«Формула жизни» В.Астафьева (по рассказу «Конь с розовой гривой»).
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Ильина Галина Геннадьевна

Конспект урока литературы в 6 классе (УМК Курдюмовой). Урок-исследование включает в себя работу с текстом, заставляет учеников задуматься над нравственными проблемами рассказа. Итог работы - "формула жизни" Виктора Астафьева и выведение собственной формулы каждым учащимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока литературы259.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование  по рассказу В.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Тема: «Формула жизни» В.Астафьева (по рассказу «Конь с розовой гривой»).

Цели: 1.Выявить «формулу жизни» В.Астафьева.

            2. Анализ нравственных проблем в рассказе.

            3. Заставить задуматься над нравственными проблемами рассказа.

            4.Вызвать интерес к творчеству В.Астафьева.

Эпиграф (написан на доске): «Для детей я всегда пишу со светлой радостью…» (В.Астафьев)

План урока: (написан на доске)

  1. «…яркость астафьевского слова – его призвание, его манера…а для нас – это большое истинное наслаждение». (С.Залыгин)
  2. «Всякое воспоминание – как остановка, чтобы осмотреться, отдохнуть и выбрать, куда идти дальше». (В.Распутин)
  3. «…и понял бы он, человек, что назначение его на земле – творить добро…» (В.Астафьев)

  1. Слово учителя:

- Ребята, мы продолжаем работу  над рассказом В.Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема урока: «Формула жизни» В.Астафьева. Писатель С.Залыгин хорошо сказал о творческой манере В.Астафьева (см.пункт №1плана урока).

Поскольку изучаемый нами рассказ о сибиряках, то обратимся к используемым в тексте диалектизмам (запись на доске учеником по ответам на вопросы учителя):

- Как называлось место, куда ребятишки ходили собирать землянику? (увал – пологий холм)

- Во что собирались ягоды? (туесок)

- Что ещё, кроме калача, хвалился украсть у бабушки герой рассказа? (шаньги)

- Где работал дядя Левонтий? (на бадогах)

- Что такое заимка?

- За какую черту характера ругала бабушка Левонтьиху? (за суетливость – «заполошная»)

- Как далеко ходили дети рыбачить? (за поскотину)

Вот мы и составили с вами небольшой словарик «сибирских» диалектных слов. Почему писатель использует их в своём произведении? (живое народное слово)

Автор не отделяет героев от их быта, жизненных обстоятельств, используя разные лексические пласты в рассказе. Продолжите!

(нюнишь, спокинул, подались, рупь, жисть, жрать, тюкать, истюканный чурбак; «Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане – вошь на аркане»; на «чёрный день»)

  1. Учитель читает пункт №2 плана.

- Какой вопрос задавал дядя Левонтий, будучи пьяным? («Что такое жисть?») Цель урока – ответ дяде Левонтию.

- Обратимся к словарю.

                - А как вы понимаете, что такое жизнь? Как это толкуется у автора? Мы попытаемся составить «формулу жизни» В.Астафьева, понять, что  же включает в себя понятие «жизнь».

И чтобы разрешить проблему (я просила вас перечитать рассказ с карандашом в руках), приглядимся к героям рассказа, к тому, как они живут.

Мастерская:

 1.О семье Левонтия.

- Чем отличалась от других семей?

- Прочитайте отрывок, рисующий дом дяди Левонтия. Какое впечатление оставляет это описание? Какой художественный приём использует автор в этом отрывке и какую роль он выполняет? (голодный бедный человек). Какая художественная деталь даёт представление о неустроенности семьи дяди Левонтия? (печка, пожирающая всё, раскорячившаяся посреди избы).

Теория литературы: сравнение, олицетворение.

- Лингвистический анализ текста: найдите глаголы в отрывке «Дети по дороге в лес» («левонтьевские орлы бросали…»). Как  они характеризуют детей? Почему писателю потребовалось так много глаголов? (пассивны ли дети?)

- Вы обратили внимание, как автор называет детей дяди Левонтия: «левонтьевские орлы», «братья Левонтьевы», «орда», «народ»? Что можно сказать об отношении писателя к этим детям? Как менялось оно и почему? Можно ли утверждать, что к кому-либо из мальчиков он испытывает отвращение, презрение? Или ко всем одинаково? («Санька был вреднее и злее всех Левонтьевских ребят». Как к нему относится автор?)

- Чтение отрывка «Рыбалка». Интересна ли нам эта природная зарисовка? Как проявил себя в ней Астафьев? (художник-пейзажист)

Что же мы уже можем вписать в «формулу жизни»? (Любовь к жизни –умение радоваться ей, принимать всю палитру её красок).

2. О герое рассказа.

- От чьего лица ведётся повествование в рассказе? Каким вы представляете себе героя рассказа? (Устное рисование: «Я представляю…»)

- «Вот с ребятишками…отправился я по землянику, чтобы трудом заработать пряник…». А вот сейчас дети и не считают пряник за лакомство, тем более редко кому придёт в голову заработать его трудом. О каком времени идёт речь в рассказе? А как могли дети заработать пряник?(за ягоды: нетяжёлый, но кропотливый труд)

Пересказ: что произошло потом.

- Почему мальчик вдруг решился предложить всем съесть землянику: из-за чувства голода или ещё по какой-то другой причине? («попался на уду» - гордость, нежелание быть осмеянным).

- Где ещё побывали дети в этот день?

- Какие чувства испытывает герой после случившегося? («тихо плёлся из лесу»; «приготовился к каре»; «терзался ночью»; «я бы ушёл, скрылся» и т.д.). Когда переживания героя особенно обострились? С чем это было связано? («помереть скорее…- подвёл бабушку перед людьми»).

- Что заставляет мальчика переживать, мучиться и даже плакать? (совесть).

- А какой финал вы ожидали? (раскаяние, потому что редкий ребёнок в таком возрасте способен на умышленное враньё).

- В рассказе есть ещё дети. Что же отличает рассказчика от других ребят? (анализирует свои поступки, страдает).

- Как поступили бы левонтьевские дети?

- Может ли человек прожить жизнь, не совершая дурных поступков? (вряд ли, но главное не в том, чтобы их не совершать, а в том, чтобы извлекать из них уроки, перестрадав, стать лучше, чище душой, стремиться не совершать дурного).

- Какие уроки извлёк мальчик из этой истории? Можем ли мы эти выводы внести в «формулу жизни»? (честность, ответственность, дружба, труд, совесть, единство с другими людьми)

3. О бабушке.

- Что вы можете рассказать о его бабушке?

- Почему, несмотря на обман внука, бабушка купила ему пряник? (доброта, любовь)

- Работа с иллюстрацией: какой эпизод запечатлел художник? Если бы вы были иллюстраторами, какой эпизод хотели бы запечатлеть?

Слово учителя: Рассказ автобиографичен. Самое дорогое, самое светлое воспоминание Астафьева о детстве – бабушка Катерина Петровна. Всю любовь и нежность вложил писатель в образ бабушки. Не только этимс, но и другими рассказами ей первой шлёт он низкий поклон, а уж потом и всем добрым людям, что встречались на дорогах детства.

Эта старая русская женщина воплотила в себе мудрость крестьянского опыта. Она знала своё бабье, испокон веку делаемое дело – шила и вязала, варила и стирала, ломила всю крестьянскую работу, обихаживала двух детей-сирот, когда надо, могла и вицей стегануть, а когда и приласкать, обогреть ласковым словом. Так и сказано Астафьевым, что бабушка была ему «и отцом и матерью – всем, что есть на этом белом свете дорогого для меня!»

Бабушка учила внука своего чистою перед людьми совестью, своим житейским опытом, учила честно и открыто идти по жизни.

  1. Цитата 3.

«ФЖ»: добро, благодарная память – жизнь даёт нам много хорошего, и от нас зависит, сумеем ли мы сохранить, уберечь, не растерять нравственные уроки детства, ведь «добрая память – залог доброго будущего» (Астафьев)

Диалог – обратная связь:

- А если вы попытаетесь составить свою «ФЖ», сильно она будет отличаться от астафьевской? (стремиться к лучшим составляющим)

- В чём, по-вашему, состоит главный смысл этого рассказа?  Найдите в произведении нужные строки (последний абзац)

- Чем особенно дорог подарок автору?

- Название рассказа стало и названием сборника, написанного Астафьевым для детей. Как вы думаете, почему? (все они учат нравственным качествам)

- Ещё раз прочитаем эпиграф к уроку. Почему Астафьев любит писать для детей?

- Есть ли прямое назидание в рассказах? (нет, но примериваем на себя)

- Размышляя о своей судьбе, писатель спрашивает себя: «За что судьба даровала мне счастье жизни? Достоин ли я его, этого счастья? Всё ли сделал для счастья других? Не разменял ли …жизнь на пятаки? Всегда ли был честен перед собой? Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не оттирал ли с дороги локтями слабых?»

Вопросы, вопросы,…Что можно сказать о человеке, так настойчиво задающего их себе?

Итог: и в интервью, и в зарисовках проявляется человеческая сущность автора – требовательного к себе, доброго душой, умеющего видеть и слышать красоту жизни, ранимого, чуткого человека.

  1. Заключительный этап урока.

- Какой вопрос вам показался сложным, а интересным?

- Заставил ли сегодняшний разговор задуматься? О чём?

Перспектива:

- Ребята, с творчеством В.П.Астафьева мы будем знакомиться в курсе литературы других классов, но я призываю вас не ждать следующего раза, а читать рассказы нашего современника самостоятельно уже сегодня. Добавлю, что «ФЖ» Астафьева действует и в других его рассказах.

V. Творческая работа: ответить письменно на вопрос «Как вы понимаете предназначение человека на земле?»

Д/З: Выборочный пересказ эпизода.

        Чтение и пересказ любого рассказа из сборника.

«Формула жизни» по Виктору Астафьеву


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Астафьев В.П. Рассказ "Конь с розовой гривой". Презентация к урокам литературы в 6 кл.

Учебно- методический материал в форме презентации к урокам по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"....

ФГОС. В.Астафьев рассказ "Конь с розовой гривой"

Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой". Честность, доброта и чувство долга в рассказе....

Конспект урока: "Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Планируемые результаты обучения:Предметные:· познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве В. П. Астафьева как современного русского п...

"Описание быта и жизни сибирской деревни в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Материал представлен в виде технологической карты урока с презентацией. Урок представляет собой виртуальную экскурсию в мемориальный комплекс В.П. Астафьева в с. Овсянка Красноярского края....