Письма с фронта
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Тугунаева Ирина Валерьевна


Материал может быть полезен для проведения классных часов, уроков внеклассного чтения в старших классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pisma_s_fronta.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы и русского языка

"Письма с фронта"

Звучит песня «Журавли» в исполнении И.Кобзона.

 Цель: 

1. Углубить  и расширить представления об эпистолярном жанре посредством знакомства с письмами времен Великой Отечественной войны;

2.Совершенствовать монологическую речь учащихся и их правописную компетенцию;

3.Воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому, любовь к матери.

Оборудование: песни военных лет, презентация к уроку (см. Приложение 1), портрет Э.Асадова, картина А.Лактионова «Письмо с фронта», мультимедиа, компьютер ,стихотворение Э.Асадова, таблица «Языковые средства в стихотворении»

Форма проведения: интегрированный урок  литературы и русского языка.

Тип урока: урок-практикум.

Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, художественное  чтение, синквейн.

Ход занятия

1. Запись даты, темы урока.

2. Вызов (актуализация основных речеведческих  понятий):

- Вы прослушали песню, просмотрели слайды – сформулируйте сами тему урока, определите цели.

3.Создание речевой ситуации

Представим себе тяжелое военное время: нет ни сотовых телефонов, ни интернета, а как передать, что ты жив-здоров, как сообщить о себе?

- Каким типом речи вы будете пользоваться, чтобы передать какую-либо информацию?

- Какой стиль речи вы будете использовать?

- Назовите приметы разговорного стиля.

Слушаются ответы учащихся

4.Вступительное слово учителя

Умение писать письма – древнее, благородное, но, к сожалению, утраченное нами искусство. А ведь письма сокращают расстояние, дают возможность на несколько минут приблизить дорогого, близкого человека. Они дают возможность состояться содержательному, взаимообогащенному диалогу. Письма в какой-то степени формируют характер человека, потому что  в них он сосредотачивается, сам себя познает, объясняет себя другому. Мы должны помнить о важности, значимости эпистолярного жанра.

(Чтение эпиграфа и запись его в тетрадь)

Мы верили,

Что письма вновь придут

С знакомою печатью на конверте.

Мы знали:

Каждый дом наш – наш редут.

И каждая семья сильнее смерти.

                                                                            Константин Бельских

- Итак, мы сегодня поговорим о письмах военных лет.

5.Лексико-орфографическая работа  

Учитель: Слово «письмо» пришло в русский язык из греческого и звучало как «эпистола». В нашем языке слово «письмо» имеет 4 значения.

Эпистола (греч.) – письмо, послание

Письмо –

1. Умение, навыки писать, а также само писание.

2. Система графических знаков, употребляемых для писания.

3. Бумага с написанным текстом, посылаемая кому-либо для сообщения       чего-либо.

- Какое значение слова для нашего урока вы выберете?

6.Словарная диктовка (работа у доски и в  тетрадях).

Эпистолярный жанр, адресат, отправитель, получатель, долгожданная весточка, полевая почта, информация, обращение, здравствуйте, привет, благодарю, до встречи, оккупант , каторга, редут, незримо, беспечный.

- Найдите синонимы. Адресат-получатель, весточка-информация, здравствуйте - привет.

-    Найдите слово с непроизносимой согласной. Здравствуйте.

- Произведите морфемный и словообразовательный разбор слова долгожданная.

7.Слово учителя. Учитель: Письма бывают разные, но есть советы для написания всех писем.

Мы назовём их языковые особенности.

8.Элемент беседы с одновременной записью особенностей в справочную тетрадь.

- Что является неотъемлемой частью письма? Обращение.

-Какие слова надо употреблять в письме, чтобы установить доброжелательный контакт?

Этикетные слова (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, до свидания и другие).

-Какое письмо будет интереснее: с одним типом речи или со всеми? Почему?

Смешение типов речи.

-Какой стиль речи будет доминирующим?

Разговорный. Но возможен и научный, и художественный.

-Какой элемент, на ваш взгляд, необходим в конце письма? И почему?

Дата написания письма.

Учитель: Существуют правила написания письма.

          Основные правила написания письма:

1.Мысли должны быть хорошо продуманы и логически выстроены, тщательно подобраны слова и  фразы;

2.Важно дать верный тон своему письму, т. е. уметь сообразоваться с возрастом; с уважением, с душевным состоянием лиц, к которым мы пишем. Писать нужно  просто, задушевно.

3.Почерк должен быть разборчивым, аккуратным, исключающим неправильное прочтение слова.

4.Невежливо отправлять письма с грамматическими ошибками.

5.Ни в коем случае нельзя писать письма карандашом – худшего проявления невоспитанности вряд ли можно придумать.

9.Беседа с учащимися.

Наш урок проходит в знаменательное время. Скоро праздник – День победы. Давайте перенесёмся в те далёкие годы и вслушаемся в солдатские письма. Письма с войны… С их страниц мы слышим голоса павших, тех, кто отдал свои жизни за нас, за то, чтобы мы жили и сделали то, что они не успели сделать.  Письма с войны – это особые письма: это письма, сложенные треугольником. Сколько таит в себе треугольник, сложенный солдатской рукой? Когда, где, при каких обстоятельствах попал он в почтовый ящик? Да и в руки адресата доставлялся он не сразу – почта военного времени нередко задерживалась… И каждая весточка с фронта – это и радость, что пришла новость о солдате, и холодящая душу тревога: “Не случилось ли чего?”А письма из дома переносили в мирную довоенную жизнь, согревали душу.

- Почему письма складывались треугольником? Сейчас мы научимся складывать такое письмо

Учитель объясняет, наглядно показывая, как сложить письмо. Учащиеся выполняют задание.

Учитель: К теме письма обращались многие поэты и среди них Э. Асадов.

10.Ученик. Сообщение о поэте.

Слово об Э. Асадове

Учитель: Сейчас вы внимательно послушайте стихотворение Эдуарда Асадова «Письмо с фронта» и определите основную мысль.

- О чем говорит в строках письма боец?

 - В его письме воспоминания о далёком  беспечном детстве, о беззаботной школьной жизни. Эти воспоминания греют душу ему, и согреют матери, когда она прочтёт строки письма.

- Звучит сожаление о том, как беспечно воспринимал он в мирное время всё, что имел, и надеется , что вдвойне оценит это вернувшись , непременно вернувшись с войны.

- Говорит о том, что в любых испытаниях с ним она – его ангел- хранитель – мама. Он верит в победу и это главное, что помогает выжить.

Учитель: Стихотворение Асадова « Письмо с фронта» - это не только художественно выразительные строки, это живое свидетельство, душевный разговор о прочувствованном, о пережитом.

Учитель: А какие художественно-изобразительные средства использует автор, чтобы передать настроение героя, его раздумья , воспоминания. Ученики работают в парах. Заполнение таблицы « Языковые средства в стихотворении».

Учитель: Война – тяжелое и жестокое испытание для души человека. Что помогало выжить, выдержать, вступить в яростный, непримиримый бой со всем, что мешает людям жить, честно работать, верить и побеждать. Письма. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала  силы  воевать и верить в победу.

Как много  значили письма  для тех, кто был на передовой, и для тех, кто  трудился ради победы в тылу.

11.Творческое задание. Написать письмо-благодарность нашей землячке, ветерану ВОВ Вере Байлак.

12.Рефлексия (закрепление материала, проверка усвоения).

Заполнить таблицу:

Знал (а)

Узнал (а)

Хочу узнать

13. Учитель: В завершении урока предлагаю вам творческую работу – написание синквейна по сегодняшнему уроку.

ПИСЬМО.

14. Подведение итогов (ученики оценивают работу одноклассников). Домашнее задание: написать письмо с фронта, для слабых учеников – заучивание наизусть отрывка из стихотворения «Письмо с фронта» Э.Асадова.

15. Выразительное чтение стихотворения.(Читает заранее подготовленный ученик).

Спасибо вам, ветераны,-

Солдаты минувшей войны

За ваши тяжёлые раны,

За ваши тревожные сны.

За то, что Отчизну спасли вы,

Сыновьему долгу верны,

Спасибо, родные, спасибо,

От тех, кто не знает войны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПИсьма с фронта.

Работа посвящена моему деду....

Интегрированный урок русского языка и литературы "Письмо с фронта" 7 класс

Данный урок проведен в дни, посвященные 70-летию освобождения г.Калинина (Твери) от немецко-фашистских захватчиков. Направлен на углубление и расширение представлений уч-ся об эпистлярном жанре. Спосо...

Урок внеклассного чтения по теме "Письма с фронта и на фронт" Урок-мастерская "Историческая и духовная ценность фронтовых писем"

Основой данного урока литературы является краеведческий материал, имеющий неоспоримую воспитательную ценность...

Урок письма для учащихся 9 класса. Тема: «Письма с фронта»

Цель урока: углубление и представление об эпистолярном жанре посредством  знакомства с письмами военных лет....

сценарий классного часа "Письма с фронта"

Солдатские письма… Пожелтевшие от времени треугольники со штемпелями полевой почты… Каким спасением были они во время войны, долетевшие весточкой до наших дней, словно привет из далекой военной поры. ...

Музыкально-литературная композиция «Письма с фронта»

Сценарий посвящен 60-летию победы в Великой Отечественной войне...

Классный час "Сталинград. Письма с фронта"

Классный час был разработан к 70-й годовщине Победы в Сталинградской битве. Классный час содержит материалы писем советских солдат, воевавших под Сталинградом, и девочки, погибшей в фашистском плену. ...