Рабочая программа внеурочной деятельности кружок «В мире книг»
рабочая программа по литературе по теме

Юдина Валентина Петровна

рабочая программа библиотечного кружка для учащихся начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochie_prog_bibliotech_chasaword.doc533 КБ

Предварительный просмотр:

 Рассмотрено:                               Согласовано:                          Утверждено:                      

на педагогическом совете        Заместитель директора          

Протокол № _____                    по УВР  __________            Директор школы  _____________                                                                    

От «___»______ 20__ г.                     Майорова И.Т                Донская В.В.

                                                   «___»_____ 20___ г.                  приказ№ __от «__» __20____   г.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Соляновская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа

 внеурочной деятельности

кружок

«В мире книг»

Возраст обучающихся: 7 -9 лет

Срок реализации: 3 года

Составитель:  

                         Юдина Валентина Петровна

               Библиотекарь МКОУ Соляновская

                средняя общеобразовательная школа

Соляная,2012             

Рабочая программа кружка «В мире книг»

для 1 класса (В рамках ФГОС)

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по кружку «В мире книг» в 1 классе составлена на основе:

  • Сборника  программ  внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011

Общая характеристика кружка.

  Кружок  «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое  занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и  удовольствие и самовоспитание.

 Цели кружка:

  • Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг
  • Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов
  • Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

  Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Место кружка в учебном плане

В 1 классе кружковое занятие проводятся один раз в неделю. Учебный год 33 учебных недели, следовательно, запланировано провести 33 ч. Во 2-3 кружковое занятие проводится один раз в неделю, 34 часа.

Формы организации кружка  

  • Литературные игры
  • Конкурсы-кроссворды
  • Библиотечные уроки
  • Путешествия по страницам книг
  • Проекты
  • Встречи с библиотекарем
  • Уроки-спектакли.

Ценностные ориентиры содержания кружка.

 Содержание программы кружка «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

  Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

  В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка.

 В результате освоении программы кружка «В мире книг» формируются следующие

предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  • Осознавать значимость чтения для личного развития;
  • Формировать потребность в систематическом чтении;
  • Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
  • Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Здравствуй, книга!

3

2

Книге о Родине и родной природе

2

3

Писатели детям

3

4

Устное народное творчество.

4

5

По страницам книг

3

6

Русские народные сказки.

4

    7

Книги русских писателей-сказочников

3

    8

Детские писатели

3

9

Сказки зарубежных писателей

3

10

Книги-сборники стихотворений для детей

2

11

Книги о животных

3

Всего часов:

33

Универсальные учебные действия:

  • Находить книгу в открытом библиотечном фонде;
  • Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
  • Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
  • Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
  • Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
  • Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
  • Пользоваться аппаратом книги;
  • Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
  • Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Учебно-тематическое планирование для 1-го класса.

Тема

Кол-во часов

Вид занятий

Планируемые результаты освоения материала

Дата

По плану

По факту

1

Вводное занятие. «Книга – наш друг и учитель».

1

Беседа. Презентация детских книг

Рассказ учителя о роли книги в жизни человека. Презентация детских книг с которыми предстоит познакомиться в процессе данного курса).

2

Где живут книги?

1

Экскурсия в  библиотеку школы.

Знакомство со школьной библиотекой. Правила поведения в библиотеке,  порядок выдачи книг.

3

Из чего состоит книга?

1

Практикум.

Элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление. Беседа о бережном отношении к книгам. Просмотр мультфильма «Гришины книжки».

4-5

Малые фольклорные жанры: народные пословицы, поговорки, загадки.

2

Беседа. Работа с источниками. Детское творчество.

Знать предназначение пословиц и поговорок. Уметь: читать определять тему и главную мысль; высказывать своё мнение. Творческие мини-проекты «Моя первая книжка-малышка» (изготовление книжки с пословицами, поговорками и загадками определенной темы).

6-7

Скороговорки. Считалки.

2

Чтение скороговорок, считалок

  Знать предназначение скороговорок;

Уметь читать скороговорки  и считалки, уметь произносить их.

8

Сказки о животных

1

Уметь читать и анализировать прочитанное, составление предложений по картинкам.

9

Занимательная азбука. С. Я. Маршак.

1

Чтение четверостиший.

Уметь называть буквы и звуки, уметь находить слова на названные звуки. Иллюстрации на понравившее стихотворение

10

Русские народные сказки.

1

Сказки

о взаимоотношениях людей, о добре и зле., правильное чтение

Уметь читать и анализировать прочитанное, составление предложений по картинкам.

11

Русская народная сказка «Лиса и журавль».

1

Сказки доступные восприятию младших школьников.

Уметь работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение.

12

Русская народная сказка «Теремок».

1

Понимание содержания сказки, драматизация.

Понимание содержания сказки, драматизация.

13

Герои сказок в лепке. Настольный театр.

1

Понимание содержания литературного произведения. Умение войти в роль.

Уметь комментировать прочитанное, играть в группах, в парах.

14

Кинозал. Просмотр и обсуждение мультфильмов по русским народным сказкам

1

Просмотр и обсуждение мультфильмов.

Понимание содержания сказок.

15

Из старинных книг. Чтение рассказов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского

11

Конкурс рисунков «Любимые сказки»

уметь фантазировать и творчески мыслить и работать.

16

Театрализованное представление.

1

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; участие в драматизации

Уметь участвовать в диалоге: слушать, высказывать свое мнение, доказывать его; уметь войти в роль.

17-18

Чтение художественных произведений о матерях и детях

2

Произведения

о детях, о взаимоотношениях с матерями

Уметь формулировать и высказывать своё мнение; уметь фантазировать и творчески мыслить.

19

Организация выставки книг «Любимые сказки»

1

Произведения

о детях, о взаимоотношениях людей

Уметь  анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту, презентовать любимую сказку.

20

Рассказы и сказки о милосердии

1

Понимание содержания литературного  произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Уметь находить главную мысль произведения, формулировать своё отношение к прочитанному

21

Стихи о весне

1

Понимание содержания литературного произведения.

Уметь выразительно читать стихотворение, читать по ролям, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию; уметь делать выводы из прочитанного

22

«В сказку дверь мы приоткроем». Игра - викторина

1

Понимание содержания литературного произведения.

Уметь найти правильный ответ

23

Произведения о честности. Осеева «Честное слово»

1

Понимание содержания литературного произведения.

Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы

24- 25

Рассказы о животных.

2

Формулировка личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Герои произведения

Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном

26

Мой любимый питомец. Составление текста-описания.

1

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Составление текста-описания.

Уметь анализировать чтение, фантазировать.

27

Стихи и рассказы об играх и игрушках.Моя любимая игрушка

1

Придумывание этюдов и разыгрывание.

Уметь составлять текст

28

Стихи о ребятах -сверстниках

1

Использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь читать стихотворение по строфам, производить лексическую работу с непонятными словами

29

Все наоборот. Забавные стихи

1

Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев

Уметь выразительно читать стихотворение, читать по ролям, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию; уметь делать выводы из прочитанного

30

Рассказы о детях

1

Произведения

о детях. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь анализировать стихотворение, находить его тему; уметь читать по строфам

31

Чтение рассказов о людях и животных.

1

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту

32

С.Я. Маршак. А. Барто, С. Михалков Стихи.

1

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь анализировать стихотворение, находить его тему; уметь читать по строфам

33

Урок-концерт «Любимые стихи».

1

Выразительное чтение стихотворений.

Уметь создавать словесную картину, уметь читать стихотворение по строфам, выбирать и обосновывать нужную информацию

Содержание программы.

1 класс (33ч)

Здравствуй, книга! (3ч.)

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».

Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги0, иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения  в библиотеке.

Книги о Родине и родной природе (2ч).

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник).

Структура книги, справочный аппарат книги.

Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).

Писатели детям (3ч).

Книги детских писателей-классиков (А.Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев).

Детские книги с рассказами современных писателей (М.Пляцковский, С.Георгиев, М.Дружинина, С.Степанов и др.).

Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

Инсценирование картин - эпизодов из выбранной книги.

Устное народное творчество.  (4ч).

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

Творческая работа «Сочини загадку».

По страницам книг В. Сутеева (3ч).

Книги В.Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.

В.Сутеев – автор и художник – оформитель.

Игра «По страницам сказок В.Сутеева».

Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

Сказки народов мира (3ч).

Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.

Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).

Книги русских писателей-сказочников (3ч).

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Инсценирование отдельных историй.

Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).

Детские писатели (3ч).

Книги С.Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.

К.Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.

Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.

Книги-сборники произведений современных детских писателей.

Сказки зарубежных писателей (3ч).

Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.

Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги.  Слушание и чтение отдельных историй.

Книги-сборники стихотворений для детей (2ч).

Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А.Барто, В.Берестова, С.Михалкова.

Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге».

Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Дети – герои книг (3ч).

Дети – герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.).

Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др)

Дети- герои стихотворений (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)

Книги о животных (3ч).

Книги-сборники о животных.

Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя – дедушки Мазая.

Книги В.Бианки, Г.Скребицкого.

Рабочая программа библиотечного кружка «В мире книг»

для 2 класса (В рамках ФГОС)

Пояснительная записка

                            Цель данного кружка: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, факультативный курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.

       Основными задачами для курса являются:

  1. формировать у детей интерес к книге,
  2. уметь воспринимать и понимать прочитанный текст,
  3. учить отвечать на вопросы по содержанию,
  4. учить пересказу,
  5. развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.
  6. учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные "гипотезы смысла".

     Художественная литература является средством эстетического, нравственного  и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной  и творческой активности.

Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов,  проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении.

Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность.

     Данная программа ориентирована на детей 2 класса общеобразовательной школы.  34 часа из расчёта 1 занятие в неделю.

Учебно-тематическое планирование для 2 -го класса.

Тема

Кол-во часов

Вид занятий

Планируемые результаты освоения материала

Дата

По плану

По факту

1

Малые фольклорные жанры

1

Игра - путешествие

Знать предназначение пословиц и поговорок. Уметь: читать определять тему и главную мысль; высказывать своё мнение

2

Русские народные сказки

1

Чтение и анализсказок.

Знать жанры русской народной сказки, познакомить с признаками этого жанра. Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному

3

Сказки А.С. Пушкина

1

Чтение и анализ сказок.

Литературная игра

Знать творчество и биографию Пушкина – сказочника. Уметь выразительно читать, работать группами.

4-5

Сказки русских писателей

1

Выбор и чтение сказок авторов

Знать творчество русских сказочников.Уметь: читать выразительно, определять тему и главную мысль;высказывать своё мнение.

6-7

Рассказы, сказки, басни Л.Н. Толстого и Д.К. Ушинского

2

Чтение и анализсказок. Живые картины.

Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному

8

Наш кинозал. Мультфильмы о   защитниках Родины.

1

Просмотр и обсуждение мультфильмов.

Мультфильмы: «Добрыня Никитич», «Алеша Попович»»,  

9

Рассказы о животных В.Бианки, Н.Сладкова, Е.Чарушина

1

Чтение нескольких рассказов о животных, изготовление игр-самоделок. Викторина по произведениям Житкова и Чарушина.

Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном

10

«Все наоборот». Веселые стихи Ю. Мориц, Д.Хармса, Ю. Владимирова, Г. Сапгира,  В. Берестова

1

Правильное чтение. Чтение рассказов. Составление выставки.

Уметь читать и анализировать прочитанное.

11

Стихи о детях и для детей С. Маршака, А.Барто, С. Михалкова

1

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

Знать произведения детских поэтов,   Уметь отличать сатирические произведения от юмористических. отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение.

12

Рассказы Н.Носова

1

Выделять при чтении героев и рассказать о них, подготовка инсценировок. Упражнение в технике чтения. Рассказ от лица

Уметь инсценировать прочитанное.

13

Стихи русских поэтов о зиме.

1

Отбор и чтение стихов о зиме.

Уметь видеть в стихах эпитеты, сравнения, определять настроение в стихотворении.

14

Работа со справочниками, энциклопедиями.

1

Отбор и чтение научно-популярных статей. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на вопросы.

Уметь пользоваться справочниками, энциклопедиями, словарями,читать и комментировать прочитанное, пересказывать.

15

Сказки и стихи К.У Чуковского

11

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

Знать произведения А.Милна.

Уметь  анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту, объяснять переносное значение слов и словосочетаний, определять черты характера по репликам героев.

16

Современные детские журналы

1

Выбор и чтение произведений автора, инсценирование и пересказ прочитанного.

Уметь пользоваться журналами, их структурой, уметь работать в группе, в коллективе.

17-18

Проба пера. Составление загадок и сказок.

2

Сочинение загадок и сказок.

Уметь формулировать и высказывать своё мнение; уметь фантазировать и творчески мыслить.

19

Все-все-все Алана Милна

1

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

Уметь работать в группах, составлять текст, формулировать своё отношение к прочитанному

20

Творчество Э. Успенского

1

Уметь определять тему произведения, анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту.

21

Здравствуй, гостья-зима!

1

Выбор и чтение стихов о зиме. Отыскивание и отгадывание загадок о зиме. Конкурс на лучшего чтеца

Уметь выбирать произведения по данной теме.

22

Сказки А. Толстого для детей.

1

Чтение сказки «Золотой ключик». Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения

Уметь находить нужную книгу, читать текст, отвечать на вопросы.

23

Творчество Г.Остера

1

Понимание содержания литературного произведения. звездный час.

Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы

«Тайное всегда становится

1

Составление рассказов. Проба пера

Уметь  составлять устный рассказ по картинкам

24- 25

Твои защитники

2

Знакомство с событиями Великой Отечественной войны

Уметь анализировать чтение. Воспитывать уважение и гордость к подвигу наших предков.

26

Книги о человеке и его делах.

1

Формулировка личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Герои произведения

Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном

27

Былины и богатырские сказки

1

Знакомство с жанром «былина».выявление признаков богатырской сказки.

Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном

28

С. Михалков  и его творчество

1

Чтение стихов С. Михалкова. Произведения

о детях. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь читать стихотворение по строфам, производить лексическую работу с непонятными словами

29

Мама – главное слово.

1

Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев

Уметь выразительно читать стихотворение, читать по ролям, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию; уметь делать выводы из прочитанного

30

Сказки разных народов

1

Знакомство с народными сказками разных стран. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному

31

Сочинения о книгах

1

Обобщение знаний детей о прочитанных книгах

Уметь прорабатывать структуру сочинения, продумать композицию.

32

Изучаем космос.

1

Чтение книг о космосе, о космонавтах. игра «Поле чудес»

Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту

33

Викторина «Любимые произведения»

1

Тестирование. Ответить на вопросы. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.

Уметь выразительно читать стихотворный текст, формулировать и высказывать своё отношение к прочитанному, уметь подбирать к тексту заглавия

34

О чём хочу читать летом

1

Работать со списком литературы, обсуждение тематики.

Уметь выбрать литературу, высказывать своё отношение.

итого

34 часа

Программа кружка «В мире книг» для 3 класса

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по кружку «В мире книг» в 3 классе составлена на основе:

  • Сборника  программ  внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011

Общая характеристика кружка.

  Кружок  «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое  занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и  удовольствие и самовоспитание.

 Цели кружка:

  • Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг
  • Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов
  • Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

  Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Место кружка в учебном плане

В 3 классе кружковое занятие проводятся один раз в неделю. Учебный год 33 учебных недели, следовательно, запланировано провести 33 ч.

Формы организации кружка  

  • Литературные игры
  • Конкурсы-кроссворды
  • Библиотечные уроки
  • Путешествия по страницам книг
  • Проекты
  • Встречи с библиотекарем
  • Уроки-спектакли.

Ценностные ориентиры содержания кружка.

 Содержание программы кружка «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

  Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

  В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка.

 В результате освоении программы кружка «В мире книг» формируются следующие

предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  • Осознавать значимость чтения для личного развития;
  • Формировать потребность в систематическом чтении;
  • Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
  • Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

Универсальные учебные действия:

  • Находить книгу в открытом библиотечном фонде;
  • Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
  • Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
  • Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
  • Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
  • Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
  • Пользоваться аппаратом книги;
  • Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
  • Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Учебно-тематическое планирование для 3 -го класса.

Тема

Кол-во часов

Вид занятий

Планируемые результаты освоения материала

Дата

По плану

По факту

1

Самые интересные книги прочитанные летом.

1

Умение работать с книгой: различать тип книги, уметь пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавление.

Выбор одной из интересных книг, прочитанных летом. Подготовка к рассказу об этой книге.

Знать приемы ориентирования в учебнике.

Уметь различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, называть буквы и звуки, выбирать книгу, презентовать книгу

2

Устное народное творчество

1

Игра - путешествие

Знать предназначение скороговорок;

Уметь читать скороговорки  и считалки, уметь произносить их.

3

Из чего состоит книга?

1

Практикум.

Элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление. Беседа о бережном отношении к книгам. Просмотр мультфильма «Гришины книжки».

4-5

Русские поэты об осени

1

Выбор и чтение стихов автора Определение формы выступления и подготовка к нему

Уметь: читать выразительно, определять тему и главную мысль;высказывать своё мнение.

6-7

«Пришла сказка в гости»

2

Чтение и анализ сказок. Живые картины.

Литературная игра «русские народные сказки»

Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному

8

Сказки Пушкина

2

Просмотр и обсуждение мультфильмов.

Знатьтворчество А.Пушкина .

Уметь: читать выразительно, определять тему и главную мысль;высказывать своё мнение.

9

Басни И.А. Крылова

1

Знать: о жизни баснописца

Уметь читать выразительно, определять тему и найти в ней мораль.

10

Развивающий час по басням Крылова

1

КВН по басням Крылова

Уметь обобщить прочитанное

11

О братьях наших меньших:Рассказы животных Бианки, Сладкого, Чарушина.

1

Чтение нескольких рассказов о животных, изготовление игр-самоделок. Викторина по произведениям Бианки, Сладкого и Чарушина.

Уметь работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение.

12

Рассказы, сказки, басни Л.Н. Толстого и Д.К. Ушинского

1

Выделять при чтении героев и рассказать о них, подготовка инсценировок. Упражнение в технике чтения. Рассказ от лица

Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы Уметь инсценировать прочитанное.

13

Литературные стихи - сказки

1

Отбор и чтение стихов- сказок

Уметь комментировать прочитанное, играть в группах, в парах.

14

Работа со справочниками, энциклопедиями.

1

Отбор и чтение научно-популярных статей. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на вопросы.

Уметь пользоваться справочниками, энциклопедиями, словарями, читать и комментировать прочитанное, пересказывать.

15

 «Веселые произведения Бориса Заходера»

11

Урок-конкурс

Уметь читать произведения Бориса Заходера, участвовать в диалоге: слушать, высказывать свое мнение, доказывать его; уметь войти в роль.

16

Лепка сказочных героев

1

Выбор и чтение произведений автора, инсценирование и пересказ прочитанного.

Уметь  анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту, презентовать любимую сказку.

17-18

Проба пера. Составление загадок и сказок.

2

Сочинение загадок и сказок.

Уметь сочинять сказки, уметь фантазировать и творчески мыслить.

19

Что говорят стихи. Поэзия С.Я. Маршака

1

Чтение и инсценирование стихотворений

Уметь анализировать стихотворение, находить его тему; уметь читать по строфам

20

«Поле чудес» по теме «Творчество С.Я. Маршака

1

Урок - игра

21

Здравствуй, гостья-зима!

1

Выбор и чтение стихов о зиме. Отыскивание и отгадывание загадок о зиме. Конкурс на лучшего чтеца

Уметь выбирать произведения по данной теме.

22

Сказки А. Толстого для детей.

1

Чтение сказки «Золотой ключик». Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения

Уметь находить нужную книгу, читать текст, отвечать на вопросы.

23

Рассказы о природе.

1

Понимание содержания литературного произведения. звездный час «Писатели – натуралисты»

Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы

24- 25

Книги – самоделки.

2

Издание своей книги.

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.

Уметь анализировать чтение, фантазировать.

26

Короткие рассказы и сказки Е.А. Пермяка

1

Формулировка личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Герои произведения

Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном

27

«Где? Что? Когда и почему? Рассказы- загадки про зверей и птиц»

1

Уметь пользоваться справочной литературой,  

28

Мифы, легенды, предания.

1

Уметь читать мифы, легенды, предания, уметь делать выводы из прочитанного

29

Стихи русских поэтов о весне

1

Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев

Уметь выразительно читать стихотворение, читать по ролям, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию; уметь делать выводы из прочитанного

30

Уральские сказы П.П. Бажова

1

Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту

31

Волшебные сказки братьев Гримм

1

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту

32

Сказки датского сказочника Г.Х. Андерсена

1

Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев

Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту

33

Викторина «Любимые произведения»

1

Тестирование. Ответить на вопросы. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.

Уметь выразительно читать стихотворный текст, формулировать и высказывать своё отношение к прочитанному, уметь подбирать к тексту заглавия

34

«Цветик-семицветик» по теме «Мы читатели…»

1

Подведение итогов читательской деятельности; дать настрой на чтение книг летом.

Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

итого

34 часа

Календарно-тематический план

1 час в неделю, всего 33 часа

4 класс

Наименование раздела и тем

Часы

дата

Метапредметные результаты и деятельность учащихся

Плановые сроки прохождения

Познавательные

Регулятивные

Познавательные

Регулятивные

Познавательные

Страницы старины седой(4 ч)

Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги-сборники.

1

Обеспечивать освоение идейно-нравственного содержания: выполнение заданий в учебнике и в тетради.

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной

3.09

Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга на Руси.

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Корректировать деятельность

Составлять небольшие устные монологические высказывания

10.09

Библия. Библейские предания.

1

Применять таблицы, схемы, модели для получения информации

Корректировать деятельность

Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

17.09

Творческая работа: история книги.

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Корректировать деятельность

Составлять небольшие устные монологические высказывания

24.09

Крупицы народной мудрости (4 ч)

Героические песни о героях России. Песня-слава.

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Сравнивать иллюстрации с содержанием текста

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);

1.10

Книга-сборник С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Справочный материал об А.В. Суворове.

1

Обеспечивать освоение идейно-нравственного содержания: выполнение заданий в  тетради.

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду

8.10

Русь великая в произведениях фольклора.

1

Обеспечивать освоение идейно-нравственного содержания: выполнение заданий в тетради.

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной

15.10

День народного единства: презентация рукописной книги и постеров (стендов) о героях России.

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Сравнивать иллюстрации с содержанием текста

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);

22.10

Мифы народов мира(2 ч)

Мифы народов мира. Книги-сборники.

1

Применять таблицы, схемы, модели для получения информации

Корректировать деятельность

Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

5.11

Мифологические герои.

1

Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции

Различать особенности диалогической и монологической речи;

12.11

Русские писатели-сказочники (4 ч)

Мир сказок: сказки народные и авторские.

1

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

Осуществлять смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  

Анализировать произведения  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

19.11

Книги со сказками русских писателей-классиков. Сказка сказок П. Ершова «Конёк-Горбунок».

1

 Формировать умение слушать и слышать художественное слово

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Анализировать произведения

26.11

Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина.

2

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

Осуществлять смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  

Анализировать произведения  с целью выделения признаков

3.12

«Книги, книги, книги…» (4 ч)

Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку.

1

Применять таблицы, схемы, модели для получения информаци

Корректировать деятельность

Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

10.12

Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги.

1

Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

Выявлять структурные части справочного аппарата книги

Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной

17.12

Книги. Типы книг. Справочный аппарат книги.

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Сравнивать иллюстрации с содержанием текста

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);

24.12

Проектная деятельность: создание рукописной книги «Русские баснописцы».

1

Обеспечивать освоение идейно-нравственного содержания: выполнение заданий в тетради.

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной

14.01

Книги о детях и для детей (3 ч)

Дети — герои книг писателей XIX века.

1

 Формировать умение слушать и слышать художественное слово

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Анализировать произведения

21.01

Библиографические справки о Марке Твене, В. Гюго, Д. Мамине-Сибиряке, А. Куприне и др.

1

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

Формулировать главную мысль рассказа:

Различать виды текста, выбирать текст

28.01

Конкурс-кроссворд «Авторы произведений о детях». Аннотация на книгу-сборник писателей-классиков.

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Читать, выполняя задания к

тексту

Составлять небольшие устные монологические высказывания

4.02

Словари, справочники, энциклопедии(3 ч)

«Хранители слов» — словари. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».

1

Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

11.02

Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия.

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Сравнивать иллюстрации с содержанием текста

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);

18.02

Игра «100 вопросов Почемучек» — практическая работа со справочной литературой.

1

Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

Выявлять структурные части произведения

Различать виды текста, выбирать текст

25.02

Родные поэты(3 ч)

Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура книги.

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Читать, выполняя задания к

тексту

Составлять небольшие устные монологические высказывания

4.03

Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др.

1

Формировать умение слушать и слышать художественное слово

Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду

11.03

Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе».

1

Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор

Удерживать цель деятельности до получения ее результата

Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

18.03

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания(4 ч)

Очерки и воспоминания. Писатели о писателях.

1

 Формировать умение слушать и слышать художественное слово

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Анализировать произведения

1.04

Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы.

1

Формировать умение слушать и слышать художественное слово

Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду

8.04

Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове».

1

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

Формулировать главную мысль рассказа:

Различать виды текста, выбирать текст

15.04

Творческая работа: очерк о своей школе, о своём городе или о любимой книге.

1

Исследовать собственные нестандартные способы решения

Читать, выполняя задания к

тексту

Составлять небольшие устные монологические высказывания

22.04

Мир книг (3 ч)

Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота».

1

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

Формулировать главную мысль рассказа

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду

29.04

Детские газеты и журналы.

1

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

Формулировать главную мысль газетного текста

Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду

13.05

Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы, подготовленные презентации.

1

 Формировать умение слушать и слышать художественное слово

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Анализировать произведения

20.05

Содержание программы.

4 класс (34ч)

  1. Страницы старины седой(4 ч)

 Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги-сборники. Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга на Руси. 

Библия. Библейские предания.

  1. Крупицы народной мудрости (4 ч)

Героические песни о героях России. Песня-слава. Книга-сборник С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Справочный материал об А.В. Суворове. День народного единства: презентация рукописной книги и постеров (стендов) о героях России.

  1. Мифы народов мира(2 ч)

Мифы народов мира. Книги-сборники. Мифологические герои.

  1. Русские писатели-сказочники (4 ч) Мир сказок: сказки народные и авторские. Книги со сказками русских писателей-классиков. Сказка сказок П. Ершова «Конёк-Горбунок». Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина.
  2. «Книги, книги, книги…» (4 ч) Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку.

Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги.

  1. Книги о детях и для детей (3 ч) Дети — герои книг писателей XIX века. Библиографические справки о Марке Твене, В. Гюго, Д. Мамине-Сибиряке, А. Куприне и др. Конкурс-кроссворд «Авторы произведений о детях». Аннотация на книгу-сборник писателей-классиков.
  2. Словари, справочники, энциклопедии(3 ч) Хранители слов» — словари. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».

Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия. Игра «100 вопросов Почемучек» — практическая работа со справочной литературой.

  1. Родные поэты(3 ч) Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура книги. Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др. Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе».
  2. Писатели о писателях. Очерки и воспоминания(4 ч) Очерки и воспоминания. Писатели о писателях. Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове». Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы.
  3. Мир книг (3 ч) Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота». Детские газеты и журналы. Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы, подготовленные презентации.

Содержание программы.

1 класс (33ч)

Здравствуй, книга! (3ч.)

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».

Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги0, иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения  в библиотеке.

Книги о Родине и родной природе (2ч).

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник).

Структура книги, справочный аппарат книги.

Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).

Писатели детям (3ч).

Книги детских писателей-классиков (А.Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев).

Детские книги с рассказами современных писателей (М.Пляцковский, С.Георгиев, М.Дружинина, С.Степанов и др.).

Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

Инсценирование картин - эпизодов из выбранной книги.

Народная мудрость. Книги-сборники. (2ч).

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

Творческая работа «Сочини загадку».

По страницам книг В. Сутеева (3ч).

Книги В.Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.

В.Сутеев – автор и художник – оформитель.

Игра «По страницам сказок В.Сутеева».

Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

Сказки народов мира (3ч).

Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.

Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).

Книги русских писателей-сказочников (3ч).

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Инсценирование отдельных историй.

Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).

Детские писатели (3ч).

Книги С.Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.

К.Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.

Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.

Книги-сборники произведений современных детских писателей.

Сказки зарубежных писателей (3ч).

Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.

Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги.  Слушание и чтение отдельных историй.

Книги-сборники стихотворений для детей (2ч).

Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А.Барто, В.Берестова, С.Михалкова.

Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге».

Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Дети – герои книг (3ч).

Дети – герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.).

Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др)

Дети- герои стихотворений (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)

Книги о животных (3ч).

Книги-сборники о животных.

Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя – дедушки Мазая.

Книги В.Бианки, Г.Скребицкого.

Литература

1. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007

2.Внеклассное чтение. 1класс. И.Ф. Яценко М.: «ВАКО» 2008

3.Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2006

4.Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2007

5. интернет сайт Первое сентября


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "В мире книг".

                   Курс «В мире книг»в условиях коррекционной школы-интерната способствует развитию читательского интереса, повышению качества ...

Рабочая программа по кружку "В мире книг".

Данная рабочая программа по кружку "В мире книг" в 1 классе составлена на основе"Сборника программ внеурочной деятельности" Н.Ф. Виноградовой. Программа способствует интеллектуальному развитию детей, ...

Рабочая учебная программа внеурочной деятельности 6 класс "В мире книг"

Рабочая учебная программа внеурочной деятельности 6 класс "В мире книг" поможет учителю в  усвоении текстов по внеклассному чтению. Программа рассчитана на 1 час в неделю (всего 35 часов). Она ре...

Рабочая программа внеурочной деятельности (кружок по математике) "В мире чисел и задач" 6 класс

Программа кружка «В мире чисел и задач» соответствует целям ФГОС. Кружок «В мире чисел и задач» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное разви...

ФГОС рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "В мире прекрасного" общекультурное направление 10 класс

ФГОС рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "В мире прекрасного" общекультурное направление 10 класс...

ФГОС рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Я в мире, мир во мне" духовно- нравственное направление 10 класс

ФГОС рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Я в мире, мир во мне" духовно- нравственное направление 10 класс...