Уроки доброты Д.С.Лихачева
методическая разработка по литературе по теме

Рябова Инесса Николаевна

Предлагается урок по книге Д.С.Лихачева "Письма о добром". Урок составлен в технологии развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ход урока54.5 КБ
Office presentation icon презентация к уроку2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Уроки доброты Д.С.Лихачева. Самое важное - …

Дидактическая цель: создать условия для воспроизведения в памяти и применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях средствами технологии критического мышления.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели по содержанию урока:

Образовательная: способствовать актуализации личностного смысла учащихся к изучению темы.

Развивающая: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников критического мышления.

Воспитательная: способствовать пониманию и прочувствованию важности такого проявления человеческих отношений, как забота о других людях, доброта; продолжить знакомство с выдающимся человеком современности – Д.С.Лихачевым через его высказывания-письма; получить позитивный эмоциональный опыт в отношении его жизни и деятельности.

Основные методы обучения: частично-поисковый, проблемного изложения.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Средства обучения:  тексты, толковый словарь, использование компьютерных технологий.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оргмомент

Приветствует учеников, создает позитивный настрой на познавательную деятельность на уроке

Проверяют готовность рабочего места, наличие учебных принадлежностей к уроку

1 этап

Вызов

Пробуждение интереса к теме

Вступительное слово о Д.С.Лихачеве.

Предложение учащимся определить цели.

Что самое главное в жизни?

Презентация «Добро».

Учащиеся осмысливают тему, цели (программу) урока.

Д/з: слайды о жизни Д.С.Лихачева

Отвечают на поставленный вопрос.

Структурирование процесса изучения

Постановка прямых и скрытых вопросов.  Какие ассоциации вызывают слова поучение?добро, доброта, добродетель?  Предлагает работу с толковым словарем.

Строят ассоциативный ряд, обмениваются мнениями, находят в Интернете (толковом словаре) значение слов

2 этап

Осмысление

Получение новой информации

Предлагает поработать с новым текстом – чтение с пометками (выделение самых ярких мыслей)

Читают и делают пометки в тексте: отмечают самые интересные мысли (наиболее важные тезисы).

Предлагает заполнить двухчастный (двойной) дневник

Работают в режиме самостоятельной деятельности, заполняют двухчастный дневник

Наиболее важные тезисы

Свои комментарии

Соотнесение новой информации с собственными знаниями(представлениями),

(графическая систематизация)

Предлагает обсудить полученную информацию, построить «здание» темы

Обсуждают в группах, обмениваются мнениями в классе, строят «здание» темы – структурно-логическую схему

3 этап

Рефлексия

Целостное осмысление и обобщение, выработка собственного отношения

(творческая интерпретация)

Предлагает написать формулу-вывод к слову добро(та), познакомиться с «Заповедями человечности», определить уровень собственных достижений на уроке

Пишут формулу-вывод, знакомятся с Заповедями, отвечают на 1 вопрос из предложенных:

  • Какую мысль уносите?
  • Почему мы сегодня об этом говорили?
  • Кому и чем я реально могу помочь?

        

Доброта – это человеческое качество, ценнейшее для всего. Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки.

                                                                        Д.С.Лихачев

        Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе.

                                                                        Д.С.Лихачев

        Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее.

Владимир Мономах

Обращение к молодым читателям

        Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном – как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни.

Для своих бесед я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто.

Почему я расположил свои письма именно так? Сперва я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках – ничего не увидите.

                                                                        Д.С.Лихачев

Двухчастный дневник

Мысли, которые произвели наибольшее впечатление

Свои комментарии: какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания они вызвали?

1.

1.

Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого свое собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах.

И еще, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным.

Если жить только для себя, своими мелкими заботами, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.

В жизни надо иметь свое служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе.

Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно.

  1. Приветствие.
  2. Презентация «Добро».
  3. Тема урока «Уроки доброты Д.С.Лихачева. Самое важное…».
  4. Цели урока: продолжить знакомство с выдающимся человеком современности Д.С.Лихачевым через его письма, получить ответ на вопрос: что является самым важным в жизни человека?
  5. Домашнее задание (проверка): слайды о жизни  Д.С. Лихачева.
  6. Обращение к эпиграфу – слова Лихачева: «Доброта – это человеческое качество…».
  7. Стихотворение:

Давай поговорим о Доброте,

Что спрятана на донышке души,

О ней мы позабыли в суете,

Лишь старый клен о ней шумит…

Давай поговорим о Доброте…

  1. Ассоциации к слову Добро:   доброта, добродетель, забота, опека, сострадание…
  2. Обращение к словарю. Интернет, толковый словарь (Даль, Ушаков, Ожегов) – толкование слов  добро, доброта, добродетель.
  3. Знакомство с текстом-письмом Д.С.Лихачева («Доброта», «Самое большое»). Чтение и заполнение двухчастного дневника.
  4. Обсуждение текстов.
  5. Построение «здания темы» - кластер:

Добро:  любовь, забота, сострадание, счастье, ум, милосердие, служение, чел.качество,благотворительность, достоинство, смелость и мужество…

  1. Рефлексия.  Что же самое важное в жизни человека? – ДОБРО! Увеличивать добро в окружающем нас. Выводим формулу-вывод:

щеДрость

милОсердие

люБовь

состРадание

радОсть

  1. Ответить на один из вопросов: (письменно), зачитать
  • Какую мысль уношу?
  • Почему сегодня мы говорили об этом?
  • Какое добро я могу реально сделать? Кому и чем помочь?
  1. Д/з: осуществи свою мечту по увеличению добра в мире.
  2. Стихотворение:

Добрых людей, как всегда, не хватает,

Добрых людей, как всегда, дефицит,

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые щедро больным помогают,

Добрые дарят тепло и уют,

Добрые в ногу со слабым шагают

И никакого спасибо не ждут!

До новых встреч с Д.С.Лихачевым!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Уроки доброты в школе". Доброе введение «Путями доброты»

ПРОЕКТ «УРОКИ ДОБРОТЫ В ШКОЛЕ» Цель: воспитание в детях чувства доброты, чуткости, побуждение учащихся к творчеству. Задачи проекта: - учить внимательному, чуткому отношению к слову;- развивать р...

Место школы в культуре Санкт-Петербурга ( урок памяти Д.С.Лихачева)

Для Д.С.Лихачева патриотизм был не абстрактным понятием, а выражал, прежде всего, кровную привязанность человека к своей « малой родине», любовь к краеведению, воспитывающую по его ...

Урок литературы по теме: "«Он доброту черпал из Ангары..» (литературный портрет В.Г. Распутина. «Уроки доброты».)"

Цели:·            Познакомить учеников с писателем-земляком В.Г. Распутиным;·            П...

Что такое доброта, или Уроки доброты и милосердия по фильму М.Можар "За имя моё"

Урок по анализу кинопроизведения на морально-нравственную тему рассчитан на 2 часа. Рекомендуется провести в 7, 8, 9 классах. Поможет научиться анализировать фильм и отбирать материал для характеристи...

Урок доброты по литературе (7 класс). «Доброта лучше красоты» - по произведениям Л. Андреева «Кусака», А. Платонова «Юшка», Ф. Абрамова «О чем плачут лошади».

воспитание чуткого, доброго отношения людей к животным, друг к другу, ответственности человека за свои поступки, осознания необходимости сострадания и милосердия ко всему живому....

Конспект урока по воспоминаниям ДС Лихачева "Катеринушка закатилась"

Конспект урока по воспоминаниям ДС Лихачева  из книги "Раздумья" или он же (текст)  есть в "Книге беспокойств". Урок может быть проведен в 10 или 11 классе, я проводила в...