Мир детства в повести Л.Н.Толстого. Урок в 6 классе
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Скажутина Лариса Николаевна

Обобщающий урок по повести Л.Н.Толстого "Детство" в 6 классе. Для анализа выбраны главы "Классы", "Maman", "Наталья Савишна", "Что за человек был мой отец". Работа на уроке групповая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по повести Л.Н.Толстого «Детство»

Класс                                                     Предмет литература

Ф.И.О. учителя  Скажутина Лариса Николаевна

Тема урока:   Мир детства в повести Л.Н.Толстого

Цель урока:

Образовательная:  Формирование умения постигать смысл прочитанного, воссоздавать художественные образы, анализировать текст

Развивающая:Развитие  интереса к литературному чтению, обогащение словарного запаса учащихся.Развитие навыков анализа текста, совершенствование обучения связной речи, умение находить средства выразительности, которые использует автор для выражения своих чувств; составление портретной характеристики. Развивитие навыков работы с художественным текстом с целью извлечения информации и сопоставления, сравнения разных источников информации

Воспитательная: На примере героя отрывка из повести воспитывать тёплое и бережное отношение к родителям

Задачи урока:

- обеспечить в ходе урока повторение, закрепление следующих основных понятий: сюжет, композиция, тема, проблема, идея, завязка, кульминация, развязка, развитие действия)

- продолжить формирование следующих специальных умений по данному предмету: поиск в тексте элементов композиции, определение темы и идеи художественного произведения, составление портрета и характеристики персонажа

- продолжить формирование следующих общеучебных навыков  и умений: поиск информации в тексте, интерпретация информации, креативная подача информации

- формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли

- формировать навыки учебного труда: понимание задания, продумывание хода его выполнения, подготовка к активной работе, соблюдение рационального режима труда;

- формировать умения и навыки учебно-познавательного характера: сознательное и активное слушание объяснений преподавателя, наблюдение изучаемых предметов и процессов, установление существенных признаков и черт наблюдаемых предметов и явлений, связей и отношений между ними, запись результатов наблюдений. Работа с книгой: изучение материала, его продумывание, выделение существенного, записи прочитанного.

Формируемые элементы ключевых компетенций: умение находить, отбирать нужное и передавать информацию, умение постоянно работать над собой, стремиться к самосовершенству, умение планировать личную деятельность, умение интерпретировать и интегрировать текст

Сформированные у учащихся элементы предметных компетенций:

  • умение слушать, слышать и понимать партнёра;
  • планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;
  • умение распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга;
  • умение договариваться;
  • умение вести дискуссию, способности правильно выражать свои мысли в речи;
  • уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя.

Технология и организация учебного процесса:

Форма: Коллективная, индивидуальная, самостоятельная работа, работа в группах, работа в тетрадях, творческая самостоятельная работа

Средства: Мультимедийная учебная презентация, текст повести Л.Н. Толстого; таблицы с характеристиками героев; тексты для сопоставительного анализа; материалы для создания кластера; буктрейлер в главам повести

Приемы: поиск и извлечение информации, интерпретация и интеграция, оценка информации

Эпиграф: Мир Толстого – это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким…                          (В.Г.Короленко)

  1. Мотивационно-целевой этап:

Приветствие, просмотр буктрейлера, формулирование  темы урока (совместно с обучающимися)

- как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о повести «Детство»)

- что именно мы будем разбирать в повести? – главы о близких людях героя

-  почем именно эти главы? что в них особенного? – они показывают людей, которые оказали значительное влияние на формирование героя

- как мы сможем с помощью текста это доказать? Составим характеристики героев, сравним их с характеристикой Николеньки, сделаем выводы, выявив общие черты

- актуальна ли повесть в наше время7 (да, потому что воспитание детей всегда важно)

Мы сравним подходы к воспитанию детей в повести Л.Н.Толстого и в наше время.

  1. Поисково-исследовательский этап:

Группы представляют характеристики героев.(каждая группа прикрепляет на доску листок с чертами характера) – выстраиваем кластер «Люди, воспитывающие Николеньку»

Группа 1. «Maman»

Описание внешности

Черты характера

Отношение к другим персонажам

Кареглазая, черноволосая, с нежными руками, с родинкой на шее. Прелестная улыбка. Вьющиеся волосы

Любящая, мягкая, деликатная, доверчивая, терпеливая, добрая

Уважает своих слуг и их труд, любит своих детей

Группа 2. «Что за человек был мой отец»

                Описание  

               внешности                                                                                                                                                                    

                   Черты  

                характера                                        

      Отношение к другим    

                   героям                        

Большой статный мужчинка с маленькими шажками, лысоватый, с улыбающимся глазами, большим орлиным носом и неправильными губами.

Гордый, умный, самоуверенный, любезный, благородный, серьёзный, строгий, азартный, эгоистичным, с чувством достоинства.

Отец в рассказе «Детство» Льва Толстого представлен как человек, обладающий определенными взглядами и ценностями, которые влияют на его отношение к другим персонажам. Во-первых, отец является главой семьи и имеет авторитет перед всеми ее членами. Он старается поддерживать порядок и дисциплину в доме, что проявляется в его отношении к матери главного героя. Отец уважает свою жену и ценит ее как мать своих детей, но его строгость и требовательность могут иногда быть слишком сильными. Отец также обладает сильным чувством справедливости и честности. Он не терпит лжи и обмана, и всегда старается быть честным перед собой и другими.

Группа 3. «Классы»

                Описание  

               внешности                                                                                                                                                                    

                   Черты  

                характера                                        

      Отношение к другим    

                   героям                        

Длинная фигура в халате и                      

красной шапочке с кисточкой,           под которой скрывается лысина.        У персонажа редкие седые волосы,    орлиный нос, на котором сидят              

очки, у Карла Иваныча голубые глаза                              

Хорошие черты:   Честный, прямолинейный,  добрый, справедливый, чувствительный.

Плохие черты:  

 Обидчивый, мелочный.

Уважение к окружающим, любовь  к детям, строгость в воспитании детей            

Группа 4. «Наталья Савишна»

      Описание внешности

       Черты характера

    Отношение к другим людям                    

Горбатенькая ,крепостная старушка низенького роста  . На голове чепчик,  который закрывает седые волосы .

Наталья Савишна была доброй , заботливой , ответственной , трудолюбивой , терпеливой , самоотверженной . Была верна и привязана к близким людям .Была готова пожертвовать всем чем угодно .Но иногда была вынуждена быть стога по воспитанию мальчиков .

Наталья Савишна  относилась к другим героям с заботой , любовью ,лаской и бескорыстием.

Делаем промежуточный вывод: что общего между взрослыми людьми, окружающими Николеньку?  (доброта, забота о детях, искренность, любовь к детям)

  1. Практико-ориентированный этап:

Каждая группа получает карточки с вопросами, ответить на которые нужно, сравнив два текста – главы из повести и текста-информации.

Группы работают  8-10 минут. Выступления групп

Группа 1. «Maman»

Вопросы к сопоставительному анализу текстов

Ответы группы

Что общего  в тексте и в главе «Maman»?

Мама – это единственный человек, находясь рядом с которым, ребенок испытывает наибольший комфорт и спокойствие. оба текста о важной роли матери  в воспитании детей.

Какие основные обязанности возложены на мать в современной жизни?

Воспитание ребенка,  его защита, помощь в адаптации и в познании окружающего мира

Какие основные обязанности возложены на мать повести?

Воспитание, защита детей, ласковое отношение к ним, забота, любовь

Важны ли отношения с матерью для ребенка? Почему?

Ребенок, растущий рядом с матерью, может позволить себе познавать окружающий мир любыми доступными ему способами, поскольку мама защищает его от внешнего мира.

 

Группа 2. «Что за человек был мой отец»

Вопросы к сопоставительному анализу текстов

Ответы группы

Был ли отец Николеньки примером для своих детей?

Да, отец всегда поддерживал порядок и дисциплину в доме. Его уважали.

Каково влияние отца на ребенка в современном мире?

Отец всегда должен быть примером для своего ребенка. Он ежедневно должен следить за своими привычками и характером, потому что ребенок учится на примере своих родителей.

Важна ли роль отца в воспитании ребенка?

Отцовское воспитание важно, потому что отец должен дисциплинировать своих детей. Дети следуют примеру отца, поэтому отец должен быть положительным

Что общего в образе отца в повести «Детство» и в современных требованиях к участию отца в воспитании?

Общие черты: отец должен поддерживать дисциплину в доме, заботиться о своей семье, быть опорой.

Группа 3. «Классы»

Вопросы к сопоставительному анализу текстов

Ответы группы

Как может учитель влиять на формирование личности ученика в современном мире?

Учитель является примером для подражания, он влияет на наше восприятие мира, на наши отношения с другими людьми. В целом личность педагога имеет огромное влияние на формирование ценностных ориентиров  ребенка.

Влияет ли Карл Иваныч на формирование личности Николеньки?

Де, несомненно влияет, потому что герой повести помнит о нем и о его уроках спустя многие годы и говорит о нем с теплотой.

Важно ли влияние учителя на своих учеников? Почему?

Влияние учителя очень важно, ведь дети берут с него пример, учитель формирует их взгляды на жизнь, учит из, значит помогает формировать будущее

Какими качествами должен обладать наставник (учитель)?

Честность, справедливость, доброта, уважение к детям

Группа 4. «Наталья Савишна»

Вопросы к сопоставительному анализу текстов

Ответы группы

Какие факты из предложенного текста можно отнести к Наталье Савишне?

В дворянских домах многие старые слуг оставались доживать свой век с господами, даже получив вольную. Они были преданы своим господам.

Почему Наталья Савишна разорвала вольную,  посчитала ее за обиду? Найдите объяснение в предложенном тексте

Прожив всю жизнь рядом со своими хозяевами, Наталья Савишна воспринимала заботы и проблемы господской семьи как сои собственные. Барская семья стала ей родной, поэтому она обиделась, когда получила вольную. Она подумала, что господа хотят ее отослать, что она им не нужна.

Как относится семья Николеньки к Наталье Савишне?

С уважением, заботой, добротой, любовью

Как Наталья Савишна относится к Николеньке? Что о подобных отношениях говорится в предложенном тексте?

Хорошо. Она любит Николеньку, заботится о нем, даже если наказывает, то любя.

Беседа по вопросам:

  1. Какие основные принципы воспитания остались неизменными?
  2. Согласны ли вы, что роль учителя в воспитании ребенка имеет значение?
  3. Почему Наталья Савишна не захотела быть свободной, разорвала вольную? Как это связано с семьей Иртеньевых?
  4. Почему Карл Иваныч и Наталья Савишна любят чужих детей? Чем это обусловлено?
  5. Актуальна ли повесть Л.Н.Толстого «Детство» в наши дни?

Делаем промежуточный вывод, дополняем характеристики персонажей на доске.

4.  Контрольно-оценочный   и рефлексивно-обобщающий этап:

Беседа.  Создание кластера на доске.

Maman

Любящая, мягкая, деликатная, доверчивая, терпеливая, добрая. Уважает своих слуг и их труд, любит своих детей

Отец

Гордый, умный, самоуверенный, любезный, благородный, серьёзный, строгий, азартный, эгоистичным, с чувством достоинства

Карл Иваныч

Честный, прямолинейный,  добрый, справедливый, чувствительный.

Обидчивый, мелочный

Наталья Савишна

Добрая, заботливая, ответственная, трудолюбивая, терпеливая, самоотверженная. Была верна семье, привязана к близким людям. Но иногда была вынуждена быть стога в воспитании мальчиков .

Что связывает эти главы и этих героев? (Николенька)

Дайте характеристику Николеньке (Мечтательный, нежный, ласковый, очень любит маму, целует ей руки, заботливый и добрый, он молится за родителей, уважает слуг)

Почему эти герои начинают повесть, что связывает их? (они воспитывают главного героя, формируют его характер)

Почему мальчика зовут Николенька? О чем это говорит? ( его любят, в семье царит любовь, уважение)

Счастлив ли ребенок, которого любят?

Каким мы видим детство Николеньки? (на доске слово ДЕТСТВО, каждая группа  пишет 3 прилагательных, характеризующих детство Николеньки) – прием «Ассоциации» - технология развития критического мышления (развивается образное мышление, аналитика, память)

Схема «Ассоциации»

 

Общий вывод  по теме урока:

Какую роль играют  родители, наставники в жизни ребенка? (они создают условия для счастливого детства, что формирует позитивного, хорошего, доброго человека) креативность

Домашнее задание: написать рассуждение «Какую роль в формировании личности играют родители и окружение ребенка?»

Приложения

  1. Оценочный лист  работы группы

Лидер группы____________________________________________

Участники

Домашняя

работа

Сопоставительный анализ текстов

Участие в обсуждении, ответы на уроке

2. Карточки для сопоставительного анализа текстов

Глава  «Maman»

Что общего  в тексте и в главе «Maman»?

Какие основные обязанности возложены на мать в современной жизни?

Какие основные обязанности возложены на мать повести?

Важны ли отношения с матерью для ребенка? Почему?

Глава «Что за человек был мой отец»

Был ли отец Николеньки примером для своих детей?

Каково влияние отца на ребенка в современном мире?

Важна ли роль отца в воспитании ребенка?

Что общего в образе отца в повести «Детство» и в современных требованиях к участию отца в воспитании?

Глава «Классы»

Как может учитель влиять на формирование личности ученика в современном мире?

Влияет ли Карл Иваныч на формирование личности Николеньки?

Важно ли влияние учителя на своих учеников? Почему?

Какими качествами должен обладать наставник (учитель)?

Глава «Наталья Савишна»

Какие факты из предложенного текста можно отнести к Наталье Савишне?

Почему Наталья Савишна разорвала вольную,  посчитала ее за обиду? Найдите объяснение в предложенном тексте

Как относится семья Николеньки к Наталье Савишне?

Как Наталья Савишна относится к Николеньке? Что о подобных отношениях говорится в предложенном тексте?

3.Тексты для сопоставительного анализа

1 группа (глава «Maman»)

Текст

Мама – это единственный человек, находясь рядом с которым ребенок испытывает наибольший комфорт и спокойствие. В присутствии матери ребенок чувствует себя под ее защитой, поэтому расслабляется и не боится быть самим собой. Под посторонних людей ребенку постоянно приходится подстраиваться, адаптироваться, а когда рядом мама, ему не страшно показаться смешным или нелепым. Ребенок, растущий рядом с матерью, может позволить себе познавать окружающий мир любыми доступными ему способами, поскольку мама защищает его от внешнего мира, дает ему сполна насладиться прелестью беззаботного детства и не торопит взрослеть.

2 группа ( «Что за человек был мой отец»)

Текст

Пример отца – жизненное знамя для сына. В подсознании мальчика формируется мужская модель поведения. Отец своим авторитетом подает пример того, как нужно жить и к чему стремиться. Мужчине, воспитывающему сына, необходимо ежедневно следить за своим поведением и привычками. Ведь если он сделает ошибку, то ребенок тут же подхватит плохой пример.

Мальчик, выросший в благополучной и полной семье, часто придерживается тех же семейных принципов и во взрослой жизни. От того, как отец общается с матерью, зависят отношения юноши с противоположным полом. Отношение к женщинам формируется еще в детском возрасте на примере родителей и в дальнейшей жизни что-либо исправить трудно.

Мужчине важно поощрять сына, хвалить его за успехи и поддерживать при неудачах.

3 группа («Классы»)

Текст

Личность педагога играет важную роль в формировании ценностных ориентаций учащихся. Ценности – это устойчивые убеждения, представления и идеалы, которые определяют наши поступки и поведение. Они влияют на наше восприятие мира, наши отношения с другими людьми и наше самоопределение.

Педагог, своей личностью и примером, может стать для учащихся образцом ценностей, которые они будут принимать и воспринимать. Если педагог является честным, ответственным, уважительным к другим, то учащиеся могут принять эти ценности и включить их в свою систему ценностей.

Кроме того, педагог может активно влиять на формирование ценностей учащихся через свою педагогическую деятельность. Он может создавать ситуации, в которых учащиеся будут сталкиваться с различными ценностями и анализировать их.

В целом, личность педагога имеет огромное влияние на формирование ценностных ориентаций учащихся. Педагог, своим примером, своими действиями и своей педагогической деятельностью, может помочь учащимся развить и укрепить ценности, которые будут полезны им в жизни и помогут им стать гармоничными и успешными личностями.

4 группа («Наталья Савишна»)

Текст

Характеризуя крепостную дворню как особый социальный феномен, необходимо обратить внимание на ряд обстоятельств. Прежде всего, важно отметить, что практически в каждом барском доме были свои «столбовые крепостные», «рыцари без страха и упрека, исполненные преданности к господам до самозабвения». Прожив всю жизнь рядом со своими хозяевами, воспринимая их заботы и проблемы как свои, они подчас любили господ больше, чем родную семью и не хотели никакой «свободы», которая означала бы для них разрыв с привычным укладом. Многие «старые слуги», получив вольную, отказывались покидать «родной дом», пользуясь особым расположением, ворча на хозяев и тщательно контролируя работу остальной прислуги. В глубокой старости, потеряв возможность трудиться, они оставались в господской семье «на покое», доживая свой век в окружении барских отроков, любящих послушать их сказки и истории из «старины глубокой»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Мир детства в повести Л.Н.Толстого

Слайд 3

эпиграф Мир Толстого – это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким… В.Г.Короленко

Слайд 5

Герои повести Maman Отец Карл Иваныч Наталья Савишна Какие они?

Слайд 6

Maman

Слайд 7

О тец Описание внешности Черты характера Отношение к другим героям Большой статный мужчинка с маленькими шажками, лысоватый, с улыбающимся глазами, большим орлиным носом и неправильными губами. Гордый, умный, самоуверенный, любезный, благородный, серьёзный, строгий, азартный, эгоистичный, с чувством достоинства. Отец в рассказе «Детство» Льва Толстого представлен как человек, обладающий определенными взглядами и ценностями, которые влияют на его отношение к другим персонажам. Во-первых, отец является главой семьи и имеет авторитет перед всеми ее членами. Он старается поддерживать порядок и дисциплину в доме, что проявляется в его отношении к матери главного героя. Отец уважает свою жену и ценит ее как мать своих детей, но его строгость и требовательность могут иногда быть слишком сильными. Отец также обладает сильным чувством справедливости и честности. Он не терпит лжи и обмана, и всегда старается быть честным перед собой и другими.

Слайд 8

Карл И ваныч Описание внешности Черты характера Отношение к другим героям Длинная фигура в халате и Красной шапочке с кисточкой, Честный, прямолинейный , Под которой скрывается лысина. добрый ,справедливый, У персонажа редкие седые волосы, чувствительный. Орлиный нос, на котором сидят очки, голубые глаза Хорошие черты Честный Прямолинейный Добрый Справедливый чувствительный Плохие черты : Обидчивый, мелочный. Уважение, любовь, строгость

Слайд 9

Наталья С авишна Описание внешности Черты характера Отношение к другим людям Горбатенькая ,крепостная старушка низенького роста . На голове чепчик, который закрывает седые волосы . Наталья Савишна была доброй , заботливой , ответственной , трудолюбивой , терпеливой , самоотверженной . Была верна и привязана к близким людям .Была готова пожертвовать всем чем угодно .Но иногда была вынуждена быть стога по воспитанию мальчиков . Наталья Савишна относилась к другим героям с заботой , любовью ,лаской и бескорыстием.

Слайд 10

что общего между взрослыми людьми, окружающими Николеньку? Доброта Забота о детях Искренность Любовь к детям

Слайд 11

Размышляем Какие основные принципы воспитания остались неизменными? Согласны ли вы, что роль учителя в воспитании ребенка имеет значение? Почему Наталья Савишна не захотела быть свободной, разорвала вольную? Как это связано с семьей Иртеньевых ? Почему Карл Иваныч и Наталья Савишна любят чужих детей? Чем это обусловлено?

Слайд 12

Домашнее задание Написать рассуждение «Какую роль в формировании личности играют родители и окружение ребенка?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Взаимоотношения детей и взрослых в повести Л.Н. Толстого "Детство"

    Данный материал представляет собой технологическую карту урока литературы в 7 классе. Урок, проводимый согласно предложенной схеме, позволяет не только проанализировать повесть Л....

Открытый урок по повести Л.Н. Толстого "Детство"

На уроке осмысливается содержание художественного произведения, развивается умение анализировать. Толстой - тонкий психолог и знаток души человеческой. Вместе  с ребятами прослеживаем путь станов...

Первый урок по повести Л.Н.Толстого "Юность" 9 класс

«Подлинные и мнимые ценности жизни (по мотивам повести Л.Н.Толстого «Юность»)»...

Презентация к уроку "Образ "невозвратимой поры"в повести Л.Н.Толстого "Детство".

Презентация поможет учителю в проведении урока литературы в 7 классе при изучении творчества Л.Н.Толстого...

Урок литературы по повести Л.Н Толстого "Детство".

На уроке использовались следующие образовательные технологии: Технология проблемного обучения, позволяющая создавать под руководством учителя проблемные ситуации, что способствовало на уроке активной ...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по повести Л. Н. Толстого "Детство"

Анализ глав "Маман", "Чтоза человек мой отец", "Детство" из повести Л. Н. Толстого "Детсво"...

Материал к уроку "Повесть Л.Н. Толстого "Детство"

Презентация для урока литературы в 6 классе "Повесть Л.Н. Толстого "Детство"...