Развитие творческих способностей на уроках литературы
статья по литературе (10 класс) по теме

Яук Наталья Васильевна

В статье представлены различные виды работ, направленных на развитие творческих способностей учащихся (сочинение - миниатюра, синквейн, сочинение с использованием пословиц, поговорок, загадок).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx13.16 КБ

Предварительный просмотр:

       Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского

                                            языка   и   литературы

Форм работы по развитию творческих способностей достаточно много и охватить их все практически невозможно, поэтому подробно остановлюсь на описании наиболее эффективных, с моей точки зрения.

Сочинение-эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия или темы, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Например, после изучения темы «Образы из народа» в поэме Н.А. Некрасова  учащимся можно предложить следующую  работу:    

1. Разделиться на малые группы.

2. Учитель сообщает задание: написать сочинение – миниатюру об одном из героев (Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрёна Тимофеевна, Савелий – богатырь Святорусский.

3. Учащиеся выбирают героя, о котором будут писать в сочинении.

4. Обсуждение предстоящей работы в группе.

5. Индивидуальная работа над сочинением.

6. Обсуждение работы в группе, затем между группами.  Подведение итогов.

Альтернативной работой может быть задание -  написать синквейн (это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке). Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Например, после изучения образов из народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» учащиеся создают синквейн:

Матрёна Тимофеевна.

Красивая, трудолюбивая.

Работает, борется, защищает.

Женщина с трудной судьбой, которая защищает своих детей, свою семью, и не «гнётся» перед трудностями.

Крестьянка.

Сочинение по пословице - это  интересный и полезный вид работы, так как  позволяет ребятам поразмышлять над проблемами, волновавшими народ и много лет назад, и сегодня. Перед написанием работы проводим конкурс пословиц. Ребята делятся на группы и  готовят пословицы по заданной теме. После конкурса ребята выбирают для себя определённую пословицу и на её основе пишут сочинение – миниатюру.

На уроках по изучению лексики, чтобы повысить интерес ребят к слову, показать его многообразие, предлагаю ребятам самим  сочинить загадки, используя многозначность слова, синонимы и антонимы. Такая работа вызывает у ребят интерес, увлекает их, особенно если выполняется по группам. Часто ребята сами удивляются полученным результатам, открывая новые грани знакомых слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы как способ повышения качества образования

Речь в этой публикации идёт о преподавании литературы как одного из искусств, созвучного живописи, музыке, театру. Сейчас у учителя очень много опасных конкурентов: кино, телевидение, компьютеры...

Презентация для выступления на педагогическом совете по теме "Развитие творческих способностей на уроках литературы"

Материал иллюстрирует некоторый анализ творческих заданий в современных учебниках литературы...

Развитие творческих способностей на уроках литературы в 5 классе

В статье " Развитие творческих способностей на уроках литературы в 5 классе" показываются различные способы развития творческих способностей учеников на уроке литературы в 5 классе. Это и работа над с...

Статья "Экранизации произведений как способ развития творческих способностей на уроках литературы у обучающихся средних и старших классов"

Статья "Экранизации произведений как способ развития творческих способностей на уроках литературы у обучающихся средних и старших классов"...

Проблемный метод как способ развития творческих способностей на уроках литературы

В статье рассматривается применение проблемного метода изучения литературы как способ развития творческого потенциала учащихся....