Урок литературы в 10 классе «Трепет жизни» (Особенности поэтического стиля А.А. Фета).
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Тип урока: изучение нового материала с использованием пректной технологии. Проекты – это опыт разнообразной деятельности. Это и умения работать с информацией, и умения планировать, распределять работу во времени, и оформительские навыки, навыки сотрудничества, навыки создания презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_10_klasse.docx33.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе «Трепет жизни»

 (Особенности поэтического стиля А.А. Фета).

Тип урока: изучение нового материала с использованием пректной технологии. Проекты – это опыт разнообразной деятельности. Это и умения работать с информацией, и умения планировать, распределять работу во времени, и оформительские навыки, навыки сотрудничества, навыки создания презентации и многие другие. А также, проекты - это возможность для создания ситуаций успеха, как личного, так и коллективного. Я придаю успеху большое значение, ибо только успех порождает успех, нельзя рассчитывать на то, что ребенок вырастет успешным, если за плечами только груз неудач и разочарований.  Урок отличается от традиционной формы проведения, учащиеся становятся непосредственными его участниками, а не просто слушателями.

Цель и деятельность учителя

Показать учащимся своеобразие поэтического стиля А.Фета через анализ поэтического текста, помочь приблизиться  к постижению высокого мира поэзии

Тип урока

Изучение нового материала с использованием пректной технологии.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать основные приёмы анализа поэтического текста, уметь извлекать из разных источников нужную информацию и систематизировать её, знать понятие слова «импрессионизм»

Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате исследования, чтения и анализа

Личностные: понимание роли родного языка и литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Методы и формы обучения

Метод  творческого чтения,

 исследователельский,

 эвристический,

 репродуктивный,

 частично – поисковый,

 наглядно-иллюстративный метод (демонстрация слайдов)

сопоставление  литературного текста с произведениями других  видов искусств,

технология критического мышления.

Оборудование

Компьтер, экран, мультимедийный проектор, учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). В 2 частях /Ю.И.Лыссый, Г.И.Беленький, Л.Б.Воронин и др.). 10 кл.– М.: Мнемозина, 2016 г.

Наглядно – демонстративный материал

Презентации по теме урока, выполненные учениками; репродукции картин художников-импрессионистов (К. Моне, Э.Мане, А. Сислей, О. Ренуар, П.Сезан, Э.Дега.);

аудиоапись музыкальных произведений К. Дебюсси  «Лунный свет», «Шаги на снегу», Шопен «Грёзы»;

тексты анализируемых стихотворений для каждой группы;

листы для каждой группы для заполнения таблиц

Организационннная структура урока (сценарий)

Покуда на груди земной,

            Хотя с трудом, дышать я буду,

            Весь трепет жизни молодой

            Мне будет ясен отовсюду.

А.Фет                                                                                                            

  1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Вступительное слово.

На прошлом уроке мы познакомились с личностью и судьбой Фета, полной загадок и противоречий. «Я между страждущих – Шеншин, а Фет я только меж поющих», говорил о себе А.Фет.

Сегодня мы попытаемся понять, каков же был Фет «меж поющих».

На фоне музыки К. Дебюсси «Лунный свет» учащиеся читают наизусть стихотворения А.А. Фета «Ночь. Не слышно городского шума…», «Только встречу улыбку твою…»

Чтение учителем фрагмента стихотворения «Еще люблю, еще томлюсь…»:

             Покуда на груди земной,

            Хотя с трудом, дышать я буду,

            Весь трепет жизни молодой

            Мне будет ясен отовсюду.

Сегодняшний урок мы назвали словами поэта: «Трепет жизни». Особенности поэтического стиля А.А. Фета. Давайте  запишем тему урока и эпиграф.

2.Актуализация и проблемное учебное действие.

 Беседа с учащимися.

- О чем пишет Фет?

- Какова тематика его стихотворений?

          Ученики отвечают на вопросы:

  Природа, любовь, красота и т.д.

  1. Целеполагание и построение проектного выхода из затруднения. Проблемные вопросы.

Действительно, поэт находит красоту буквально во всем. Но ведь о любви, о природе писали многие поэты. Что же сделало Фета неповторимым, поэтом, без оценки творчества которого русская литература будет неполной? Почему его стихи восхищали Л.Н. Толстого и И.С. Тургенева? Почему спустя столетие стихи Фета продолжают жить и волновать сердца?  Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы.

Для того, чтобы понять, что особенного таится в поэзии Фета, в чем заключается своеобразие его стиля, нам нужно выяснить, как же оценивали современники творчество А.А. Фета? Об этом нам расскажет первая группа «литературные критики».

 

4.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта. Выступление 1 группы. (Приложение 1)

Учащиеся выступают с сообщениями, которые они готовили дома самостоятельно, используя дополнительную литературу.

В.Г. Белинский признавал поэтичность стихов Фета, правда, при этом добавлял:  «Оно хорошо, но как же не стыдно тратить времени на такой вздор…»

Л.Н. Толстой высоко ценил творчество Фета, сохранившаяся переписка свидетельствует о дружбе писателей. Толстой говорил о «непонятной лирической дерзости» поэта.

Особенно острую полемику вызвало стихотворение «Шепот, робкое дыханье…»

Чтение ребятами из группы пародий на стихотворение Добролюбова, Н.Вормса, Д. Минаева.

. - Спасибо за работу первой группе. У вас было сложное задание, но вы с ним очень хорошо справились, подобрали интересный материал и удачно его систематизировали.

- А как вы думаете, ребята, почему рождались столь разноречивые оценки?

Предполагаемые ответы:

( В литературе этого периода шла «борьба» между двумя литературными направлениями («чистого искусства» и «гражданской поэзии»). Они расходились в понимании целей искусства, роли художника, отношением    к  действительности, поэтому не принимали друг друга).

5.Чтение и анализ стихотворения А. Фета .Учитель: Для того, чтобы нам самим оценить новаторство стиля Фета, обратимся к стихотворению «Шепот, робкое дыханье…»

Выразительное чтение стихотворения учащимся.

Назовите  слово-ассоциацию, вызванную прослушанным стихотворением.

(изменение, впечатление, волшебство)

Беседа по вопросам:

- О чем, по-вашему, это стихотворение?

Предполагаемые ответы:

( Сюжет стихотворения – ночное свидание).

- Но ведь слова «свидание» в тексте нет, по каким приметам мы узнаем, о чем идет речь?

- «Шепот», «дыханье», «милое лицо», «лобзанья». «слезы». Чувства не названы, а слова, передающие чувства, расположены в определенном порядке.

- Как называется такой прием?

( Градация)

- В любом поэтическом тексте каждое слово значимо, и все же какие строчки кажутся вам главными?

«И лобзания, и слезы…»

- А почему «слезы»? По каким приметам можно догадаться, что это слезы радости, счастья?

«Серебро ручья», «пурпур розы»… Сам подбор лексики несет в себе свет радости, счастья.

- Обратите внимание на строчку «Ряд волшебных изменений милого лица…» Почему произошли эти изменения?

- Меняется состояние влюбленных. Но происходят изменения в природе, постепенно наступает рассвет: «серебро ручья» сменяется «пурпуром розы» и «янтарной зарей».

Действительно, природа словно «подыгрывает» влюбленным. На наших глазах меняется состояние, произошло движение.

Но обратите внимание на части речи, встречающиеся в этом стихотворении.

В стихотворении нет глаголов.

  • Поэт передает движение не традиционно (морфологически), а через лексику, ритм, строфику стихотворения. Он передает переходы состояний, зыбкость человеческих чувств, «трепет жизни».
  • Найдите два слова, которые придают картине особенную живость.

- Колыханье, изменений

  • Слова трепет, дрожь, трепещут, дрожат, колыханье – одни из самых излюбленных слов поэтического словаря Фета. Он умеет зафиксировать каждый миг жизни.
  • Подведем некоторые итоги.

- Давайте еще раз обозначим то новое в поэтике Фета, что отличает его поэзию от современников.

Предполагаемые ответы:

  • стремление зафиксировать каждый миг;
  • изображение жизни во всем богатстве видоизменений;
  • единение человека и природы

Заполнение таблицы: Особенности поэзии А.Фета

6.Создание проблемной ситуации. Беседа с классом.

  • Поэт своими стихами как бы говорит: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»

Какой вид искусства обладает способностью остановить миг?

- Живопись.

Стремление передать жизнь во всем ее многообразии, богатстве тонких, сложных, быстролетных видоизменений роднит лирику Фета с удивительным явлением в мировом искусстве – импрессионизмом.

Давайте запишем это понятие в тетрадь (в словарь). Импрессионизм (фр. impression) впечатление – течение во французской живописи 60-х годов 19 века.

Учащиеся записывают в словарь определение импрессионизма 

7. Реализация проекта «Импрессионизм в живописи». (Приложение 2)

 Демонстрация презентации Картины художников – импрессионистов. 

Задание:

Назовите слово, ассоциирующееся с картинами импрессионистов.

Учащиеся записывают свои ассоциации с картинами импрессионистов.(Лёгкость, воздушность, радость).

Учитель:

 Первое что бросается в глаза, когда смотришь на полотна импрессионистов, - это особая манера письма. Каковы же особенности импрессионистического стиля в живописи?

Примерные ответы:

  • работы этих художников стремятся не копировать жизнь, а передать впечатление от нее;
  • интерес к мгновенному движению;
  • свежесть и непосредственность

       восприятия мира;

-создавали трепетную, светлую, воздушную живопись, передающую динамику и    сложность современного городского быта

8. Самостоятельная работа. Заполнение таблицы «Черты импрессионизма в живописи» (Приложение 3)

А. А. Фет тоже внес в поэзию свои находки. Стихи Фета сродни картинам художников импрессионистов. Что же роднит стихи А.А.Фета с живописью художников – импрессионистов?

(И в картинах, и в лирике изображены радость жизни, красота природы, мимолетные состояния души).

9. Рефлексия учебной деятельности. Импрессионизм был светлой сказкой. Ренуар говорил, что в мире и так много зла и не стоит его умножать с помощью полотен… Вторя ему, Фет писал: «Я никогда не думал, чтобы искусство интересовалось чем – либо, помимо красоты». Художники создавали свою сказку на холсте, поэт творил волшебство словом. А.А.Фет – волшебник слова. И если у вас возникнет желание прикоснуться к  волшебству, обращайтесь к книгам поэта.(Они есть в школьной библиотеке).

    Мы познакомились с живописью импрессионистов, выявили особенности поэтики Фета, попробуйте  подобно импрессионистам, выразить собственные впечатления от увиденного и услышанного в форме синквейна.(Приложение 4)

 (Поэзия

Возвышенная, изысканная

Впечатляет, удивляет, завораживает
Передает мир через ощущения
Красота)

10.Итоги урока

Импрессионизм помогает видеть и ценить красоту каждого мгновения жизни, доверять собственному восприятию природы, верить, что каждый способен на эстетические открытия, поэтому и д.з.у вас будет творческое.

Запись домашнего задания.

Подготовиться к сочинению:

  • Импрессионизм в лирике А.А.Фета.
  • Его я считаю мастером русского слова.

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"

Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....

Урок литературы. 10 класс.«Панаевкий», «денисьевкий» и «лазичевский» циклы любовной лирики Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева и А. А. Фета.

На уроке используются технологии групповых способов обучения, проблемного обучения, технологии личностно-ориентированного обучения и  ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).Школьники уже...

Технологическая карта урока. Литература 6 класс. «Поэтический мир народных поверий в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

Предмет: литератураТип урока, вид: открытие нового знания; интегрированныйЦели урока:- сформировать представление о быличках, определить их роль в рассказе, повторить тропы и фигуры речи (сравнение, м...

Урок литературы 5 классе "М. В. Ломоносов «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ». Научные истины в поэтической форме"

Учащиеся знакомятся с личностью и удивительной жизнью русского ученого – М. В. Ломоносова; работают над  основным содержанием и художественными особенностями произведения; учатся выразитель...

7 класс «Образ жизни, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры лягушки»

Урок по биологии в 7 классе (линейная программа) по теме «Образ жизни, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры лягушки»...

Презентация к обобщающему уроку литературы 4 класс "Поэтическая тетрадь.1"

Презентация к  уроку литературного чтения в 4 классе. Тема:"Обощающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь. Часть1"...