тьютора с тьюторантами  (учителями русского языка и литературы). Тьюторант фактически представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывая о себе, выявляются  затруднения учителя в реализации ФГОС ООО. Используя формы анкетирования, тестирования, индивидуальной беседы,  тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учителя, его интересы,  показывает значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении.

На данном этапе тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению учителя  в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество. В целом же работа на данном этапе направлена, прежде всего, на формирование  у тьюторанта мотивации к дальнейшей  деятельности по введению ФГОС ООО.

Основные направления тьюторского сопровождения.

  1. Формирование методического и технологического инструментария учителя  русского языка и литературы. Обеспечивающего реализацию требований ФГОС ООО.
  2. Владение современными образовательными технологиями преподавания учебного предмета.
  3. Проектирование и организация комплексной помощи в освоении предмета детям с ОВЗ, а также детям, испытывающим трудности в обучении.
  4. Проектирование системы оценки планируемых результатов по предмету.

Этапы тьюторского  сопровождения педагогов:

  • Самоанализ учителей (первичный)
  • Анкетирования учителей по теме: «Готовность к ФГОС»
  • Прохождение учителями курсов: «ФГОС. Содержание. Технологии реализации»  на базе ИМЦ района, АППО.
  • Создание творческих групп учителей
  • Написание индивидуальных  образовательных программ, маршрутов учителей
  • Рефлексия (коррекция профессиональной деятельности через самоанализ)

Принципы тьюторского сопровождения учителей

  • Гибкость – ориентация на расширение контактов, поддержка инициативы в выборе способов деятельности.
  • Непрерывность – обеспечение последовательного, цикличного, своевременного процесса в развитии познавательного интереса.
  • Индивидуализация – учет личностных запросов, особенностей и интересов педагогов.
  • Открытость – управление собственной познавательной  и образовательной деятельностью.

Девиз тьютора - это

  • открытость: сотрудничество и помощь всем, кто в ней нуждается;
  • успешность: хочешь знать больше - используй все возможности;
  • уникальность: каждый может найти свой путь к вершинам профессионального мастерства. (ИОП)

  1. Организационный раздел.

План мероприятий

Мероприятия        

Сроки

Ожидаемый результат

Создать рабочую  проектную  группу по введению ФГОС ООО.

Создание рабочих групп по разработке Основной образовательной программы основного общего образования.

Создание творческих групп по разработке рабочих программ по русскому языку и литературе

Март - май

Создание и определение функционала рабочей группы

Изучить ФГОС основного общего образования  по русскому языку и литературе.

Март  

Усвоение и принятие всеми учителями  основных положений ФГОС ООО

Провести  фокус-семинары:

1.«Работа над созданием ИОП»

2.«Формирование УУД на уроках русского языка и литературы»

3.«Система оценки в соответствии с ФГОС»

Март-апрель

Усвоение и принятие основных положений ФГОС ООО учителями русского языка и литературы

Проинспектировать условия и ресурсное обеспечение ОУ в соответствии  с требованиями ФГОС.

Май

Оценка ОУ школы с учётом требований ФГОС. План совершенствования материальной базы

Выявить состояние учебного фонда библиотеки школы для реализации ФГОС ООО.

Провести фокус-семинар:

«Знакомство с УМК по русскому языку и литературе в соответствии с требованиями ФГОС»

До 15 августа

Оснащённость школьных библиотек необходимыми УМК, учебными и справочными пособиями

Анализ выявленных проблем и учет их при организации методического сопровождения.        

Ежемесячно

Индивидуальная корректировка

Изучить методические рекомендации к базисному учебному плану.

 Разработать рабочие программы по русскому языку и литературе  с учетом требования ФГОС ООО.

Создать школьный банк образовательных программ

Май-август

Рабочие программы   по русскому языку и литературе

на ступени основного общего образования

Организовать индивидуальные и групповые консультации по проблеме: «Формирование УУД  как механизм реализации системно-деятельностного подхода в контексте ФГОС основного образования»

Ежемесячно

Проектирование педагогического процесса учителями  русского языка и литературы  

 с учетом требований ФГОС ООО

Организовать обобщение опыта педагогов,  внедряющих ФГОС ООО.

Май

Формирование банка данных успешных практик и  опыта реализации ФГОС в урочной и внеурочной деятельности.

Круглый стол «О соблюдении преемственности педагогических технологий при переходе учащихся из  начальной школы в основную»

Сентябрь

Усвоение и принятие учителями русского языка и литературы  основных положений ФГОС ООО

Организация и проведение мастер – классов   силами учителей, практикующих ФГОС ООО  по следующим проблемам:

2) Формирование коммуникативных УУД на уроках литературы..

3) Формирование познавательных УУД на уроках русского языка.

4) Проектная деятельность на уроках на уроках русского языка и литературы

В течение  учебного года

Программы мастер – классов.

Усвоение и принятие учителями  основных положений ФГОС ООО

Система условий реализации программы.

  • Исполнение нормативно-правого обеспечения образовательного процесса
  • Финансовое обеспечение задания учредителя по реализации   программы основного общего образования
  • Оборудование учебных кабинетов в соответствии с требованиями  ФГОС ООО
  • Своевременное диагностирование внедрения ФГОС ООО и предупреждение возможных рисков
  • Реализация модели мотивации педагогов
  • Психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса
  • Создание условий для обобщения и распространения инновационного опыта педагогов.

Направления тьюторского сопровождения

  1. Формирование методического и технического инструментария учителя русского языка и литературы, обеспечивающего реализацию требований ФГОС ООО.
  2. Владение современными образовательными технологиями преподавания учебного предмета.
  3. Проектирование и организация комплексной помощи в освоении предмета детям с ОВЗ, а также детям, испытывающим трудности в обучении.
  4. Проектирование системы оценки планируемых результатов по предмету.

Методы тьюторского сопровождения:

  • методы практикоориентированной деятельности
  • методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса),
  • проектные методы (разработка и защита ИОП, проекта, портфолио),
  • психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, профконсультирование),
  • методы активного обучения,
  • методы анализа самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей)
  • методы самостоятельной работы (индивидуально и в группах).

Формы тьюторского сопровождения

Планирование работы по всем видам и формам тьюторского сопровождения специфически связано с проявлением образовательных интересов и инициатив, как отдельных учителей, так и малых групп, и района в целом. Поэтому конкретное тематическое содержание координируется педагогом-тьютором в ходе разворачивания основной учебной деятельности. Это могут быть как традиционные формы работы, так и инновационные:

  • Проблемные и творческие группы
  • Педагогические мастерские
  • Фокус-семинары
  • Вебинары
  • Консультации
  • Анкетирование
  • Интернет-сообщества
  • «Кейс-обучение» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций),
  • «Портфолио» (метод презентации образовательных результатов),
  • «Дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др.

Приложение №2

Методика «Шкала готовности к творческо-инновационной деятельности», автор С.Ю. Степанов.

Инструкция

Данный опросник предназначен для исследования степени готовности Вашего коллектива к изменениям в организации. При заполнении опросника постарайтесь отразить собственную точку зрения.

Опросник состоит из 20 пунктов, каждый из которых представлен двумя утверждениями. Под ними изображена шкала от 1 до 10. Балл 1 означает Ваше полное согласие с утверждением слева, балл 10 означает, что Вы полностью согласны с утверждением справа, баллы между крайними оценками соответствуют различным степеням Вашего согласия с утверждениями слева или справа. На данном Вам листке обведите кружком выбранные цифры шкалы, которые больше всего соответствуют Вашему мнению. Спасибо за работу!  

утверждения

1

Вам не понятно, зачем нужно развивать творческий потенциал.

Вам ясно, почему необходимо развитие Вашего творческого потенциала.

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

2

Вам не ясно, зачем нужен инновационный поиск в Вашей профессиональной деятельности

Вам ясно, зачем нужен инновационный поиск в Вашей профессиональной деятельности.

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

3

Вы наблюдаете за инновационным процессом «со стороны».

Вы являетесь инициатором инновационных поисков в Вашем коллективе.

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

4

Вы считаете, что если творческий поиск в коллективе окончится неудачей, то будет крайне трудно избавиться от последствий.

Вы считаете, что если творческий поиск в коллективе окончится неудачей, то будет легко исправить последствия и двигаться дальше.

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

5

Вы считаете, что развитие Ваших инновационных умений потребует больших усилий.

Вы не считаете, что развитие Ваших инновационных умений потребует больших усилий.

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

6

Вы не уверены, что затраченные на инновации усилия окупятся.

Вы уверены, что затраченные на инновации усилия окупятся.

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

7

Вы считаете, что инновации не соответствует ценностям коллектива, в котором Вы работаете

Вы считаете, что инновации соответствуют ценностям коллектива, в котором Вы работаете

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

8

Вы видите слабую поддержку Вашим творческим начинаниям со стороны значимых в коллективе людей

Вы видите сильную поддержку Вашим творческим начинаниям со стороны значимых в коллективе людей

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

9

Вы верите, что в результате инновации значимые для Вас отношения в коллективе ухудшатся или останутся плохими.

Вы верите, что в результате инновации значимые для Вас отношения в коллективе улучшатся или останутся хорошими.

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

10

Вы уверены, что необходимой организационной поддержки в творческих начинаниях не будет

Вы уверены, что необходимая организационная поддержка в творческих начинаниях будет оказана

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

11

Вы ожидаете, что творческая деятельность Вашего коллектива отрицательно повлияет на бюджет школы.

Вы ожидаете, что творческая деятельность Вашего коллектива положительно повлияет на бюджет школы.

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

12

Вы считаете, что нынешние темпы распространения инноваций в Вашем коллективе ниже или выше необходимого.

Вы считаете, что нынешние темпы распространения инноваций в Вашем коллективе оптимальны.

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

13

Вы считаете, что свойственный Вам стиль и опыт работы несовместимы с творческой деятельностью в коллективе.

Вы считаете, что свойственный Вам стиль и опыт работы совместим с творческой деятельностью в коллективе.

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

14

Вы считаете, что в результате распространения инноваций в коллективе независимость, возможность инициативы, обратная связь и значимость Вашей работы уменьшатся.

Вы считаете, что в результате распространения инноваций в коллективе независимость, возможность инициативы, обратная связь и значимость Вашей работы увеличатся.

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

15

Вы относитесь к творческому поиску в коллективе, как к «событию ради события», которое стоит игнорировать или перетерпеть

Вы относитесь к творческому поиску в коллективе, как к событию, которое заслуживает внимания

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

16

Вы боитесь любой неудачи, связанной с творческими преобразованиями.

Вы не боитесь любой неудачи, связанной с творческими преобразованиями.

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

17

Вы считаете, что если в процессе распространения инноваций не все будет получаться, то надо вернуться к старым надежным методам работы.

Вы считаете, что если в процессе распространения инноваций не все будет получаться, то это естественно, и нужно продолжать поиск.

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

18

У Вас мало уверенности в своей способности участвовать в совместном творческом поиске в коллективе.

 Вы  уверены в своей способности участвовать в совместном творческом поиске в коллективе.

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

19

Высчитаете, что творческий поиск в коллективе угрожает Вашим законным интересам

Высчитаете, что творческий поиск в коллективе не угрожает Вашим законным интересам

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

20

Вы не видите, что цели творческой деятельности и Ваши личные цели согласуются.

Вы видите, что цели творческой деятельности и Ваши личные цели хорошо согласуются.

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

Содержание

деятельности

Форма

деятельности

Планируемый результат

Ответственный исполнитель, организатор

1. Методическое сопровождение создания организационно-управленческих условий введения ФГОС OОО

2. Методическое сопровождение создания кадрового обеспечения введения ФГОС ООО

3. Методическое сопровождение разработки ООП ООО

4. Методическое сопровождение создания информационного обеспечения введения ФГОС ООО

Приложение №3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ВЫСОКОГОРСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Цель данного проекта – разработка и реализация программы тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета «Иностранный  язык»  в условиях введения ФГОС ООО для Высокогорс...

Программа учебного предмета русский язык и литературы.

Программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе:Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования,Программы по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской...

Программа тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов "Русский язык" и "Литература" в условиях введения ФГОС ООО

Прогамма составлялась для осуществления тьюторского сопровождения в условиях введения ФГОС ООО. Материал может быть интересен муниципальным тьюторам, осуществляющих сопровождение преподавания ряда уче...

Рабочая программа Учебного предмета «Русский язык и литература» Основное общее образование 5 – 8 классы (Срок освоения -1 год)

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»5-9 классыПояснительная  записка       Рабочая программа по русскому  языку для 5- 9  клас...