технологическая карта урока литературы по теме: Басни И.А. Крылова
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Трущенкова Ольга Александровна

урок изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekh._karta_literatura.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

      Учитель: Трущенкова О.А.

      ГБОУ школа № 120

Урок: литература

Тема урока: «И. А. Крылов. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».

Класс: 5

УМК: Литература . 5 класс. Учебник для образовательных учреждений в 2 ч./В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - 12-е изд., перераб. -М: Просвещение, 2010 г.

Цели для ученика

Обучающие:

формирование умений  анализа произведения

 формирование практических умений и навыков правильного понимания произведения

умение аргументировать свои мысли

Развивающие:

развитие логического мышления, коммуникативных умений,  познавательного интереса.

Воспитывающие:

воспитание бережного отношения к слову, воспитание культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе

Цели для учителя

Образовательные: обучение основам анализа произведения,

Развивающие: 

создание мотивационной основы для восприятия учебного материала, развитие навыков осмысленного чтения, умения «всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения,   развитие речи учащихся, умения актуализировать личный жизненный опыт

Воспитательные:

воспитание бережного отношения к слову, толерантности, доброты и чуткости через восприятие произведения

Тип урока
анализ басни

Форма урока

Традиционная  (урок-практикум)

Опорные понятия, термины

Литературный персонаж

Образ

Новые понятия
Басня

Мораль

Иносказание

Аллегория

Эпитет

Олицетворение

Стилистические особенности

Формы контроля:

Фронтальный опрос
Индивидуальная работа

Домашнее задание

  • Выучить наизусть басню
  • Прочитать другие басни И.А. Крылова и найти в них мораль и аллегорию

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Мотивация

2 минуты.


Включение в деловой ритм.

Мотивация учебной деятельности эпиграфом к уроку:

Басня - мудрости ступенька.

Подготовка к работе.

Самоопределение.

Поиск ответа на поставленный вопрос:

Басни И.А. Крылова – это просто стихотворение о животных или нечто большее?

Словесная форма.

Постановка проблемного вопроса.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся.

II. Актуализация знаний

5 минут.

Объяснение целеполагания урока.

Сравнить стихотворение и басню (Приложение № 1). Первичное чтение басни.

Ввести новое понятие «басня»

Обозначить проблематику басен

Разграничить понятия добра и зла

Определение цели учебной деятельности.

Формулировка темы урока

Запись в тетрадь определения понятия «басня»

Беседа Иллюстративно-словесный метод.

Личностные:

самопроверка, оценивание своего ответа;

познавательные:
анализ объектов с

целью выделения признаков.

Отработка умений давать определение литературных понятий

Умение делать сопоставительный анализ

III. Работа по теме урока
Работа с текстом

Чтение по ролям

Выразительное чтение

6 минут Самостоятельная работа групп

- 5 мин.


5 минут – презентация материала.

Распределение заданий.

1 вариант подбирает эпитеты к образу Дуба, 2 вариант – к образу Свиньи.

Создание проблемной ситуации. Ответ на вопрос:

Возможно ли, что, читая басни, человек на примере животных научится видеть свои недостатки и исправлять их?

Введение нового термина «аллегория» на примере персонажей басни. Поиск морали в басне.

Корректировка выполнения задания.

Умение работать в группах.
Умение презентовать свою работу.

Ответ на проблемный вопрос.

Запись в тетрадь определения понятия «аллегория» и «мораль»

Групповая работа.

Практический метод.
Приём познавательной активности через творческое задание.

Иллюстрирование текста

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношений;

регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;

коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при работе в группах.

IV. Лингво-физкультминутка.

3  минуты.

Объясняет задание.

Выполняют упражнения.

Учитель называет животных, а дети ставят руки на пояс, если животное-персонаж положительный (символизирует справедливого человека), на голову – если отрицательный (символизирует бедового, неправого человека)

Здоровьесбере-гающая технология.

V. Актуализация знаний.
Работа по развитию речи


8 минут.

Работа над лексическим значением  слова.

Задает вопрос: кто такой невежда и невежа, какие синонимы у этих слов.

Устанавливает осознанность восприятия.
Первичное обобщение. Организует деятельность по
 применению полученных знаний.

Ответ на вопрос.

Составление монологического высказывания

Пересказ фрагментов

Подбор цитат для характеристики героев

Личностные:

самопроверка и взаимопроверка;

регулятивные:

 контроль, оценка,

коррекция;

познавательные:

общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий  действия; коммуникативные:

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Развитие умения составлять монологическое высказывание,

Воспроизводить литературоведческую информацию,

выслушивать и принимать во внимание чужое мнение

VI. Подведение итогов


7 минут.

Устанавливает осознанность

восприятия.

Организует деятельность по применению полученных знаний.

Создание таблицы

(Приложение 4)

Дополнить таблицу другими примерами из басен

Обсуждение результата работы с произведением

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Проявление толерантности.

VII. Рефлексивно-оценочный этап.

3 минуты.

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия.

Беседа.

Коммуникативные:

 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные:

рефлексия;
личностные:
смыслообразование.

Умение оценивать себя.

VIII. Домашнее задание.

2 минуты.

Объясняет домашнее задание.

Слушают и записывают в дневник.

Познавательные:

умение делать выбор и обосновывать его.

Приложение № 1

Н. Доброта

- Поросёнок,
поросёнок
Ты куда спешишь спросонок?
- Я бегу на родничок
Мыть свой грязный пятачок.

Приложение № 2

Герой

Эпитеты, которые можем подобрать

Что символизирует

Свинья

Дуб


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы на тему:"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба". Запорожская Сечь: её нравы и обычаи"

Технологическая карта урока литературы.  Тема;"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба. Запорожская Сечь; её нравы и обычаи"...

Технологическая карта урока литературы по теме « И.А.Крылов. Басни «Волк на псарне», «Ворона и Лисица»

Технологическая карта урока литературы в 5классе по теме " И.А.Крылов. Басни "Волк на псарне", "Ворона и Лисица" по учебнику В.Я.Коровиной...

Технологическая карта урока литературы по теме:" Рассказ О.Генри "Фараон и хорал"

Технологическая карта урока литературы по теме: "Рассказ О.Генри "Фараон и хорал" демонстрирует возможности проведения урока с использованием технологии РКМПЧ и  таких  инновационные приемы,...

Технологическая карта урока литературы на тему "Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя"

Данный материал содержит конспект урока на тему :" Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя"Цель: рассмотреть образы Тараса Бульбы, казачества в изображении Н.В. ГоголяЗадачи:Ø...

Технологическая карта урока литературы по теме «Поэтический образ женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «Поэтический образ женщины в стихотворении Н.А.Некрасова «Есть женщины в русских селеньях» ФГОС с применением технологии встречных усилий...

Технологическая карта урока литературы по теме «Чудесный доктор» А.И. Куприна как рождественский рассказ». 6 класс

Урок-иследование по рождественскому рассказу Куприна "Чудесный доктор" составлен в соответсвии с требованиями ФГОС. Деятельность учащихся направлена на формирование метапредметных, предметны...

Технологическая карта урока литературы по теме: «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний, 2  урок в темеТема урока: «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности в «Повести о Петре и Фе...