РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ. 02. «ЛИТЕРАТУРА»
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме

Барсукова Ольга Дмитриевна

 

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.02 «Литература» для специальностей среднего профессионального образования.

Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Литература» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_litra_2012-2013.docx56.65 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Поволжский колледж технологий и менеджмента»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 ОДБ. 02. «ЛИТЕРАТУРА»

2013г

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.02 «Литература» для специальностей среднего профессионального образования.

Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Литература» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.

Содержание программы реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО  по специальностям СПО: 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 151901 «Технология машиностроения»; 154115 «Сварочное производство»; 240107 «Химическая технология неорганических веществ» с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями  ФГОС СПО третьего поколения.

Согласовано:                                                            Утверждаю:

Председатель ПЦК                                                   Замдиректора по УПРиП

___________ Баженова С.А.                                      __________ Л.Н.Булкина

Разработчик: Барсукова О.Д., преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО «Поволжский колледж технологий и менеджмента», первая квалификационная категория

СОДЕРЖАНИЕ:

                                                                                                               стр.

Паспорт рабочей программы  учебной дисциплины

4

Структура и  содержание  учебной дисциплины

6

Условия  реализации  программы учебной дисциплины

11

Контроль и оценка  результатов освоения  учебной дисциплины

15

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.02. «Литература»

  1. Область применения  программы.

        Программа  учебной дисциплины  является частью  основной  профессиональной образовательной  программы  в части реализации полного общего образования в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Литература» Тодоровой Л.В., Белоусовой Е.И., утвержденной ФГУ «Федеральный институт развития образования» в 2008 году, по специальностям: 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 151901 «Технология машиностроения»; 154115 «Сварочное производство»; 240107 «Химическая технология неорганических веществ».

        

  1. Место дисциплины в структуре  основной  профессиональной  образовательной программы:

Дисциплина «Литература» является общеобразовательной.

  1. Цели и задачи  дисциплины – требования  к результатам освоения  дисциплины:

Изучение дисциплины предусматривает формирование следующих общих компетенций:

ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК9.Ориентироваться в условиях частой смены технологии в профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен  уметь: 

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен  знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

  1. Количество часов  на освоение  программы дисциплины:

    Максимальной учебной нагрузки обучающегося  176 часа, в том числе:

    обязательной  аудиторной  учебной  нагрузки обучающегося 118 часов;  самостоятельной работы обучающегося 58 часов.

2. Структура  и примерное  содержание

  учебной дисциплины

2.1. Объем  учебной дисциплины  и виды  учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная  учебная нагрузка (всего)

176

Обязательная  аудиторная учебная нагрузка (всего)

118

в том числе:

лабораторные занятия

практические занятия

контрольные работы

курсовая работа (проект)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

58

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой  работой

Итоговая аттестация  в форме

дифзачет


2.2. Содержание  учебной дисциплины

Наименование  разделов и тем

Содержание  учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Тема 1.

Идея о новом человеке

в художественных произведениях

второй половины XIX века

Содержание учебного материала

62

1. Введение. Россия второй половины 19 века. Россия второй половины 19 века. Расцвет реализма в русской литературе

2

2.Социально-культурная новизна драматургии А.Н.Островского. «Гроза» - самобытность замысла, оригинальность основного характера, образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры.

2

3.Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова. «Обломов». Творческая история романа. Противоречивость характеров. Прошлое и будущее России. Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.

2

4.И.С.Тургенев. «Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции. Образ Базарова. Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение.

2

5.Ф.И.Тютчев. Философичность – основа лирики поэта. А.А.Фет – поэзия как выражение идеала и красоты. Н.А.Некрасов. Жанровое своеобразие лирики. Уроки поэзии (А.Н.Майков, А.А.Григорьев, Я.П. Полонский)

2

6.М.Е.Салтыков-Щедрин. Объекты сатиры и сатирические приемы. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы. Тематика и проблематика «Истории одного города» (обзор)

2

7.Ф.М.Достоевский. Отображение действительности в романе «Преступление и наказание». Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Тайны внутреннего мира человека.

2

8.Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя. Роман-эпопея «Война и мир» - жанровое и композиционное своеобразие. Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Патриотизм в понимании писателя. Проблема народа и личности

2

9.А.П.Чехов. Художественное совершенство рассказов Чехова. Комедия «Вишневый сад» - символичность пьесы. Драматургия Чехова.

2

Самостоятельная работа  обучающихся:

24

1.Записать в виде тезисов статьи Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве» и Д.И.Писарева «Мотивы русской драмы» (по выбору) (4ч)

2.Сообщения «Биография И.А.Гончарова», «Путешествие И.А.Гончарова на фрегате «Паллада» (2ч)

3.Составить хронологическую таблицу основных этапов жизни И.С.Тургенева (2ч)

4.Поэзия 2 половины 19 века. Наизусть стихотворение (на выбор) (2ч)

5.Составить кроссворд, тест по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина» (4ч)

6.Составить хронологическую таблицу «Жизнь и творчество Л.Н.Толстого» (2ч)

7.Индивидуальное сообщение: «Замысел и история создания романа «Война и мир» (2ч)

8.Составить хронологическую таблицу по творчеству Ф.М.Достоевского (2ч)

9.Подготовить сообщение: «История создания романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (2ч)

10. Подготовить сообщения по биографии А.П.Чехова: 1. «Детства у меня не было…», 2.Путешествие на остров Сахалин; 3. Ялтинский период жизни Чехова (2ч)

Тема 2.

Литература на рубеже веков

Содержание учебного материала

10

1.И.А.Бунин. Философичность лирики Бунина. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии.

2

2.А.И.Куприн. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия, спор о сильной, бескорыстной любви

2

3.М.Горький. Правда жизни в рассказах Горького. «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Спор о назначении человека.

2

Самостоятельная работа  обучающихся:

12

1.Подготовить доклад по биографии И.А.Бунина (4ч)

2.Подготовить доклады по биографии А.Куприна; об истории повести «Гранатовый браслет» (4ч)

 4.Выписать высказывания Луки (М.Горький «На дне») о людях, о жизни, о правде, о вере (4ч)

Тема 3.

Поэзия начала XX века

(Серебряный век русской поэзии)

Содержание учебного материала

10

1.Многообразие литературных течений. Символизм. Конструирование мира в процессе творчества (В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, Ф.К.Сологуб, А.Белый, А.А.Блок)

2

2.Истоки акмеизма. Мир образов Н.Гумилева. Лирика А.А.Ахматовой

2

3.Футуризм. Манифесты, пафос и проблематика (В.В.Маяковский, В Хлебников, Б.Л.Пастернак)

2

4.С.А.Есенин. Художественное своеобразие творчества

2

Самостоятельная работа  обучающихся:

6

1.Представить творчество (реферат) «символистов», «акмеистов», «футуристов» и сделать анализ стихотворения на выбор. (6ч)

Тема 4.

Литература 30-х начала 40-х годов (обзор)

Содержание учебного материала

16

2

1.М.И.Цветаева. Поэзия как напряженный монолог-исповедь

2

2.А.П.Платонов. Поиски положительного героя писателем в рассказе «В прекрасном и яростном мире», повести «Котлован»

2

3.М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Система образов. Тайны психологии человека

2

4.М.А.Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Трагедия человека и народа в поворотный момент истории

2

Самостоятельная работа  обучающихся:

8

1.Сообщение по творчеству М.А.Булгакова: 1.Биография М.Булгакова», 2. История романа «Мастер и Маргарита», «Жанр и композиция романа «Мастера и Маргарита» (на выбор) (4ч)

2.Составить хронологическую таблицу творчества М.А.Шолохова (2ч)

3.Сообщения (на выбор): «История казачества»; «Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон» (2ч)

Тема 5.

Великая Отечественная война в литературе

Содержание учебного материала

4

1.А.Т.Твардовский. Тема войны и памяти в лирике Твардовского

2

2.Повесть В.Кондратьева «Сашка». Новое осмысление проблемы человека на войне

2

Самостоятельная работа  обучающихся:

2

1. Выразительное чтение наизусть стихотворений о ВОвойне (2ч)

Тема 6.

Литература 50-80-х годов

Содержание учебного материала

16

1.Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов.

2

2.Отражение конфликтов истории в судьбе героев. Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

2

3.Поэзия 60-х годов. Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б.Ахмадулиной, Е.Винокурова,Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Окуджавы и др.

2

4.Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти. «Прощание с Матерой» В.Распутина

2

Самостоятельная работа обучающихся:

8

1.Сообщение «Период «оттепели» в истории России» (4ч)

2.Сочинение-эссе «Взаимоотношения человека и природы» (2ч)

3.Индивидуальные сообщения «Поэзия 60-х годов» (2ч)

Всего:

118/60

(л/сам)


3. УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ  

дисциплины

3.1. Требования  к минимальному  материально-техническому  обеспечению

Реализация  программы дисциплины предполагает  наличие учебного  кабинета гуманитарных дисциплин.

Оборудование  учебного кабинета и рабочих мест кабинета: персональный компьютер, посадочные места по количеству студентов, рабочего места преподавателя, мультимедийный комплекс, интерактивная доска.

Технические  средства обучения: комплекты плакатов, рисунки,  таблицы, портреты.

3.2. Информационное  обеспечение обучения

Основные источники для обучающихся:

Художественные тексты

Литература ХIХв.

И.А. Гончаров. Обыкновенная история. Обломов.

Н.А. Некрасов. В дороге. Нравственный человек. Колыбельная песня. Тройка. Когда из мрака заблужденья… Вчерашний день, часу в шестом… Я не люблю иронии твоей… Мы с тобой бестолковые люди… Давно отвергнутый тобой… Школьник. Праздник жизни – молодости годы… Где твое личико смуглое… Внимая ужасам войны… Стихи мои, свидетели живые… В столицах шум, гремят витии… Что ты, сердце мое, расходилося… Поэт и гражданин. Размышления у парадного подъезда. Песня Еремушке. Рыцарь на час. Песни о свободном слове. Газетная. Умру я скоро… Ликует враг, молчит в недоуменье… Зачем меня на части рвете… Зеленый шум. Надрывается сердце от муки… Памяти Добролюбова. Не рыдай так безумно над ним… Пророк. Три элегии. Зине (Ты еще на жизнь имеешь право…). Угомонись, моя муза задорная… Зине (Двести уж дней…). Сеятелям. Музе. Друзьям. Горящие письма. Баюшки-баю. О муза, я у двери гроба… Коробейники. Железная дорога. Мороз – Красный нос. Дедушка. Русские женщины. Современники. Кому на Руси жить хорошо.

И.С. Тургенев. Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети. Новь. Стихотворения в прозе (5–6 по выбору).

А.Н. Островский. Свои люди – сочтемся. Бедная невеста. Бедность – не порок. Доходное место. Гроза. На всякого мудреца – довольно простоты. Горячее сердце. Бешеные деньги. Волки и овцы. Бесприданница. Лес. Без вины виноватые.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Губернские очерки. История одного города. Господа Головлевы. За рубежом. Сказки (3–4 по выбору).

Ф.И. Тютчев. С поляны коршун поднялся… Весенняя гроза. Не то, что мните вы, природа... Есть в осени первоначальной… Цицерон. Фонтан. Не верь, не верь поэту, дева… Русской женщине. Эти бедные селенья… О, как убийственно мы любим… Последняя любовь. Весь день она лежала в забытьи… Накануне годовщины 4 августа 1864 г. Умом Россию не понять… Нам не дано предугадать… Я встретил вас…

А.А. Фет. На заре ты ее не буди… Поделись живыми снами… Шепот, робкое дыханье… Сияла ночь… Как беден наш язык… Я тебе ничего не скажу… Еще люблю, еще томлюсь…

Ф.М. Достоевский. Бедные люди. Белые ночи. Преступление и наказание.

Л.Н. Толстой. Детство. Отрочество. Юность. Казаки. Война и мир. Анна Каренина. Смерть Ивана Ильича. Крейцерова соната. Воскресение. После бала. Хаджи-Мурат.

А.П. Чехов. Смерть чиновника. Хамелеон. Унтер Пришибеев. Толстый и тонкий. Злоумышленник. Тоска. Горе. Враги. Степь. Скучная история. Дуэль. Попрыгунья. Душечка. Дом с мезонином. Палата № 6. Случай из практики. Мужики. В овраге. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Дама с собачкой. Ионыч. Невеста. Чайка. Три сестры. Дядя Ваня. Вишневый сад.

Литература конца ХIХ – начала ХХ в.

А.А. Ахматова. Сероглазый король. В Царском селе. Сжала руки под темной вуалью… Вижу выцветший флаг над таможней… Песня последней встречи. Прогулка. Все мы бражники здесь, блудницы... Проводила друга до передней… Мне голос был… Тайны ремесла. Есть в близости людей заветная черта... Петроград, 1919. Клятва. Мужество. Реквием.

К.Д. Бальмонт. Я мечтою ловил уходящие тени... Я вольный ветер… Ангелы опальные. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце... Я – изысканность русской медлительной речи... В домах. Я не знаю мудрости... Есть в русской природе усталая нежность...

А. Белый. Мои слова. В полях. Объяснение в любви. Заброшенный дом. Тройка. Отчаянье. Из окна вагона.

А.А. Блок. Возмездие. Соловьиный сад. Двенадцать. Лирика.

В.Я. Брюсов. Юному поэту. Грядущие гунны. Близким. Кинжал. Нам проба. К счастливым. Довольно. Ассарогадон. Конь блед. Каменщик. Работа. Принцип относительности.

И.А. Бунин. Листопад. Антоновские яблоки. Деревня. Суходол. Господин из Сан-Франциско.

М. Горький. Макар Чудра. Старуха Изергиль. Челкаш. Скуки ради. Песня о Соколе. Двадцать шесть и одна. Фома Гордеев. Песня о Буревестнике. Мещане. На дне. Мать. Городок Окуров. Рассказы из сборника «По Руси». Несвоевременные мысли.

З.Н. Гиппиус. Песня. Надпись на камне. Сонет. Пауки. Швея. Все кругом. 14 декабря. 14 декабря 17 года. Чертова кукла.

Н.С. Гумилев. Капитаны. Рабочий. Слоненок. Телефон. Заблудившийся трамвай. Озеро Чад. Жираф. Телефон. Юг. Рассыпающая звезды. О тебе. Дагомыс. Слово.

А.И. Куприн. Молох. Олеся. Поединок. Гамбринус. Белый пудель. Гранатовый браслет. Суламифь.

В.В. Маяковский. Я сам (автобиография). Послушайте! Мама и убитый немцами вечер. Гимн судье. Облако в штанах. Ода революции. Левый марш. О дряни. Прозаседавшиеся. Необычайное приключение… Окна РОСТА.

Д.С. Мережковский. Парки. Дети ночи. Двойная бездна. Молитва о крыльях. Чужбина – родина. Бог. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы.

Ф. Сологуб. В поле не видно ни зги. Люблю блуждать я над трясиною... Пленные звери. Чертовы качели.

М. Цветаева. Моим стихам, написанным так рано... Змея оправдана звездой... На плече моем на правом... Вот опять окно… Кто создан из камня, кто создан из глины… Белая гвардия, путь твой высок… Маяковскому. Если душа родилась крылатой… Мракобесие. Смерч. Содом. Вскрыла жилы: неостановимо... Уж сколько их упало в эту бездну... Поэма воздуха. Крысолов. Мой Пушкин.

Литература ХХ в.

М. Горький. Старуха Изергиль. Челкаш. Фома Гордеев. На дне.

В. Маяковский. Ночь. Из улицы в улицу. А вы могли бы? Несколько слов обо мне самом. Нате. Вам. Послушайте. Кофта фата. Адище города. Скрипка и немножко нервно. Левый марш. Приказ по армии искусства. Хорошее отношение к лошадям. Прозаседавшиеся. Лиличка! Любовь. Письмо товарищу Кострову... Письмо Татьяне Яковлевой. Уже второй должно быть ты легла... Про это. Хорошо! Во весь голос. Клоп. Баня.

С. Есенин. Поет зима – аукает… Выткался на озере алый свет зари... Шел Господь пытать людей в любови... Гой ты, Русь, моя родная... Письмо матери. Отговорила роща золотая... О Русь, взмахни крылами... Корова. Песнь о собаке. Устал я жить в родном краю... Я обманывать себя не стану... Я последний поэт деревни... Нивы сжаты, рощи голы... Да, теперь решено, без возврата... Мне осталась одна забава... Не жалею, не зову, не плачу... Я спросил сегодня у менялы... Шаганэ, ты моя, Шаганэ… Пускай ты выпита другим… Ты меня не любишь, не жалеешь... Собаке Качалова. Я иду долиной, На затылке кепи... Клен ты мой опавший, клен заледенелый... Мы теперь уходим понемногу… До свиданья, друг мой, до свиданья… Русь Советская. Русь уходящая. Письмо к женщине. Анна Снегина.

М. Булгаков. Белая гвардия. Собачье сердце. Мастер и Маргарита.

М. Шолохов. Тихий Дон. Судьба человека.

А. Платонов. Котлован. Джан. Возвращение.

А. Ахматова. Сероглазый король. Сжала руки под темной вуалью… Как соломинкой, пьешь мою душу... Песня последней встречи. Вечером. В последний раз мы встретились тогда... Проводила друга до передней... Лучше б мне частушки задорно выкликать... Он любил... Я научилась просто, мудро жить... Все мы бражники здесь, блудницы… Смятение. Я пришла к поэту в гости… Думали: нищие мы… Не с теми я, кто бросил землю... Все расхищено, предано, продано... Реквием.

Б. Пастернак. Февраль. Достать чернил и плакать!.. Марбург. Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе… Весна. Август. Объяснение. Зимняя ночь. Гамлет. Нобелевская премия. На Страстной. Доктор Живаго.

О. Мандельштам. Воронежские стихи.

М. Цветаева. Вы, идущие мимо меня... Моим стихам, написанным так рано... Уж сколько их упало в эту бездну… Никто ничего не отнял... Вчера еще в глаза глядел... Стихи к Блоку. Мне нравится, что вы больны не мною... Поэт. Диалог Гамлета с совестью. Все повторяю первый стих… Знаю, умру на заре...

А. Сурков. Бьется в тесной печурке огонь…

К. Симонов. Стихи из сб. «Война». С тобой и без тебя… Живые и мертвые (1-я книга).

А. Твардовский. Я убит подо Ржевом... В тот день, когда окончилась война… Василий Теркин. За далью – даль.

М. Исаковский. Враги сожгли родную хату... Летят перелетные птицы... В лесу прифронтовом. Катюша.

В. Некрасов. В окопах Сталинграда.

А. Солженицын. Один день Ивана Денисовича. Матренин двор. Крохотки.

В. Гроссман. Жизнь и судьба.

Ю. Бондарев. Горячий снег.

В. Васильев. А зори здесь тихие.

В. Быков. Сотников. Знак беды.

В. Астафьев. Царь-рыба (рассказы «Капля», «Уха на Боганиде», «Царь-рыба», «Сон о белых горах» и др.). Прокляты и убиты.

В. Шукшин. Чудик. Микроскоп. Сапожки. Забуксовал. Срезал. Крепкий мужик. Ораторский прием. Верую. Мастер. Танцующий Шива. Калина красная.

В. Белов. Привычное дело.

В. Распутин. Прощание с Матерой. Нежданно-негаданно.

Учебники и учебные пособия

Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2005.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. – М., 2005

Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2003.

Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.

Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М., 2002.

Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2003.

Маранцман В.Г. и д. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2005.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2005.

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2007.

Для преподавателей

История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. – М., 2000.

История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2001.

История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. – М., 2001.

Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. – М., 2002.

Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М., 2000.

Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. – М., 2003.

Михайлов О. Жизнь Бунина. – М., 2002.

Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в.  – М., 2001.

Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001.

Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н.   – М., 2001.

Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001.

4.КОНТРОЛЬ  И ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ  дисциплины

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы  контроля  и оценки обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен  уметь: 

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

в ходе наблюдения во время фронтального опроса

семинар, дискуссия, сочинение, групповая работа,  составление плана

в ходе мозгового штурма, собеседования, составления конспекта, выполнение студентами реферирования критических статей

выявление в ходе фронтального устного  опроса, дискуссий

анализ эпизодов, собеседование

чтение наизусть стихотворений, фрагментов прозаических произведений

написание эссе на проблемные темы

выполнение творческих заданий

В результате освоения дисциплины обучающийся должен  знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

наблюдение в ходе собеседования, фронтального опроса

фронтальный опрос, семинар

реферирование статей, конспектирование документов

аннотирование монографий, глав, статей

выполнение творческих заданий, собеседование

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

тестирование,  собеседование, творческая работа

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

зачет, собеседование, наблюдение, выполнение индивидуальных заданий

 

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных  ситуациях и нести за них ответственность

зачет, семинар, решение ситуационных задач

  1. принятие решений соответствия алгоритму разрешения стандартных ситуаций;
  2. нестандартная ситуация решается произвольным набором методов.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

защита  реферата, доклада, зачет, собеседование

  1. подобранная информация представлена в разных видах: графическом, текстовом, цифровом.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

выполнение проекта, реферата, сообщения, решение профориентационных заданий

  1. соответствие выбранной ИКТ технологии поставленным профориентационным задачам.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

беседа, семинар, фронтальный опрос, наблюдение

  1. выбранный вид общения позволяет решать поставленные индивидуальные и коллективные задачи.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

устная коммуникация, наблюдение во время  фронтального опроса

ОК 8. самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

наблюдение, самопрезентация творческой работы, реферата, проекта

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

зачет, проверочная работа, наблюдение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса по литературе для 6 класса по программе В. Я. Коровиной

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литер...

Рабочая программа учебного курса по литературе для 9 класса

Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта   общего образования (2011) и программы общеобразовательных учреждений ...

Рабочая программа учебной общеобразовательной дисциплины "Литература"

Рабочая программа по УД  "Литература"  используется для общеобразовательной подготовки по профессии НПО "Мастер по лесному хозяйству"....

Рабочая программа учебного курса по литературе 5 класс

Рабочая программа учебного курса по литературе 5 класс...

Рабочая программа учебного курса по литературе 7 класса

Рабочая программа учебного курса по литературе 7   класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русская литература» - 6 класс

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русская литература» - 7 класс

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...