Творческая проектная деятельность учащихся в процессе изучения литературного произведения.
статья по литературе на тему

Татаринова Юлиана Юрьевна

В статье приведены формы проектной деятельности на уроках литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_proektnaya_deyatelnost.doc23 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая проектная деятельность учащихся

 в процессе изучения литературного произведения.

          По определению, творчество – это создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей, то есть ценностей, показывающих высокий уровень развития, умений, достижений в умственном, общественном, производственном отношении.

          Задача учителя на уроке литературы – разбудить мысли и чувства ученика, чтобы произведение было им пережито, оставило след в его памяти, чтобы ученик смог высказаться о произведении, сформировать свою читательскую позицию.

          Общение с художественным творением, «разговор»  с писателем всегда индивидуален и неповторим. Следовательно, требуется особая, творческая форма, где бы индивидуальность ученика, его «я» получили бы максимальный простор.

          Творческие формы работы в процессе изучения литературного произведения позволяют комплексно проверить знания, развивают способность применить усвоенное в практической деятельности, учат концентрации на поставленной проблеме, учат самостоятельности, приобщают к культуре.

          Актуальная в современном образовании проектная деятельность позволяет раскрыть творческий потенциал учащихся.

          По составу участников проекта могут быть индивидуальные (рисунки), групповые (газета), общеклассные (сочинения) работы.

          По организационным формам – урочные и внеурочные работы.

          По сфере применения результатов – лингвистические, живописные, моделирующие работы.

          По использованию технологии – работы, сделанные из бумаги, театрализованные, телекоммуникационные.

          По виду презентации – издательские, инсценированные, выставочные работы.

         

          Наряду с наиболее распространенной формой творческой деятельности на уроке литературы – сочинением – могут применяться:

  1. рисунки - традиционная форма, которую можно организовать в виде выставки или мультфильма.

(например, рисунки учеников 5 класса к славянским легендам, к русским народным сказкам);

  1. макеты – интересная форма, развивающая пространственное мышление.

( например, макеты к сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева» )

  1. самостоятельно написанные и оформленные рисунками письменные работы;
  2. оформление панорамы (например, «Бородинская битва» при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» в 5 классе и батальных сцен романа Л.Н.Толстого «Война и мир»);
  3. оформление газеты (например, посвященной, посвященной дню Победы при изучении лирики о Великой Отечественной войне);
  4. театрализация (например, при изучении произведений А.С.Пушкина):

          -       в форме теневого театра,

  • инсценировка отрывка произведения;
  • аудиопостановка.

               

       Сочинение – универсальная творческая работа, но обязательны его редактирование, возможная переработка, выразительное чтение для выработки своего собственного литературного стиля.

          В старших классах формы творческой работы усложняются, так как на первый план в изучении литературного произведения выходит не запоминание подробностей текста (например, как звали сестру старухи-процентщицы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» можно забыть, но чувство, которое испытываешь, читая сцену убийства, не забудешь), а формирование читательского литературного высказывания – самого трудного вида монологической речи. Причем, устная форма высказывания сложнее письменного.

          Урок литературы становится уроком не только искусства чтения и анализа литературного произведения, но и искусства высказывания о нем.

          Дискуссия, защита героя, решение проблемных вопросов, составленных самим учеником или предложенных учителем, развернутый устный ответ, сочинение разных форм (мини-сочинение, рецензия, сочинение-сравнение, от лица одного из героев произведения, в стиле определенной эпохи, на «свободную» тему) и другие формы творческих работ направлены на постоянное обогащение словарного запаса, овладение сложных синтаксических конструкций,  стилистикой – то есть всем богатством языка, отвечающем речевому своеобразию читательского высказывания.

          Проекты, направленные на развитие творческой деятельности, сопутствуют урокам «текстологическим» или завершают их, помогают проникнуть в атмосферу прочитанного литературного произведения.      Например. При изучении в 9 классе романа Ф.М.Достоевского «Бедные люди» можно предложить написать письмо от имени одного из героев произведения. Это требовует от учеников не только воссоздать стиль речи, но и самому встать на место героя, пережить придуманное событие, характерное именно для этого героя, именно в этом произведении. В ходе выполнения работы учащимся достаточно сложно выдержать форму эпистолярного жанра, не применяемую в наши дни, вытесненную краткими неэмоциональными Интернет- или SMS- сообщениями.

     

          Литература – предмет о творчестве, следовательно, без творческой деятельности учителя и ученика обойтись невозможно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по развитию интонационно-мелодической стороны речи в процессе изучения литературного произведения учащимися школы-интерната 5 вида

В статье рассказывается о системе  работы над интонацией на уроках литературы в школе-интернате для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Проектная деятельность учащихсяна уроках химии как средство формирования УУД.

Внедрение ФГОС заставило многих изменить взгляды на обучение детей. Теперь ребенок должен получить не только определенную базу знаний но развить свои способности, сформировать основные учебные д...

Организация проектной деятельности школьников при изучении литературных имён собственных

С  наукой об именах собственных, т.е. ономастикой, школьники знакомятся на уроках русского языка в старших классах. Отдельное внимание обращают на поэтическую ономастику, в большинстве случаев на...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

статья поможет учителям в реализации проектной деятельности в процессе преподавания...