Л.Н.Толстой. Урок литературы в 10 классе
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме

Карбусова Ирина Евгеньевна

Обзор жизни и творчества Л.Н.Толстого

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon l.n.tolstoy.zip374.74 КБ

Подписи к слайдам:

1828 - 1910
Лев Николаевич Толстой М.Н.Волконская
Н.И.Толстой
Л.Н.Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в имении Ясная Поляна Тульской губернии в аристократической дворянской семье.
Братья Толстые
В семье было пятеро детей: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев, Мария. В 1830 году умерла мать, Мария Николаевна, а в 1837 году – отец, Николай Ильич. Воспитанием детей занималась тетушка Татьяна Александровна Ергольская.«…в детстве она научила меня духовному наслаждению любви. Она не словами учила меня этому, а всем своим существом заражала меня любовью». Летом 1841 года детей увозит в Казань сестра отца П.И.Юшкова. Старшие братья учатся в Казанском университете, куда в 1844 году поступает и Лев Толстой на факультет восточных языков, затем переводится на юридический. Но в 1847 году уходит из университета и уезжает в Ясную Поляну. Поиски смысла жизни1847 - 1851 Попытки прогрессивных хозяйственных преобразований в Ясной Поляне.Петербург. Юридический факультет Петербургского университета.Служба в канцелярии Тульского губернского правления (1850).Литературные опыты.1851 год – едет служить на Кавказ вместе с братом Николаем. Военная служба (1851 – 1855) Участие в военных сражениях. Осознание бессмысленной, разрушительной стороны войны.Знакомство с простым, естественным миром вольного казачества, гордыми и независимыми характерами казаков. («Казаки» - 1863 год)Повесть «Детство» (1852 год, журнал «Современник») – начало художественной автобиографии «Четыре эпохи развития».Крымская война (1853 – 1855).Дунайская армия (1854) «Севастопольские рассказы». «Севастополь в декабре месяце» (1854)«Севастополь в мае» (1855)«Севастополь в августе» (1855)
«Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был русский народ». «Герой моей повести – ПРАВДА».
«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться,ошибаться, начинать и бросать, и опять бросать; и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».
Л.Н.Толстой
Процесс умственного и нравственного развития человека
Каким надо быть? К чему стремиться? 1852 год – «Детство» Первые радости, которые дает человеку мир, и первые тревоги и разочарования в этом мире.1854 год – «Отрочество» Разлад с миром духовно выросшего человека1857 год – «Юность» Герой – человек, ищущий истину, борющийся за нее, стремящийся к нравственному обновлению, совершенствованию. 1856 год – «Утро помещика»Главное зло – жалкое, бедственное положение мужиков.Ощущение надвигающейся крестьянской революции.Обличение правящих кругов и проповедь всеобщей любви.
1862 год – Л.Н.Толстой женится на Софье Андреевне Берс, дочери известного московского врача.«Я дожил до 34 лет и не знал, что можно так любить и быть так счастливым…Счастье семейное поглощает меня всего…»
Идейные искания 50 – 60-х годов «Декабристы» - «Три поры» - «1805 год» -«Все хорошо, что хорошо кончается» - «Война и мир»
1857 г. – после встречи с декабристами (Пущин, Волконский) Л.Н.Толстой задумал роман об одном из них.1825 г. – «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя».1812 г. – «Чтобы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой 1812 года».1805 г. – «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонопартовской Францией, не описав неудач и нашего срама».
«Я старался писать историю народа» Л.Н.Толстой
«Война и мир» (1863 – 1869) «Везде, где в моем рассказе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалом, из которого у меня накопилась и образовалась целая библиотека книг».русские и иностранные исторические источники о войне 1812 года,воспоминания современников, участников Отечественной войны,архивы, акты и рукописи Румянцевского музея,фамильные воспоминания Толстых и Волконских,посетил Бородинское поле, составил карту расположения русских и французских войск. «…оригинальное и многостороннее произведение, соединяющее в себе эпопею, исторический роман и очеркнравов». И.С.Тургенев
Багратион
Сперанский
Наполеон
Кутузов
Духовный кризис 70-80-х годов1877 год – «Анна Каренина» - семейно-психологический роман. Счастье личное и счастье народное. Жизнь семьи и жизнь России. «Всякий человек произошел на этот свет по воле Бога. И Бог так сотворил человека, что всякий человек может погубить свою душу или спасти её. Задача человека в жизни – спасти свою душу; чтобы спасти свою душу, нужно жить по-божьи, а чтобы жить по-божьи, нужно отрекаться от всех утех жизни, трудиться, смириться, терпеть и быть милостивым». Непротивление злу насилием – одна из главных заповедей «толстовского христианства»: не противься злу, «и если кто ударит тебя в одну щеку, лучше подставить другую щеку, чем за удар ответить ударом»; люби всех людей, даже врагов, и делай им добро. («Учение Христа, изложенное для детей», 1907-1908)1879 – 1882 г.г. – «Исповедь». «Так что же нам делать?», «В чем моя вера?», «О жизни», «Не могу молчать»(1908). Защита интересов крестьянства. Ожидание революции и неверие в неё. Критика всех основ современного государственного и общественного строя. Отречение от жизни дворянского круга. «Толстовство» явилось причиной семейного разлада. Отказ писателя от прав литературной собственности, религиозные убеждения, общественные выступления не находили сочувствия у многих членов семьи. Тяжба между дворянским домом – вместилищем всех пороков - и мужицкой избой – обителью покоя и добродетели – приобретает у Толстого характер неразрешимого противоречия. Писатель пытается привести свой образ жизни в соответствие со своим вероучением (отречение, труд, смирение, терпение, деятельная любовь к людям) и мучительно страдает от невозможности это сделать. Дидактический, нравоучительный характер произведений:1886 год – повесть «Смерть Ивана Ильича»1887-1889 г.г. – «Крейцерова соната»1890-1898 г.г. – «Отец Сергий»1903 год – рассказ «После бала»Драмы - «Власть тьмы» (1886), «Живой труп» (1900)
1889 - 1899 г.г. – «Воскресение» - социально-идеологический роман - протест против беззакония и лжи общества; вера в обновление возрожденной души, в нравственное перерождение личности. В феврале 1901 года граф Толстой был отлучен от церкви «Я ведь от вас никогда не скрывал, что я в этом доме киплю, как в аду, и всегда думал и желал уйти куда-нибудь в лес, в сторожку… где мы помогали бы друг другу. Но Бог не давал мне силы порвать с семьей … я для личного своего удовольствия не мог заставить страдать других, хотя бы и семейных» (Толстой крестьянину М.П.Новикову, 1910 год) «Чувствую большую тяжесть от глупой благотворительности внешней в соединении с безумной роскошью жизни своей» (1908 год) «Все больше и больше тягощусь этой жизнью…» (26 октября 1910 года) В ночь с 27 на 28 октября 1910 года Л.Н.Толстой тайно покинул Ясную Поляну в сопровождении дочери Александры и доктора Маковицкого. В дороге простудился и заболел воспалением легких. 7 (20) ноября 1910 года на станции Астапово Рязанской железной дороги Толстой умер.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы. 6 класс. Тема: Незабываемый мир детства и отрочества. Лев Николаевич Толстой «Отрочество», глава 2, «Гроза».

Методическая разработка урока литературы по теме: "Незабываемый мир детства. Лев Николаевич Толстой "Отрочество" , глава 2, "Гроза"...

Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Урок литературы. 6 класс. А.П. Чехов. "Толстый и тонкий"

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей....

Мир детства в повести Л.Н.Толстого. Урок в 6 классе

Обобщающий урок по повести Л.Н.Толстого "Детство" в 6 классе. Для анализа выбраны главы "Классы", "Maman", "Наталья Савишна", "Что за человек был мой отец...