Мастер-класс "Интеграция структуры и содержания уроков литературы на основе межпредметных связей"
учебно-методический материал по литературе (8 класс) на тему

Кузнецова Наталия Александровна

Практическая часть представлена фрагментом урока по трагедии А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация к мастер-классу877.69 КБ
Microsoft Office document icon текст защиты31.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Интеграция структуры и содержания уроков литературы на основе межпредметных связей» учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №6 Кузнецовой Натальи Александровны Мастер - класс

Слайд 2

Учитель…Школа… Начало начал… Обновление мира…

Слайд 3

«Формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню современной программы… картины мира». (Из Закона РФ «Об образовании»)

Слайд 4

В чем вы видите смысл образования? Познание, понимание окружающей жизни. Развитие способностей ребенка. Познание основ наук( изучение базового уровня). Подготовка к получению профессии. Подготовка к самостоятельной жизни. Самопознание и самосовершенствование. Подготовка к поступлению в вуз.

Слайд 5

Результаты анкетирования родителей

Слайд 6

Особенности интегрированных уроков: Предельная четкость, компактность, сжатость учебного материала Логическая взаимообусловленность, взаимообязанность материала интегрируемых предметов Большая информационная емкость учебного материала

Слайд 7

Целостность мира Научный факт Явление жизни

Слайд 8

Темы урока по трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» «Дар напрасный? Дар случайный? ( желтый ) « Нет! Не могу противиться я доле судьбе своей!» ( синий ) « Зависть свет в нас убивает» ( зеленый )

Слайд 9

Общие цели интегрированных уроков: Познавательные - научить искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы философские, экономические и политические Развивающие - научить анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать Воспитательные – научить ребят извлекать нравственные уроки из осмысления событий и явлений

Слайд 10

Цель урока: Найти решение проблемы , анализируя текст трагедии, сопоставляя произведения разных искусств, объединенных одной темой .

Слайд 11

психолог Природа человеческих поступков

Слайд 12

Ложь Злость Сплетни Зависть Болезнь человека Клевета Оговор

Слайд 13

Питер Брейгель «Зависть»

Слайд 14

1 . Какие чувства вызывает у вас картина, что вы видите на ней? (хаос изображенного, ужас и угнетающая атмосфера ) 2. Какую форму для изображения зависти в мире людей избрал автор? (иносказание, аллегория) 3. Найдите и прокомментируйте аллегорические образы. (Вереница голых изуродованных людей, с которых снимают обувь, кусающие себе руки персонажи, собаки, раздирающие кость, смеющиеся чудовища) искусствоведы

Слайд 15

Питер Брейгель «Зависть»

Слайд 16

Вольфганг-Амадей Моцарт

Слайд 17

Антонио Сальери ( 18 августа 1750 года) Дева Люди, рождённые под этим знаком, отличаются особой старательностью, повышенным чувством ответственности. Практичны, умны, ненавидят небрежность во всех её проявлениях. астрологи

Слайд 18

Моцарт плюс одаренность легкость чувство юмора доброта Сальери чувство прекрасного трудолюбие сила воли ,самоотречение терпеливость теоретики

Слайд 19

Моцарт минус Сальери несерьезность пренебрежение своим талантом наивность зависть коварство злоба гордыня способность на предательство механическая рассудочность литературоведы

Слайд 20

Домашнее задание Каким образом можно бороться с таким чувством как зависть? Напишите свои рецепты

Слайд 21

1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное. 2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы. 3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме. 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. 5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное. Правила написания синквейна:

Слайд 22

Учитель мыслящий, ведет, обновление мира начинается в школе наставник творящий развивает, направляет



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Учитель… Школа… Начало начал, обновление мира.  Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, летчики и инженеры - всё начинается здесь. Какими сумеешь вырастить и воспитать их? Чему научишь? Какой след оставишь в юных сердцах?

Я часто общаюсь на форумах с коллегами о том, что касается интегрированных уроков. Иногда попадаются такие вещи, мимо которых пройти просто невозможно (например, урок литературы и ИКТ, посвященный 200-летию со дня рождения Тютчева)

Современные родители часто предъявляют претензии школе, в том числе и в том, что наши нынешние выпускники оторваны от реалий жизни. Мы задали родителям вопрос : В чем вы видите смысл образования? (выбрать не более двух вариантов ответа) 1. познание, понимание окружающей жизни 2. развитие способностей ребенка, 3. познание основ наук (изучение предметов базового уровня), 4. подготовка к получению профессии, 5. подготовка к самостоятельной жизни, 6. самопознание и самосовершенствование, 7. подготовка к поступлению в вуз

Современный урок – это прежде всего не урок, а объединяющая конструкция.

Мотивирующим началом такого урока является такой прием, при котором я предлагаю детям несколько формулировок тем, при этом не меняю произведение, а лишь расставляю акценты. Мне необходимо выслушать их, чтобы понять, как они видят эту проблему. Так урок получает свое ИМЯ!

Я прошу вас сейчас проголосовать и выбрать одну из тем. Так случается, то, что хотят и видеть дети не всегда совпадает с нашим видением проблемы. Я всегда ориентируюсь на то, что волнует детей.

Знаю, что многие ученики чувствуют себя увереннее, когда я привлекаю их к работе на уроке, исходя из их знаний по другим предметам.

Например, урок по трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» в 9 классе. Предлагаю на выбор три формулировки темы: «Дар напрасный? Дар случайный?», «Нет! Не могу противиться я доле судьбе своей!»

Что вы услышали в этой теме? Можно сказать, что это крик души? Сальери понимает, на что замахнулся? Почему же побеждает низменное?

Здесь необходимо привлечь психолога, который предостерегает детей от категоричности суждений, наводит их на размышления о природе человеческих поступков.

Дети, посещающие элективный курс по астрономии, рассказывают о том, какие гороскопы были у Моцарта и Сальери, о предрасположенности их характеров.

На уроках литературы невозможно обойтись без характеристики образа персонажа, включающей в себя много составляющих. Это объемный и кропотливый труд, но расставить правильные акценты позволяет прием построчного рисования образа-персонажа. Такой прием помогает увидеть суть проблемы. Помогают в этом художественные средства выразительности. В данном случае, к примеру, эпитеты и антитеза.

Используя знания в области живописи, дома дети выполняют задание (каким они видят Моцарта и Сальери, используя технику…)

Можно сравнить с подобным заданием по стихотворению Пушкина «Узник» (6 класс)

Моя цель на КАЖДОМ уроке не дать готовый ответ на вопрос, а заставить задуматься! Я считаю, что если после разговора о таких произведениях, как «Маленький Мук», «Уроки французского» и других, дети скажут, что мы не имеем права судить героев, потому что сами не были в такой ситуации, такой урок достиг своей цели!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов на основе межпредметных связей.

Красноперова Л.Е.- учитель информатики МОУ «Федоровская СОШ №3», г.п. Федоровский, Сургутского района, ХМАО – Югра.Сиротина В.В.- учитель истории и обществознания МОУ «Федоровская СОШ №3», г.п. ...

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструкции материала. Интеграция содержания в учебных дисциплинах (модель межпредметных связей).

Ведущим  принципом развития современных образовательных  систем становится принцип интеграции. Сущность его – понимание условности строгого деления естественно-научного и гумани...

Проект на основе межпредметных связей

Обобщение опыта применения метода проектов по дисциплинам Анатомия и физиология животных и Информатика. Пример проекта...

Основы межпредметных связей

Способы формирования у учащихся системы знаний и представлений об изучаемых явлениях, установление связи между учебными дисциплинами....

Интеграции на уроках географии как основа межпредметных связей естественного цикла

Интеграция в преподавании учебных дисциплин в основной школе.Роль и значение  межпредметных связей в повышении качества знаний учащихся.Интегрированные уроки географии: основные способы (методы, ...

Основы межпредметных связей

Проблема межпредметных связей возникла очень давно, в связи с введением раздельного преподавания школьных дисциплин. Дана классификация межпредметных связей, подходы к определению....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5-6 КЛАССАХ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Введение обновленных федеральных государственных образовательных стандартов возложило на учителя  новые требования по достижению целей образования, отвечающих нуждам современного общества. Связь ...