М.Горький. Рассказ "Старуха Изергиль". Легенда о Данко.
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Колесникова Елена Анатольевна

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_ramkakh_fgos_po_rasskazu_starukha_izergil.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

составила Колесникова Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Якушкинская СОШ»

Урок № 43

Дата проведения: 19.02.2014 г.

Класс: 7

Предмет: литература

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010 г

Название раздела: Творчество М.Горького.  

Тема мероприятия: М.Горький. «Старуха Изергиль».Легенда о Данко.

Цели урока:  знакомство с рассказом «Старуха Изергиль». Чтение и идейно-художественный анализ «Легенды о Данко».

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с  рассказом «Старуха Изергиль», выявить идейно-художественное своеобразие «Легенды о Данко», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие  моральной готовности противостоять Злу, формирование чётких представлений о добродетели и самопожертвовании. На примере отношения главного героя к людям   прививать  детям человеколюбие.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник..

Литература: Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

Межпредметные связи:  география, живопись.

               

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организационный момент

( 1 мин.)

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.Сквозной элемент урока

(1 мин.)

Индивидуальная работа, парная, коллективная

регулятивные: саморегуляция

Артикуляционная гимнастика.

Работа над скороговорками.

(ехал грека через реку…)

Подготовка речевого аппарата к говорению

2.Мотивация к учебной деятельности

(3 мин.)

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД:   основы гражданской идентичности путём знакомства с достопримечательностями  России.

регулятивные УУД: целеполагание

Проблемный вопрос:

Какое слово в скороговорке повторяется чаще всего? (река)

-Сегодня мы совершим с вами виртуальную экскурсию и вы познакомитесь с рекой.

Что это за река и что за город?

(река Волга, Нижний Новгород)

Проблемный вопрос: С именем какого писателя они связаны? И о чём речь пойдёт на уроке?

( о творчестве М.Горького.)

Анализ, сопоставление.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

( 3 мин.)

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

Задание: Вспомните, о каких героях произведений писателя вы слышали?

(Данко.ОПП «Данко», созданный в нашей школе) 

Целеполагание.

Сформулируйте тему нашего урока.

( Цикл рассказов «Старуха Изергиль».Легенда о Данко.)

Отвечают на вопросы.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

1.Работа с учебником.

(7 мин.)

Словесный, познавательный, эвристический

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.

регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.

Беседа по статье.

-Какова история создания рассказа?

-Какая история легла в основу рассказа?

Демонстрация пейзажей Молдавии.

Отвечают на вопросы учителя.

2.Работа с литературоведческими понятиями.

( 7 мин.)

Легенда.

Что такое легенда? (Легенда – один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с шестого века. Первоначально – житие святого, написанное для чтения в день его памяти. В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.)

Групповая работа. 

Каждая команда должна составить словесный портрет человека-легенды. Оценивается правильность и скорость выполнения задания). Коллективная проверка.

Предполагаемый ответ:

Сильный, бесстрашный, совершающий подвиг и т.д.

Физ. минутка

(2 мин)

Активно выполняют физические  упражнения для глаз, рук, шеи. Упражнение «вдох-выдох»

Этап 4. Практикум. Аналитическая работа  с текстом 

Работа с текстом произведения.

(7 мин.)

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и

условиями коммуникации.

Беседа:

- Обратимся непосредственно к произведению.

-Какими изображены люди племени?

-Могли ли они изменить ситуацию?

-Что помешало людям бороться за своё племя?

-Что подтолкнуло героя к совершению подвига?

Отвечают на вопросы учителя.

Дают развёрнутые ответы, приводя примеры из текста.

5. Знакомство с иллюстрациями рассказа

(2 мин)

Наглядный, частично-поисковый

Какая иллюстрация вам больше понравилась, почему?

Дают развёрнутый ответ на вопросы.

Этап 5. Закрепление полученных знаний

Групповая работа. Самостоятельный анализ произведения.

(6 мин)

Работа в группах и   выступление перед аудиторией.

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные  УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе.

Групповая работа.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Самостоятельный анализ .

  1 группа.

Какие краски используются автором для передачи атмосферы произведения?

2 группа.

как соотносится сцена грозы с состоянием людей?

3 группа.

Проанализируйте кульминационную сцену.

Этап 6. Подведение итогов урока

1.Обобщение

(3 мин)

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.

Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов.  Выполняет роль консультанта.

Какова основная идея произведения? Чему оно нас учит?

2.Самооценка и оценивание учителем работы с комментариями

(2 мин)

Самоанализ

Анализ работы учащихся.

-Как вы считаете, насколько полно вы усвоили материал?

Самооценка работы на уроке.

3.Домашнее задание

(2 мин)

Словесный, наглядный

Дифференцированное  домашнее задание.

1.Сочинение-миниатюра «Подвиг во имя людей».

2. Презентация «Легенда о Данко».

Записывают

задания в дневники.

4.Рефлексия

(1 мин)

познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Дайте оценку по шкале на доске:

Интересно

Жизненно

Полезно

Обыкновенно

Скучно

 

Ставят галочку напротив подходящего, по их мнению, слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по рассказу Горького "Старуха Изергиль" (часть 3, Данко)

Презентация к уроку литературного чтения в 9 классе узбекской школы....

Открытый урок литературы в 7 классе на тему: "Выбор жизненной позиции в "Легенде о Данко" (По рассказу М. Горького "Старуха Изергиль")

Цель урока:способствовать воспитанию духовно-нравственной личности, формированию гражданского сознания;проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия;учить в...

Урок- исследование по теме «А.М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Легенда о Данко»

Конспект урока- исследования  по теме «А.М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Легенда о Данко» для проведение урока литературы   в 7 классе.   Учитель организует исследование эмоциона...

Урок по литературе в 7 классе " Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция".

Урок по литературе  "Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция" проводится в 7 классе. Его цели:1.     Выя...

Урок литературы 7 класс. М.Горький. Рассказ "Старуха Изергиль": Легенда о Данко.

Урок по рассказу М.Горького "Старуха Изергиль". Легенда о Данко....