Урок-исследование на тему "Особое философское звучание лирики природы в творчестве Ф. Тютчева” (10 класс).
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Николенко Любовь Федоровна

Урок с применением групповой технологии. Исследование философской, пейзажной лирики Ф.И.Тютчева

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tyutchev_urok-issledovanie.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - групповое исследование на тему “Особое философское звучание лирики природы в творчестве Ф. Тютчева” (10 класс).

Цели урока: помочь учащимся понять мировосприятие Ф. Тютчева (на творческом уровне); формировать художественный вкус, художественно-творческую активность; развивать творческие способности, логическое мышление, речь; воспитывать уважительное отношение к культурному наследию

Задачи:

1) отрабатывать навык сопоставительного анализа стихотворений;
2) учить систематизировать, обобщать, выделять главное;
3) обогащать и развивать словарный запас, работать над овладением учащимися художественными средствами языка;
4) воспитывать дисциплинированность, ответственность, собранность.

Тип урока: групповое исследование

Формы и методы: фронтальная, индивидуальная, групповая; вербальные (рассказ, выразительное чтение, беседа), наглядные, практические (анализ стихотворения)

Оборудование: портрет поэта, иллюстрации (картины природы), сборники стихов (выставка), карточки-задания, музыкальное сопровождение (произведения Баха, Моцарта, Шумана, Грига др.), рисунки учащихся

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

II. Положительная мотивация.

(Звучит “Ave Maria”) 

Учитель. Что такое окружающий нас мир? Едва ли кто-то не задумывался над этим. В Священной Книге Библии описано сотворение мира по слову Бога: “Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет… И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо”. (1-я Книга Моисеева: Бытие 1:1-13).

Издавна философская мысль бьется над вопросом: что есть мир, и каково место человека в нем.

III. Выступление ученика. Сообщение об объективных и субъективных философских воззрениях на мир и место человека в нем.

Вопрос к нему и к учащимся: “Какая философская концепция (объективистская или субъективистская) ближе вашему восприятию?”

Но не только философы задумывались над этим вопросом. Размышляли на эту тему и поэты, и писатели. Вам уже знакома философская лирика Пушкина и Лермонтова. Сегодня мы побеседуем о философской лирике Ф. Тютчева.

Обратимся к эпиграфу нашего урока.

Природа – сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

Ф. Тютчев

Давайте, основываясь на философских воззрениях, попытаемся понять мировосприятие Ф.Тютчева, его взгляд на взаимоотношения природы и человека.

IV. Закрепление. Практическая работа.

Учащимся дается задание, обсудив в группах, сопоставить 2 стихотворения. (Стихотворения предварительно прочитаны дома. Для звукового оформления стихотворения учащимся, занимающимся в музыкальной школе, дается задание подобрать созвучное стихотворению музыкальное произведение.)

Во время подготовки учащихся звучит музыка под шум морского прибоя.

Групповые задания

А) Сопоставительный анализ двух стихотворений, относящихся к одному периоду творчества. “Как океан объемлет шар земной…” (1830), “Как сладко дремлет сад темно-зеленый” (1835).

  1. Докажите, что стихотворения “Как океан объемлет шар земной…” (1830) и “Как сладко дремлет сад темно-зеленый…” (1835) принадлежат одному автору.
  2. Сравните: центральные поэтические образы одного и другого стихотворения (день, ночь, сон); состояние лирического героя. Как художественно оно передается? (Растерянность и одновременно благоговение перед бездной ночи; параллелизм состояния природы и лирического героя; отсутствие “я” в стихотворении).
  3. Пронаблюдайте за использованием эпитетов в одном и другом стихотворении. Какие закономерности вы обнаружили? (Нет ощущения темноты, мрачности ночи, так как разнообразны “сверкающие” эпитеты; эпитеты создают контраст: “земной” - “волшебный”; “смертный” - “бестелесный”.)
  4. Сопоставьте особенности языка, синтаксиса, ритма стихотворений. (Использование старославянизмов. Особенности повторов: “шар земной” - “земная жизнь”; “сладко дремлет” - “сладко светит”. Повторы не просто усиливают впечатление от изображаемого, происходит “игра” значениями многозначных слов, ассоциации возникают за счет различий в значениях. Единообразное синтаксическое начало стихотворений. Пятистопный ямб.)
  5. Чем отличаются стихотворения? (Второе стихотворение детализирует “земную жизнь”, лишь упомянутую в первом стихотворении, создается явный контраст мира реального и мира идеального (двоемирие); “стихия”, “бездна” первого стихотворения уточняется во втором – “хаос”.)

Вывод. Основные моменты поэтического мира Тютчева: трагическая раздвоенность человека, погруженного в “сон”; зыбкость границ реального и идеального миров (“двойное бытие”); образ хаоса, окружающего человека; слияние человека с природой.

Б) Сопоставительный анализ стихотворений разных периодов творчества. “Тени сизые смесились” (1835), “Пламя рдеет, пламя пышет” (1855).

  1. Проследите эволюцию основных мыслей и поэтических образов, изменение состояния лирического героя. (Образы сумрака, тени, сна, ночного сада, лирический герой “растворен” в природе. Стихотворения похожи не только по содержанию, но и по форме: 2 строфы по 8 строк, четырехстопный хорей.)
  2. Найдите поэтическую формулу, которая является основой сопоставления двух стихотворений. (“Все во мне и я во всем” - “Ты со мной и вся во мне”. Эти центральные строки стихотворений определяют их существенное различие в настроении и состоянии лирического героя. Герой первого стихотворения погружен в себя, замкнут на себе, трагически одинок. Герой второго стихотворения уже не одинок, его внутренняя жизнь наполнена новым содержанием.)
  3. Обратите внимание на символичное звучание нового поэтического образа: кто это? Лирическая героиня? Природа? Любовь? Истина? Все вместе? И важно ли это? (Важно, что лирический герой сумел разорвать путы трагического одиночества, тяжесть устремленности только внутрь себя.)
  4. Сопоставьте начало и конец каждого стихотворения. (Контраст: “тени сизые” - “пламя”; “уничтоженье” - “рай”).
  5. Чем различаются стихотворения? (Настроением, динамикой чувств лирического героя. Ритмическим рисунком: первое – более протяженное, второе – динамичное и ритмичное. В первом стихотворении много эпитетов (в основном отвлеченные прилагательные: “зыбкий”, “незримый”, “невыразимый”), во втором их меньше, преобладают глаголы, придающие всей картине ощущение движения, жизни. Темп первого стихотворения замедляется и за счет пауз, обозначенных многоточием. Все это создает совершенно разное понимание поэтического образа “покоя” в стихотворениях – покой как “невыразимая тоска” и “покой нерушимый”, сопоставимый с “раем”)

Вывод. Мировосприятие Тютчева претерпевает эволюцию. Лирический герой проходит путь от трагического одиночества, растерянности на пороге “двойного бытия” к обретению гармонии. Исследователи творчества Тютчева приходят к различным выводам: одни видят эволюцию Тютчева как обретение веры и гармонии (Аксаков), другие говорят об углублении трагизма его мировосприятия (Козырев, Авраменко).

В) Сопоставительный анализ разных вариантов одного стихотворения. “Весенняя гроза” (1828 и 1854).

  1. Как вы думаете, почему, подвергнув переработке все строфы, Тютчев сохраняет неизменной последнюю? Что значит эта строфа в содержании стихотворения? (Эта строфа – центральная. Возможно, именно от нее родилось все стихотворение. Именно эта строфа переводит легкое пейзажное стихотворение в философский план. Гроза – явление вне времени, вне пространства – это общечеловеческий символ свободы, очищения, разрешения. Именно поэтому “люблю грозу в начале мая”: трагическая борьба в природе зимы и весны завершилась. Радость природы, ожидающей этого разрешения, созвучна успокоению человека, испытывающего внутреннюю борьбу, жаждущего разрешения противоречий. Последняя строфа делает стихотворение действительно “тютчевским”.)
  2. Проследите, что изменяет Тютчев в первой строфе. В чем, по-вашему, смысл этих изменений? (Особый акцент на слове “первый” (не просто весенний); слова “резвяся и играя” придают больший динамизм картине, а главное, “очеловечивают” грозу: состояние природы и человека неразделимы.)
  3. Почему Тютчев включает в стихотворение вторую строфу? В чем ее своеобразие? (Она строится на глаголах – передаются движение, легкость, энергия. Кроме того, эта строфа передает звуковой ряд изображаемой картины – аллитерация: р, ж, з.)
  4. Какие лексические изменения произошли во второй (третьей) строфе? Как они связаны с содержанием стихотворения? (“Говор птиц” - “гам лесной”, “ключ нагорный” - “шум нагорный”. Картина утрачивает конкретность, она становится обобщенной, переходя постепенно в философский план.)
  5. Г) Сопоставление стихотворений Пушкина “К морю” (1824) и Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное…” (1865).
  6. Что общего в этих двух стихотворениях? (Оба изображают море, морскую стихию, служащую поэтам источником для раздумий и философских рассуждений. Море в обоих стихотворениях олицетворяется, к нему, как к собеседнику (другу) обращаются авторы. Лирические герои стихотворений восхищаются морем и в минуты покоя, и в бурю, и утром, и в ночи. Море Пушкина и Тютчева похоже своей безграничностью и свободой (“свободная стихия” - “вольный простор”). Изображая морскую стихию, поэты пользуются звукописью, почти не употребляют цветовых эпитетов.)
  7. Как по-разному воспринимается образ моря и образ лирического героя в стихотворениях Пушкина и Тютчева? (При всей одушевленности моря у Пушкина легко ощущается, что это прежде всего символ свободы, романтического мировосприятия лирического героя. Море рождает поток рассуждений лирического героя. Главный пафос стихотворения – прощание. Герой не смог соединить с морем свой “поэтический побег”, он “остался у берегов”, хотя и с вечной памятью о “гуле в вечерние часы”. Море Тютчева – живое. Это сама природа в ее величии. Лирический герой не наблюдает с берега морской пейзаж, а изображен как часть этой природы. Мысль героя, тесно связанная с чувством, сводится только к тому, чтобы обрести полную гармонию с природой, слиться с ней воедино. К изображенному Тютчевым не применимо слово “пейзаж”, это сама природа.)
  8. Согласны ли вы с высказыванием В.Ходасевича: “Тютчев весь охвачен тем, что Пушкина еще только тревожило; он стал понимать то, что Пушкин еще хотел понять”? Обоснуйте свое мнение.

Вывод. Поэзия Тютчева основана на пушкинских традициях – особая духовность лирики, философская идея поиска гармонии с миром. Много общего и в поэтической технике (преобладание двусложных размеров, лаконизм и емкость поэтических средств, олицетворения, звукопись, прием повтора). Но Тютчев – поэт уже другой эпохи. Для него характерно космическое видение жизни, герой, стремясь к гармонии с природой, ощущает свою ничтожность в мире. По сути, это начало русского символизма. Пушкин – поэт дня, Тютчев – ночи; Пушкин – поэт очевидности, Тютчев – тайны.

Д) Сопоставительный анализ стихотворений Лермонтова “Небо и звезды” (1831) и Тютчева “Душа хотела б быть звездой” (1836).

  1. Какие общие мотивы и чувства лирического героя выражены в стихотворении? (В обоих стихотворениях лирический герой, испытывающий душевный разлад, обращается к звездам, к космосу, видя там источник спокойствия и счастья. В стихотворении Лермонтова человек противопоставлен природе. Лирический герой хочет стать звездой, потому что не находит счастья среди людей. Мотив несчастья лирического героя в стихотворении Тютчева не выражен, герой стремится к слиянию с природой, к гармонии, к “божеству”.)
  2. Какие художественные средства используют авторы для изображения ночи и звезд? (Звезды Лермонтова ясны, но не живы. Звезды Тютчева – “как живые очи”. Для изображения ночи и звезд оба поэта используют только эмоциональные эпитеты. Для Лермонтова характерен принцип контраста в основе стихотворения (“счастье” - “несчастье”, “добрые люди” - “зависть питают”). Внешне контраст присутствует и в стихотворении Тютчева (не ночью, но днем). Но, по существу, обе части стихотворения не противопоставлены, а объединены: днем звезды горят еще светлей. Лермонтов использует повтор, усиливающий звучание основной мысли стихотворения. Тютчев дважды использует сравнения (“как живые очи”, “как божества”), одушевляя и олицетворяя звезды и космос.)
  3. Как соотносится следующее высказывание Тютчева с его поэтическим творчеством: “В современном настроении преобладающим аккордом звучит принцип личности, доведенный до какого-то болезненного неистовства. Вот чем мы все заражены, все без исключения”? Применимо ли это высказывание к лирике Лермонтова?

Вывод. Для лирики Лермонтова и Тютчева характерен мотив одиночества, трагедии человеческой личности. Но у Тютчева, в отличие от Лермонтова, индивидуализм, ставка на свое “я”, противопоставленное миру, сливаются с желанием гармонии с миром природы. В стихотворениях Лермонтова и Тютчева встречается прием контраста. У Лермонтова он подчеркивает противопоставленность лирического героя миру, у Тютчева – отражает “двойное бытие”, на пороге которого бьется душа лирического героя.

В то время как одна группа учащихся делится с одноклассниками результатами своих исследований, ребята из других групп могут иллюстрировать стихотворения Ф.И. Тютчева; затем представить свои работы, сопроводив их комментарием (к какому стихотворению нарисована иллюстрация, какую идею хотел выразить автор и т.д.)

V. Подведение итогов урока. Выводы о философском звучании природы в творчестве Ф.Тютчева.

VI. Заключительное слово учителя. “Вся земля, сотворенная Словом всемогущего Создателя, озаренная сиянием ласкового солнца, дышала покоем и дивной красотой. Но это не было еще концом творения. Бог решил создать людей, чтобы они жили в этом прекрасном мире, наслаждались им и имели общение со своим Творцом, прославляя его”. (Бытие 1:14-25)

VII. Выставление оценок, комментирование.

Домашнее задание: Выучить наизусть одно стихотворение; сделать сопоставительный анализ (письменно) стихотворений А.С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье…” и Ф.И. Тютчева “Я встретил вас – и всё былое…”

Потребность в выявлении “собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов” существует в любом обществе, так как это позволит сохранить интеллектуальную элиту государства. Во многих странах Западной Европы и в США существуют управления по поиску и работе с талантливой молодежью. На развитие одаренных старшеклассников ассигнуют большие деньги.

Как сделать так, чтобы и в нашей стране талант имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и вне урока – одна из главных ступеней этого процесса.

Приложение

А) Сопоставительный анализ двух стихотворений, относящихся к одному периоду творчества. «Как океан объемлет шар земной…» (1830), «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (1835).

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами;

Настанет ночь – и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

То глас ее: он нудит нас и просит…

Уж в пристани волшебный ожил челн;

Прилив растет и быстро нас уносит

В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины, -

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

                                             (1830)

Как сладко дремлет сад темно-зеленый,

Объятый негой ночи голубой,

Сквозь яблони, цветами убеленной,

Как сладко светит месяц золотой!..

Таинственно, как в первый день созданья,

В бездонном небе звездный сонм горит,

Музыки дальной слышны восклицанья,

Соседний ключ слышнее говорит…

На мир дневной спустилася завеса;

Изнемогло движенье, труд уснул…

Над спящим градом, как в вершинах леса,

Проснулся чудный, еженочный гул…

Откуда он, сей гул непостижимый?..

Иль смертных дум, освобожденных сном,

Мир бестелесный, слышный, но незримый,

Теперь роится в хаосе ночном?..

                                                        (1835)

Б) Сопоставительный анализ стихотворений разных периодов творчества.

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул –

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул…

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном…

Час тоски невыразимой!…

Все во мне, и я во всем…

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, темный, благовонный,

Все залей и утиши.

Чувства – мглой самозабвенья

Переполни через край!..

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

                                                (1835)

Пламя рдеет, пламя пышет,

Искры брызжут и летят,

А на них прохладой дышит

Из-за речки темный сад.

Сумрак тут, там жар и крики,

Я брожу как бы во сне, -

Лишь одно я живо чую:

Ты со мной и вся во мне.

Треск за треском, дым за дымом,

Трубы голые торчат,

А в покое нерушимом

Листья веют и шуршат.

Я, дыханьем их обвеян,

Страстный говор твой ловлю…

Слава богу, я с тобою,

А с тобой мне – как в раю.

                                              (1855)

В) Сопоставительный анализ разных вариантов одного стихотворения. «Весенняя гроза».

Люблю грозу в начале мая:

Как весело весенний гром

Из края до другого края

Грохочет в небе голубом!

С горы бежит ручей проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И говор птиц, и ключ нагорный –

Все вторит радостно громам!

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

                                         (1828)

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный –

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

                                          (1854)

Г) Сопоставление стихотворений Пушкина и Тютчева.

К морю

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!

Как часто по брегам твоим

Бродил я тихий и туманный,

Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас,

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

                                              (1824)

***

Как хорошо ты, о море ночное, -

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…

На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движение, грохот и гром…

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звезды глядят с высоты.

В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою –

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою…

                                                 (1865)

Д) Сопоставительный анализ стихотворений Лермонтова «Небо и звезды» (1831) и Тютчева «Душа хотела б быть звездой» (1836).

Небо и звезды

Чисто вечернее небо,

Ясны далекие звезды,

Ясны, как счастье ребенка;

О! для чего мне нельзя и подумать:

Звезды, вы ясны, как счастье мое!

Чем ты несчастлив? –

Скажут мне люди.

Тем я несчастлив,

Добрые люди, что звезды и небо –

Звезды и небо! – а я человек!..

Люди друг к другу

Зависть питают;

Я же, напротив,

Только завидую звездам прекрасным

Только их место занять бы хотел.

                                                     (1831)

***

Душа хотела б быть звездой,

Но не тогда, как с неба полуночи

Сии светила, как живые очи,

Глядят на сонный мир земной, -

Но днем, когда, сокрытые как дымом

Палящих солнечных лучей,

Они, как божества, горят светлей

В эфире чистом и незримом.

                                          (1836)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особое философское звучание лирики природы в творчестве Ф.И. Тютчева, 10 класс

Уроки-исследования (2 часа) в 10 классе по лирике Ф.И. Тютчева. на авторство не претендую, брала изюминку из разработок коллег, монографий-исследований, сама добавила интереснейший материал Б.М. Козыр...

Урок литературы в 10 классе на тему: "Философское осмысление лирики природы Ф.И.Тютчева"

В материале представлена разработка урока по теме "Филосоыское осмысление лирики природы Ф.И.Тютчева"...

Конспект урока-исследования: "Как научиться жить в согласии с природой биоритмов", или моделирование биоритмов человека. 11-й класс

Конспект урока-исследования:"Как научиться жить в согласии с природой биоритмов", или моделирование биоритмов человека. 11-й классЦели урока:Обучающая: Способствовать      ...

Урок литературы в 10 классе "Философское звучание лирики природы в творчестве Ф.И. Тютчева"

Урок-исследование помогает ученикам 10 класса понять мировосприятие Ф.И.Тютчева, помогает развивать творческие способности, формирует художественный вкус.На уроке ребята анализируют стихотворения поэт...

Лирика природы в творчестве Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

Выделение существенных признаков поэтики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета о природе и своеобразия поэтики авторов. ...