Проектная деятельность учащихся 5 класса при изучении темы «Мифы Древней Греции»
проект (литература, 5 класс) по теме

Витомскова Екатерина Валерьевна

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования ставят перед современным учителем главную задачу развития субъектности ученика. Школа должна создать условия для самостоятельного усвоения новых знаний и умений обучающимися. В связи с этим у учителя возникает потребность использовать в практике преподавания современные образовательные технологии, в которых главным субъектом действий выступал бы сам ученик.  Одной из таких технологий является проектная деятельность. 

Нельзя не согласиться с тем, что Древняя Греция занимает уникальное место в истории человечества. Без преувеличения можно сказать, что нет ни одной сферы культуры, на которую не повлияли бы плодотворные идеи древних греков. Античная культура оставила нам в наследство систему ценностей, характеризующуюся высокой гражданственностью и гуманизмом. Исповедуя языческую религию, древние греки свое образное видение картины мира выразили в яркой мифологии. Древнегреческие мифы дали мощный толчок для развития всей мировой цивилизации. Поэтому без обращения к великому мифологическому наследию прошлого невозможно полноценно осмыслить развитие современного общества. Кроме того, именно древнегреческие мифы являются неиссякаемым источником вдохновения для литераторов, скульпторов и художников всех времен. Программа по литературе не позволяет в пределах урочной системы в полной мере охватить всё многообразие мифов Древней Греции, оценить их великолепие и непреходящее значение. Поэтому и возникла идея реализовать данный проект.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность учащихся 5 класса при изучении темы

«Мифы Древней Греции»

Автор: Витомскова Екатерина Валерьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей 23», г. Озёрск Челябинской области.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования ставят перед современным учителем главную задачу развития субъектности ученика. Школа должна создать условия для самостоятельного усвоения новых знаний и умений обучающимися. В связи с этим у учителя возникает потребность использовать в практике преподавания современные образовательные технологии, в которых главным субъектом действий выступал бы сам ученик.  Одной из таких технологий является проектная деятельность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений осуществлять целенаправленный поиск информации, пользоваться разными источниками знаний, пробуждение интереса к предмету, развитие творческого мышления через выполнение интересных «нестандартных» заданий. В данной статье мне хотелось бы представить проект, предложенный учащимся 5 класса на основе одного из заданий учебника литературы Г.С. Меркина [2, с. 14] при изучении темы «Мифы Древней Греции».

Нельзя не согласиться с тем, что Древняя Греция занимает уникальное место в истории человечества. Без преувеличения можно сказать, что нет ни одной сферы культуры, на которую не повлияли бы плодотворные идеи древних греков. Античная культура оставила нам в наследство систему ценностей, характеризующуюся высокой гражданственностью и гуманизмом. Исповедуя языческую религию, древние греки свое образное видение картины мира выразили в яркой мифологии. Древнегреческие мифы дали мощный толчок для развития всей мировой цивилизации. Поэтому без обращения к великому мифологическому наследию прошлого невозможно полноценно осмыслить развитие современного общества. Кроме того, именно древнегреческие мифы являются неиссякаемым источником вдохновения для литераторов, скульпторов и художников всех времен. Программа по литературе не позволяет в пределах урочной системы в полной мере охватить всё многообразие мифов Древней Греции, оценить их великолепие и непреходящее значение. Поэтому и возникла идея реализовать данный проект.

Название проекта: «Древнегреческая мифология в свете разных видов искусств».

Предметная область: литература, МХК

Участники проекта: учащиеся 5 класса.

Типология проекта:

- индивидуальный (по количеству участников);

- практико-ориентированный и творческий (по доминирующей деятельности): учащиеся в любой удобной для них форме могли представлять результаты проекта, которые в дальнейшем планируется использовать на уроках литературы и МХК;

- краткосрочный (по продолжительности): на подготовку проекта было отведено 4 учебных недели;

-внутриклассный.

Время выполнения проекта: внеклассная деятельность.

Цель проекта: познакомить учащихся с мифами Древней Греции, изучение которых не предусмотрено образовательной программой (расширение читательского кругозора),  раскрыть их непреходящее  значение, вызвать к ним интерес у учащихся, стимулировать обучающихся к самостоятельному прочтению не представленных в проекте мифов.

Задачи проекта:

- формировать умение самостоятельно находить необходимую информацию в информационном поле (в том числе в сети Интернет);

- учить проектировать процесс, прогнозировать результат деятельности;

- формировать умение планировать свою деятельность;

- формировать навыки анализа собственной и чужой деятельности (рефлексия и взаиморецензирование);

- развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся;

- формировать умение вступать в диалог, задавать вопросы, уверенно держать себя во время выступления пред группой сверстников;

- формировать навыки монологической речи;

- использовать потенциал ИКТ для мотивации к чтению мифов.

Этапы работы над проектом [5 , c.11-12]

 1 этап. Ценностно-ориентированный

Уже на первых уроках по изучению мифов важно было заинтересовать учащихся, мотивировать их на участие в проекте. После прочтения мифа «Олимп», предусмотренного программой, учитель задал вопрос: «А хотели бы вы узнать более подробно о богах, упоминаемых в мифе «Олимп» (и не только о них)?». На одном из последующих уроков классу были предложены фразеологические обороты из древнегреческих мифов. Нужно было определить их значение и источник. Задание вызвало затруднение у учащихся, но и желание восполнить пробелы в знаниях. Всё это и стало своего рода «отправной точкой» для индивидуальной работы каждого учащегося.

2 этап. Конструктивный.

Следуя за автором учебника по литературе Г.С. Меркиным, было решено подготовить не просто «рассказ» о том или ином древнегреческом боге или герое, а показать, как  выбранный мифологический сюжет нашел отражение в других видах искусства (литературе, живописи, скульптуре, музыке) или просто в современной жизни.

На данном этапе каждый ученик выбрал объект исследования (так, чтобы он не совпадал с другими работами), форму представления найденного материала аудитории. Были определены сроки реализации проекта. Учитель во время самостоятельной поисковой работы учащихся по теме выступал в роли  информатора (при необходимости помогал найти и выбрать источники информации), консультанта.

3 этап. Презентативный.

Этап практического применения проекта. Учащиеся оформляют результаты индивидуальной проектной деятельности в той форме, которую они выбрали, участвуют в защите проекта. При этом происходит взаиморецензирование содержания конечного продукта, его оформления, качества защиты работы. Параллельно оценивание осуществляет и учитель.

Продукты творческого проекта: наряду с традиционными мультимедийными презентациями учащиеся предложили очень интересные проекты в форме кроссвордов, вопросов для викторины «Назови героя древнегреческих мифов по картине или памятнику».

4 этап. Оценочно-рефлексивный.

Оценивание результатов проектной деятельности осуществлялось по следующим критериям:[4, с. 3-4].

Критерий оценивания

1 балл

                2 балла

1.Постановка проблемы

Учащийся понимает проблему, дает развернутое высказывание по вопросу

учащийся, объясняя причины, по которым он выбрал работу именно над этой проблемой, не только формулирует ее своими словами, но и приводит свое отношение к проблеме

2.Постановка цели, задач

Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта, поставленной учителем

Ученик сформулировал задачи, цель проекта, определённой совместно с учителем

3.Планирование

После завершения работы над проектом ученик рассказал, что было сделано в ходе работы, описал полученный продукт

Ученик самостоятельно выстроил план действий, на этапе планирования описал продукт, который предполагал получить

4.Оценка результата

Ученик предельно просто высказал отношение к полученному продукту: нравится / не нравится

Ученик объяснил свое отношение к полученному продукту деятельности

5.Работа с информацией

Ученик продемонстрировал владение информацией из указанного учителем источника, воспроизвёл примеры, аргументацию, выводы

Ученик указал, какая информация необходима ему для работы над проектом, интерпретировал полученную информацию в содержании проекта, предложил свою идею, сделал выводы

6.Устная презентация

Учащийся с помощью учителя заранее составляет текст своего выступления, во время презентации обращается к нему

Ученик самостоятельно готовит текст своего выступления, во время презентации не обращается к нему

7.Ответы на вопросы

Ученик в ответ на уточняющий вопрос повторяет фрагмент своего выступления, при этом обращается к подготовленному тексту

При ответе на уточняющий вопрос ученик приводит дополнительную информацию, полученную в ходе работы над проектом, но не прозвучавшую в выступлении

Итоговая оценка выглядела следующим образом:

12 – 14 баллов – «5»

13 – 10 баллов – «4»

9 – 5 баллов – «3»

менее 5 баллов – «2»

Кроме того, каждому учащемуся после выступления был предложен ряд вопросов для проведения рефлексии:

  1. Что в работе над проектом тебе особенно понравилось делать, а что вызвало затруднения?
  2. Какие знания, умения ты приобрел в ходе подготовки проекта? Где бы ты мог их применить в дальнейшем?
  3. Посмотрев и оценив выступления одноклассников, что бы ты сейчас исправил (дополнил и т.п.) в своей работе?
  4. Хотел  бы ты поучаствовать в реализации нового проекта по литературе? По какой теме?

«Учебный проект для школьников – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично продемонстрировать достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели» [5, с.12-13]. И практическая реализация проекта «Мифы Древней Греции в свете разных видов искусств» подтвердила, что подобная деятельность вызывает неподдельный интерес у школьников.

Список литературы

  1. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование [Текст]: учебное пособие для вузов / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская, под ред. И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2005. – 285 с.
  2. Литература        : учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / авт.-сост. Г.С. Меркин. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово» - учебник, 2013. – 328 с. – (ФГОС. Инновационная школа).
  3. Полат Е.С. Педагогические технологии XXI века / Е.С. Полат // Современные проблемы образования. – Тула, 1997.
  4. Смирнова Н.А. Проект «Знаки препинания – ноты при чтении» // http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/proekt-znaki-prepinaniya-noty-pri-chtenii-dlya-5-klassa
  5. Формирование коммуникативных универсалных учебных действий в проектной деятельности. Сборник материалов из опыта работы / Под ред. Боровковой Е.Г. – Челябинск: ГБОУ ДПО ЧИППКРО, 2013. – 52 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся как средство развития исследовательских умений учащихся при изучении курса географии в школе

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать п...

Статья "О проектной деятельности учащихся при изучении геометрии в старших классах"

В варианты Единого государственного экзамена по математике, являющегося обязательным для всех выпускников школ, включены геометрические задания. Однако количество заданий, требующих глубоких гео...

Творческая проектная деятельность учащихся в процессе изучения литературного произведения.

В статье приведены формы проектной деятельности на уроках литературы....

Методика организации проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии 5 класса в условиях экспериментального обучения и ее результаты

Экспериментальное обучение проводилось с сентября по май 2016 - 2017 учебного года в пятом классе МБОУ Северная СШ Варнавинского района Нижегородской области, где работаю учителем биологии....

«Использование материалов по регионоведению в проектно- исследовательской работе как одного из способов активизации познавательной, речемыслительной и творческой деятельности учащихся в процессе изучения английского языка и повышения мотивации к изучению

laquo;Использование материалов по регионоведению в проектно- исследовательской работе как одного из способов активизации познавательной, речемыслительной и творческой деятельности учащихся в процессе...

Проектная деятельность учащихся при изучении геометрии в старших классах

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания об...