Трепет жизни (импрессионизм в творчестве А.Фета)
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Конспект и презентация для урока литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon trepet_zhizni_lirika_a._feta.ppt1.71 МБ
Microsoft Office document icon trepet_zhizni_lirika_a._feta.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема:  «Трепет жизни».

            (импрессионизм в лирике А.Фета)

Цели урока:  

  1. Формировать понятие о художественном методе поэта, его импрессионистическом  видении мира.
  2. Учить выявлять общие черты импрессионизма в  

     произведениях живописи, музыки, литературы.

   3.  Развивать навыки стилистического анализа текста.

   4.  Учить «чувству поэзии», восприятию и постижению

        прекрасного.

Оборудование:

       1.Компьютерная презентация.

    2. Записи музыкальных произведений К.Дебюсси.

Эпиграфы к уроку: 

  Не я, мой друг, а божий мир богат.

                                                                                         А.Фет.

                                Целый мир от красоты,

                                От велика и до мала.

                                                    А.Фет

(В скобках даются предполагаемые ответы учащихся)

Ход урока:

I.  На фоне музыки Дебюсси звучат стихотворения А. Фета.

                «Только встречу улыбку твою…»

                «Сияла ночь. Луной был полон сад…»

                «На стоге сена ночью южной…»

                «Ещё люблю, ещё томлюсь…».

Вот так, из рук в руки, лирик Фет передаёт читателю своё сердце, «трепет  жизни».

Природа, любовь, красота – тематика стихотворений Фета. Причём эту красоту поэт находил не в мечтах и грёзах, как романтики, а на земле, в реальном мире.

(1 слайд) (запись в тетрадях)

Обращаемся к первому эпиграфу урока:

                «Не я, мой друг, а божий мир богат».

Но ведь о любви и природе писали поэты всех времён и народов.

? Что же сделало Фета неповторимым поэтом со своеобразным голосом? Почему его стихи восхищали Толстого и Тургенева?

II. Сегодня мы постараемся понять, что особенного есть в поэзии Фета, т. е. в чём заключается своеобразие его стиля.

Обратимся к самому известному фетовскому шедевру «Шепот, робкое дыханье»: (2-3 слайды)

- о чём это стихотворение?

   (сцена ночного свидания)

- но ведь слова «свидание» в нём нет, по каким приметам мы узнаём, о чём идёт  речь.

(В тетрадях: Шепот, дыхание, милое лицо, лобзание, слёзы  (чувства не названы, а слова, передающие чувства, расположены в определённом порядке: мы видим нарастание страсти)).

- Как бы вы описали настроение этого стихотворения?

(Светлое, радостное, взволнованное.)

Давайте проанализируем звуковой состав этого стихотворения и попробуем проследить, как звуки создают такое настроение. Сделайте транскрипцию первых двух строчек.

([  ШОПОТ, РОПКОЙЭ ДЫХАН`ЙЭ, ТР`ЭЛ`И СОЛОВ`ЙА ])

Учитель: Какие гласные звуки преобладают?

(О,Э,А.)

Какие ассоциации вызывают эти звуки? Попробуйте соотнести звук и цвет.

(Работа в тетради)

- Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете. Целое направление в искусстве – цветомузыка – основано на этом свойстве звуков музыки.

Есть свидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже могут восприниматься в цвете. А. Рембо написал даже сонет "Гласные", в котором так раскрасил звуки:

 А – черный; белый – Е; И – красный; У – зеленый;
О – синий: тайну их скажу я в свой черед…

Но французский языковед К. Нироп приписывал гласным совсем другие цвета: он считал И – синим, У – ярко-желтым, А – красным. Немецкий лингвист А. Шлегель писал, что для него И – небесно-голубой, А – красным, О – пурпурный. А вот русский поэт А. Белый утверждал, что ему А представляется белым, Е – желто-зелёным, И – синим, У – чёрным, О – ярко-оранжевым. Если продолжать называть индивидуальные суждения о цвете гласных, то каждый звук окажется раскрашенным во все цвета радуг.

Какому настроению человека соответствуют эти цвета?

Вывод: Итак цвета светлые, радостные, в то же время желтый цвет привносит какую-то изменчивость, непостоянность.

- Сделайте транскрипцию последней строчки.

([ И ЗАР`А, ЗАР`А ! ])

-  Какой гласный звук преобладает?

("А").

-  Какому цвету он соответствует и какое настроение привносит?

(Звук "А" соответствует красному цвету, он будоражащий, соответствует и цвету зари, и настроению восторга при виде нее.)

Как называется  литературный троп, в котором используется повтор гласных звуков?  (Ассонанс)

Проанализируйте согласные звуки. (4 слайд) Как называется этот троп? (Аллитерация)

- Итак, мы увидели, что при помощи звукового ряда уже создается настроение: светлое, неяркое, в то же время в нем есть какая-то изменчивость, непостоянство

      Выпишите слова, несущие значение цвета.

(Серебро белый

Свет ночной голубоватый

Тени цветные

Пурпур красный

Янтарь желтый

Заря алый)    (5 слайд)

- Что помогает передать использование такой цветовой гаммы?

(Изменение цветовой гаммы от холодной к теплой помогает передать не только изменчивость мира, но и чувств)

- что ещё помогает ощутить это возрастающее напряжение?

  (повторяющийся союз, повторение слова заря)

- в любом поэтическом тексте любое слово значимо, и всё же какие строчки кажутся главными?

  (и лобзания, и слёзы…)

- почему слёзы? По каким приметам можно догадаться, что это слёзы счастья?

  (серебро ручья, тучки, милое лицо, пурпур) 

Сам подбор лексики несёт в себе свет радости и счастья.

- обратите внимание на строчку

Ряд волшебных изменений милого лица.

? Почему произошли эти изменения?

 (Меняется состояние влюблённого, но происходят изменения и в природе, постепенно наступает рассвет: серебро ручья сменяется пурпуром тучек и янтарной зарёй. Природа как бы подыграла влюблённым).

        (6 слайд)

На наших глазах произошло движение. 

- в связи с этим какую особенность стихотворения мы замечаем (обратите внимание на части речи)?

 (в стихотворении нет глаголов, но поэт сумел передать движение).

- За счет чего возникает движение?

(Автор употребляет отглагольные имена существительные.)

-  Выпишите из текста отглагольные имена существительные

(Дыханье  

колыханье  

изменение

отблеск  

шепот)

- обратите внимание на строение предложений (они назывные, их особенность – зафиксировать какой-то миг жизни).

        Прочитать стихотворение ещё раз.

(7-8 слайды)   Выводы: В поэзии Фета природа и человек часто даны в нераздельном единстве. Поэт любит изображать цветение любви в душе человека и пробуждение жизненных сил в природе. Пробуждение чувства любви в человеке, томление страсти часто оказывается невыразимо, не передаваемо обычными словами. Фет обращается к языку природных образов. Часто он использует параллелизм, соотносит явления из мира природы и человеческой жизни.

В литературоведении не раз отмечалось, что в поэзии Фета сложился своеобразный культ мгновения. Поэт изображает природу в особый неповторимый миг, внутреннее состояние лирического героя в тот или иной момент определяет лирическую окрашенность пейзажа. Это сближает Фета с импрессионизмом.

         

Фет сумел зафиксировать каждый миг.

        «Каждое выражение – картина.»

                                              Л. Толстой.

? Какой вид искусства обладает способностью остановить миг? (живопись)

        Это стремление передать жизнь во всём богатстве тонких, сложных, быстролётных видоизменений роднит лирику А. Фета с удивительным явлением в мировом искусстве – импрессионизмом. 

 (показ репродукций картин художников – импрессионистов).

III.   Импрессионизм (9-11 слайды): 

        Всё началось в 60-е годы 19 века в Париже. В Салоне  (знаменитой выставке) были представлены картины художников, которых И.Репин назвал храбрецами, а французская пресса «бандой сумасшедших»: Клода Моне, Эдуарда Моне, Эдгара Дега, Огюста Ренуара.

Кажущаяся неуравновешенность, неожиданные ракурсы,  раздельные мазки - создаётся трепетная, светлая, воздушная живопись, передающая динамику и сложность современного городского быта, свежесть и непосредственность восприятия мира.

Долго не приходило название новому направлению (критика: «Мазня»), но вот в Салоне была показана картина К. Моне «Впечатление. Восход солнца», и всем вдруг стало понятно, что работы этих художников стремятся не копировать жизнь, а передать впечатление от неё.

 

Импрессионизм – впечатление.

Стиль Фета называют импрессионизмом в поэзии. Наша задача сегодня – понять и доказать это на конкретных примерах.

        Картина К. Моне была написана в 1874г.,

 а  фетовское «Шёпот…» - в 1850г.

Так чутко уловил Фет новое веяние в жизни и в своих стихах предвосхитил 20-ый век, начав удивительную игру со словом, которой ещё не знала поэзия.

 

IV. Итак, первая особенность, которая роднит импрессионизм  в живописи и лирику Фета, - стремление зафиксировать впечатление от мига, в котором отразилось движение жизни, переливы настроений, «трепет жизни».

        Вторая общая примета – предмет изображения.

Тематика стихов Фета – Природа, Любовь, Красота.

(12-14 слайды)

? О чём рассказывают картины импрессионистов? (о радости жизни, о красоте природы, о мимолётных состояниях души. Социальные проблемы остались в стороне. Импрессионизм был светлой сказкой. Ренуар говорил, что в мире и так много зла и не стоит его умножать с помощью полотен).

(15 слайд)

- Стихотворение «Бабочка»

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым сияньем

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот - дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

И улечу.

-Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

(Складывается ощущение, что все происходящее в мире сосредоточилось на этой бабочке, в данный момент она - центр Вселенной, это мгновение очень важно для поэта.)

- Почему именно бабочка привлекла внимание автора?

 (Бабочка - воплощение красоты и изменчивости мира, она живет очень недолго, но в эти мгновения жизни она прекрасна.)

- Почему неважными становятся вопросы о том, где, куда, откуда появилась эта бабочка?

(Поэт уловил один миг существования ее красоты, неважны ее истоки, самое главное - ухватить этот миг.)

Вывод: Итак, для Фета важен лишь миг, когда прекрасная бабочка опустилась на цветок - в это время красота мира в его глазах сосредоточилась на ней, мир достиг гармонии на миг, но он так важен, этот миг.

?Почему же Фет, битый жизнью, обиженный людьми, огрубелый практик, был вдохновенным и неутомимым певцом красоты и любви ? (понимал, что в этом смысл жизни. Красота спасёт мир. Погружаясь в свою душу, он спасал своё «Я» от несовершенства мира).

V. Второй эпиграф к уроку:

                        «Целый мир от красоты…»

? Какое название получила в русском литературоведении теория, которая объявила красоту единственным содержанием и конечной целью искусства?

(« чистое искусство » -  стремление воссоздать мир красоты помимо и

 вопреки действительности.)

Среди приверженцев данной теории имя Фета стоит на самой высокой вершине поэтического Олимпа. Даже Белинский, возглавлявший борьбу с «чистым искусством», признавал поэтичность стихов Фета, правда, добавлял: «Оно хорошо, но как же не стыдно тратить время и чернил на такие вздоры.»

Импрессионизм в живописи любят не все.

У художников особая манера письма.

Поэзия же Фета привлекает всех.

Он внёс в поэзию новые находки, своё самоценное слово.

Поиск новых способов художественной выразительности – одна из важных сторон импрессионизма. (16-18 слайды)

Но у поэзии и живописи свои приёмы.

Лев Толстой высоко ценил творчество Фета («Фетинька»), но и он говорил о «непонятной лирической дерзости» стихов Фета.

VI. Какое время суток чаще всего изображает Фет?

(ночь, сумерки.)

У Фета очень много ночных стихотворений. Прочтем некоторые из них.

Ноктюрны (слайд 19)

(Ученики читают стихи, выделяют основные черты)

Учитель: Какого цвета ночь у Фета? (20 слайд)

Есть ли там чёрный цвет? Почему? Чёрный – гибель оттенка чувства

- звёзды – излюбленный образ у Фета. Они то поют, то шепчутся, то молятся.

Вывод (21 слайд): Для поэта характерен романтический культ ночи. Но в отличие от поэтов-предшественников ночь у него не несёт в себе ничего страшного или трагического, в ней заключено положительное начало. Ночью человек забывает о житейских треволнениях, начинает жить подлинной, настоящей жизнью, его сердце открывается любви и красоте, он приобщается тайн мироздания. Ночь прекрасна.

- художникам – импрессионистам нужен был день, чтобы передать всё буйство красочной природы, но и ночь часто встречается на их полотнах.

Но у художников – импрессионистов и у Фета ночь не тёмная, тем более не чёрная (Импрессионисты чёрный цвет не любили, Левитан называл его «трупом краски»).

VII. Музыка импрессионистов:

1. природа и живопись, природа и поэтическое слово. Они как бы созданы друг для друга. Но есть ещё и третье составляющее этого треугольника – музыка.

2. «Музыка – как раз то искусство, которое ближе всего к природе… Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию».

                                               Клод Дебюсси.

3. К. Дебюсси – основатель импрессионизма в музыке.

Музыкальные пьесы: «Облака», «Снег идёт», «Отражение в воде», «Лунный свет».

4. На фоне музыке Дебюсси звучат стихотворения Фета:

    «В лунном сиянии»

    «Ночь и я, мы оба дышим»

    «Устало всё кругом…»

VIII. Подведём итог уроку (22 слайд):

?Чему служит лира А. Фета? Или прав Белинский: всё это «такой вздор»?    

Лирика Фета делает сердце чутким, а значит, обогащает

 наш мир, учит любить жизнь, ценить каждое мгновение, видеть свет и радость.

Это и есть импрессионизм в поэзии.

Назначение поэта – быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами.

                

                     Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

                 Усилить бой бестрепетных сердец –

                 Вот чем певец лишь избранный владеет,

                 Вот в чём его и признак, и венец!

(22 слайд) –обобщение

  1. Домашнее задание:

         1) выучить стихотворение Фета наизусть (по    выбору);

              2) анализ стихотворения «Это утро, радость эта…»

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Импрессионизм в поэзии А.Фета и живописи.10 класс

Урок поможет учителю ввести учащихся в сложный мир фетовской поэтики, показать особенности поэтического таланта А.Фета, выявить импрессионистские приемы, связанные с созданием поэтических образов....

Урок - композиция "Целый мир от красоты...по творчеству А. Фета"

Используя яркие факты биографии поэта, приблизить учащихся к его личности и через события жизни А. Фета подвести их к глубинным основаниям его творчества....

Интегрированный урок по литературе-МХК "Черты импрессионизма в поэзии А.Фета", 11 класс

В рамках осмысления темы "Импрессионизм в искусстве" после тем "Импрессионизм в живописи" и "Импресионизм в музыке" целесообразно провести урок по теме "Импрессионизм в литературе"....

Жизнь и творчество Афанасия Фета

Конспект и презентация к уроку литературы по тверчеству А. Фета...

Импрессионизм в творчестве художников и композиторов

Импрессионизм - одно из самых интересных направлений в творчестве художников и музыкантов. В презентации большое количество картин, портреты музыкантов импрессионистов....

Урок литературы в 10 классе «Трепет жизни» (Особенности поэтического стиля А.А. Фета).

Тип урока: изучение нового материала с использованием пректной технологии. Проекты – это опыт разнообразной деятельности. Это и умения работать с информацией, и умения планировать, распределять ...

Урок литературы на тему "Любовная лирика А.А. Фета. Импрессионизм поэзии А.А. Фета."

Тема любви играет большую роль в творчестве Фета. Любовь – это маленький лирический мир поэта....