Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу А.Платонова «Третий сын» на районном семинаре по функциональной грамотности на тему «Свет, который дарит надежду»
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Конспект урока литературы по функциональной грамотности показывает использование учителем направлений "Креативное мышление", "читательская грамотность". Цель урока: раскрыть  нравственные  проблемы, которые автор рассматривает в рассказе «Третий сын», познакомить с творчеством А.Платонова;  прочитать текст рассказа «Третий сын» показать учащимся, что проблемы человеколюбия – ведущие в творчестве А.П.Платонова,
развивать логическое мышление; творческие, аналитические  способности учащихся; навыки монологической речи; вовлечь учащихся в активную деятельность на уроке, передать чувства автора, которые вложены в изображение героев рассказа; показать нравственный смысл рассказа; через обсуждение рассказа пробудить у учащихся чувство сострадания и любви; заставить задуматься каждого над тем, что для него обозначают понятия «Дом. Семья»; воспитывать внимание, чуткость к близким людям, учить умению смотреть на себя со стороны; создать на уроке атмосферу доверительности и сотрудничества.
Методические приёмы: рассказ учителя,выразительное чтение,аналитическая беседа по тексту рассказа, краткий пересказ, работа с текстом рассказа, выдвижение гипотез учениками по тексту, поиски ответов на вопросы в тексте, приёмы интеграции, синтеза, использование мультимедийных средств, творческая работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок  внеклассного чтения в 8 классе по рассказу А.Платонова «Третий сын» на районном семинаре по функциональной грамотности на тему «Свет, который дарит надежду» 2022 год

ЦЕЛЬ: 

 раскрыть  нравственные  проблемы, которые автор рассматривает в рассказе «Третий сын».

Обучающие: 

  • знакомство с творчеством А.Платонова;
  •  чтение текста рассказа «Третий сын»; 
  • показать учащимся, что проблемы человеколюбия – ведущие в творчестве А.П.Платонова.

Развивающие: 

  • развивать логическое мышление;  
  • развивать творческие, аналитические  способности учащихся;
  • развивать навыки монологической речи;
  • вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке.

Воспитательные: 

  • передать чувства автора, которые вложены в изображение героев рассказа;
  • показать нравственный смысл рассказа;  
  • через обсуждение рассказа пробудить у учащихся чувство сострадания и любви;
  • заставить задуматься каждого над тем, что для него обозначают понятия «Дом. Семья»;
  • воспитывать внимание, чуткость к близким людям, учить умению смотреть на себя со стороны;
  • создать на уроке атмосферу доверительности и сотрудничества.

Методические приёмы:

  • рассказ учителя,
  • выразительное чтение,
  • аналитическая беседа по тексту рассказа,
  •  краткий пересказ,
  • работа с текстом рассказа,
  •  использование мультимедийных средств
  • творческая работа

 

 Оборудование:

1.Портрет А. А. Платонова.

2. Эпиграф (оформление на доске).

3.Тексты рассказа, вопросы для обсуждения, дополнительная информация (в приложениях).

4. Оформление класса (красный угол избы: стол, свеча, скатерть, иконы)

Тип урока: нестандартный урок(урок мудрости)

Эпиграф к уроку:

                                                                          Родительский дом, начало начал,

                                                                          Ты в жизни моей надёжный причал.

                                                                           Родительский дом, пускай добрый свет

                                                                           Горит в твоих окнах много лет.

                                                                                   (М.Рябинин)

Ход урока

I.  Слово учителя. Читать А. Платонова- это большая духовная работа. Каждое  его произведение имеет глубокий философский смысл. Нет, это не книжная философия, а природная мудрость. Писатель требует от своего читателя работы. А работа эта заключается в постижении жизни, её мудрости  и росте души. Он учит нас узнавать и понимать жизнь. Сегодня на уроке нам предоставляется возможность ещё раз соприкоснуться с творчеством писателя Андрея Платонова. Мы с вами уже знакомились с его творчеством раньше.

-Вспомните, какие произведения Платонова уже вами прочитаны? (Рассказы «Корова», «В прекрасном и яростном мире», «Юшка», сказка «Неизвестный цветок»).

- Что вам  особенно запомнилось из прочитанного, осталось в душе ?

II. Мотивация к восприятию рассказа.

 Звучит песня «Родительский дом». Слайд №1, 2(русская деревня, деревянная изба)

  А сегодня  мы войдём в мир  ещё  одного рассказа писателя. Вы его прочитали дома. Это рассказ «Третий сын». Ребята, большинство из вас уверены в силе любви родителей к вам. А вы любите своих родителей? Думаю, многие из вас задали себе этот вопрос, когда прочитали рассказ Андрея Платонова «Третий сын». 

 Сегодня мы поговорим о самом дорогом, что есть у человека – о близких людях, о родном доме. Родной дом – это место, где тебя всегда поймут, тебя простят, и когда бы ты ни пришёл,  тебе всегда будут рады. Это место навсегда останется в сердце каждого человека.
Сегодня мы войдём с вами в  дом, где собралась вся семья, но по скорбному поводу. Войдём в него со всей добротой, на которую способны ваше сердце и ум и попробуем понять, что произошло.


Аналитическая беседа по тексту рассказа.

1)-Передайте сюжет рассказа А. Платонова «Третий сын» (Умирает старуха-мать. Муж её отправляет телеграммы шестерым сыновьям.  Они приезжают. Один сын привозит дочку, внучку старика и старухи. Раньше они вместе не собирались: все занятые люди. А теперь собрались на похороны матери.  Они стоят на панихиде. Наступает ночь. На следующий день они хоронят мать.)

-Что такое рассказ? Дайте определение.

-Назовите элементы композиции рассказа. Дайте определения.(Экспозиция-телеграмма, отправленная стариком детям о смерти матери; завязка-приезд шестерых сыновей; развитие действия- панихида, ночное веселье детей; кульминация-поступок третьего сына; развязка – похороны матери.)

-Какие проблемы поднимает А.Платонов в этом рассказе? (Вечная тема взаимоотношения отцов и детей, любовь матери к детям; философская: жизнь и смерть, смена поколений; дом и семья в жизни человека).

- Назовите героев рассказа. (Отец, мать, сыновья.)

2)-Охарактеризуйте отца (внешность, образ жизни, поведение в дни похорон жены).  Назовите глаголы, которые  использует автор, рассказывая о старике. Запишите их в тетрадь. Слайд №3 Старик.

(Отцу 70 лет. Он простой рабочий. Невысокий, меньше младшего сына. С женой прожил дружно. Вырастили шестерых сыновей.  Ждали их  в гости. Сыновья приезжали редко. А   если кто-нибудь из них приезжал, радовались. Теперь он тоскует и плачет, потому что умерла жена. На всём, что его теперь окружало, лежала печаль и тоска, ничто не радовало:   снег казался ему усталым, солнце – нетеплым.   Но старик знал, что надо жить: выполнять наказы покойной жены. Он должен встретить сыновей  , сделать все так, как было заведено в их доме. Дети съехались. Отец с волнением и скрытой радостью посматривал на сыновей, стоящих у гроба матери.   Идя за гробом жены, он «был  доволен и горд», потому что выполнил свой долг: он достойно хоронит свою жену.

Слово учителя: Изображая отца, писатель использует совсем немного эпитетов, метафор и сравнений. Средством раскрытия образа стал глагол. Отец скромный и немногословный человек. Он много работал. Был хорошим мужем. Жизнь прошла в работе, любви и согласии. Вырастили и воспитали шестерых сыновей. А это очень непростое дело.  Он ничего не делает напоказ. Это не принято среди простого народа. Он хорошо понимает людей, у него доброе сердце: внучка увидела деда в первый раз, но сразу его полюбила. В начале рассказа он испытывает обиду, когда в ночи слышит смех сыновей. В конце рассказа он «доволен и горд» своим сыновьями и уверен, что они многое поняли и прочувствовали.

 Ребята, перед вами на столе чистый лист бумаги. Наша жизнь не имеет черновиков. Ни один день не возвратишь , не проживёшь заново. Это невозможно. Вам предстоит на этом листе записать, что важное для себя вы поняли, читая и размышляя об отце шестерых сыновей.

 3) - Какими автор рисует сыновей? Найдите в тексте рассказа. («Громадные мужчины в возрасте от 20 до 40 лет». … Целый «строй», «гвардию» подарила стране старуха).Слайд №4-сыновья

- Кем стали в жизни сыновья? Зачитайте. ( Двое из них были моряками-командирами кораблей… Отец и мать вывели своих детей в жизнь, поставили на ноги. )

-  Как автор показывает страдания сыновей?  Какие чувства испытывают сыновья, встретившись на похоронах матери после многолетней разлуки? ("Сыновья молча плакали редкими задержанными слезами, искажая свои лица, чтобы без звука стерпеть печаль", "все шестеро и седьмой отец находились вокруг мертвой матери и молчаливо оплакивали ее, скрывая друг от друга свое отчаяние, свое воспоминание о детстве, о погибшем счастье любви, которое беспрерывно и безвозмездно рождалось в сердце матери...", "каждый ее сын почувствовал себя одиноко и страшно..." У гроба матери, сыновья испытывают отчаяние, одиночество и страх, неудобство и стыд (Когда появляется поп). Это было днём.

-  Изменилось ли  их поведение ночью? Какие чувства показывает Платонов ночью? Одобряет ли он такое поведение? Какие глаголы употребляет автор? (Из комнаты «раздавался смех и шумный разговор». От неожиданного шума просыпается старик и внучка. «Старший сын с увлечением говорил…, братья-моряки рассказывали случаи…и затем хохотали, потом они начали возиться на полу…, два брата опрокинули стул…, старший брат попросил артиста, чтобы он спел что-нибудь… Все засмеялись… и двое из них захохотали».

-Как вы относитесь к этому эпизоду? Как относится автор? Докажите текстом.( Братья не умеют ценить главное. Они забыли, что рядом в комнате гроб матери. Радость их неуместна. Автор презрительно усмехается: «голос старшего сына «звучал сыто и мощно, чувствовались его здоровые, вовремя отремонтированные зубы и красная глубокая гортань». Пытается найти оправдание: « Видимо, все братья любили друг друга и радовались своему свиданию». Но тревога не покидает читателя и автора: «Уж много лет они не съезжались все вместе, и в будущем неизвестно, когда ещё съедутся. Может, только на похороны отца». Осенний пейзаж-авторское отношение к происходящему: холодная  осень в душах сыновей.)

- Письменный ответ на проблемный вопрос : Какие душевные качества необходимы были братьям, приехавшим хоронить свою мать?(Они оскорбляют чувства отца. В этом проявляется их душевная чёрствость. Их сердца слепы: у взрослых состоявшихся мужчин нет такта, внимания, душевной чуткости.  Они редко бывали в родительском доме и отвыкли от родителей.)

1) Назовите героев рассказа.

2) Расскажите об   отце - старике

3)  Какую роль играет пейзаж в рассказе?

4) Какими автор рисует сыновей? Прочитайте

          5) Как  вели себя сыновья, оказавшись в родном доме? Найдите в тексте это  

          место. Приведите пример.

          6) Как вы относитесь к такому поведению сыновей? Объяснить свою точку  

          зрения.        

          7)Осуждает ли  их автор рассказа? Докажите текстом. Платонов их не осуждает, их поведение вполне естественно для близких людей, которые давно не виделись. Он лишь укоряет их за то, что они забыли повод, который собрал их всех вместе.)

 8)Кто мучается от происходящего?

9) Что говорит девочка-внучка?  Прочитайте.

10) Что мог сказать третий сын, что все братья успокоились «опомнились»?           Почему нет этих слов? (Третий сын напомнил остальным детям о том, что их собрало всех вместе. Видимо, он нашел такие слова, которые заставили каждого из братьев скорбеть, ведь смерть неотвратима, после нее уже ничего нельзя исправить.)

            11) Что мы узнаём о матери? Прочитайте . Какое средство выразительности  

           использует автор?

12)Почему рассказ называется «Третий сын ?

 13)Почему третий сын приехал вместе с дочкой? (Он острее других детей чувствует необходимость в связи поколений. Его дочка должна знать свои корни)

  14)  Почему нет имен в рассказе? (Это философский рассказ, рассказ-притча. Речь идет не только об этой семье, но и о всех людях вообще. Притча - краткий иносказательный поучительный рассказ )  13)  Почему на другой день старик не плакал, а был доволен и горд? Объясните   смысл концовки рассказа. Почему отец гордился своими сыновьями? Чего они    в жизни добились? А чем вообще можно гордиться? ? (Старик доволен и горд своими детьми, он выполнил свое назначение на земле. Все дети выросли, стали настоящими людьми. Теперь ему не страшно умирать, он уверен, что дети достойно проводят  его в последний путь.)

 14)А что такое всеобъемлющая жертвенная материнская любовь?

   «Сердце матери»

Дивчину пытает казак у плетня:

«Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?

Я саблей добуду для крали своей

И светлых цехинов, и звонких рублей!»

Дивчина в ответ, заплетая косу:

«Про то мне ворожка гадала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится тот,

Кто матери сердце мне в дар принесет.

Не надо цехинов, не надо рублей,

Дай сердце мне матери старой твоей.

Я пепел его настою на хмелю,

Настоя напьюсь - и тебя полюблю!»

Казак с того дня замолчал, захмурел,

Борща не хлебал, саламаты не ел.

Клинком разрубил он у матери грудь

И с ношей заветной отправился в путь:

Он сердце ее на цветном рушнике

Коханой приносит в косматой руке.

В пути у него помутилось в глазах,

Всходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

                                    Д.Кедрин

 15) Каким вам показался финал рассказа, пессимистичным или  

           оптимистичным? Объясните

Слайд №5 -мать

- Что вы можете сказать об отношении матери к детям и детей к матерям?

  Какой персонаж в рассказе Платонова излучал свет? Какие ассоциации вызывает у вас это слово? ( Свет безграничной материнской любви, свет улыбки, свет в ночи…)

Слово учителя:   Материнская любовь сопровождает нас от рождения до смерти и передается из поколения в поколение. Для нас мама – самый дорогой и близкий человек на свете. Рядом с ней, будь нам пять, двадцать пять или шестьдесят лет, мы всегда дети, и у нас всегда есть «помощь и отрада». Сердце матери – это милосердный судья, самый участливый друг, это солнце любви, свет которого согревает нас всю жизнь. В матери А.Платонова   нас подкупает то, что мать дала сыновьям здоровую жизнь.  Родительский дом освещался счастьем любви.  Эта мать жила так, как жили испокон веков  простые русские женщины  . Скромность, доброта, аккуратность, трудолюбие, любовь к жизни - вот чем руководствовалась она в своих поступках.  Её уже нет, но свет в ночном окне дарит надежду на лучшее, на доброе.

-  Загляните в себя и попробуйте  обратиться к маме? (Продолжаем заполнять страничку)

5) -Почему рассказ называется «Третий сын»?(Среди шестерых сыновей-богатырей автор выделил третьего. . Именно третий сын напоминает братьям о чувстве скорби, о том, по какому поводу они собрались в родительском доме. В нем жива любовь, которая способна спасти людей, только она объединяет человечество в одну большую семью.    Он тоньше воспринимает мир, лучше понимает людей. Один он привез на похороны свою дочку. В ней продолжение третьего сына. Она тоже когда-то станет матерью. А ещё он хотел, наверное,   облегчить страдания старика-отца.  Трагедию потери матери он воспринимает острее. Ни на минуту  не оставляет его чувство утраты. Он один   не может разделить ни восторженного разговора, ни смеха, ни шуток. Потрясает эпизод обмороки третьего сына у гроба матери.  И теперь братья   расходятся по комнатам, поодиночке оплакивая умершую мать, пряча друг от друга свое отчаяние. ) «Каждый ее сын почувствовал себя сейчас одиноко и страшно, как будто в темном поле горела лампа на подоконнике старого дома, и она освещала ночь, летающих жуков, синюю траву, рой мошек в воздухе – весь детский мир, окружающий старый дом, оставленный теми, кто в нем родился, в том доме никогда не были затворены двери, чтобы в него могли вернуться те, кто из него вышел, но никто не возвратился назад. И теперь точно сразу погас свет в ночном окне, а действительность превратилась в воспоминание».

Рассказ «Третий сын» появился у Платонова не случайно. Ко времени его написания автор уже пережил смерть матери и имел представление о том, как это хоронить близкого человека. А хоронили маму все 11 ее детей вместе с отцом.. Задумываясь о сущности бытия и смерти, автор и написал произведение.

6) Финал рассказа.

-Каким вам показался финал рассказа, пессимистичным или оптимистичным?(  В финале рассказа снова возникает образ “шести могучих людей. Мы иначе смотрим на братьев. Ночное переживание изменило их, сделало сильнее, прибавило духовности. Любовь жива в них и у них есть будущее. Символ будущего- дочка третьего сына. Финал оптимистичен)

Слово учителя: Наш урок мудрости подошёл к своему завершению, но ,я думаю, вы ещё не раз обратитесь к этом рассказу, пытаясь найти ответы на вопросы, поставленные жизнью.Произведения А.Платонова погружают читателя в самые болевые проблемы времени: убывание добра, безверие,   горе одиночества.  Дом,  Семья,  Мать, Отец,  родные и близкие люди- всё это очень важные моменты в жизни человека.   Вечные ценности, которые выстрадал художник, о которых не уставал напоминать, остаются актуальны и по сей день. Никогда не надо забывать родительский дом, близких людей. Семейное счастье, радость общения между родными людьми очень значимы для человека.    В жизни тот делает смелее успехи,  у кого есть неизмеримая защита- материнская любовь, отчий дом. Это свет, который всегда дарит надежду. Опыт человечества, отраженный в христианской нравственности, гласит: «Почитай отца своего и мать», - это первая заповедь с обетованием ( т.е. обещанием) «Да будет тебе благо и будет долголетие на земле»…  Обратите внимание, сказано «почитай», не сказано «люби». Чувствуете разницу?  Речь идет о долге перед родителями. Любить можно и безотчетно, долг же требует осмысления и душевной работы. Искра тепла к старшим и уважения к ним должна быть всегда сохранена. Это будет и примером нравственного долга.

                     1 задание

Причины равнодушия

(соедини стрелками)

а) преуспели в работе –

1 отвыкли от родителей;

б) долгая разлука из-за повседневных бесконечных дел –

2 выросли эгоистами

в) братья радовались своему свиданию

3 ослепли сердца;

 г) эгоисты –

4 это приглушило боль утраты

д) родители любили их слепо

5 живут только своими проблемами

                      2 задание

Укажите душевные качества, необходимые братьям:

1.Аккуратность

 2.Бережливость

3. Благодарность

4.Верность

5.Дружелюбие

 6.Ответственность

7. Смелость

8.Справедливость

9.Трудолюбие

10.Уважение

11.Упорство

12.Честность

13.Щедрость

14.Отзывчивость

15. Сожаление

16.   Добавь своё

Укажи номера:

16.   Добавь своё ________________________

Продолжи фразу

Как важно вовремя успеть……

-Дополните свои записи. Начните их с фразы «Урок помог мне…»(работы сдаются учителю или читаются на уроке)

 7) Домашнее задание на выбор учащихся:

1.Ответ на вопрос: В чём сила рассказа А.Платонова «Третий сын»?

2.Сочинение-миниатюра «О чём заставил задуматься меня сегодняшний урок?»

3. Письмо матери «Нежной, ласковой самой письмецо своё шлю…»

4. Сочинение-откровение «Ты одна мне несказанный свет.»

Стихотворение «Песня матери»  Автор Аалы Токомбаев, киргизский поэт

Заболела мать. И той же ночью

Телеграф не уставал кричать:

Дети, срочно! Дети, очень срочно!

Приезжайте – заболела мать.

Из Одессы. Таллина, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да очень жалко:

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую серебряную прядь.

Как же вы позволили разлуке

Так надолго между вами встать?

Мать ждала нас в дождь и в непогоды,

В темную бессонницу ночей.

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы

Нас приводят к скорым поездам,

Слушайте: пока у вас есть мамы

Приезжайте к ним без телеграмм.

Сравните стихотворение и рассказ.  ( приехали, когда  беда с матерью)

( «Уже много лет они не съезжались все вместе, и в будущем неизвестно, когда еще съедутся. Может, только на похороны отца?» Тревога. Если же они так любят друг друга, то, наверное, могут видеться и при других обстоятельствах, когда не будет стыдно за радость, а московский артист сможет запеть не из-под прикрытия.)

Найдите в тексте метафору, с помощью которой автор говорит о том, чем является в сущности материнская любовь? Зачитайте.

(С лампой, со светом. Он погас со смертью старухи).

Свет… Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

(Свет неба, солнца.

Свет улыбки, свет материнской любви.

Свет в ночном окне.)

Как вы понимаете выражение «свет в ночном окне»?

(Платонов не только обозначает проблему – осень в душах людей, в обществе, но и указывается на один из путей ее решения: «Свет в ночном окне» — это надежда на лучшее, на доброе. Это как ориентир. Нет веры, но есть свет в ночном окне. Это свет материнской любви, которая ведет по жизни, греет, спасает.)

Я помню руки матери моей,
Хоть нет ее, давно уж нет на свете.
Я рук не знал нежнее и добрей,
Чем жесткие, мозолистые эти.

Я помню руки матери моей,
Что утирали слезы мне когда-то.
В пригоршнях приносили мне с полей
Все, чем весна в родном краю богата.

Я помню руки матери моей,
Суровой ласки редкие мгновенья.
Я становился лучше и сильней
От каждого ее прикосновенья.

Я помню руки матери моей,
Широкие шершавые ладони.
Они что ковш. Приникни к ним и пей.
И не сыскать источника бездонней.

Я помню руки матери моей,
И я хочу, чтоб повторяли дети:
"Натруженные руки матерей,
святее вас нет ничего на свете".

Н.Рыленков

 

Приложения:

Сколько места отводит сердце матери на любовь (раздели на части):

  1. к детям
  2. к мужу
  3. к себе
  4.  к дому

C:\Users\Евгений\Desktop\Без названия.jpg

                                     Толковый словарь:

1. Аэроплан- летательный аппарат, тяжелее воздуха, самолёт

2. Бязь- хлопчатобумажная ткань

3.Гвардия- отборные, лучшие войска

4) Епитрахиль - принадлежность богослужения, облачение православных священников, длинная лента,  огибающая шею, обоими концами спускающаяся на грудь.

5) Кадило - сосуд для богослужения

6) Ладан – ароматизированная смола, используется для благовония при богослужениях.

7) Пропеллер - несколько лопастей, вращаемых  двигателем

8) Пустотелый - пустой внутри

9) Социализм – общественный строй, пришедший на смену капитализму

10) Энтузиазм – состояние воодушевления, сопровождаемое активными действиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе по рассказу А.Платонова "Юшка" . Тема:"Я тоже всему свету нужен"

Самобытность произведений А. Платонова,его глубокое проникновение в психологию человека, важность затрагиваемых проблем,неповторимость стиля делают писателя интересным для современного читателя.На уро...

урок-мастерская по рассказу А.Платонова "Третий сын"

Урок внеклассного чтения в 7 классе. Небольшой по объему рассказ продолжает знакомство с творчеством А.Платонова, не оставляет равнодушными семиклассников.Подготовка к этому уроку предполагает большую...

«Для дела жизни необходимо внутреннее счастье» (по рассказу А.Платонова «Третий сын»)

Цели урока: 1.Знакомство с миром героев А.Платонова на материале рассказа «Третий сын»2. Воспитание в детях чувства любви к родителям, труду.3. Формирование навыков составления характеристик геро...

Урок литературы в 7 классе по рассказу А. Платонова "Юшка" на тему: "Я тоже всему свету нужен"

Урок литературы представляет собой беседу по прочитанному рассказу. Предварительно даётся индивидуальное домашнее задание. В ходе беседы анализируется рассказ, характеризуется главный герой, а также п...

Урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу А. Платонова "Маленький солдат"

Методическая разработка для урока внеклассного чтения. Сопровождается презентацией....

Методическая разработка "Приемы формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших"

В данной работе рассматривается использование эффективных приемов формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе. За основу анализа взят рассказ А Платонова "Взыскание погиб...