Разработка урока литературы "Мещанин во дворянстве" Жан- Батист Мольер
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Надежда Анатольевна Малкова

Урок литературы в 8 классе "Мещанин во дворянстве" Жан-Батист Мольер призван рассмортеть эту бессмертную комедию, как комедию нравов, а так же как литературное произведение эпохи классицизма

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 65

Литература 8 класс

Тема : Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»

Цель: Проанализировать особенности жанра , систему образов, художественных приемов в комедии Мольера.

Задачи:

1.Обобщить знания о классицизме;

  1. воспитывать интерес к драматургическим произведениям, театральному искусству, творчеству Мольера;
  2. углубить представления об особенностях классической драмы ;
  3. развивать и воспитывать творческое воображение, культуру общения,
  4. обучать навыкам эффективной коммуникации в различных условиях общения;

Оборудование к уроку:

- портрет Мольера

-иллюстрации к пьесе

- афиша

- музыкальное сопровождение к уроку

-презентация к уроку

-мультимедийный проектор

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

1

Организационный момент

Проверка  организации класса

Готовность к уроку

10 сек.

2

Исходная мотивация.

Иллюстрация «Французский двор 17 века», музыка.

 -Сегодня мы перенесемся во Францию 17 века. Звучит изысканная музыка. Дамы танцуют с кавалерами. Кавалеры обаятельны, дамы прекрасны. Ведутся приятные беседы. Над всем царит дух галантности.

  17 век в истории назывался «галантным веком».

- Как вы думаете, что обозначает слово «галантный»?

 

 

Ответы:

Сообщение ученика: Галантный - изысканно-вежливый, любезный, первоначально это относилось только к мужчинам. Чуть позже «галантным» признавался человек, чьи манеры, речь и костюм были безукоризненны, чьи познания говорили об интересе к наукам  и искусствам.

3.

Изучение нового материала

- Сегодня мы поговорим о человеке, который  смело  выставлял на  показ в своем театре лживые и притворные чувства людей, принимавших галантный облик. Он  показывал, как сословная спесь заставляет людей отказываться от естественного поведения и превращает их в глупых, безжизненных кукол, высмеивал фальшивых людей, и смело называл их балванами.

- О ком пойдет речь?

- Дома вы изучили статью учебника о Мольере и подготовили вопросы для своих одноклассников. Давайте узнаем, какие вопросы показались для вас наиболее интересными в биографии Мольера.

Далее проходит беседа по вопросам, которые составили сами обучающиеся о биографии Мольера.

1.Илья «В какой семье родился Мольер?

2.Сережа  «Почему Мольер отказался от карьеры юриста?

3.Саша «Почему актеры труппы Мольера были нищими?

4.Ксения «Где выступала труппа Мольера во время скитаний по Франции?»

5.Леня «Почему Мольера похоронили за кладбищем?»

-Хочу добавить, что постепенно театр Мольера приобрел известность в высших кругах и когда королю Людовику сообщили, что Мольер скончался, он снял шляпу и ответил : Мольер бессмертен».

О Ж.Б.Мольере.

Отвечают на вопросы своих одноклассников

- Чтобы ответить на вопрос почему же Мольер бессмертен , вслушайтесь в слова Ж.Б.Мольера:

«Поскольку назначение комедии состоит в том,

чтобы развлекать людей, исправляя их,

я рассудил, что по роду своих занятий

я не могу делать ничего более достойного,

чем бичевать пороки моего века...»

- Какие пороки человечества вы знаете?

- Какие пороки своего века бичевал, то есть придавал осуждению Ж.Б.Мольер? Снова вернемся к статье учебника.

Обучающиеся читают про себя , затем Вика озвучивает слова Мольера.

Ответы:

1.Жадность – неудержимая жажда копить.

2. Равнодушие - отсутствие способности сопереживать,

3. Лицемерие –неискренность

4. Зависть

5. Жестокость –причинять живым существам

6. Злоба- недоброжелательность

7. Хитрость –притворство

8. Эгоизм - завышение значимости собственной персоны.

9. Наглость – проявление неуважения, презрения к собеседнику,

Самостоятельная работа по статье учебника «Ж.Б.Мольер», стр. 254

Ответ: тщеславие, пренебрежение к своему происхождению, к традициям своего класса.

Тщесла́вие - стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства,  желание слышать от других людей лесть.

Физминутка

- Сегодня мы поговорим о бессмертной комедии «Мещанин во дворянстве». Наша задача рассмотреть комедии с нравственной точки зрения и проанализировать ее как комедию эпохи классицизма.

Первый этап анализа текста комедии.

- Начнем со слов великого российского поэта А.Пушкина.

- А.С.Пушкин утверждал, что у Мольера герои - это только "типичные герои  такого-то порока".

  –Чтобы понять слова Пушкина, вы должны выполнить самостоятельную работу. Ваша задача раскрыть пороки героев, доказать свою точку зрения примерами из текста.

Вопросы учителя к выступающим:

1 группа:

-Как г.Журден пытался стать галантным дворянином? (учился, одевался изыскано)

2 группа:

- Почему профессия учитель музыки считалась галантной?  (музыка-это утонченное искусство).

3 группа: Можно ли назвать наших героев галантными людьми? (нет –снаружи они галантные, утонченные  а изнутри у них есть пороки).

Запись темы урока в тетрадь

Работа в группах:

Задача: Раскрыть пороки героев, доказать свою точку зрения примерами из текста.

1 группа: г-н Журден

Тщеславие:

Д.1,Я.2 – об одежде

Д.3.,Я.3.- Журден стыдится, что жена не образованная

2 группа: учитель музыки

Лицемерие:

Д.1,Я.1- учитель музыки об искусстве и деньгах.

3 группа: граф Дорант

Лицемерие:

Д.3,я.4. –Дорант о костюме Журдена.

Д.5, Я.2-Дорант говорит Доримене  о г. Журдене

Защита своих работ.

Б. Второй этап нашей работы – рассмотреть комедию Мольера как произведение, подчиненное классическому направлению в литературе. 17 век в литературе и искусстве назывался веком классицизма? Что заключено в понятии «классицизм»?

   В основе классицизма лежат идеи рационализма

(разумного).  Художественное произведение, с точки

зрения классицизма, должно строиться на основании

строгих канонов.

    В каждом явлении классицизм  стремится распознать

только существенные, типологические черты. Эстетика

классицизма придаёт огромное значение общественно

воспитательной функции искусства.

    Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров,

которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие

(комедия, сатира, басня),смешивание которых не допускается.

- Какие требования (каноны) выдвигались к построению драматических произведений в эпоху классицизма?

Запись в тетрадь основных понятий классицизма

 1.  В основе классицизма лежат идеи рационализма

(разумного).

2. Художественное произведение, с точки

зрения классицизма, должно строиться на основании

строгих канонов.

2.Эстетика

классицизма придаёт огромное значение общественно воспитательной функции искусства.

 

Ответы:

1.Три единства:

-места

-времени

-действия

2. Разделение героев на положительных и отрицательных

3.Герой подвержен одной страсти

Запись в тетрадь

-Докажите, что комедия Ж.Б.Мольера, построена в соответствии с требования ми классицизма.

- Есть еще одно требование к классическому произведению: разум побеждает глупость и спесь. Придерживался ли Мольер этого требования?

Работа в группах:

Задача: найти доказательства в тексте.

1 группа: Единство времени ,единство места, единство действия- Все ситуации  оказываются связанными с журденовскими попытками выйти в дворяне .

2 группа: Положительные и отрицательные герои.

3 группа: Герой подвержен одной страсти.

Журден – стать дворянином;

Дорант- страсть наживы.

Защита ответов.

Ответ: Да, придерживался. Г.Журден был осмеян, выставлен глупцом в розыгрыше Клеонта.

4

Итог урока

-Сценическая жизнь комедии

 

О комедии «Мещанин во дворянстве» можно говорить бесконечно, проблемы, которые поднимает Мольер очень актуальны. Но к сожалению урок подходит к концу. Подведем итоги.

Прием «Незаконченных предложений»

  1. 1. Комедия Ж.Б.Мольера-это комедия нравов, потому что…
  2. 2.Ж.Б.Мольер соблюдал требования к классической комедии …

5.

Рефлексия

«Оцени себя»

Обучающимся выдается индивидуальная карточка, в которой они подчеркивают фразы, характеризующий их работу

  1. Урок для меня был..

Интересен

Скучен

Безразличен

  1. На уроке я..

Активно работал(а) Отдыхал(а)

Помогал (а) другим

  1. В итоге урока я…

Все понял(а)

Узнал (а) много нового

Ничего не понял(а)

6.

Домашнее задание

Индивидуальные дифференцированные задания:

     Найти в тексе способы создания комического.

1.Сережа, Кирилл – комический внешний облик героев;

2.Илья, Леня, Саша – комическая речь героев;

3.Вика, Ксения – комические ситуации.

- Актеры театра выходят к вам на поклон. А вы по традиции должны проводить их аплодисментами, в знак благодарности их игры, в знак таланта автора Мольера

Заканчивается урок аплодисментами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

ЖАН БАТИСТ МОЛЬЕР. БИОГРАФИЯ

БИОГРАФИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ПИСАТЕЛЯ:КВАНТОВАННЫЙ ТЕКСТ И ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ (К УРОКАМ ЛИТЕРАТУРЫ)...

Конспект урока по теме: ЖАН БАТИСТ МОЛЬЕР И ЕГО КОМЕДИЯ-БАЛЕТ «МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ». ПРИРОДА КОМИЧЕСКОГО У МОЛЬЕРА

Урок для 9 класса по литературе. Познакомить еще с одной пьесой эпохи классицизма; попытаться распознать природу комического у Мольера; продолжать работу по развитию творческого воображения учащихся....

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...