Рецензия на повесть В. Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»
учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему

Рецензия информирует о  произведении В.Г.Распутина, содержит его краткий анализ и оценку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon retsenziya_na_povest_v.g.rasputina.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Понятие термина «рецензия»

         Рецензия — жанр журналистики, а также научной и художественной критики. Рецензия информирует о новом произведении, содержит его краткий анализ и оценку. В переводе с латинского «recensio» означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо». Рецензия — это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего — критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т. п. Исследователь А. Тертычный в книге «Жанры периодической печати» считает рецензию публицистическим жанром журналистики[1]. Особой разновидностью рецензии является научная рецензия, или рецензия на научную работу. Предметом рецензии выступают информационные явления — книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи, игры.

        Как правило, рецензия посвящена одному произведению. В иных случаях можно говорить о поджанрах — сборной рецензии (рассматривается несколько произведений) и монографической рецензии (рассматриваются произведения одного автора).

        Объем рецензии — средний или маленький. Большая рецензия перерастает в критическую статью, большая сборная рецензия — в обозрение (обзор).

        Редко рецензия выступает сама по себе — как правило, их несколько. Вместе они формируют рецензионный блок, представляя своеобразную литературную (кинематографическую, книгоиздательскую, другую тематическую) повестку за определенный промежуток времени.

        Предметом анализа в рецензии является отраженная действительность, то есть реальность, уже нашедшая отражение в творческих произведениях — искусства. науки, публицистики и т. п. Поэтому автор всегда соотносит свой взгляд на окружающий мир с тем, как этот мир показан в обозреваемом произведении. Главные задачи рецензента — ориентация аудитории в тех проблемах, о которых говорят создатели книги, спектакля или живописного полотна, формирование у читателя эстетических представлений о действительности, объяснение сути творческого процесса, содействие аудитории в выработке самостоятельных оценок подобных произведений.

        Анализируя конкретное сочинение, рецензент обязан вписать его в художественный процесс, в художественную традицию, художественную моду. Сделать это можно с помощью разных подходов:

- на жанровом уровне — анализируемый роман соотнести с эволюцией жанра;

- на биографическом уровне — рассматриваемую вещь вписать в творческую биографию художника;

- на тематическом уровне — сопоставить разработку художником определенной проблемы с тем, что уже сказано по данной теме;

- на уровне образов — показать эволюцию героя в системе образов мирового искусства (или данного отрезка времени).

        По объему рецензия может быть:

- большая (гранд-рецензия). Развернутая рецензия, особенность специализированных изданий. Большой объем дает автору возможность достаточно глубоко и всесторонне охватить исследуемую тему. Такие рецензии обычно готовят критики, обладающие авторитетом у публики, имеющие устойчивые общественно-политические и философские взгляды.

- маленькая (мини-рецензия). Может представлять собой всего лишь краткое извещение автором читателя о своих впечатлениях от увиденного фильма или прочитанной книги. Такой материал не содержит обоснования мнения критика, анализа различных аспектов предмета отображения. Или может быть в виде сжатого, насыщенного, аргументированного анализа того или иного произведения.  В мини-рецензии мысль критика должна быть краткой, емкой, максимально точной.

По числу анализируемых произведений:

- монорецензия. Анализируется одно произведение, хотя автор может производить какие-то сравнения и с этой целью упоминать другие произведения. Но объем сравнительного материала должен быть небольшой. Автор обычно сравнивает новое произведение с произведением, уже известным аудитории.

- полирецензия. Производится разбор двух или более произведений, они обычно сравниваются между собой, и такой разбор занимает довольно большое место. Ведется сравнительный анализ только что созданных произведений, не известных и мало известных аудитории.

  1. Рецензия на повесть В. Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»

        Перечитывая произведения В. Распутина, можно заметить одну характерную особенность. Как правило, в основе каждой из повестей лежат исключительный случай, драматическая ситуация. Повести Распутина– это произведения о жизни сибирской деревни, в них автор следует вечные вопросы добра, справедливости, долга, ставит ситуации, которые требуют полного и точного проявления моральных качеств человека. Такой является и его повесть «Дочь Ивана, мать Ивана», опубликованная в 2003 году.

        В основе произведения лежит происшествие, случившееся в одной семье. Из дома неожиданно пропадает дочка Светлана. Родители начинают поиск самостоятельно, но затем привлекают и милицию. Их дочь подвергается изнасилованию со стороны рыночного торговца-азербайджанца. После задержания преступника Тамара Ивановна надеется на его наказание, однако сотрудники прокуратуры готовят освобождение под залог. Тамара Ивановна приносит в здание прокуратуры обрез, спрятанный в сумку, и убивает насильника. После суда она попадает в тюрьму.                  Трудолюбивая и крепкая семья почти распадается. Через четыре года Тамара Ивановна возвращается. Ее освободили за добросовестное поведение. Тамара Ивановна – сильная  женщина. Она продвигалась вперед неторопливыми выверенными шагами, выстраивая свою судьбу как крепость, без единого серьезного ушиба, только дальше и дальше. Главное богатство для нее – это ее дети, сын и дочь, в которых она вложила частичку своей бесценной души.

        Валентин Распутин дает нам огромное количество нравственных уроков: как остаться человеком, не сломаться под напором всей той грязи, окружающей нашу жизнь сегодня, как научиться видеть хорошее, светлое, где искать его.

        Сюжет на удивление прост, но в то же время тяжел, трагичен, и, главное, очень реалистичен.

        Изначально Тамара Ивановна – символ той самой русской женщины, что «и коня на скоку остановит, и в горящую избу войдет». Девчонкой она воспитывалась отцом Иваном Савельевичем в тайге, где осваивала мужской транспорт и зачитывалась романами о буднях телеграфисток.

        Трагедия, случившаяся со Светланой, поражает Тамару Ивановну как внезапный удар. Удар по ее устоявшейся жизни, по материнской любви и по судьбе ее несовершеннолетней дочери. В повести очень подробно описаны все переживания Тамары Ивановны, начиная от мучительного ожидания и истязающей неизвестности, до гнева, отчаяния, неосознанной жажды отомстить и понимания что она, мать, во всем и виновата.

        Распутин открывает перед нами настоящую материнскую трагедию, которая, конечно,  не всегда в таких масштабах, но хоть раз касалась каждой семьи.

        Саму Тамару Ивановну Валентин Григорьевич делает символом истинно русской женщины, со всеми присущими ей чертами характера.

Распутин не назвал свою повесть по имени главной героини – «Тамара Ивановна», но сказал нам, что она дочь Ивана и мать Ивана. Тут смысл любой женской судьбы, огражденной силой отца и защищенной силой сына – связать в род, растянуться душой от отца к мужу и сыну...

        Два Ивана (дед и внук) – это те крепкие границы женской судьбы Тамары Ивановны, которые прочертили и смысл ее жизни. От Ивана-старшего  к Ивану-младшему пролегла родовая дорога этой семьи: четыре с половиной года тюремного заключения, вернее, исключения матери из жизни семьи, не стали для нее убийственно-горьки, но, напротив, заставили «заработать» высшие душевные силы.

        Правильность Ивана-деда (добрый, покладистый, обладающий «непробиваемой безмятежностью», ловкий в любом деле – «умел печь сложить и песню затянуть») возвратилась правильностью Ивана-внука. Книжки и мечтательность увели из деревенского дома Тамару Ивановну, но они же вернули ее сына в родовую деревню.

        О последней повести «Дочь Ивана, мать Ивана» Валентин Распутин говорит так: «Эта моя повесть, конечно, мало утешат читателя. Но я и не ставлю такой задачи – утешать. Это реальность, какая она есть. И герои мои, и сильные, и слабые, я надеюсь, взаимодействуют в ней так, что появляется и утверждается надежда на общее укрепление. Я верю в него».         Валентину Распутину удается на этом удивительно простом материале дать картину жизни современной России.

        На мой взгляд, Распутин сознательно выбирает для своей героини такое «говорящее» имя - Света. И весь образ Светланы - это чистота (свет) и беззащитность.

        Автор пытается настроить читателя  на размышления.

        Боль пропитывает каждую его фразу, каждое слово и преображается в ту щемящую мелодию прозы Распутина, которая звучит в редкие минуты счастья и вдохновения, делая горьким и это счастье, и вдохновение.

Литература

1.Козлова М. М. //История отечественных средств массовой информации. Учебное пособие. – Ульяновск.-  2000

2. Муравьев Д. П. Рецензия // Краткая литературная энциклопедия. Т. 6.-  М., 1971

 3. Тертычный А. А. // Жанры периодической печати. Учебное пособие.- М.: Аспект Пресс.-  2000


[1] Тертычный А.А. Жанры периодической печати. Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление в 11А классе по повести В.Г.Распутина "Живи и помни" на тему "Война все спишет?.."

Урок посвящен 75-летию В. Г. Распутина.  К конспекту прилагаются презентация к уроку и кадры из фильма "Живи и помни"...

Презентация к уроку по повести Карамзина "Наталья, боярская дочь"

краткое описание жизни и творчества писателя...

Презентация к уроку по повести В. Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана"

Урок по повести В.Г. Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана" проходил в форме читательской конференции, где ребята делали свои сообшения по темам: " Противостояние", "белое и черное", "мужское и женское" и...

Урок литературы "Человек в кризисной ситуации, или Проблема выбора" (По повести В.Г.Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")

Урок литературы с применением проблемной технологии нацелен на осмысление современных проблем, поднятым В.Распутиным в повести; формирование активной гражданской позиции учащихся; воспитание чувства о...

Технологическая карта урока по литературе в 11 классе. Тема урока:"Проблема выбора "( по повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")

Урок общеметодологической направленности.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока: совершенствовать умение характеризовать главно...

Технологическая карта урока по литературе в 11 классе. Тема урока:"Проблема выбора "( по повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")

Урок общеметодологической направленности.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока: совершенствовать умение характеризовать главно...

Методическая разработка уроков по повести В.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»

Цели урока:· научить выявлять заложенные автором в произведении проблемы, размышлять над ними;· научить анализировать произведение, выявляя его непреходящий общечеловеческий и конкретно-...