Урок литературы 5 классе "М. В. Ломоносов «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ». Научные истины в поэтической форме"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Толстых Майя Валерьевна

Учащиеся знакомятся с личностью и удивительной жизнью русского ученого – М. В. Ломоносова; работают над  основным содержанием и художественными особенностями произведения; учатся выразительному чтению; развивают умения находить в тексте юмористические моменты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы 5 класс

Тема: «М. В. ЛОМОНОСОВ. «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ». Научные истины в поэтической форме.

Цели: познакомить учащихся с личностью и удивительной жизнью русского ученого –   М. В. Ломоносова; рассмотреть основное содержание и художественные особенности произведения; обучение выразительному чтению; развивать умения находить в тексте юмористические моменты.

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

Предметные умения: знать особенности содержания произведения; уметь воспринимать и анализировать текст.

Метапредметные УУД:

Личностные: осваивает новые виды деятельностити, участвует в творческом, созидательном процессе, осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

1.Оргмомент.

Я: Какое у вас сегодня настроение? Вы готовы сегодня быть активными, любознательными, творческими? Хорошо, тогда у нас с вами все сегодня получится.

2.Введение в тему.

Я:Скажите, что мы изучаем? (басни)

-Басни каких авторов мы знаем? А с именем какого выдающегося человека мы познакомились на прошлом уроке? (М.В. Ломоносов) СЛАЙД

-А что вы расскажете своим родителям, бабушкам, дедушкам об этом ученом?

-А теперь открыли свои тетради по литературе, запишем число. Нарисуем ассоциограмму М.В. Ломоносов. С чем ассоциируется у вас это имя? (Ответы детей)

-А у меня возникли такие ассоциации… Как вы думаете, почему?

-Как вы считаете, почему я взяла астрономию, философию и быт?

-А сейчас мы с вами составим словарную статью о М.В. Ломоносове. Где мы встретим подобную статью? (в Википедии, в научной литературе и т.д.) А мы составим для энциклопедического словаря. Обратите внимание на пример такой статьи. СЛАЙД

-Что в статье должно быть обязательно? (ФИО, даты жизни, кто это такой, чем известен этот человек)

(Дети составляют в тетрадях. Потом зачитывают свои варианты)

-А теперь обменялись тетрадями, проверьте работы, учтите правильность информации, глубину ответа и эстетику оформления)

-А вот что о Ломоносове сказал А.С. Пушкин, согласны ли вы с ним? СЛАЙД

-Кто мог бы предположить тему нашего урока? Можно открыть учебник.

-Я уточню «Случились два астронома в пиру». Научные истины в поэтической форме.

3. Работа по теме урока

1)-А как связана астрономия с темой нашего урока?

-А что такое астрономия? Как вы ответите?

-Прочитаем, что такое астрономия СЛАЙД

-Астрономия волновала людей всегда, еще с древности люди наблюдали за звездами. А с тех пор, как обнаружили другие небесные тела, стали задаваться вопросом: что вокруг чего вращается, Солнце вокруг Земли или наоборот?

Чтобы это понять, рассмотрим 2 точки зрения на этот вопрос.

2)-Итак, ученый Клавдий Птолемей. Что мы знаем о нем? (индивид. задания) СЛАЙД

-Как давно он жил?

-Что он утверждал?

-Какое название системы он дал?

-Другую точку зрения предложил Николай Коперник. Что мы знаем об этом ученом? СЛАЙД

-Какова его позиция? Какое название системы у него?

4. Физкультминутка

5. Работа со стихотворением

1) Прочитайте стихотворение самостоятельно. Поделитесь первыми впечатлениями. СЛАЙД

Случились вместе-встретились

В жару-напряженно, горячо

Круг-вокруг

Слыть-быть

Звезд теченье-вращение

Такова-такого

Жаркова-жаркого – обратите внимание на правописание этих слов

-Как бы вы написали слова сейчас? (Сейчас это считается ошибкой.)

2)-Я прочитаю стихотворение, а вы слушайте и подумайте: могли ли эти ученые спорить?

-В чем противоположность суждений? Найдите в тексте

-Кто разрешил спор?

-Почему спор разрешил повар? Как он его разрешил? (на примере в быту)

-Почему стихотворение шуточное? (повар решает спор ученых)

-Какой повар? (находчивый, умный, ироничный)

-В чем проявилось содружество наук: астрономии, философии, литературы? (многие не знали об ученых, не знали об астрономии, а Ломоносов, как говорили в начале урока, несет просвещение, поэтому он избрал такую необычную форму)

6. Отработка выразительного чтения стихотворения

-С каким чувством нужно читать стихотворение?(с иронией, усмешкой)

-А как нужно читать начало стихотворения? (с интригой)

-А как вообще нужно выразительно читать? Что соблюдать? (паузы, логическое ударение)

-Короткая пауза /, долгая пауза // . А как их соблюдать? Возьмите карандаш и отметьте паузы в парах

-Работаем с логическим ударением (слово, несущее основную смысловую нагрузку)

Читаем по строчкам, выделяя голосом слово

-Теперь читаем выразительно в парах друг другу

7. Итог урока. Рефлексия. Д/З

1) Скажите, кто догадался, какое д/з я задам? (прочитать выразительно, по желанию выучить «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ»)

2) Что сегодня нового узнали за урок?

3) Какое у вас теперь настроение? У кого хорошее, поднять руку. Молодцы

4) Оценки. Спасибо за урок, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по стихотворению Ломоносова "Случились вместе 2 астронома..."

Урок включает рассказ о Ломоносове и работу со стихотворением "Случились вместе два астронома в пиру..." Сопровождается презентацией....

урок литературы "Роды и жанры литературы. Стихотворение М.В.Ломоносова "Случились вместе два астронома в пиру..."

презентация к уроку литературы 5 класс с дополнительным материалом к уроку по теме "Стихотворение М.В.Ломоносова "Случились вместе два астронома в пиру..."...

Михаил Ломоносов "Случились вместе два астронома..."

В презентации представлени урок для 5 класса по теме "М.Ломоносов "Случились вместе два астронома в пиру..."...

М.Ломоносов. "Случились вместе два астронома в пиру..."

Конспект урока по литературе в 5 классе...

Ломоносов "Случились вместе два астронома в пиру..."

Презентация к уроку литературы в 5 классе...

урок литературы в 5 классе "М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру...»

Урок литературы в 5 классе "М. В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру...»...

Презентация к уроку литературы "М. В. ЛОМОНОСОВ - УЧЕНЫЙ, ПОЭТ, РЕФОРМАТОР РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА" (9 класс)

Презентация к уроку литературы "М. В. ЛОМОНОСОВ - УЧЕНЫЙ, ПОЭТ, РЕФОРМАТОР РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА" в 9 классе....