Урок литературы 7 класс. М.Горький. Рассказ "Старуха Изергиль": Легенда о Данко.
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Вишнякова Мария Алексеевна

Урок по рассказу М.Горького "Старуха Изергиль". 

Легенда о Данко.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 7 классе 

Тема: «Максим Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»: Легенда о Данко».

Цели: 

  • показать особенности раннего творчества М.Горького на примере рассказа “Старуха Изергиль”
  • проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия
  • через анализ легенды воспитать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям.
  1. Организационный момент.
  2. Целеполагание, мотивация.

Сегодня у нас с вами урок внеклассного чтения, на котором мы продолжим знакомство с творчеством  Максима Горького.

Поднимите руки, кто прочитал отрывок из его рассказа «Старуха Изергиль» - «Легенда о Данко».

Какое впечатление произвело на вас это произведение? Какие эмоции, чувства вызвало?

Ответы детей. (… но не оставило равнодушным).

Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку:

«Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче» Б.Шоу

Какая мысль отражена в этих словах?

О чем же сегодня мы будем говорить на уроке?

Ответы – Будем анализировать легенду и говорить о нравственных качествах человека.

  1. Работа по теме урока.

Откроем тетради и запишем тему урока: Максим Горький. Легенда о Данко (из рассказа «Старуха Изергиль» 1895 г.)

  1. Словарная работа.

Ребята, что такое легенда? Запишите определение в тетрадь. При необходимости обратитесь к словарю литературоведческих терминов в конце учебника.

Пока звучат ответы, проверьте себя – все ли признаки легенды вы отметили в своем определении. Если нужно, дополните его.

Ответы – народное предание о жизни или подвиге необыкновенного человека. В основе легенды лежит чудо, которое воспринимается как достоверное. Сочетание реального и фантастического.

  1. Работа в парах (обращение к ассоциативному мышлению учащихся).

Как можно назвать человека, о котором сложены легенды?

Ответ – Герой.

Работая в парах, составьте словесный портрет человека-легенды.

Запишем в тетрадь: Герой – и далее – какими качествами он обладает.

Озвучьте свои мнения. Собирательный портрет запишем в тетрадь. Эти ключевые слова используем при выполнении творческого задания в конце урока.

Ответы – Герой – сильный, смелый, бесстрашный, умеющий преодолевать трудности, не боится опасностей, жертвующий собой, совершающий подвиг…

  1. Индивидуальная работа + фронтальный опрос

Откроем текст легенды. Кто может кратко пересказать начало легенды?

Как вы думаете, можно ли было как-то спасти племя от гибели?

Ответ – Нужно было что-то делать, а не тосковать.

Понимали ли люди, что в лесу их ждет неминуемая смерть?

Ответ – Да, или от врагов, или от смрада.

Как восприняли люди предложение Данко?

Ответ – Люди обрадовались, что кто-то предложил выход.

Почему они поверили ему?

Ответ – Он – лучший из всех, в очах его много силы и живого огня.

Легко ли было людям идти по лесной чаще, по болоту?

И что изменилось в состоянии людей?

Ответ – Люди утомились, пали духом, потеряли надежду.

  1. Самостоятельная работа с текстом.

На парте у каждого лежит Рабочая карта урока. Возьмите ее и подпишите.

Сейчас мы выполним самостоятельную работу № 2. Прочитайте внимательно задание. Если вам потребуется помощь, воспользуйтесь подсказкой на цветной бумаге или обратитесь ко мне.

  1. Выразительное чтение.

Читаем текст со слов «Остановились они…  А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь»

Как Данко реагирует на угрозы людей?

Ответ – Вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их.

Могли ли люди в порыве «злобы и гнева» убить Данко? (да)

Что бы стали они делать после этого в лесу? (погибли бы)

  1. Просмотр мультфильма.

Сейчас мы посмотрим фрагмент мультфильма, который снят в 1967 году и называется «Легенда о пламенном сердце».

На фоне музыки:

«Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям. Люди же, изумленные, стали как камни.»

«Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его.»

Что чувствовал Данко перед смертью?

Ответ – Кинул радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо.

Чему он рад?

Ответ – Ему удалось спасти свое племя.

Почему люди не заметили его смерти?

Ответ – Люди счастливы, полны надежды. Сейчас они не думают о благодарности, но потом обязательно поймут, что для них сделал Данко.

  1. Подведение итогов урока.

Итак, о чем же эта легенда? Какова ее тема?

Ответ – Тема – подвиг Данко, жертвующего собой ради спасения людей.

Запишем в тетрадь: Тема - …

(Дети говорят и о том, что подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание. И о том, что подвиг Данко должен служить напоминанием новым поколениям о том, каким должен быть настоящий человек.)

  1. Рефлексия

Сейчас мы выполним индивидуальное задание, которое поможет нам увидеть ваше эмоциональное восприятие прочитанного произведения и понимание его – составим синквейн на тему «Данко».

Синквейн – стихотворение из пяти строк, в каждой из строк определенный набор слов:

  1. Тема синквейна
  2. 2 прилагательных
  3. 3 глагола
  4. Фраза на тему синквейна
  5. Вывод – 1 существительное.

Прочитайте свои синквейны. (Пример синквейна, составленного детьми: Данко. Смелый, красивый. Жалел, спасал, погиб. Красивые – всегда смелы. Подвиг.

  1. Домашнее задание.

Домашнее задание предлагаю на выбор. Каждый из вас сам решит, какой вариант задания выбрать:

-  нарисовать иллюстрацию к легенде о Данко;

- подготовить художественный пересказ легенды;

- написать небольшое рассуждение на тему: «Каким быть человеку и как ему жить среди людей?»

  1. Организационный момент.

Благодарю вас за работу.

Любите литературу и зажигайте сердца!

Спасибо. До свидания.

________________________________________________________________________

Приложение

Рабочая карта урока    учени___ 7 класса  ФИ_________________________________

Вариант 1 Самостоятельная работа

Прочитайте эпизод легенды со слов «Но однажды гроза грянула над лесом….» до слов «… А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное».

Ответьте на вопрос: Какова роль пейзажа в этом отрывке?

При необходимости воспользуйтесь Помощью № 1

Вариант 2 Самостоятельная работа

Прочитайте эпизод легенды со слов «Там были болота и тьма….» до слов «… и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям».

Ответьте на вопрос: Какова роль пейзажа в этом отрывке?

При необходимости воспользуйтесь Помощью №2

Помощь № 1

  1. Какие части речи в большом количестве использует автор в этом отрывке? Для чего?
  2. Какое влияние оказывает природа на людей?
  3. Что они чувствуют?
  4. Какой художественный прием использует автор? Для чего?
  5. Можно ли сказать, что природа враждебна к людям?

Помощь № 2

  1. Какие краски использует автор для описания леса?
  2. Какие художественные выразительные средства языка использует? Для чего?
  3. Какое влияние оказывает природа на людей?
  4. Что они чувствуют?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по рассказу М Горького "Старуха Изергиль"

Данный урок предназначен для учащихся 11 класса или 1 курса учреждений СПО и НПО. Урок построен по технологии критического мышления. Для разработки урока   были использованы  уроки учителей ...

Презентация к серии уроков по рассказу М.Горького "Старуха Изергиль"

Презентация помогает учащимся полнее рассмостреть и проанализировать данное произведение.Рассматриваемые вопросы:1.Романтизм как направление в литературе.2.Романтический герой.3.Почему Горький выбирае...

М.Горький. Рассказ "Старуха Изергиль". Легенда о Данко.

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...

Презентация к уроку по рассказу Горького "Старуха Изергиль" (часть 3, Данко)

Презентация к уроку литературного чтения в 9 классе узбекской школы....

Открытый урок литературы в 7 классе на тему: "Выбор жизненной позиции в "Легенде о Данко" (По рассказу М. Горького "Старуха Изергиль")

Цель урока:способствовать воспитанию духовно-нравственной личности, формированию гражданского сознания;проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия;учить в...

Урок- исследование по теме «А.М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Легенда о Данко»

Конспект урока- исследования  по теме «А.М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Легенда о Данко» для проведение урока литературы   в 7 классе.   Учитель организует исследование эмоциона...

Урок по литературе в 7 классе " Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция".

Урок по литературе  "Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция" проводится в 7 классе. Его цели:1.     Выя...