Технологическая карта урока литературы на тему "Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Федорова Наталья Витальевна

Данный материал содержит конспект урока на тему :" Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя"

Цель: рассмотреть образы Тараса Бульбы, казачества в изображении Н.В. Гоголя

Задачи:

Ø  Образовательные: выявление значения образов казаков и Тараса Бульбы для понимания ключевой идеи произведения; выявление авторской позиции. Развивающие:  развитие памяти, внимания, мышления, познавательного интереса и интеллектуальных способностей;  развитие умений самостоятельной работы, расширение словарного запаса (патриотизм, подвиг, предательство). Воспитательные: воспитывать культуру речи учащихся при составлении связных высказываний, любовь к  своему народу, прошлому страны.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-дискуссия

Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, иллюстрации к повести «Тарас Бульба»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvig_tarasa_bulby.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по литературе  в 6 классе

Тема: Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя 

Цель: рассмотреть образы Тараса Бульбы, казачества в изображении Н.В. Гоголя

Задачи:

  • Образовательные: выявление значения образов казаков и Тараса Бульбы для понимания ключевой идеи произведения; выявление авторской позиции. Коррекционные:  развитие памяти, внимания, мышления, познавательного интереса и интеллектуальных способностей;  развитие умений самостоятельной работы, расширение словарного запаса (патриотизм, подвиг, предательство). Воспитательные: воспитывать культуру речи учащихся при составлении связных высказываний, любовь к  своему народу, прошлому страны.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-дискуссия

Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, иллюстрации к повести «Тарас Бульба»

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Вступительный этап, или этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения
  3. Этап анализа произведения, или работы с текстом
  4. Заключительный этап
  5. Домашнее задание

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУУ: познавательные (П),

регулятивные (Р), коммуникативные (К),

личностные (Л)

  1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся.

Учащиеся приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Л: положительное отношение к учению.

этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения

Слово учителя:

…Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!   Н.В.Гоголь

- Ребята, на предыдущих занятиях мы познакомились с исторической эпохой, изображенной в повести, давайте вспомним, что это было за время? Какими событиями оно омрачено? В каких условиях формировалась личность человека?

Словарная работа: сечь, засека

Учащиеся формулируют и цель урока: «Выявить значение образов Тараса Бульбы и казачества для понимания ключевой идеи произведения».

Учащиеся озвучивают и записывают в тетрадь основную идею произведения: настоящий патриот пожертвует всем ради спасения Родины, даже жизнью.

В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь поднимает также очень важную и острую проблему подвига и предательства.

Слово учителя

- Конечно, такое время не могло не отложить отпечаток на характеры людей, на их образ жизни. Это время, когда ковался характер человека, когда необходимо было отстаивать интересы Родины, даже жертвуя жизнью.

Сегодня мы продолжаем работу над повестью «Тарас Бульба», нам предстоит рассмотреть образы главных героев этого произведения.

- А кого мы можем назвать главными героями повести?

Ребята, обратите внимание на эпиграф, взятый к нашему уроку.

Словарная работа: эпиграф - (от греч. επιγραφή — «надпись») — цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и тому подобное.

- О чем эти слова? Если вдуматься в слова эпиграфа, кого можно назвать истинными героями? Почему?

- Раскрывая слова эпиграфа, определим цель нашего урока.

Доклад учащегося об историческом времени, изображенном в повести:

- В 1596 годе в городе Брест-Литовском произошло объединение православной и католической церкви, то есть православное население должно было  принять католичество. Часть украинского населения отказалась от этого. На Украине одно за другим стали вспыхивать восстания. Главной силой в них были украинские казаки.

Казаками называли тогда вольных людей, живших в степи и не подчинявшихся государству и его законам. Центром днепровского казачества было Запорожская Сечь. Называлась она так потому, что располагалась за труднопроходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев). Здесь сложилась своеобразная «казацкая республика». Женщин в Сечь не пускали. Считалось, что именно Сечь воспитывает настоящих мужчин, воинов и сынов своей земли.

 

Учащиеся высказывают свое мнение

Записывают в тетрадь «эпиграф»

Учащиеся рассуждают, высказывают мнение о том, что эти слова о сильных мужественных русских людях; приходят к мнению, что настоящие герои своего времени – казаки, жертвующие всем ради Отечества, ради веры.

- Какова идея повести?

- Какие проблемы поднимает автор?

П: выполнение учебно-познавательных действий; извлечение необходимой информации из текста.

Р: понимание и сохранение учебной задачи; планирование необходимых действий, операций.

К: построение  монологических высказываний

Л: уважительное отношение к истории и культуре славянских народов.

Словарная работа: патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами, во благо интересов Отечества; подвиг - доблестное, важное для многих людей действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях; предательство - нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо

Этап анализа произведения, или работы с текстом

Беседа с классом

- Каким мы видим Тараса Бульбу в начале повести? Попробуем нарисовать его словесный портрет.

- В каких условиях формировался характер Тараса Бульбы?

- Как вы считаете, действительно ли интересы Родины должны быть превыше личных интересов?

- Как он относится к детям? К жене?

- В чем видит свой долг Тарас? Что для него важнее всего?

- Ребята, попробуем выделить в тексте самые напряженные моменты жизни Тараса Бульбы?

- Почему вы назвали именно эти два события?

Учащиеся отвечают, что Тарас Бульба предстает перед нами, как суровый жестокий муж, строгий отец, верный друг, настоящий воин.

- характер Тараса формировался в сложное историческое время, когда интересы Родины, Отечества были превыше семьи.

 учащиеся должны прийти к выводу о том, что благополучие человека зависит от благополучия страны.

- своими детьми гордиться, очень переживает измену и предательство Андрия, гордится Остапом, с женой груб и резок.

- свой долг Тарас Бульба видит в служении Отечеству, защите его интересов, в борьбе за православную веру.

- предательство Андрия, казнь Остапа.

- учащиеся аргументируют  свои ответы.

П: умение осмысленно читать и объяснять значение прочитанного; Р: понимание и сохранение учебной задачи; планирование своих действий; оценка правильности выполнения действий; умение корректировать ответ.

К: эффективное; построение монологических высказываний; умение вести диалог.Л: положительное отношение к учению

Заключительный этап

Работа с текстом

- Прочитаем речь Тараса Бульбы о товариществе.

- Как эти наставления характеризуют образ Тараса?

- Прочитаем наставления Тараса казакам в бою.

Слово учителя:

- Как раскрывается талант полководца в образе Тараса Бульбы?

- Кем был Тарас Бульба для казаков?

- Каким мы видим Тараса в сцене казни?

- Как вы считаете, можно назвать Тараса Бульбу героем? Почему?

- Только ли Тараса можно назвать героем?

- Почему казаки называют Тараса «батько»?

Слово учителя:

- Итак, сегодня мы проанализировали образы Тараса Бульбы и казаков, что мы скажем об этих героях?

- Н.В. Гоголь показывает, что людям можно сделать больно, забрать все самое дорогое, но не сломить, пока они едины.

Учащиеся находят в тексте и зачитывают  речь Тараса Бульбы о товариществе.

- Эти наставления характеризуют Тараса Бульбу как верного товарища, брата и отца для казаков.

Учащиеся находят в тексте и зачитывают  наставления Тараса казакам в бою.

- умеет принять верное решение, поднять боевой дух казаков.

- символ несгибаемой веры, мужества, товарищества

- стойкость, мужество, сила перед лицом смерти.

Учащиеся высказывают свое мнение и аргументируют его.

Учащиеся высказывают мысль о том, что казаки также являются героями, они также жертвуют своей жизнью ради Отечества, ради веры.

- казаки выражают Тарасу безоговорочное доверие, веру в его силу.

- это люди с суровыми и могучими характерами, отдающие свои жизни на благо Отечества. Любовь к Родине вдохновляет, делает человека сильнее.

П: овладение навыком смыслового чтения; формирование навыка выразительного чтения; развитие навыка художественного анализа текста.

Р: умение корректировать ответ; умение выполнять учебные действия;

развитие способности к регуляции учебной деятельности.

К: формулирование собственного мнения и позиции, участие в коллективном обсуждении; продуктивное взаимодействие со сверстниками.

Л: оценочное отношение к содержанию художественного произведения.

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы "Поэтическое изображение родины и родной природы в лирике С. Есенина"

Технологическая карта урока позволяет учителю  коррекционной школы реализовать требования к уроку в условиях введения ФГОС...

Технологическая карта урока литературы на тему:"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба". Запорожская Сечь: её нравы и обычаи"

Технологическая карта урока литературы.  Тема;"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба. Запорожская Сечь; её нравы и обычаи"...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

Разработка урока литературы 6 класс "Тарас Бульба"

Разработка урока  литературы 6 класс  Николай Васильевич Гоголь ."Тарас Бульба".Знакомство с содержанием повести, её героями.Определены задачи, цели урока, тип урока.Работа с текст...

Технологическая карта урока литературы в 9 классе: Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души".

Заключительный урок по творчеству Н.В.Гоголя «Мертвые души»: «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Цели урока: Образовательные: формирование у обучающихся...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Изображение Запорожской Сечи в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба""

Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Изображение Запорожской Сечи в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"".Данная технологическая карта позволяет провести урок литератур...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема...