Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Изображение Запорожской Сечи в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба""
методическая разработка по литературе (7 класс)

Рапопорт Вероника Леонидовна

Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Изображение Запорожской Сечи в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"".

Данная технологическая карта позволяет провести урок литературы, рассмотрев подробно нравы и обычаи Запорожской Сечи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tk_uroka_zaporozhskaya_sech_7_kl.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы   в 7 классе

Тема. Н.В.Гоголь повесть «Тарас Бульба». Запорожская Сечь. Её нравы и обычаи».

Цель: 1.  деятельностная: 

- создание условий для усвоения темы;                                                                                                                  

-создание ситуации успеха;                                                                                                                          

- развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов  деятельности;        

- обучение индивидуальной рефлексии достижения цели;                                                                                                  

- развитие навыков самоконтроля;                                                                                                                        

- развитие схематичного мышления.

             2. содержательная:   

- формировать умение анализировать текст художественного произведения;

 - развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев – обобщать, делать выводы;                                                

- показать роль Запорожской Сечи в становлении личности, проводя аналитическую работу, сопоставительный анализ;                

- учить работать с текстом повести и дополнительной литературой.                                                                                  

- учить сжато излагать повествовательный текст.

Тип урока.  Урок открытия нового знания

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация познавательной деятельности

Приветствие. Проверяет готовность учеников к уроку

Почему старый Тарас отправляет своих сыновей в Запорожье? (Он считает Запорожье школой возмужания.)

Ученики  проверяют  свою готовность к уроку.

Слушают учителя.

2.Актуализация необходимых знаний 

Технология   дебатов

                  Эпиграф к уроку:                  Так вот она Сечь! Вот то гнездо,
откуда вылетают все те гордые
и крепкие, как львы! Вот откуда
разливается воля и казачество на всю Украйну!

            Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»

Какая она, Запорожская Сечь, и каковы её законы (правила)? На этот вопрос необходимо найти ответ. Сначала поработаем   с текстом. Предлагаю вам восстановить текст, который поможет нам выяснить, что является самым дорогим в жизни запорожских казаков.(презентация)        Восстановите текст. «Ваша нежба – чистое …       да    добрый … .
    Сабля – вот ваша ….    !   …. – вот где наука, так наука!                Там вам школа».

 Читают эпиграф.  Анализируют.  Обсуждают проблему в форме дебатов. Слушают ответы одноклассников.

Выполняют задание.  Проверяют

«Ваша нежба – чистое поле     да    добрый конь.
       Сабля – вот ваша матерь!
         Сечь– вот где наука, так наука!
            Там  вам школа».

3. Мотивация познавательной деятельности.

Технология критического мышления. Информационная технология(презентация); (объяснительно-иллюстративный метод с элементами диалога, личностно-ориентированный подход в обучении, метод проблемного обучения).

Как можно сформулировать тему нашего урока? Сегодняшний урок по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» мы посвящаем теме «Образ Запорожской Сечь на страницах повести. Её нравы и обычаи.».

Значение слов Нравы и Обычаи

4.Первичное закрепление, воспроизведение и коррекция опорных знаний

Прежде чем начнем работать с текстом повести, необходимо ответить на вопрос: Как Вы думаете, с какой целью была создана Запорожская Сечь?

отвечают на вопрос

5 .Работа с иллюстративным материалом к повести.

 Тема героического, могучего плотью и духом народа стала определяющей и в творчестве великого русского художника Ильи Репина, автора картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», создающей яркие, живые впечатления о казачьей вольнице, славных, удалых людях.

Что хотел сказать художник, изображая казаков на этой картине? Каким настроением пронизана картина?  

Как вы думаете, есть ли что-то общее в представлениях Репина и Гоголя о запорожцах?      Послушайте фрагменты из писем Репина: «Веселый народ… Недаром про них Гоголь писал, все это правда! Чертовский народ! Ни кто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства! Во всю жизнь Запорожье осталось свободным,  ничему не подчинилось…»

Слушают, отвечают на вопрос, делают вывод

6. Работа с текстом повести.  

 Нравы и обычаи запорожской Сечи.

 1) Какие слова можно использовать при описании этого танца?

  (Веселый, задорный, бешеный).   Какие ещё правила Запорожской Сечи описаны в повести? Описывая политическое устройство Сечи, Н.В.Гоголь подчёркивает демократизм казачьего общества. Народ сам избирает правителей. Воинская служба – это не принуждение, а добровольное служение своему Отечеству. Это зов сердца. Сечь сурово карает за нарушение её законов, законов свободного народа. Общество, где нет неравенства, рабства, где люди свободны, должно быть нравственным, здесь нет оснований для вражды, здесь высока общественная мораль, именно это общество рождает героические характеры. Считаете ли вы их жестокими? Почему? Аргументируйте свой ответ. Приемлемы ли они сейчас? Почему?

Придумать, описать герб Запорожской Сечи.   Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследство) — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека, сословие, род, город, страну и т. п.). Изучением гербов занимается геральдика.

Читают описание Запорожской Сечи, делают выводы

Отвечают на вопрос.  Что меня привлекает в жизни Запорожской Сечи и что отталкивает?

7. Рефлексия. Подведение итогов урока с использованием приёма «Свободный микрофон»

Закрепление основных понятий урока. Работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. Технология «Педагогика сотрудничества».

Задание на дом

 

Учитель предлагает сделать самостоятельный вывод по теме. Оценки за урок

 К чему подводил нас   Гоголь, рассказывая о законах и нравах Сечи?

(Для автора главное - святость товарищества, ответственность перед обществом) 

Запорожская вольница, непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков. Они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми, защитниками веры и своего народа. 

Письменно ответить на вопрос:  Какая же она, Запорожская  Сечь? Чему она нас учит? (5-7 предложений с цитатами).

Каждый высказывает своё мнение. Делают вывод по уроку. (Технология личностно-ориентированного подхода) Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что в повести поднимаются проблемы милосердия, любви, верности, преданности.

Совместная развивающая деятельность учителя и учащихся, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом произведения.

 

Приложение №1      Исторический комментарий   Ребята, мы уже говорили, что события, изображённые Н.В.Гоголем, относятся ко времени освободительного движения на Украине 15-17 веков. Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело борьбу украинское казачество. Защита национальной независимости, государственной самостоятельности часто была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви (в то время Украина входила в состав Польско-Литовского государства, где была католическая вера).

Приложение №2  Работа  со словарями. Объяснить значение слов: обычай, нрав, козак                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.

данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам....

Технологическая карта урока литературы на тему:"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба". Запорожская Сечь: её нравы и обычаи"

Технологическая карта урока литературы.  Тема;"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба. Запорожская Сечь; её нравы и обычаи"...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Взаимоотношения детей и взрослых в повести Л.Н. Толстого "Детство"

    Данный материал представляет собой технологическую карту урока литературы в 7 классе. Урок, проводимый согласно предложенной схеме, позволяет не только проанализировать повесть Л....

технологическая карта урока литературы в 11 классе по повести А. Платонова "Котлован"

технологическая карта к заключительному уроку по повести А.Платонова "Котлован" с презентацией PowerPoint...

Технологическая карта урока литературы "Удивительная повесть Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Удивительная повесть Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством" по программе под редакцией Г.Меркина (в соответствии с ФГОС)....

Технологическая карта урока литературы на тему "Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя"

Данный материал содержит конспект урока на тему :" Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя"Цель: рассмотреть образы Тараса Бульбы, казачества в изображении Н.В. ГоголяЗадачи:Ø...

Технологическая карта урока литературы « Милосердие – это добродетель сердца» ( По повести Е. Мурашовой «Класс коррекции»)

 Повесть «Класс коррекции» выделяется в общем потоке современной отечественной литературы для подростков. Тема детей - «трудных», зачастую умственно неполноценных, ...