Конспект урока: "Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
план-конспект урока по литературе на тему

Оришева Елена Евгеньевна

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

· познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве В. П. Астафьева как современного русского писателя, фактах его биографии; выявлять своеобразие композиции и языка рассказа «Конь с розовой гривой», изображения русского национального характера; определять приметы послевоенного времени; уметь различать рассказчика и автора-повествователя в произведении; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка;

· ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к произведениям В. П. Астафьева; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции;

· коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные ответы на вопросы, используя цитирование;

· эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

· познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать навопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

· регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

· коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог; использовать речевые средства  в соответствии  с  задачей коммуникации, для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx153.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления с фактами из биографии писателя; показать автобиографический характер рассказа «Конь с розовой гривой», своеобразие его композиции и языка; способствовать формированию представления о В. П. Астафьеве как современном русском писателе.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

 познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве В. П. Астафьева как современного русского писателя, фактах его биографии; выявлять своеобразие композиции и языка рассказа «Конь с розовой гривой», изображения русского национального характера; определять приметы послевоенного времени; уметь различать рассказчика и автора-повествователя в произведении; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка;

 ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к произведениям В. П. Астафьева; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции;

 коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные ответы на вопросы, используя цитирование;

 эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

 познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать навопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

 регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

 коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог; использовать речевые средства  в соответствии  с  задачей коммуникации, для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: фронтальная (викторина, обсуждение), групповая (выразительное чтение по ролям, практическая работа).

Интернет-ресурсы:

1. Астафьев, В. П. Последний поклон / В. П. Астафьев. – Режим доступа : http://lib.ru/PROZA/ASTAFIEW/poklon.txt

2. Полухина, В. П. Произведения о Великой Отечественной войне / В. П. Полухина // Литература. 6 класс. Методические советы. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_6kl_Metod/6.html

Оборудование: портрет В. П. Астафьева; выставка книг «Книги Астафьева – неразлучные спутники жизни»; плакат – эпиграф к уроку «Творчество Астафьева выросло из его страстного желания поиска и воспитания в людях добра» (Александр Лугановский).

Основные понятия и термины: автобиографичность, эпизод, фабула.

Ход урока

Творчество Астафьева выросло из его страстного желания поиска и воспитания в людях добра.

Александр Лугановский

I. Слово учителя

Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни  не так давно. Таких, как он, людей называют совестью нации. Это был очень честный, чуткий, непримиримо относившийся ко лжи и

злу, требовательный прежде всего к себе человек. Герои его книг — простые люди, а еще постоянный герой произведений Астафьева — природа.

Прочитаем статью об Астафьеве в учебнике-хрестоматии.

Рассказ «Конь с розовой гривой» дал название сборнику рассказов для детей, вышедшему в 1972 году.

Из статьи учебника мы узнали, что Виктор Петрович Астафьев родился в Сибири, на

Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы своей жизни. Действие рассказа тоже происходит в одной из сибирских деревень на Енисее в первые годы после гражданской войны.

Это было очень трудное время. Страна была разорена, утомлена войной. Люди жили очень скудно, часто не хватало самого необходимого — пищи, одежды, того, к чему мы привыкли как к само собой разумеющемуся.

«Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-

навсего «пряником конем». Об этом мы узнаем в первых же строках рассказа.

II. Учитель читает и комментирует рассказ.

Отдельные эпизоды — диалоги — могут прочитать заранее подготовленные ученики.

Обращаем внимание на сноски — объяснения диалектных и просторечных слов, на пословицы и поговорки, особенности речи героев.

III. Беседа по вопросам.

— От чьего лица ведется повествование?

(Повествование ведется от первого лица. Это воспоминание писат еля о собственном

детстве. События рассказа как будто увидены детскими глазами.)

— В какой семье растет герой?

(Маленький мальчик, герой рассказа,— сирота. Мать у него утонула, об отце ничего

неизвестно. Рос мальчик без родителей, видимо, с раннего возраста, потому что о матери он вспоминает только, когда пьяный сосед начинает его жалеть: «Мать -то ты хоть помнишь?» Жил он с бабушкой, дедушка приезжает с «заимки» время от времени. Для мальчика приезд дедушки — радость. Бабушка строгая, воспитывает внука в труде. «Пряник конем» нужно еще заработать: набрать земляники для продажи.)

— Почему «пряник конем» такая желанная мечта?

(Дети не избалованы вкусной едой, они не всегда и едят досыта. Соседские ребятишки

постоянно голодные. Бабушка героя «никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо» Быт деревни беден и убог. Пряник кажется сказочно красивым: «Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые». Пряник и лакомство, удовольствие, которое хочется растянуть, и игрушка: «Пряник можно засунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса — потерял! — хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться, что тут он, конь - огонь!..»)

— Как описана семья Левонтьевых? В каком доме она жила?

(В семье Левонтьевых ребятишек не сосчитать. Рассказчик называет несколько имен,

но понятно, что их было много: в доме Левонтьевых «были одни ребятишки, и ничего больше».

Дом их стоял «сам собою, на просторе», то есть обособленно и «без излишеств»: «ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами — ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни». Даже изгороди постоянной вокруг дома не было — зимой жерди, хворостины, старые доски изгороди исчезали «в утробе русской печки, раскорячившейся посреди избы». Даже крыльца не было — его заменял «истюканный топором чурбак».

Отметим иронический тон этого описания: «ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый» — на самом деле это означает крайнюю бедность; печка, о которой обычно пишут уважительно, как о центре деревенского дома, «раскорячилась посреди избы» — слово явно неуважительное.)

— Почему Левонтьевы так плохо жили?

(Возможны разные варианты ответов: они были бедными; было много детей, на всех не

хватало денег; добавим, что хозяин дома, отец семейства Левонтий сильно пил, п ропивал деньги, да и работать не любил.)

— Что за человек был Левонтий?

(Бабушка корила его за безделье, на что Левонтий отвечал: «Я, Петровна, слободу люб-

лю!» Пьяный Левонтий мог расколотить стекла, «ругался, гремел, плакал». Однако был он ч еловеком добрым, благодушным, по крайней мере, так о нем вспоминает автор: «Дядя Левонтий плавал когда-то по морям, любил море, а я любил его».)

— Что привлекало героя в семье Левонтьевых?

(Мальчик жил один с бабушкой, а в семье соседей было много ребятишек, было шумно

и весело. С получки покупались пряники и конфеты, подвыпивший Левонтий щедро угощал «сироту». Поэтому рассказчик пишет: «Главная цель моей жизни была — прорваться в дом Левонтия после его получки... тут уж я окружен бываю редкостным вниманием, тут мне полный праздник».)

— Почему бабушка запрещала внуку ходить к Левонтьевым?

(Мальчик еще не понимал, что по существу, как и дети самих Левонтьевых, пользовал-

ся слабостью хозяина дома, тоже «хватал пряники, конфеты». Бабушка пыталась остановить внука: «Нечего куски выглядывать! Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане — вошь на аркане». Тетка Васеня, жена Левонтия, постоянно занимала у соседей деньги, муку, картошку.)

— Какую роль в композиции рассказа играет описание семьи?

(Описание семьи является своеобразной экспозицией, объясняет характеры героев,

описывает время, место, обстоятельства действия.)

Просмотр литературно-художественного альманаха «Астафьевскими метами».

III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– В. П. Астафьев – один из ярких представителей современной русской литературы. Мы убедились, что его творчество интересно читателю. Соприкосновение с произведением автора – это часто узнавание себя. Посмотрите, сколько ассоциаций у вас вызвали отдельные эпизоды рассказа! Автор преподносит нам уроки жизни, в этом по большому счету и заключается задача настоящей художественной литературы.

– Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание.

1. Подумать над вопросом: какие уроки жизни преподал нам автор рассказа В. П. Астафьев?

2. Подготовить творческое задание по выбору


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Конспект занятия в технологии критического мышления

Цели урока:  Образовательные цели: Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности». Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Ко...

Конспект урока Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Цель: раскрыть нравственные вопросы, которые ставит автор рассказа, сделать общие выводы по произведениюЗадачи: 1.     отметить своеобразие языка рассказа,2....

"Описание быта и жизни сибирской деревни в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Материал представлен в виде технологической карты урока с презентацией. Урок представляет собой виртуальную экскурсию в мемориальный комплекс В.П. Астафьева в с. Овсянка Красноярского края....

"Роль "сибирских" диалектизмов и просторечных слов в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Технологическая карта урока литературы, разработанная с применением технологии проектов...

Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»....