Урок литературы по повести Л.Н Толстого "Детство".
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему

Карнаухова Лариса Вениаминовна

На уроке использовались следующие образовательные технологии:

  1. Технология проблемного обучения, позволяющая создавать под руководством учителя проблемные ситуации, что способствовало на уроке активной познавательной самостоятельной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление. Педагогическая проблемная ситуация создавалась на уроке с помощью активизирующих действий, вопросов учителя.
  2. Технология диалогового обучения. Ценность диалога на данном уроке была в том, что вопросы учителя вызывали у учащихся не только и не столько ответ, сколько вопрос. Учитель и учащиеся выступали на равных. В процессе диалогического общения на уроке учащиеся искали различные способы для выражения своих мыслей. Диалог на уроке стал особой коммуникативной атмосферой, развивающей интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. На таких уроках содержание учебного материала усваивается как вследствие запоминания, так и в результате общения.
  3. Использовались элементы гуманно-личностной технологии, развивающей в учащихся творческие способности, воспитывающей доброту, сопереживание, уважение к личности.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_statya_detstvo_l.n_tolstoy.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе по теме:

 «Счастливая, невозвратимая пора детства.»

Взаимоотношения взрослых и детей в семье.

(по повести Л.Н Толстого «Детство»).

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №583
Приморского района Санкт-Петербурга

Карнаухова Лариса Вениаминовна,

 учитель русского языка и литературы

На уроке использовались следующие образовательные технологии:

  1. Технология проблемного обучения, позволяющая создавать под руководством учителя проблемные ситуации, что способствовало на уроке активной познавательной самостоятельной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление. Педагогическая проблемная ситуация создавалась на уроке с помощью активизирующих действий, вопросов учителя.
  2. Технология диалогового обучения. Ценность диалога на данном уроке была в том, что вопросы учителя вызывали у учащихся не только и не столько ответ, сколько вопрос. Учитель и учащиеся выступали на равных. В процессе диалогического общения на уроке учащиеся искали различные способы для выражения своих мыслей. Диалог на уроке стал особой коммуникативной атмосферой, развивающей интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. На таких уроках содержание учебного материала усваивается как вследствие запоминания, так и в результате общения.
  3. Использовались элементы гуманно-личностной технологии, развивающей в учащихся творческие способности, воспитывающей доброту, сопереживание, уважение к личности.    

Урок литературы в 7 классе по теме:

 «Счастливая, невозвратимая пора детства.»

Взаимоотношения взрослых и детей в семье.

(по повести Л.Н Толстого «Детство»).

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №583
Приморского района Санкт-Петербурга

Карнаухова Лариса Вениаминовна,

 учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  1. Осмыслить взаимоотношения взрослых и детей в дворянской семье, проследить за проявлениями различных чувств главного героя;
  2. Приобщить учащихся к духовным поискам писателя; развивать умение учащихся читать, воспринимать, интерпретировать художественный текст;
  3. Способствовать воспитанию навыков самоанализа.

Прочитайте первые слова нашей темы. Они принадлежат Л.Н. Толстому.

        Детство – сквозная тема русской литературы, тема, равнодушной к которой не оставался ни один русский писатель. И мне бы хотелось чтобы после изучения произведения Л.Н. Толстого вы открыли бы для себя и книги этих прекрасных русских авторов, рекомендованные вам для внеклассного чтения:

  • С.Аксаков «Детские годы Багрова-внуки»
  • А. Герцен «Былое думы»
  • Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»
  • А. Толстой «Детство Никиты»
  • И. Шмелёв «Лето Господне»

Вопрос: Давайте вспомним героев повести. Кто они такие?

        Семья Иртеньевых:

  • Мать – Наталья Николаевна.
  • Отец – Петр Александрович.
  • Дети: Володя (11 лет).

Николай (10 лет).

Люба(11 лет).

  • Гувернёры: Карл Иванович, Мария Ивановна
  • Слуги: Наталья Савишна, Николай, Фока.

Вопрос:

Попробуем объяснить значения слов, которые встретились в главах повести. Встретились ли устаревшие слова?

Как вы можете объяснить их значение (кацавейка, чепец, затрапезное «платье»)?

Нравственность – духовные внутренние качества нормы, правила поведения.

Раскаяние – чувство сожаления по поводу совершённого поступка.

Диалектика (души) – явления внутренней жизни, сменяющиеся одно с другим, противоречия, движения, изменения.

Добродетель – положительное нравственное качество; высокая нравственность.

Привязанность – чувство близости, основанное на преданности, симпатии.

Самопожертвование – жертвование личными интересами ради других.

Сочувствие – отзывчивость к несчастью других.

Согласие – дружественное отношение, единодушие.

А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока. Как вы поняли метафору?

(Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляется одни, иногда другие)

Вопрос:

Что больше интересует Л.Н Толстого: внешние события или отзвук на них в душе человека? (Внимание автора направлено на мысли, сомнения, переживания героя).

Гл. Маман

Вопрос: Какие события происходят в этой главе?

Их почти нет: дети здороваются с матерью и идут к отцу.

Вопрос: Какой представляется матушка герою повести Николеньке? (Выборочный пересказ).

Обращаем внимание на детали.

Грустная, задумчива – вода льётся из самовара,

Она не видит – встревоженная отъездом детей в Москву – разлука страдания.

Вопрос:

  • Когда лицо матушки становилось ещё лучше? (Улыбка).
  • Как она относится к Карлу Ивановичу?
  • Мими?
  • Почему нет ясного портрета? (автобиографическая деталь ранняя смерть матери Л.Н. Толстого)
  • (Выводы о матушке: добрая, мягкая, ласковая, чуткая, любит всех.)

Вопрос:

  • Как Николенька относится к матушке?
  • А автор? Какие художественные приемы используются? – Эпитеты из главы «Детство»: «Звуки её голоса так сладки, так приветливы.»
  •  Одни звуки эти так много говорят моему сердцу, «чудесная, очаровательная улыбка.» «Грустная, очаровательная улыбка.» «На душе легко, светло и отрадно.» «Мечты исполнены чистой любовью.»
  •  гл. «Что за человек был мой отец?».(сжатый пересказ)(Он живет для себя, для своих удовольствий, и этим счастлив, хотя по-своему любит жену и детей, но себя – больше. Не сделал карьеры в жизни, нет ни серьезных увлечений, ни цели.)

Гл. «Классы»

Вопрос:

  • О чём тревожится Карл Иванович?
  • Как реагирует Николенька на услышанное?
  • Какие чувства владеют героями?

Ощущение горя, душевной боли, сочувствие Карлу Ивановичу, горячее желание помочь ему, желание согласия между всеми людьми.

Вопрос:

  • Как отомстил Карл Иванович за нанесённую обиду?
  • А можно ли представить, что добрейший Карл Иванович действительно начнёт мстить?
  • Какие чувства владеют Карлом Ивановичем до и после отмщения?

Чувства Карла Ивановича проявляются через действия; глагольная лексика движения чувств: сдвинул брови, швырнул сюртук, черкнул ногтём по книге, рассердился, поставил на колени, угрожал линейкой, требовал, ушел, хлопнул дверью.

После отмщения: «Лицо его не было угрюмо… Оно выражало довольство человека, достойно отомстившего за нанесённую ему обиду.» 

Вопрос:

  • Какой жизненный урок извлекает из этой истории Николенька?

И близкие, родные люди могут быть с одной стороны несчастными – мать, с другой жесткими – поведение отца по отношению к Карлу Ивановичу.

Гл. «Наталья Савишна»

История появления Натальи Савишны в доме Иртеньевых. (Пересказ)

Вопрос:

  • Чем наполнена её жизнь?
  • Была ли она счастлива? Ведь барин лишил её возможности быть матерью, женой.
  • Озлобилась ли она?
  • Что дала ей жизнь вместо семейного счастья? (Любовь всей семьи Иртеньевых).

Эпизод с вольной (пересказ).

  • Почему она решила не брать вольную?

Огромная, неисчерпаемая любовь к Наталье Николаевне.

Сцена в комнате Натальи Савишны. Работа с иллюстрацией.

Вопрос:

  • Какую сцену изобразил художник?
  • Таким ли вы представляли себе героев?

Николенька мечтает.

  • Как эти мечты характеризуют самого героя? – Даже в мечтах проявляется доброта, забота мальчика о Карле Ивановиче. Кому ещё можно было рассказать о своих фантазиях, как не самому близкому человеку.

Эпизод со скатертью. (Пересказ)

  • Как проявляется характеры героев?

Обратите внимание на деталь – дрожащая рука Натальи Савишны.

  • Почему дрожит рука?
  • Она боится?

Нет, она обидела ребёнка и сама страдает.

  • На чьей стороне автор?
  • А вы?

Глагольная лексика движения: выскочила, поймала, начала тереть.

Вопрос:

  • Какие ошибки совершает герой и видит ли он их сам?
  • Какие чувства владеют героем? (обида, злость, ужас. Перемена чувств: любовь, стыд.)

Выводы: 

Наталья Савишна – ей были свойственны любовь к людям, трудолюбие, ум, экономность. Даже через многие годы взрослый Николенька с теплотой вспоминает о ней.

Она научила героя мудрости, истинной любви к людям, бескорыстию, честности, доброте.

Вопрос:

  • Какие художественные средства использует автор при рассказе о Наталье Савишне?  (Эпитеты: «редкое, чудесное создание была эта старушка. Её бескорыстная, нежная любовь к нам, добрая старушка» и тд…)(«Вся жизнь её была любовь и самопожертвование».)

Выводы о взаимоотношениях в семье Иртеньевых.

Итак, перед нами прошло несколько дней из жизни мальчика.

Вопрос:

  • В какой атмосфере жил Николенька?
  • Как относились к нему окружающие?

Атмосфера любви, радости, счастья, добрая хорошая семья, но жизнь героя вовсе не лёгкая и беззаботная, в ней есть потрясения.

Отличительная черта мальчика – стремление разобраться в своих чувствах, мыслях, он строго судить свои поступки, пытается разобраться, что дурно, что хорошо.

Вопрос:

  • Какие уроки извлекает герой из взаимоотношений в семье? (Добра, любви, сострадания, сердечности.)

Итак, самоуглубление, стремление понять себя и людей – характерная черта, диалектика души героя.

Это – путь к познанию себя, людей, человечества.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по повести А.Платонова «Юшка». Любить «всем теплом и светом свое

Урок  по повести А.Платонова «Юшка».  тема: " Любить  «всем теплом и светом своего сердца».Воспитанию человека, добрых чувств в нем   посвящен урок по рассказу А.Платонова «Юш...

Методическая разработка урока литературы. «ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ В. МАКАНИНА «ЛАЗ»

1) Продолжить знакомство с лучшими образами современной русскойлитературы 2) Овладеть приемами анализа и синтеза при чтении художественноготекста. 3) Вызвать интерес к чтению современной рус...

Конспект урока литературы по повести И.С. Тургенева "Ася" (8 класс)

Урок обобщения и закрепления изученного материала по повести И.С. Тургенева "Ася", работа над художественным своеобразием произведения, постижение авторского замысла, подготовка к творческой работе...

Урок литературы по повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"

Урок литературы по повести  В.Г. Короленко «Дети подземелья».Цели: создание педагогической среды, ориентированной на формирование у обучающихся познавательного интереса к чтению, развитию речи....

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Тема: "Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля".

На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художест...

Разработка урока литературы по повести Степана Сарыг-оола "Повесть о светлом мальчике" глава "Шагаа" 7 классе

Урок является продолжением изучения автобиографических произведений. Ребята знакомы с творчеством Л.Толстого и М.Горького.В тувинской литературе это произведение считается одним из щедевров. Оно включ...