Урок ""Портрет". Место повести в сборнике "Петербургские повести" Н.В. Гоголя"
план-конспект урока (литература, 8 класс) по теме

Разработка урока литературы в форме проблемно-поискового семинара с опережающими заданиями с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо", проектные технологии, учебно-исследовательской технологии. В методическом описании урока определены цель урока, задачи, планируемый предметный результат, формируемые УУД, тип и форма урока, методы и формы работы, используемые технологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_n.v._gogol._peterburgskie_povesti._portret.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Овчинникова Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №2 г. Бронницы

Н.В. ГОГОЛЬ. «ПОРТРЕТ». МЕСТО ПОВЕСТИ В СБОРНИКЕ «ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ»

(проблемно-поисковый семинар с опережающими заданиями)

Цель урока:

-  обобщить ранее полученные знания  о «петербургских повестях»;

-  определить место повести «Портрет» в данном цикле.

Задачи:

    Образовательная:

   - проанализировать повесть «Портрет» и осмыслить одну из центральных для писателя тем: содержание и назначение искусства.

     Развивающие:

- формировать умение глубокого анализа текста;

- вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока;

- развивать творческие способности, монологическую речь.

     Воспитательные:

- вызвать интерес к творчеству Н. В. Гоголя;

- формировать нравственные ценности личности. 

Предметный результат:

ознакомиться с повестью Н.В. Гоголя “Портрет”, научиться внимательно читать произведение, подмечать важные детали, дать почувствовать своеобразие гоголевской прозы, представить героев, проникнуться к ним сочувствием, выяснить гоголевские приёмы создания образов; показать, какую роль отводил Н.В.Гоголь искусству в жизни общества, каким должен быть истинный художник – по Гоголю; выяснить, какие типы художников существуют, по мнению Гоголя, и каков высший тип художника; развить умение самостоятельно анализировать художественное произведение; развить навыки размышления по прочтении художественного произведения; воспитывать внимательное отношение к слову, духовность, целомудрие, милосердие; содействовать развитию умения общаться между собой.

УУД:

коммуникативные: 

• формирование действий по организации и планированию учебного струдничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

• практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

• развитие речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

регулятивные: формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временной перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

познавательные: 

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов;

      • развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

Выпускник получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;

личностные: формирование

• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

• основ социальных компетенций (включая ценностно- смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

Выпускник получит возможность для формирования:

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.

Тип урока: комбинированный  урок с использованием медиаресурсов.

Форма урока: проблемно-поисковый семинар с опережающими заданиями.

Используемые педагогические технологии:

- традиционная педагогическая технология;

- технология метода проекта;

- информационно-коммуникационная технология;

- элементы технологии исследовательской деятельности обучающихся и элементы дифференцированного подхода к обучению;

- приёмы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Методы, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративные (упражнение, рассказ, беседа, практическая работа, анализ текста,  анализ схемы), репродуктивные (аналитический пересказ прочитанного, выполнение заданий по образцу, анализ по алгоритму, работа с учебником), проблемно-обобщающие (объяснение причин различия в фактах, объяснение с опорой на наглядность, доказательство путём сравнения подобий предложений), частично-поисковые (эвристическая беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое), исследовательские методы (работа с книгой по поиску метода, самоанализ текста и примеров по поиску общего вывода, практические действия с последующим доказательством закономерности), самоконтроль и самопроверка, приёмы технологии РКМЧП (кластер (метод графической систематизации материала), инсерт (метод активного чтения), «РАФТ», логические цепочки, «толстые и тонкие вопросы».

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая работа, дифференцированный подход, разноуровневые задания, фронтальная работа, самостоятельная работа, творческие упражнения, устные и письменные упражнения, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем.

Продолжительность:  45 мин.

Средства обучения: проектор, компьютеры, иллюстрации к произведениям, портрет Гоголя, текст художественных произведений.

Подготовительная работа:

1 группа - Образ Петербурга (повесть «Невский проспект»).

2 группа - Тема «маленького человека»  (повесть «Шинель»).

3 группа - Видение мира через фантастику (повесть «Нос»).

Этапы подготовительной работы:

  • прочитать художественное произведение;
  • собрать материал по теме;
  • составить мини-презентацию;
  • создать слайды.                                        

                                                                   

                                                           

Ход урока

  1. Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.

Тема урока. Н.В. Гоголь. «Петербургские повести». Место повести «Портрет» в сборнике. ( слайд №1)

Цель нашего урока. Исходя из темы урока, сформулируйте цель урока.

Обобщить ранее полученные знания о « петербургских повестях» , определить место повести      «Портрет»  в цикле «петербургские повести»,  осмыслить одну  из  центральных для писателя  тем – назначение искусства. (слайд №2)

«Петербургские повести» - третий цикл произведений Гоголя, объединенных общим идейным замыслом. Через все повести проходит образ столицы русского государства.

Тема Петербурга не являлась в 1830-е годы чем-то новым и неожиданным.  В поэме «Медный всадник» Пушкин изобразил Петербург как город русской славы  (чтение учащимся отрывка):

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия,

Да умирится же с тобой

И побежденная стихия;

Вражду и плен старинный свой

Пусть волны финские забудут

И тщетной злобою не будут

Тревожить вечный сон Петра!)

и одновременно как город социальных контрастов  (чтение отрывка из поэмы:

       Итак, домой пришед, Евгений

       Стряхнул шинель, разделся, лег,

       Но долго он заснуть не мог

       В волненье разных размышлений.

       О чем же думал он? О том,

       Что был он беден, что трудом

       Он должен был себе доставить

        И независимость и честь…)

                       (На экране слайд №3,4)

Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем. Каким же видит Гоголь Петербург?

(На экране слайд №5)

Когда Николай Васильевич приехал в 1829 году в Петербург, он написал матери о том представлении, которое у него сложилось о городе: «Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в  ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их». Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Петербурге. Это не могло не отразиться на его произведениях. Петербург у Гоголя  - это царство роскоши и власти, где богатая часть города полностью  подчиняет себе бедную.

По словам Набокова, «Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России».  

  1.  Работа по теме урока.

Учитель: 

Сегодня на уроке, углубляясь в содержание  «петербургских повестей», попытаемся понять гоголевское видение мира.

-Из презентации 1 группы учащихся узнаем, каким предстает образ Петербурга на страницах повести «Невский проспект».

1.Сообщение учащихся по теме  «Образ Петербурга в повести «Невский         проспект»»      (На экране слайд №6)

-Каким предстает гоголевский Петербург?

Вывод: За парадной пышностью Петербурга скрывается холодный, жестокий мир человеческого бесправия. Город равнодушен к судьбе «маленького человека».

2.Сообщение 2 группы учащихся – Тема «маленького человека» в повести «Шинель». ( слайд №7)

- Сопоставьте иллюстрации по повести Гоголя «Шинель» Бориса Кустодиева и  Саввы Бродского.

- Кто из художников подошел ближе к пониманию глобальности поднятой Гоголем проблемы?

(Считаю, что таковым художником является Савва Бродский.  Он представил  мир «маленького человека» в виде шинели, которая стала смыслом жизни. Изображение на пуговицах двуглавого орла - символ самодержавия, которому нет дела до «маленького человека». Тоненькая фигурка с поднятыми вверх руками беззащитна и одинока. «Маленький человек» просит помощи, сочувствия, сострадания. Но нет уверенности,  что он  будет услышан.)

  Вот по бесконечной и холодной планете в черной пустоте бежит крошечный человечек в ужасе, а может быть, в мольбе о помощи воздымая руки. Но вдоль его пути лишь аляповатые оловянные пуговицы с равнодушными (или издевательски-ухмыляющимися) символами государственной власти – двуглавыми орлами. Так ведь это пола шинели с двумя рядами пуговиц! Так начинается цикл из 14 цветных линогравюр С. Бродского к повести "Шинель".

      - Впоследствии Достоевский скажет: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».

Вывод: Гоголь от истории маленького человека подводит читателя к  сознанию трагизма пребывания человека в мире, независимо даже от его «значительности»: на героя «нестерпимо обрушилось несчастье, как обрушивалось на царей и  повелителей мира».

3. Учитель:

  Петербург Гоголя - это город, в котором фантастическое и реальное находятся в неразрывном  единстве. Здесь возможны самые необыкновенные происшествия.

-Каков характер фантастики повести «Нос», вы узнаете из сообщения 3 группы.

(  слайд №8)

- Какой художественный прием применяет Гоголь для показа абсурдности Петербурга? (гротеск)

- Почему иллюстратор Алимов не показывает лица носа?

( Нос - это существо пустое, это даже не существо, а носитель мундира, чина. Лицо обретает личность.)

Вывод: Повесть «Нос»- пародия на чинолюбцев, для которых характерна пустота. Это главная нелепость, показанная через фантастику: поклонение не уму, а пустышке в мундире.

  1.  Анализ текста художественного произведения.

 Учитель:

- Все сдвинуто в мире. Всюду царит хаос, рушатся привычные представления о добре и зле. Что же может противостоять злу? 

- Обратимся к повести «Портрет». Анализ этого произведения будете проводить в группах, после чего мы должны  определить место повести      «Портрет»  в цикле «петербургские повести»,  осмыслить одну  из  центральных для писателя  тем – назначение искусства. 

Восстановите логическую цепочку.

Ребятам раздаются листочки, на которых дана нарушенная логическая цепочка, которая позволит проверить знание учащимися текста.

А) В данной логической цепочке нарушена последовательность в содержании текста. Восстановите её, указав порядок данных словосочетаний. Ч.1.

Живые человеческие глаза – великолепная квартира – молодой художник Ч.

– модный живописец – старый портрет – овладела зависть – 1000 червонных – объявления в газете – жизнь прервалась – потрясение от картины гения – ненавистный портрет – болезнь ужасна – повязка слетела с очей.

Б) В данной логической цепочке нарушена последовательность в содержании текста. Восстановите её, указав порядок данных словосочетаний. Ч. 2.

История о ростовщике – аукцион – просьба нарисовать портрет – истреби его – портрет азиатца – вельможа – князь Р. – наставления – конкурс – “украден” – приносит несчастья – монах.

В правильном варианте это будет выглядеть так:

Ч.1. Молодой художник Ч. – купил портрет – живые человеческие глаза – 1000 червонных – великолепная квартира – объявление в газете – модный живописец – потрясение от картины гения – повязка слетела с очей – ненавистный портрет – овладела зависть – болезнь ужасна – жизнь прервалась.

Ч.2. Аукцион – портрет азиатца – история о ростовщике – вельможа – князь Р. – просьба нарисовать портрет – конкурс – приносит несчастья – монах – наставления – истреби его – “украден”.

Таким образом, мы восстановили содержание повести, и у кого были какие-либо вопросы по её содержанию, они должны исчезнуть. Можно переходить и к анализу произведения.

Беседа с классом:

– Кто главный герой повести? Найдите его портрет. Что мы о нём узнали?

– Кто ещё являются героями повести? (художники)

– Чем они отличаются друг от друга? Что общего между ними?

– Какие типы художников вы могли бы выделить в этом произведении? (художник-ремесленник, художник-гений, художник-иконописец).

- Почему повесть называется «Портрет»? (События происходящие в повести связаны с портретом некоего человека с живыми глазами)

- Сколько частей в повести? (две)

- Кто главный герой 1 части?( художник Чартков)

-Кто главный герой 2 части? (художник-самоучка)

Задания

Первая группа.  Выпишите из текста произведения цитаты, отражающие моральное падение Чарткова, и соотнесите их с иллюстрациями Кукрыниксов.

(ответ данной группы на слайде №9-10)

Вторая группа.

Сжато  перескажите историю создания таинственного портрета и его влияния на людей(ответ)

    Третья группа:

Дайте сопоставительную характеристику двух художников – Чарткова и                                    художника, создавшего портрет ростовщика (ответ-слайд № 11-12)

Вывод: Писатель создает два типа художника. Первый, талантливый художник Чартков, под        влиянием власти денег и жажды быстрой славы проходит путь деградации, а другой - создатель дьявольского портрета - путь восхождения.

Четвертая группа.  

Внимательно прочитайте отрывок из статьи В.Г. Белинского «О русской повести и повестях г. Гоголя»: «Портрет» есть неудачная попытка г.Гоголя в фантастическом роде … Первой части этой повести невозможно читать без увлечения… Но вторая часть решительно ничего не стоит: в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия».

Подумайте, прав ли В.Г. Белинский. Подтвердите или опровергните мнение критика, доказывая свою точку зрения цитатами из второй части повести.

Ответ четвертой группы

 – Мы считаем, что В.Г. Белинский прав. Страстное стремление Гоголя найти пути борьбы со злом приводит его к утопии. Вторая часть повести – это проповедь нравственного очищения, которую можно представить в виде свода нравоучительных правил:

  1. «Талант есть драгоценнейший дар бога - не погуби его».
  2. «Исследуй, изучай все,  что ни видишь, покори все кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья».
  3. «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

Учитель:

«…если  сочинение заключает в себе две, три еще не сказанные истины, то уже автор не вправе скрывать его от читателя, и за две, три верные мысли можно простить несовершенство целого», - так заявляет Н.В. Гоголь в ответ  на критику В.Г. Белинского  относительно второй части повести « Портрет».

-Какие верные мысли   на может скрывать Гоголь?

IV.   Подведение итогов урока.

Слово учителя:

1) - Как в  повести Н.В. Гоголь формулирует предназначение искусства: «…для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно  к Богу».  

- С чем писатель сравнивает истинное произведение? ( с молитвой.) Действительно, смысл того и другого в идее спасения. Но Гоголь себе противоречит: в окончательном тексте повести портрет ростовщика исчезает, и зло опять пошло бродить по свету. Миропониманию Гоголя свойственны противоречия.

  - Каково  место повести      «Портрет»  в цикле «петербургские повести»?     

       - К  каким же размышлениям подводит Гоголь современного читателя своими повестями?

( Вечное противостояние добра и зла,  их бесконечная борьба в человеческой душе. Человек ответственен за содеянное зло. Перед каждым  всегда открыт путь, ведущий к духовной победе над злом.  Право выбора остается за человеком. Нельзя ставить материальные ценности превыше духовных.

 К сожалению, на сегодняшний день остается актуальной проблема «маленького человека».)

2) Рефлексия: Оценки. Я предлагаю каждому оценить свою работу в группе: кто считает, что его работа была на «5», «4», «3».

      V. Домашнее задание.

      Сопоставьте повесть Н.В.Гоголя «Портрет»   с повестью Оноре де  Бальзака «Гобсек».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий урока литературы по повести Н.В. Гоголя "Портрет" "Вечное и вещное в искусстве".

Урок литературы является итоговым и рассматривает философский аспект темы призвания художника и роли искусства в мире....

Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

Используемые педагогические технологии:-традиционная педагогическая технология;- технология метода проекта;-информационно – коммуникационная технология;- элементы технологии исследовательской де...

Урок "Система образов повести "Тарас Бульба" Н.В. Гоголя

Разработка урока литературы в форме урока-размышления с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". В методическом описании урока определены цель урока, задачи, п...

Урок литературы в 10кл. по теме "Место повести "Портрет" в цикле "Петербургские повести" Н.В. Гоголя"

Дана разработка урока по повести Гоголя "Портрет" с вопросами по анализу текста...

"Тема искусства и творчества в повести Н.В. Гоголя "Портрет". Место повести в сборнике («Петербургские повести»).

Цели урока: Образовательная : путем аналитического изучения показать сквозную тему- тему искусства, художественного творчества и две важнейшие проблемы, поставленные в повести - это предназначение и п...