«Для дела жизни необходимо внутреннее счастье» (по рассказу А.Платонова «Третий сын»)
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Супрун Ирина Викторовна

Цели урока:

 

1.Знакомство с миром героев А.Платонова на материале рассказа «Третий сын»

2. Воспитание в детях чувства любви к родителям, труду.

3. Формирование навыков составления характеристик героев по плану, умения цитировать, делать выводы и обобщения.

4. Обучение работе с художественным текстом , его изобразительными средствами.

5. Работа в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tretiy_syn.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Открытый урок

        «Для дела жизни необходимо

                 внутреннее счастье»

                (по рассказу А.Платонова «Третий сын»)

                                                               7-б класс

                                                            Учитель: Супрун И.В.

                                                            Апрель 2012 года.

Цели урока:

1.Знакомство с миром героев А.Платонова на материале рассказа «Третий сын»

2. Воспитание в детях чувства любви к родителям, труду.

3. Формирование навыков составления характеристик героев по плану, умения цитировать, делать выводы и обобщения.

4. Обучение работе с художественным текстом , его изобразительными средствами.

5. Работа в группах.

Оборудование урока:

  1. Тексты рассказа
  2. Оформленная доска( число, тема урока, кластер, эпиграф)
  3. План характеристики героев литературного произведения.

                                                                              Платонов- писатель неизбывного                

                                                                             Стремления простых людей к счастью

   

                                                                                                                  В.Свительский

                                                  Ход   урока

  1. Беседа.

1.Учитель: Сегодня мы вновь обращаемся к  творчеству Андрея Платонова. Ранее мы знакомились с биографией писателя. Сделали ли вы для себя какие-то открытия, готовясь к этому уроку?

(Например: псевдоним - Климентов Андрей Платонович; начал трудиться в 13 лет; писал стихи, и даже выходили книги стихов)

 2.Назовите известные вам произведения Андрея Платоновича. ( «Песчаная учительница», «Юшка», «Неизвестный цветок»)

3. Попробуйте  одной фразой ответить: о чём эти произведения? О каких людях? ( О щедрости человеческой души, о трудолюбии, о добрых отношениях в семье…)

Цель: В конце урока нам предстоит ответить на вопрос: о чём рассказ «Третий сын».

  1. Составление  кластера «герои рассказа».

( На доске  круг, от него  2 луча по разные стороны, 6 мелких лучей из одной точки). Что мы напишем на лучах этого  условного солнца? (мать, отец, сыновья). А, как вы думаете, что нужно написать  в центре круга? (семья)

  1. Учитель: Кто был сердцем этой семьи? (прикрепляется магнит с сердечком около слова «мать».

!  Эта женщина умерла, но она словно незримо присутствует среди живых.

Беседа по вопросам группы №3

-- Что подкупает в образе матери? (её тихая любовь к своим сыновьям…).

Приводим примеры из текста.

( «давшая сыновьям обильную, здоровую жизнь, сама старуха оставила себе экономичное, маленькое, скупое тело и долго старалась сберечь его, хотя бы в самом жалком виде, ради того, чтобы любить своих детей и гордиться ими, - пока не умерла», сыновья  «…оплакивали её, скрывая друг от друга своё отчаяние, своё воспоминание о детстве, о погибшем счастье любви, которое беспрерывно и безвозмездно рождалось в сердце матери и всегда- через тысячи вёрст -  находило их, и они это постоянно,безотчётно чувствовали и были сильней от этого сознания и смелее делали эти успехи в жизни»,просит отпеть её заранее, чтоб не обидеть сыновей, «точно мать стояла над каждым, слышала его и горевала, что она умерла и заставила своих детей тосковать по ней…»)

-- Какие образы использует автор, рассказывая о матери? ( образы солнца, звезды, лампы на подоконнике, света в окне)

--А значит каким она была человеком? Какой вывод подсказывает автор? (сама правильно жила и освещала жизнь другим)

-- Что сближает её со всеми матерями?

( Она жила так, как испокон веков жили русские женщины из народа. Скромность, доброта, трудолюбие, любовь к близким – вот чем руководствовалась она в своих поступках. Она сумела воспитать чувство собственного достоинства в детях. С уважением относилась к мужу, берегла авторитет отца, без которого нельзя воспитать настоящих мужчин)

IV.  Как сам старик говорит, скольких  сыновей подарила ему эта тихая, скромная женщина? («полдюжины» - говорит старик) Группа №1

-- Какую особенность вы заметили в изображении сыновей?

Автор рассказывает о них как о едином целом. Какие они, сыновья? (д-з) по плану.

-- Почему же всё-таки рассказ называется «Третий сын»?

( Среди шестерых сыновей автор выделил третьего по старшинству. Учёный-физик, он тоньше воспринимает мир, лучше чувствует людей, привёз на похороны внучку, судя по всему, таким образом желая облегчить страдания отца. Он острее воспринимает трагедию потери матери, его ни на минуту не оставляет чувство утраты; потрясает эпизод обморока у гроба матери: крепкий мужчина теряет сознание)

--Автор не скупится на эпитеты и метафоры при описании сыновей. Приведите примеры. ( громадные, могучие, караул у гроба матери, гвардия потомков у гроба старухи…)

Иначе автор описывает отца. Группа№2

V.  -- Слова какой части речи преобладают в рассказе о старике? О чём это свидетельствует? (Глаголы. Человек дела, что-то делает всегда; в горе почти автоматически выполняет какие-то действия)

--Охарактеризуйте старика. (скромный, немногословный человек, понимающий людей; профессии его не знаем, но не сомневаемся , что он прожил достойную жизнь)

-- Почему, показывая старика идущим за гробом, автор говорит о нём: «…был доволен и горд»? (он уверен, что после него останется достойная смена)

  1. О каком персонаже произведения мы забыли сказать?( возможные варианты: внучка, телеграфистка) Для чего были введены эти образы(этот образ)? Что общего между телеграфисткой и стариком?

( Оба люди труда, немолоды, с разбитым сердцем).

-- Что их отличает? (У телеграфистки разбитое сердце и смущённая душа давно, может быть, навсегда, поэтому она медленно работает, теряет память и внимание, как говорят в народе, дело у неё валится из рук.. У них разные судьбы. За спиной старика – надёжная опора, крепкие тылы: шестеро сыновей. Ему хватит сил преодолеть чувство утраты. Телеграфистка лишена внутреннего счастья).

VI I.--Кому принадлежат слова «внутреннее счастье»? (отцу)

--А что такое счастье? ( в вашем понимании)

Учитель раздаёт в группы распечатанные высказывания о счастье.

–Я предлагаю выбрать из предложенных высказываний о счастье те, которые можно применить к произведению А.Платонова? Свой выбор аргументируйте.

Поверь мне – счастье только там,

Где любят нас, где верят нам! (М.Ю.Лермонтов)

Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное. (Платон,древнегреч.философ)

Высшее счастье человека, хоть это и банально, - в принесении радости другим людям.(В.Солоухин)

Счастье никогда нельзя испытать в одиночку. (Алексей.Никол.Арбузов – русский драматург)

VIII .  Наш герой думает о внутреннем счастье. В начале урока я говорила, что мы вернёмся к вопросу: о чём рассказ «Третий сын»?

!!!Дать заготовки и маркеры: дети напишут, и прикрепить на доску.

(семейное счастье, гармония в семье, любовь близких людей, когда окружают дорогие люди)

Вывод: Книги Платонова несут «свет жизни», а «умное сердце» его, безусловно, не оставит никого равнодушным. О нём и его книгах ещё долго хочется говорить.

Д-з: Устный ответ на вопрос:»Как вы понимаете высказывание литературоведа В.Свительского о Платонове?

                              ПРИЛОЖЕНИЕ

Вопросы для предварительной подготовки по рассказу (домашнее задание).

Общие вопросы и задания:1. Продолжите знакомство с биографией А.Платонова. Вспомните произведения, изученные в 5,6 классах. О чём они?

2. Как вы думаете, что такое счастье?

Вопросы для группы№1

1.Внешность, возраст

2.Дело, которым занимаются

3.Отношение к родителям, друг к другу.

4.Физическое и духовное здоровье

5.Скромность, деликатность, воспитанность в отношениях с людьми.

6.Уверенность в себе, сила, смелость, рождённые родительской любовью, существованием дома, в котором для них всегда открыты для них  двери.

7. Использование эпитетов и метафор – художественный приём в раскрытии образов сыновей.

Вопросы для группы №2

1.Охарактеризуйте отца.

2. Слова какой части речи преобладают в рассказе о старике? О чём это свидетельствует?

3. Почему, показывая старика, идущего за гробом, автор говорит о нём: «…был доволен и горд»?

4. Имел ли старик то самое «внутренне счастье», о котором говорит Платонов?

Вопросы для группы №3

  1. Какие образы использует автор, рассказывая о матери? Почему именно такие образы?
  2. Что подкупает в образе матери?
  3. Что сближает её со всеми матерями?
  4. Рекомендую прочитать рассказы Платонова: «Семён», «Никита», «Ещё мама».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-мастерская по рассказу А.Платонова "Третий сын"

Урок внеклассного чтения в 7 классе. Небольшой по объему рассказ продолжает знакомство с творчеством А.Платонова, не оставляет равнодушными семиклассников.Подготовка к этому уроку предполагает большую...

А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

Рассказ А.П.Чехова «О любви» о том , какую  роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни....

Урок- мастерская по рассказу А.П. Платонова «Третий сын»

Раскрывает  нравственные  проблемы, развивает  мышление, аналитические способности учащихся,воспитывает внимание, чуткость к самым близким им людям. Данный урок предполагает работу...

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу А.Платонова «Третий сын» на районном семинаре по функциональной грамотности на тему «Свет, который дарит надежду»

Конспект урока литературы по функциональной грамотности показывает использование учителем направлений "Креативное мышление", "читательская грамотность". Цель урока: раскрыть  ...

Урок- мастерская по рассказу А.П. Платонова «Третий сын»

Раскрывает  нравственные  проблемы, развивает  мышление, аналитические способности учащихся,воспитывает внимание, чуткость к самым близким им людям. Данный урок предполагает работу...