Внеклассное мероприятие "Пишите письма, друзья"
план-конспект занятия по литературе (11 класс) по теме

Моисеева Лариса Васильевна

Внеклассное мероприятие подготовлено для учащихся 8-11 классов  к неделе русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Пишите письма, друзья!»


Внеклассное мероприятие в неделю русского языка и литературы


Учитель: Моисеева Л.В.

Класс: 8-11.


2014 г.

Не бывает, чтобы было легко писать…

Писать всегда трудно: чем труднее, тем

лучше выходит.

А. Толстой

Письма - прекрасные мгновения прожитой жизни, состояние души, запечатленное в слове.

А.П. Чехов

…письма создают атмосферу задушевности... они исцеляют душу, возвращают ей целостность.

И.С.Тургенев

^ Дневник – это Я, письмо – это Ты.
Казимеж Выка


Пиши такие письма, которые ты хотел бы получить.
Античный афоризм


Ход мероприятия:

Звучит песня «Напиши мне письмо» и демонстрируется презентация.


^ 1. Вступительное слово учителя.


Наше мероприятие будет посвящено старейшему искусству – умению писать письма. В настоящее время, в век кибернетики и электроники, в век, когда машины выполняют сотни операций, в век компьютеров и мобильных телефонов, встает как первоочередная проблема душевной теплоты, проблема общения. Разве можно выразить в полной мере свои мысли, свои чувства, свое восхищение миром, разговаривая по телефону или общаясь по Интернету? В письмах же раскрывается внутренний мир человека, его взгляды, уровень культуры, интересы. Письмо позволяет человеку самораскрыться, отражает характер, обнажает некоторые черты, не видимые в повседневной жизни. Именно поэтому многие писатели и поэты ценили эту форму общения. Сейчас много говорится о необходимости возрождения утерянных культурных традиций, звучат голоса и о важности, значимости эпистолярного жанра. Мне очень хочется, чтобы вы чаще писали своим родным и близким письма

“Из истории письма”
Первый ученик. Дошедшие до нас античные эпистолярные теории свидетельствуют о
том, что в то время составление писем подчинялось четким стилистическим нормам, разработанным риторикой. Так, грамматик Артемон называл письма “диалогом без собеседника” и говорил, что они должны иметь стилистическое сходство с диалогом. Но “употреблять надобно обдуманные слова, а не случайные, что придут на ум”.
Второй ученик. При написании писем надо было соблюдать традиции.
“Письмо не должно быть шутливым, если оно пишется лицу вышестоящему, грубым - 
если равному, надменным - если подчиненному, неряшливо написанным - если ученому, невнимательно составленным - если неученому… пусть не будет оно составлено из избитых выражений, если пишется самому близкому человеку, если же менее близкому, то пусть не будет недружелюбным…”
Предъявлялись строгие требования к культуре письма. “Надлежит писать письма свои опрятно, без всякой почистки, на тонкой бумаге...”
Третий ученик. В античные времена выпускались Письмовники, это сборники образцов для составления писем, рекомендации по составлению писем разного xapaктера. В ХVII веке письма писались редко, а в ХVIII-XIX веке такие письмовники были очень популярны и издавались в большом количестве. В них насчитывалось до пятнадцати типов писем: просительные, одобрительные, нравоучительные и др., и каждый тип имел свою разновидность. Среди поздравительных выделялись, например, поздравление по поводу получения чина, по поводу женитьбы, по поводу рождения ребенка и т.д. 
^ Дополнение учителя. Эпистолярное наследие XIX века имеет важное значение для современной культуры. Письма писателей, поэтов и других видных общественных деятелей издаются и служат образцом эпистолярного жанра. Век галантных кавалеров и  пышных платьев, возвышенных чувств и  французских романов. Расцвет эпистолярного жанра: послания в альбомах, любовные записочки, романтические письма на надушенной бумаге. 
^ Сценка.
l-й ведущий (А.С. Пушкин – родителям) «Я хочу жениться на молодой особе, которую люблю уже год». 
В начале апреля 1830 г. предложение А.С. Пушкина Н.Н. Гончаровой стать его женой было принято. Но размолвки с будущей тёщей Н.И. Гончаровой, неуверенность в чувствах невесты, материальная неустроенность вызывали у Пушкина сомнение в возможности счастья.
^ Наталья Николаевна Гончарова (зачитывает некоторые фразы из писем Пушкина А.С.)
«Итак, я в Москве, – такой печальной и скучной, когда вас там нет...»
«Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна, я у ваших ног, чтобы поблагодарить вас и просить прощения за причинённое вам беспокойство…»
«Кланяюсь вам. Моё почтение и поклоны маменьке и вашим сестрицам…»
«Я отсчитываю минуты, которые отделяют меня от вас…»
«Целую ручки вам, мой ангел. . .»

^ 2-й ведущий: Н.Н. Гончарова – Пушкина – самый частый корреспондент поэта: ей за семнадцать месяцев разлуки Пушкин отослал семьдесят восемь писем.
Письма, писались из Москвы, из Петербурга, Болдина, Михайловского, Нижнего Новгорода, Казани, Оренбурга, Симбирска, из сёл Павловское и Языково. Первое письмо написано 20-го июля 1830 года, последнее – 18 мая 1836 года.
^ 2-й ведущий: И как отголосок тревоги – письмо из Болдино Н.Н. Гончаровой в Москву, датированное 9-м сентября 1930 года.
Н.Н. Гончарова (читает письмо)
«Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна, я у ваших ног, чтобы поблагодарить вас и просить прощения за причинённое вам беспокойство… 
Ваше письмо прелестно, оно вполне меня успокоило. Моё пребывание здесь может затянуться вследствие одного совершенно непредвиденного обстоятельства… У нас в окрестностях – Cholera morbus (очень миленькая особа). Она может задержать меня ещё дней на двадцать! Вот сколько причин торопиться! Почтительный поклон Наталье Ивановне, очень покорно и очень нежно целую ей ручки... ещё раз простите меня и верьте, что я счастлив только будучи с вами вместе».
l-й ведущий: Встретиться им придётся нескоро, через несколько месяцев, да и переписка из-за холеры будет реже: иногда по 25 дней будет идти одно письмо от адресанта к адресату Слуга  держит в руках письмо и торжественно объявляет: 
Её высокоблагородию 
милостивой государыне
Наталье Николаевне
Гончаровой
в Москву
на Никитской в собственном доме.
^ Н.Н. Гончарова (берёт письмо, распечатывает его и читает): 29 октября 1830 года. Болдино.
«Милостивая государыня, Наталья Николаевна, я по-французски браниться не умею, так позвольте говорить вам по-русски, а вы, мой ангел, отвечайте мне хоть по-чухонски, да только отвечайте. Письмо Ваше от 1-го октября получил я 26-го. Оно огорчило меня по многим причинам: во-первых, потому, что оно шло ровно 25 дней. 2) что вы 1-го октября были ещё в Москве давно уже зачумленной. 3) что вы не получили моих писем. 4) что письмо ваше было короче визитной карточки. 5) что вы на меня, видно, сердитесь, между тем как я пренесчастное животное, уж без того. Где вы? Что вы?.. Я писал в Москву, мне не отвечают... простите, целую ручки у матушки, кланяюсь в пояс сестрицам».
^ Сестра Натальи Николаевны Гончаровой Александра Николаевна: Боже, как долго шло письмо! Конечно же, во всём виновата холера, эта «премиленькая особа», как сказал о ней Александр Сергеевич.
Эксперт: надо пояснить, что во времена Пушкина почта ходила крайне нерегулярно. Существовала, так называемая «ямщицкая гоньба». На определённом расстоянии друг от друга находились станции – ямы, заведовали которыми станционные смотрители. Они принимали письма, снаряжали ямщиков, давали лошадей за определённую плату. Поэтому, так и получалось, что послание от адресанта к адресату могло идти от нескольких дней до месяца.
Когда А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова стали супружеской парой, тон писем стал более свободным и доверительным. Из них мы черпаем сведения о быте Пушкина и его семьи, буднях и праздниках, светских визитах и встречах с друзьями, отношениях с родными и властями.
l-й ведущий: Письма Пушкина к жене были в доме поэта в момент его смерти. Впоследствии, они перешли в руки дочери поэта, графине Наталье Александровне Меренберг, и впервые были опубликованы в 1878 году.
^ 2-й ведущий: Писем же Натальи Николаевны к мужу не сохранилось. Чтя память мужа и понимая научное значение его писем, Н.Н.Пушкина-Ланская сохранила все его письма, свои же письма к нему она уничтожила.
Ученик читает «Письмо Онегина к Татьяне» А. С. Пушкина.
Учитель. В художественном письме адресат и адресант - вымышленные образы, плод фантазии писателя, и письмо адресовано не конкретному человеку, а массовому читателю. Художественное письмо только имитирует реальное интимно-дружеское послание. 
^ Чтение письма Желткова из повести А. Куприна «Гранатовый браслет» под музыку
Учитель: В годы самой страшной войны именно письма стали той ниточкой, которая связывала солдата с домом, давала силы, надежду. Летели треугольные голуби с передовой в далёкие родные города, села и деревушки и обратно. Это они спасали жизни, это они одержали победу.
(Подготовленный ученик в гимнастёрке и пилотке читает стихотворение ^ Уткина «Ты пишешь письмо мне».
Викторина «письмо в литературном произведении».
Назовите автора и произведение. Кто и кому пишет письмо? Определите общие черты жанра и особенности стиля.
1. «Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче...» (Капитанская дочка)

2. «Государь Андрей Петрович, отец наш милостивый! Милостивое послание ваше я получил...» (Капитанская дочка)
3. «Государь ты наш Владимир Алексеевич, – я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить...» (Дубровский)
4. «Спешу уведомить тебя, душа Тряпичкин, какие со мной чудеса...» (Ревизор)
5. «Спешу между прочим уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию...» (Ревизор)
6. «Предвижу все: вас оскорбит печальной тайны объясненье...» (Евгений Онегин)
7. «Кто ты, мой ангел ли хранитель, Или коварный искуситель?» (Евгений Онегин)
8. «Я пишу к тебе в полной уверенности, что мы никогда более не увидимся». (Герой нашего времени)
9. «Все устроено как можно лучше: тело привезено обезображенное, пуля из груди вынута...» (Герой нашего времени)
10. «Письмо начиналось очень решительно, именно так: “Нет, я должна к тебе писать!”». (Мертвые души)
11. «Весьма радостное в сей момент известие получил через курьера, если не вранье...» (Война и мир)
12. «“Мне слишком тяжело было думать, что я могу быть причиной горя или раздора в семействе, которое меня облагодетельствовало”, – писала она...» (Война и мир)
13. «Вот уже два месяца с лишком, как я не беседовала с тобой письменно, отчего сама страдала...» (Преступление и наказание)
14. «Вы, бабушка, больше нам ни индюшек, ни кур не посылайте». (Господа Головлевы)
Учитель. Мы сегодня много говорили о письмах, читали письма известных писателей, познакомились с особенностями письма. Я думаю, что в наш век электронной почты, экспресс-переводов, мобильной связи из нашей жизни все равно не может быть вытеснено старое доброе бумажное письмо. Электронная почта никогда не заменит удовольствия распечатывания конверта с письмом друга, удовольствия от держания в руках исписанных близким человеком листов. А письма великих людей помогут нам находить прелесть в “несовременном” способе общения - письмах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пишем письма друзьям

Конспект урока в 3 классе...

Урок английского языка в 3 классе тема "Пишем письма друзьям"

Урок английского языка в 3 классе по теме "Пишем письма друзьям". Урок проводится при изучении темы "Поговорим о новом друге" (УМК Биболетовой М. З., Денисенко О. А., Трубаневой Н. Н. "Английский с уд...

Внеклассное мероприятие "Мы - друзья природы".

Данный материал представляет собой готовую методическую разработку внеклассного занятия в рамках программного курса "Окрыжающий мир" в начальной школе, который возможно использовать в рамках школьного...

Внеклассное мероприятие: «Неразлучные друзья – взрослые и дети».

Праздник для родителей и их детей. Мы не будем ставить рекорды, определять чемпиона и выбирать самых сильных и ловких. Наша цель другая. Мы собрались для того, чтобы поближе познакомиться и крепче под...

Конспект урока по теме Письма друзей по переписке

Конспект урока по теме Письма друзей по переписке для 3 класса, УМК Enjoy English, автор  Биболетова М.З. и др. ...

внеклассное мероприятие Мы друзья природы

Мероприятие для учащихся 5-7 классов...

Тема: "Пишем письма друзьям"

План-конспект урока  английского языка в 4 классе...