ОТРАЖЕНИЕ ВОЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФЕ
проект по литературе (9 класс) на тему

Маркова Елена Викторовна

     Возраст участников: 14-16 лет.

     Продолжительность: длительный (месяц, четверть).

     Цель: рассмотреть особенности отражения военной действительности в художественной литературе и кинематографе (на примере повестей Б. Васильева «А зори здесь тихие...» и «Завтра была война» и их экранизаций).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.rar54.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

ОТРАЖЕНИЕ ВОЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФЕ

     Возраст участников: 14-16 лет.

     Продолжительность: длительный (месяц, четверть).

     Цель: рассмотреть особенности отражения военной действительности в художественной литературе и кинематографе (на примере повестей Б. Васильева «А зори здесь тихие...» и «Завтра была война» и их экранизаций).

     Необходимые материалы:

  1. Агеносов. В. В. Русская литература XX века: учебник для общеобразовательных учебных заведений / В. В. Агеносов. - М.: Дрофа, 1998.
  2. Бочаров, А. Человек и война / А. Бочаров. - М. : \ Пресс, 2000.
  3. Васильев, Б. Л. А зори здесь тихие... / Б. JI. Василии М. : Фактория, 2004.
  4. Васильев, Б. Л. Завтра была война / Б. J1. Васильев. М Вече, 2006.
  5. Голубков, М. М. Русская литература XX в. : учеб. пособие для вузов / М. М. Голубков. - М.: Аспект-Пресс, 2001.
  6. Духан, Я. С. Великая Отечественная Война в произведениях 70-80-х годов / Я. С. Духан. - Л.: Знание, 1982.
  7. Крупина, Н. Л. «Литература в школе» - научно-методический журнал / Н. Л. Крупина. - М.: Алмаз-пресс, 2000.
  8. Леонов, Б. А. Эпос героизма / Б. А. Леонов. - М. : Молодая гвардия, 1997.
  9. Русская литература XX века : учеб. пособие для вузов в 2 т. / Л. Ф. Алексеева, А. П. Ауэр, И. А. Беляева [и др.]; под ред. Л. П. Кременцова. - М.: Академия, 2002.
  10. Сильников, М. Во славу павших, во имя живущих М. Сильников. -М.: Молодая гвардия, 1985.
  11. Шнейберг, Л. Я. От Горького до Солженицына : пос. для поступающих в вузы / Л. Я. Шнейберг, И. В. Кондаков. Высшая школа.

Рекомендации.

     Проектная деятельность предполагает групповую работу учеников. Для работы над данным проектом организуется деятельность учащихся в следующих группах:

- технической (3-5 человек);

- творческой (5-8 человек);

- информационной (5-6 человек).

     Техническая группа будет заниматься набором текста на компьютере, сканированием фотографий, пересылкой  материалов по e-mail.

     Участникам творческой группы предстоит разработать сценарий презентации, оформить иллюстрации, приложения, добрать фотографии.

     Информационная группа будет осуществлять поиск и представление необходимой информации.

Ход проекта

  1. Изучить и кратко осветить творческий путь писателя Б. Васильева.
  2. Рассмотреть идейно-художественное своеобразие повести «А зори здесь тихие...» и «Завтра была война».
  3. Рассмотреть «жизнь» данных художественных произведений в кинематографе.

Итоговый продукт:

Материалы для исследовательской работы по теме «Отражение военной

 действительности в художественной литературе и кинематографе»

     В одном из последних своих интервью В. Г. Распутин, размышляя о традициях народов, их судьбах в современных условиях, убежденно сказал: «Сколько в человеке памяти, столько нем и человека». Храня теплую память о прошлом, мы укрепляем веру в силу своего народа, ценность и неповторимость его истории, сохраняем чувство ответственности за Родину, поэтому значительна и ничем не заменима роль художественной литературы в нравственно-патриотическом воспитании новых поколений. Сложно и многогранно ее воздействие на формирование молодого гражданина исторической памяти.

     Война! Эти пять букв несут за собой море крови, слез, страдания, а главное, смерть дорогих сердцу людей. На нашей планете войны шли всегда. Сердца людей, встретивших лицом к лицу годы военного лихолетья, переполняла боль утраты. И по сей день отовсюду, где идет война, слышны стоны матерей, плач детей оглушительные взрывы, которые разрывают наши сердца. К счастью, мы знаем о войне лишь из художественных фильмов и литературных произведений.

     Выбор темы данной работы не является случайным. Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерти, миллионов людей. Это было бы преступлением перед павшими преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве наших соотечественников, прошедших ее дорогами. Этим обусловлена актуальность данной работы.

     Среди произведений, написанных о войне, особенно запоминаются книги Бориса Васильева. Его произведения оставляют неизгладимое впечатление у современного читателя, они заставляют задуматься о том, что война не должна повториться.

Цель исследования:  рассмотреть особенности отражения военной действительности в художественной литература и кинематографе (на примере повестей Б. Васильева «А зори здесь тихие...» и «Завтра была война» и их экранизаций).

Задачи исследования:

1.        Изучить и кратко осветить творческий путь Б. Васильева.

2.        Рассмотреть идейно-художественное своеобразие повестей «А зори здесь тихие...» и «Завтра была война».

3.        Рассмотреть «жизнь» данных художественных произведений в кинематографе.

Б. Л. Васильев и художественная литература.

1. Васильев Борис Львович. Личность и творчество.

     Писатель, драматург, сценарист, публицист, представитель офицерской династии, Борис Львович Васильев родился 24 мая 1924 года в Смоленске. Его отец - кадровый офицер, служивший в царской, а потом в Красной и Советской армиях. Предки по материнской линии тоже были военными. Борис Львович ушел на фронт добровольцем со школьной скамьи, участвовал в боях под Смоленском, не раз выходил из окружения. Воевал в воздушно-десантных войсках. После Великой Отечественной войны в 1948 году Борис Львович окончил Военную академию бронетанковых войск, служил в армии, был инженером-испытателем боевых машин на Урале.

     Литературный дебют Бориса Васильева состоялся в 1955 году, когда была опубликована его пьеса «Офицер», за ней последовали «Стучите и откроется» (1959 г.), «Отчизна моя, Россия» (1962 г.). Борис Львович говорил: «Мне захотелось написать о "своей" войне - не о масштабных сражениях и громких героях, а о "тихих" подвигах, когда у человека за спиной нет никакого прикрытия - ни артиллерии, ни танков, а есть только он сам и враг». Так появилась первая повесть писателя «А зори здесь тихие...» - трагическая история о старшине, оказавшемся с горсткой девушек на крошечном пятачке земли в экстремальных условиях. В 1969 году повесть была опубликована, а в 1972 году на экраны вышел фильм под этим же названием, имевший огромную популярность и ставший классикой советского кинематографа. Многие театры включили в свой репертуар одноименный спектакль. Повесть переведена на все европейские языки, а в некоторых странах включена в обязательную школьную программу.

     Последующие произведения Б. Л. Васильева неизменно вызывали интерес публики, подтверждая талант писателя. Повесть «Самый последний день» (1970 г.), роман «В списках не значился» (1974 г.) и роман «Завтра была война» (1984 г.) были экранизированы. Перу Б. Л. Васильева принадлежат исторический роман «Были и небыли» (книги 1 и 2-я, 1974-1980 гг.), автобиографическая повесть «Летят мои кони...» (1982 г.), книги «Неопалимая купина» (1986 г.) и «И был вечер, и было утро» (1987 г.). В 1991 году вышли в свет две повести - «Капля за каплей» и «Карнавал», в следующем году - «Дом, который построил дед», в 1990-м - очерк «Есть такая профессия».

     Борис Львович писал: «Надо знать корни свои, особенно если они хоть в какой-то степени сопричастны истории твоего государства. Однако история в России всегда была наукой дворянской, а ее скверное изложение в школах более отпугивало детей, чем привлекало, и, в конце концов, мы получили народ, в массе своей не обладающий исторической памятью. Мы черпаем исторические знания чаще всего из кинематографа, куда реже из посредственных исторических романов, не понимая ни закономерности собственной истории, ни ее логики».

     Закончены исторический роман «Ярослав и его сыновья», посвященный эпохе Александра Невского, и повесть «Утоли мои печали». Новый публицистический роман Бориса Васильева «Победоносцы» также посвящен армии и связан с Чечней Он начал писать роман о Несторе Ивановиче Махно, с которым история обошлась по-советски жестко. Писатель располагает документальными материалами, свидетельствующими о том, какой это был интересный, разносторонний и отважный человек, незаурядная личность.

     Писатель в своих многочисленных публицистических статьях 1980-1990-х годов призывает к установлению приоритета национальной культуры над политикой.

     Каждое произведение Б. Васильева становится событием в духовной жизни общества, радостной встречей для миллионов читателей с хорошей литературой, с удивительными характерами героев. При этом тематика, сюжет и объем произведений не имеют значения.

     Не только военные повести («А зори здесь тихие...», «В списках не значился») или проблемно-психологические («Самый последний день», «Не стреляйте в белых лебедей»), но и социально-психологические рассказы (например, «Вы чье, старичье?») становятся заметным явлением и предметом широкого читательского резонанса.

     В кинематографе и на телевидении по произведениям и сценариям Б. Васильева создано около двадцати фильмов, многие из которых вошли в золотой фонд отечественного киноискусства.

На киностудии имени М. Горького по произведениям и сценариям Б. Васильева созданы фильмы: «Офицеры» (1971 г.). «А зори здесь тихие» (1972 г.), «Иванов катер» (1972 г.), «Завтра была война» (1987 г.).

     Каждый фильм занял свое особое и заметное место в отечественном кино. Фильм «Офицеры» (реж. В. Роговой) был лидером проката, признан одним из лучших кинопроизведений на военно-патриотическую тему. «А зори здесь тихие» (реж. С. Ростоцкий) - лидер проката, открыл замечательных актрис, дебютировавших в этом фильме, - Е. Драпеко, Е. Маркову, И. Шевчук, И. Долганову. «Завтра была война» - блистательный дебют режиссера Ю. Кары и актрисы Н. Негоды. А фильм «Иванов катер» (реж. М. Осепьян), рассказывающий простую историю любви, к сожалению, имел трудную судьбу. После многочисленных идеологических переделок и поправок фильм не получил широкого проката. Лишь позднее, в годы перестройки, фильм был реабилитирован. В фильме дебютировал в большом кино П. Вельяминов.

     Заслуги Бориса Васильева в отечественном кинематографе не менее значительны, чем в литературе. Именно за работу над фильмом «А зори здесь тихие» писатель был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.

     Борис Львович Васильев ведет серьезную общественную деятельность. Он много лет проработал в комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, вплоть до ее преобразования в 2004 году. Борис Львович не прекращает свою литературную деятельность: «Писателя, ушедшего на пенсию, не бывает: пока он жив, должен работать, размышлять, писать».

2. Повесть «А зори здесь тихие...».

     «У войны не женское лицо» — этот тезис был верен на протяжении долгих столетий.

     Пережить огонь, ужасы войны способны очень сильные люди, поэтому принято считать войну мужским делом. Но трагизм, жестокость, чудовищность войны заключается в том, что вместе с мужчинами плечом к плечу в ряды бойцов встают и женщины, которые идут убивать и погибать.

     Сущность войны противоречит человеческой природе, а тем более, женской природе. Не было на свете еще ни одной войны, которую бы развязали женщины, никогда участие их в войне не считалось нормальным и естественным.

     Повесть Васильева «А зори здесь тихие...» посвящена героической борьбе женщин и девушек на войне. Трагические действия происходят на мало кому ведомом 171-м разъезде, в лесу, в стороне от которого немцы круглосуточно бомбят Мурманскую дорогу.

     Пять совершенно различных девичьих характеров, пять разных судеб. Пришедшие на войну по собственной воле, почти не умевшие стрелять, они погибают от рук фашистской разведки, защищая себя и Родину. Женщины и девушки, молодые и совсем юные... Война не ставит границ возраста и пола, здесь все - солдаты.

     У каждого из героев повести свое отношение к войне, своп мотивы борьбы с фашистами. И именно этим солдатам, молодым девчонкам, предстоит проявить себя в условиях войны, кому-то впервые, а кому-то и нет.

     Молодых девушек объединяет то, что они живут ради одной цели. Эта цель - защитить Родину, свои семьи. А для этого необходимо уничтожить врага, а уничтожить врага означает выполнить свой долг, отомстить за смерть близких и родных им людей.

Система образов.

     Главный герой, Федот Евграфович Васков, но «собственному желанию» получает в распоряжение женский зенитно-пулеметный батальон: «Шлите непьющих... Непьющих и это... Чтоб, знаете, насчет женского пола...» О своем старшине девушки невысокого мнения, постоянно подтрунивают над ним, называя «пенек замшелый». И действительно, в свои тридцать два года старшина Васков был «старше самого себя», он немногословен, но многое знает и умеет.

     Все девушки не похожи по характеру друг на друга. Помощница старшины, сержант Рита Осянина, строгая, редко смеющаяся девушка. Из довоенных событий она ярче всего помнит школьный вечер, когда встретилась со своим будущим мужем - старшим лейтенантом Осяниным. Он был застенчив, как и она сама, танцевали вместе, разговаривали... Рита вышла замуж, родила сына, и «более счастливой девушки просто не могло быть». Но тут началась война, и этой счастливой судьбе не суждено было продолжиться. Старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны, в утренней контратаке. Рита научилась ненавидеть, тихо и беспощадно, и, решив отомстить за мужа, пошла на фронт.

     Полная противоположность Осяниной - Женька Комелькова. Сам автор не перестает любоваться ею: «...высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские: зеленые, круглые, как блюдца». Семью Женьки: маму, бабушку, братишку - всех убили немцы, а ей удалось спрятаться. В женскую батарею она попала за роман с женатым командиром. Очень артистичная, эмоциональная, она всегда привлекала мужское внимание. Подруги говорят о ней: «Женька, тебя бы в театр...» Несмотря на личные трагедии, Комелькова осталась жизнерадостной, озорной, общительной и пожертвовала своей жизнью ради других, ради спасения раненой подруги.

     Галя Четвертак жила в придуманном ею мире, сказочном и прекрасном. Она «всю жизнь мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении». Этот созданный ею мир она пыталась перенести в реальную жизнь, постоянно что-то выдумывая. «Собственно, это была не ложь, а желания, выдаваемые за действительность». Но война, у которой «не женское лицо», не пощадила хрупкий мир девушки, бесцеремонно вторгнувшись в него и разрушив его. А разрушение всегда чревато страхом, с которым не смогла справиться молодая девушка.

     Боец Лиза Бричкина сразу понравилась Васкову. Судьба ее тоже не пожалела: с детства ей пришлось самой вести хозяйство, так как мать ее сильно болела. Она кормила скотину, убирала в доме, готовила еду. Она все больше отдалялась от своих сверстников. Лиза стала дичиться, отмалчиваться, обходим, шумные компании. Однажды ее отец привел в дом охотника из города, и она, ничего не видя, кроме больной матери и дома, влюбилась в него, но он не ответил ей взаимностью. Уезжая, он оставил Лизе записку с обещанием в августе устроить ее в техникум с общежитием... Но этим мечтам не дала осуществиться война! Лиза тоже погибает.

     Сколько девушек, столько судеб: все разные. Но в одном они все же схожи: все судьбы сломала, изуродовала война. Получив приказ не пропустить немцев к железной дороге, девушки ценой собственных жизней выполнили его. Все пять девушек, отправившихся на задание, погибли, но погибли героически.

     Девушки-зенитчицы отправляются в разведку под командованием старшины Васкова. Несмотря на ужасы войны, этот «пенек замшелый» сохранил лучшие человеческие качества. Он сделал все ради спасения жизни девушек, но его душа все равно не может успокоиться. Он осознает свою вину перед ними за то, что «мужики со смертью их оженили». Смерть пяти девчат оставляет глубокую рану в сердце старшины, он не может найти оправдания ей даже в своей душе. В скорби этого простого человека заключен высший гуманизм. Он совершил подвиг, взяв в плен немецких разведчиков, он может гордиться своими действиями. Пытаясь захватить врага, старшина не забывает и о девушках, он все время старается увести их от грозящей опасности.

     Гибель каждой из пяти девушек - это подвиг. Страшна и в то же время возвышенна смерть каждой из них. Мечтательная Лиза Бричкина гибнет, желая поскорее перейти болото и привести подмогу. Эта девушка умирает с мыслью о своем завтрашнем дне. Впечатлительная Соня Гурвич, любительница поэзии Блока, тоже погибает, возвратившись за оставленным старшиной кисетом. И эти две «негероические» смерти при всей их кажущейся случайности связаны с самопожертвованием. Особенное внимание писатель уделяет двум женским образам: Рите Осяниной и Евгении Комельковой. По словам Васильева, Рита «строга, не смеется никогда». Война разбила ее счастливую семейную жизнь, Рита все время беспокоится о судьбе своего маленького сына. Умирая, Осянина поручает заботу о сыне надежному и мудрому Васкову, она покидает этот мир, осознавая, что никто не сможет обвинить ее в трусости. Ее подруга Женька гибнет с оружием в руках. Писатель гордится озорной, дерзкой Комельковой. Эта чудесная девушка погибает, погибает непобежденной, совершая подвиг ради других.

     Многие поколения, читая эту повесть Васильева, будут вспоминать героическую борьбу русских женщин в этой войне, будут чувствовать боль за прерванные ниточки человеческих родов.

     Повествование ведется от имени коменданта разъезда Васкова. Вся повесть построена на его воспоминаниях. В рамках послевоенного времени идет повествование о прошедших ужасах бесчеловечной войны. И это играет важную роль в идейно-художественном восприятии произведения. Повесть написана человеком, прошедшим всю войну, поэтому повествование правдоподобно и захватывающе, с ярким описанием всех ужасов войны.

     Тяготы, несправедливости и жестокости автор описывает с неподражаемой простотой и краткостью, но это не вредит восприятию повести. Сцены из жизни девушек емки и лаконичны, но дают полное представление о каждой из них. В образах своих героев автор показывает разные типы людей, и это у него получается особенно хорошо. Васильев не просто писатель, а писатель-психолог. Этому он учился не по книжкам - сама жизнь, точнее, война научила и помогла понимать психологию людей.

     Бесчеловечность войны и ее противоестественность подчеркиваются образом тихих зорь, символизирующих вечность и красоту в том краю, где рвутся тоненькие ниточки женских жизней. «Положил ведь я вас, всех пятерых положил...» - терзает свою душу Васков. Васильев «убивает» девушек, чтобы показать невозможность существования женщин в условиях войны. Женщины на войне совершают подвиги, ведут солдат в атаку, спасают от смерти раненых, жертвуя собственной жизнью. Они не думают о себе, спасая других. Чтобы защитить Родину и отомстить за родных им людей, они готовы отдать последние силы. «А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы». Девушки-бойцы погибают, и теплота, любовь, таящаяся в их сердцах, навсегда ложатся в сырую землю:

Мы не ждали посмертной славы,

Не хотели со славой жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

                                          Ю. Друнина. Зинка

     Предназначение женщины, дарованное ей природой, извращается в условиях войны. А женщина - это хранительница очага, продолжательница рода, которая является символом жизни, тепла и уюта. Рыжая Комелькова с волшебными зелеными глазами и удивительной женственностью, кажется, просто создана для продолжения рода. Лиза Бричкина, символизирующая дом, очаг, создана для семейной жизни, но этому не суждено сбыться... Каждая из этих девушек «могла нарожать детишек, а те бы - внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ни точки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом». В этом заключается трагизм судьбы женщины на войне.

     Мужчины, выжившие в войне, навсегда останутся с вечным комплексом вины перед ними. Они не смогли подарить им любовь, не смогли защитить их. Поэтому Васильев спрашивает, оправданы ли такие жертвы на войне, не слишком ли это дорогая цена победы, ведь утерянные ниточки женских жизней никогда больше не сольются с общей пряжей человечества? «Что же это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Что же это вы со смертью их оженили, а сами целенькие?» В повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...» мы можем посмотреть на войну глазами женщины. Истинное восхищение вызывают подвиги девушек-бойцов, которые становятся еще более значимыми, так как совершены хрупкими созданиями.

     Прочитав произведение Бориса Васильева, каждый не раз еще задумается о войне, ее бессмысленности и последствиях. Это произведение должно оставить неизгладимое впечатление у современного поколения, чтобы каждый задумался о том, что война не должна повториться.

     Сильное эмоциональное впечатление, которое эта повесть производит при первом чтении, еще более возрастает, когда начинаешь читать ее аналитически. Оказывается, она чрезвычайно коротка: немногим больше тридцати журнальных страниц. Это значит (поскольку содержание ее видится огромным), что в данном случае лапидарность произведения соответствует глубинной специфике искусства: автор остановил наше внимание лишь на тех моментах действительности, которые общеинтересны и способны взволновать каждого лично, до минимума свел элемент безлично-информационный.

     Максимальное раскрытие возможностей человека в своем деле, которое вместе с тем является и народным делом, - таков смысл обобщения, извлекаемого нами из истории страшной и неравной борьбы, в которой победили раненный в руку Васков и погибшие все до одной девушки, которым не довелось узнать радость любви, материнства.

      «А зори здесь тихие...» — значительное по содержанию художественное полотно, произведение глубокого гражданского и патриотического звучания. В 1975 г. за эту повесть Б. Васильев удостоился Государственной премии СССР.

3. Повесть «Завтра была война».

     Повесть Бориса Львовича Васильева «Завтра была война» написана в 1972 году и наряду с другой повестью этого писателя - «А зори здесь тихие...» - стала одним из самых лучших и известных в нашей стране произведений о периоде Великой Отечественной войны.

     Эта потрясающая своей простотой и правдивостью повесть открывает глаза читателей на самое трудное и прекрасное время в нашей жизни - юность. Талант писателя выразился, главным образом, в том, что он смог удивительно точно описать этот период человеческой жизни, хотя сам был уже далеко не молодым человеком.

     Повесть начинается прологом. Через него Васильев вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями, со школой и родителями. Одновременно писатель как бы размышляет, обдумывая и переоценивая все, что произошло с ним сорок лет назад.

     Основная часть - это рассказ о жизни автора, написанный так, будто он по цепочке вытаскивает одно за другим воспоминания из шкатулки своей памяти. Начиная описывать одноклассников или какое-нибудь происшествие, он переключается на более ранние события, затем вновь возвращается к нему и так далее. Вместе с писателем мы перемещаемся то в третий, то в пятый, то в девятый класс, вспоминая урывками прошедшие события. Несмотря на такую необычную и сложную структуру, эти воспоминания не запутывают нас, не позволяют заблудиться в довольно сложной цепочке рассуждений, потерять нить повествования, но, напротив, складываются удивительно ловко и точно, составляя завершенный характер повести, что, несомненно, свидетельствует о мастерстве писателя.

     Эпилог резко подытоживает повесть, но, тем не менее, гармонично вливаясь в содержание. Мы снова оказываемся в 1972 году, размышляя вместе с автором над прошлым.

     В центре повествования оказываются несколько одноклассников. Искра Полякова - бойкая и целеустремленная девочка, мечтающая стать комиссаром, отличница, активистка, редактор стенгазеты. Подруги всегда идут к ней за советом, и для всех у Искры есть точный и меткий ответ, решение самых сложных проблем и вопросов. Правда, в конце повести Искра сильно меняется, она начинает сомневаться в тех «истинах», которые так старательно внушала ей мать, то есть Искра постепенно взрослеет.

     Зина Коваленко - ветреная и непостоянная. Искра говорила, что она настоящая девчонка. Все свои вопросы Зина решает либо с помощью Искры, либо доверяясь безошибочной интуиции. Но и она начинает взрослеть, чувствует, что нравится мальчикам, и даже приобретает в конце повести самостоятельность и рассудительность Искры.

     Вика Люберецкая - самая загадочная и непонятная для одноклассниц девочка. Она, похоже, была морально старше их и потому до девятого класса не имела друзей. Вика восхищена своим отцом, считает его идеалом, любит до самозабвения. Самое страшное для нее - это сомневаться в отце. И когда его арестовывают, Вика кончает жизнь самоубийством не из каприза, а как взрослый человек.

     Взросление девочек происходит сначала физически, а затем морально. Несколько по-другому становятся старше мальчики, они как бы тянутся за своими повзрослевшими одноклассницами. Так, хулигана Сашу Стамескина берет под свою опеку Искра, делает его отличником, записывает в авиакружок, а затем помогает ему устроиться на авиазавод.

     Жора Ландыс, верный друг и помощник всех мальчиков класса, влюбляется в Вику и стремится повзрослеть. Тот же процесс происходит и с некоторыми другими ребятами.

     В принципе можно сказать, что инициатором всех этих возрастных изменений невольно стал новый директор школы - Николай Григорьевич Ромахин. Его необычная система воспитания не сковывает взросление и духовный поиск детей, а, наоборот, провоцирует взросление. Антиподом Ромахина в повести является классная руководительница и учитель литературы Валентина Андроповна (Валендра, как ее называют ребята). Ее не устраивает распорядок нового директора в школе. В почти открытой борьбе с ним она использовала все средства. Например, писала доносы в высшие инстанции, спорила и тому подобное. Однако Валентину Андроповну нельзя считать отрицательным персонажем. Автор пишет, что она абсолютно искренно верила в правильность своих убеждений, в то, что новый директор губит школу. И эта искренность, в конце концов, позволила ей найти общий язык с повзрослевшим классом и измениться.

     Велико значение второстепенных персонажей в повести Учителя литературы и директора нельзя отнести к ним, так как вокруг их взаимоотношений разворачивается основной конфликт повести. Второстепенные персонажи - это родители учеников и два учителя, не участвующие в конфликте. Родители, воспитывая своих детей, создали свою точную копию, со своими чертами характера, но все они с пониманием восприняли взросление своих детей, их новое понимание действительности.  И даже товарищ Полякова - мать Искры, - «железная» женщина, привыкшая командовать дочерью, как подчиненным, встретив отпор повзрослевшей Искры, смиряется, поняв, что это должно было произойти. То же можно сказать и об отце Вики Люберецкой, который невольно изменил жизнь многих ребят, став их идеалом.

     Повесть называется «Завтра была война», но о войне в ней практически ничего не сказано, и это не случайно. Война не фигурирует в действии повести, а как бы вытекает из ее содержания, логически завершая школьные годы.

     И сейчас, через сорок лет, в поезде, символизирующем жизнь, эти вечные девятиклассники вспоминают не войну, не то, как горели в танке и шли в бой, а то, что было до этого.

     Эта повесть потрясает до глубины души, на многое открывает глаза, разъясняет важные истины и помогает понять взаимоотношения людей. Борис Васильев, безусловно, талантлив, так как повесть читается на одном дыхании и оставляет в душе неизгладимый след. Весьма полезно взглянуть со стороны на собственную жизнь, что-то пересмотреть в своем мировоззрении.

     «Завтра была война» - драматическая повесть о первой любви, дружбе и первом предательстве. У этого произведения Бориса Васильева удивительная судьба. Опубликованная в журнале «Юность» в 1972 году, она сразу стала одной из самых читаемых в русской литературе. И практически одновременно привлекла внимание режиссеров театра и кино. Однако экранизация этой повести была сделана только в 1987 году на киностудии имени Горького начинающим режиссером Юрием Кара. В одном из интервью он вспоминал: «Фильм "Завтра была война"  долго не выходил на экран, и в Госкино целое собрание редакторов утверждало, что на эти темы вообще нельзя снимать кино. Борис Львович Васильев говорил мне, что всем режиссерам, которые хотели снимать кино по его повести, было отказано. Мне же помогло то, что запускался я с этим фильмом в качестве дипломной работы с благословения своего мастера Сергея Аполлинариевича Герасимова. Выход на экран и не планировался. Нас поддержал Армен Николаевич Медведев, что во многом определило мою кинематографическую судьбу, а фильм «Завтра была война» вскоре завоевал шесть международных наград...»

     И кроме этого, драматургические варианты повести прочно завоевали место в репертуарах театров страны. В творческих биографиях многих артистов театра и кино можно прочитать: «Дебют в фильме (или спектакле) по повести Б. Васильева «Завтра была война». К примеру, актриса Наталия Негода дебютировала в фильме Юрия Кары, театральный дебют Галины Беляевой в театре им. Маяковского - роль Вики Люберецкой... Можно назвать и множество других фамилий. И это понятно. Трудно найти другое произведение, в котором так просто, по-юношески честно рассказывается о том, когда все-таки люди становятся взрослыми...

     Борис Васильев рассказал о своем поколении — молодом, наивном, горячем, воспитанном на чистых идеалах. Замечательным юношам и девушкам, открытым для дружбы и любви, пришлось столкнуться с политическим фанатизмом и ложью, пережить страшные потери. Но они сумели сохранить душевную чистоту. Именно такие, как они, встали на защиту Родины в первые дни Отечественной войны.

Б. Л. Васильев и кинематограф.

1. Российская экранизация повести «А зори здесь тихие...».

     В 1972 году русский режиссер Станислав Ростоцкий экранизировал повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...».

     Авторы сценария - Борис Васильев, Станислав Ростоцкий.

     Режиссер - Станислав Ростоцкий.

     Производство киностудии им. М. Горького, 1972 год.

     В ролях: Андрей Мартынов, Ирина Шевчук, Ольга Остроумова, Елена Драпеко, Ирина Долганова, Екатерина Маркова, Людмила Зайцева, Алла Мещерякова, Н. Емельянов, А.Чернов, Гергий Мартынюк, Игорь Костолевский, Борис Токарев, Владимир Ивашов.

     Фронтовик Станислав Ростоцкий экранизировал повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» со светлой печалью о своем поколении - унесенном войной, «не долюбившем», не прожившем отмеренный ему срок. О несвершившемся, невозместимом, утраченном.

     Великий фильм о трагизме великого подвига - и сам этот фильм подвиг Ростоцкого и Васильева и всех принявших участие в реализации ими задуманного.

     В фильме используется контраст между цветным и черно-белым изображением. Цветным даны воспоминания о мирной послевоенной жизни, а черно-белым - война.

     Актерские дебюты всех исполнителей основных ролей (кроме Ольги Остроумовой, которая дебютировала также у С. Ростоцкого в фильме «Доживем до понедельника»).

     «...Когда мы показывали этот фильм в Венеции, то полувраждебный смокинговый зал в две с половиной тысячи людей, не выдержав, стал аплодировать во время просмотра простым советским девушкам в солдатских шинелях, аплодировать их поступкам...» - вспоминал позже С. Ростоцкий. Фильм - лидер проката 1973 года, тогда его посмотрело 66 млн зрителей.

     Создатели фильма: режиссер С. Ростоцкий, автор повести и сценария Б. Васильев, оператор В. Шумский, актер А. Мартынов - удостоены Премии Ленинского комсомола 1974 года и Государственной премии СССР 1975 г.

     На XXXIII Международном кинофестивале в Венеции (Италия) в 1972 г. фильм получил Памятный приз фестиваля.

     На VI Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате, 1973 г. - Первая премия.

     Несколько слов о создателях и актерах фильма.

Станислав Иосифович Ростоцкий (21.04.1922-10.08.2001)

     Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Государственных премий СССР и премии Ленинского комсомола, участник Великой Отечественной войны, председатель Совета старейшин Союза кинематографистов РФ, С. И. Ростоцкий родился 21 апреля 1922 года. В 1940-1942 годах учился на филологическом факультете ИФЛИ. В 1942-1944-м - гвардии рядовой шестого гвардейского кавалерийского корпуса Западного Украинского фронта. В 1944 году после тяжелого ранения демобилизован как инвалид ВОВ 2-й группы. В 1952-м окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Г. М. Козинцева). С 1952-го - режиссер Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького. С 1965 по 1986 год - секретарь правления Союза кинематографистов СССР. Режиссер-постановщик фильмов:

 - «Земля и люди» (1955 г.);

 -        «Дело было в Пенькове» (1957 г., Третья премия на II ВКФ в Киеве, 1959 г.);

-        «Майские звезды» (1959 г., Вторая премия на III ВКФ в Минске, 1960 г.);

-        «Зимние этюды» (к/м, 1963 г.);

-        «Герой нашего времени» (1965 г.);

-        «Доживем до понедельника» (1968 г., Золотой приз на МКФ в Москве, 1969г.);

-        «А зори здесь тихие...» (1972 г., Памятный приз на XXXIII МКФ в Венеции, 1972 г., номинация на премию «Оскар» Американской киноакадемии, Первая премия на VI ВКФ в Алма-Ате 1973 г.);

-«Белый Бим Черное ухо» (1976 г., Гран-при на XXI МКФ в Карловых Варах, 1978 г.);

-        «Профессия - киноактер» (под псевдонимом С. Степанов, 1979 г.);

-        «Эскадрон гусар летучих» (под псевдонимом С. Степанов, совместно с Н. Хубовым, 1980 г.);

-        «И на камнях растут деревья» (1985 г.);

-        «Из жизни Федора Кузькина» (1989 г.).

     Награжден орденами Ленина, Красной Звезды и Трудового Красного Знамени, а также орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, медалями и памятными знаками.

     С. И. Ростоцкий похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Оператор Шумский  Вячеслав Михайлович (17.12.1921)

     Народный артист РСФСР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, РСФСР.

Оператор фильмов:

-        «Надежда» (1955 г.);

-        «Это начиналось так» (1957 г.);

-        «Дом, в котором я живу» (1957 г.);

-        «Майские звезды» (1958 г.); -        «На семи ветрах» (1962 г.);

-        «Три плюс два» (1963 г.);        

-        «Герой нашего времени» (1967 г.);

-        «Доживем до понедельника» (1968 г.);

-        «Преступление и наказание» (1970 г.);

-        «А зори здесь тихие...» (1972 г.);

-        «Птицы над городом» (1974 г.);

-        «Белый Бим Черное ухо» (1977 г.);

-        «Профессия - киноактер» (1980 г.).

Актеры:

Драпеко Елена Григорьевна (29.10.1948)

     Заслуженная артистка РСФСР.

     Родилась 29 октября 1948 года в городе Уральске Западно-Казахской области. Она выросла в семье военнослужащего. Детство и юность прошли в городе Пушкине под Ленинградом, где сам воздух, казалось, был напоен ароматом поэзии. Эта романтическая среда, окружавшая и воспитывающая ее, определила ее судьбу - она пришла в искусство.

     В 1966-1968 гг. училась на факультете режиссуры народных театров Ленинградского института культуры им. Н. Крупской, в 1972 окончила ЛГИТМиК им. А. Н. Островского и стала актрисой киностудии «Ленфильм».

     Еще будучи студенткой-третьекурсницей, дебютировала в номинировавшемся на «Оскар» фильме Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие...». Первая роль - и сразу всенародная известность. И по сей день роль Лизы Бричкиной остается визитной карточкой актрисы.

     С первого фильма определилась ее тема в кинематографе: тема трудной женской судьбы, тема борьбы крупного, твердого характера с нелегкими обстоятельствами жизни («Безотцовщина», 1976 г.; «Вечный зов», 1977 г.; «А у нас была тишина», 1978 г.; «Вторая весна», 1979 г.; «Одиноким предоставляется общежитие» 1984 г.).

     Героини Драпеко могут ошибаться, метаться душой, в их жизни случаются тяжкие срывы, но они никогда не изменяю! своему внутреннему предназначению, своей собственной правде - правде своих поступков, своих мечтаний и устремлений.

     Она сама, как и ее героини, живет по высокому гражданскому счету. В этом залог ее грядущих успехов.

     В 1992-1993 гг. была председателем Комитета по культуре и туризму при мэрии Санкт-Петербурга.

     Елена Драпеко сегодня депутат Государственной Думы РФ.

     Кинофильмы, в которых снималась актриса:

-        «Самый жаркий месяц» (1974 г.);

-        «Я служу на границе» (1974 г.);

 -         «Безотцовщина» (1976 г.);

-        «Вечный зов» (1977 г.);

-        «А у нас была тишина» (1978 г.);

-        «Вторая весна» (1979 г.);

-        «Родителей не выбирают» (1983 г.);

-        «Одиноким предоставляется общежитие» (1984 г.);

-        «Окно в Париж» (1993 г.);

-        «Бандитский Петербург» (2000 г.) и др. фильмы.

Зайцева Людмила Васильевна (21.07.1946)

     Более чем в тридцати фильмах снималась народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии СССР Людмила Зайцева. Она создала на экране галерею образов простых русских женщин. Кинорежиссер С. Ростоцкий, в фильме которого она дебютировала в роли сержанта Кирьяновой, отметил особенность героинь Зайцевой: «Они знают почем фунт лиха, для них слова "земля", "хлеб", "зорька" и конкретны, и глубоки, наполнены великим смыслом!..»

     В 1963 году, закончив учебу в вечерней школе, Люда Зайцева поступала во все московские театральные вузы и ВГИК. И всюду «провалилась»... Лишь на четвертый год поступила. Кем только не приходилось работать девушке в перерывах между очередными попытками: штукатуром на стройке, разнорабочей на сахарном заводе, уборщицей в райкоме партии, лаборанткой... Но мечте своей не изменила. Как решила, так и сделала.

     А решила еще в детстве, которое проходило у нее на Кубани, в маленьком хуторке Восточном, где не было тогда ни электричества, ни радио, и единственной связью с неведомым миром стало кино, что ходили смотреть всем хутором.

     Когда училась в театральном училище, Людмила не обольщалась на свой счет, полагая, что «звездой» никогда не будет, что не так уж легко найти свою дорожку в искусстве...

     Трудовые будни начались вовсе не в театре, как представлялось, а на съемочной площадке картины «А зори здесь тихие...», где выпускнице Щукинского предложили небольшую роль.

     Потом было много других прекрасных образов, открывающих глубокую человечность и женскую пленительность неиссякаемого таланта актрисы.

Кинофильмы с участием актрисы:

•        «Здравствуй и прощай» (1972 г.);

•        «Ксения, любимая жена Федора» (1974 г.);

•        «Строговы» (1975 г.);

•        «Долги наши» (1976 г.);

•        «Кадкина всякий знает» (1976 г.);

•        «Журавль в небе» (1977 г.);

•        «В день праздника» (1978 г.);

•        «Рассказ неизвестного человека» (1980 г.);

•        «Праздники детства» (1981 г.);

•        «Остановился поезд» (1982 г.);

•        «Маленькая Вера» (1988 г.);

•        «Сукины дети»(1990 г.);

•        «Царевич Алексей» (1997 г.) и др. фильмы.

Мартынов Андрей Леонидович (24.10.1945)

     Мартынов А. Л. родился в г. Иваново. В 1970 году окончил Государственный институт театрального искусства им. А. В. Луначарского. С 1970 г. - актер Московского ТЮЗа, с 1972 года - Московского драматического театра на Малой Бронной,  с 1981 г. - киностудии им. М. Горького. Лауреат Государственной премии СССР (1975 г., за роль Федота Васкова в фильме «А зори здесь тихие...»), в 1994 году присвоено звание «Народный артист РФ».

Актер снимался в фильмах:

•        «А зори здесь тихие...» (1972 г.);

•        «Следствие ведут знатоки. Дело 7» (1972 г.);

•         «Вечный зов» (1973-1983 г.);

•        «Белый Бим Черное ухо» (1977 г.);

•        «Город сутра до полуночи» (1977г.);

•        «Исчезновение» (1977 г.);

•        «Последний шанс»(1978 г.);

•        «Крепыш» (1981 г.);

•        «Синдикат-2» (1981 г.);

•        «Факты минувшего дня» (1981 г.);

•        «Через Гоби и Хинган» (1981 г.);

•        «Василий Буслаев» (1982 г.);

•        «Владивосток, год 1918» (1982 г.);

•        «Мы жили по соседству»(1982 г.);

•        «Безумный день инженера Баркасова»(1983 г.);

•        «Гори, гори ясно...» (1983 г.);

•        «Здесь твой фронт» (1983 г.):

•        «Без права на провал»(1984 г.);

•        «Сильная личность из 2 "а "» (1984 г.);

•        « Через все годы» (1984 г.);

•        «Внимание! Всем постам...» (1985 г.);

•        «Гулящие люди» (1988 г.);

•        «Николаи Вавилов» (1990 г.);        *

•        «Царь Иван Грозный» (1991 г.).

Остроумова Ольга Михайловна (21.09.1947)

     Народная артистка РСФСР.

     Родилась в Куйбышеве в семье учителя. Окончив школу, отправилась в Москву «учиться на артистку», поступила в ГИТИС. В 1967 году ее заметил ассистент С. Ростоцкого, режиссер тогда начинал снимать новый фильм «Доживем до понедельника». Талантливая студентка была сразу утверждена на роль девятиклассницы. После окончания института некоторое время работала в ТЮЗе. Свою «звездную» кинороль сыграла и фильме «крестного отца» в кинематографе - режиссера Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие...». Женька Комелькова - «удивительный сплав тонкости и шокирующей дерзости, хрупкой женственности и вызывающей экстравагантности, мягкости к дикой неукротимости, ранимости и ожесточенности». После триумфального успеха на Остроумову обрушился град предложений от других режиссеров. Но вышла она на съемочную площадку только у Е. Матвеева в картинах «Любовь земная» и «Судьба», блистательно создав образ Мани Поливановой.

     Ольга Остроумова и сегодня блистает в Театре имени Моссовета: мадам Бовари, Раневская в «Вишневом саде», Елена в «Белой гвардии», одна из последних ролей - Клавдия в спектакле «Серебряный век».

Кинофильмы, в которых снималась актриса:

•        «Доживем до понедельника» (1968 г.);

•        «Любовь земная» (1975 г.);

•        «Хомут для Маркиза» (1977 г.);

•        «Судьба» (1978 г.);

•        «Гараж» (1980 г.);

•        «Василий и Василиса» (1981 г.);

•        «Очень верная жена» (1992 г.);

•        «Уснувший пассажир» (1993 г.);

•        «Не валяй дурака» (1997 г.) и др. фильмы.

Шевчук Ирина Борисовна (06.10.1951)

     Заслуженная артистка Украины, генеральный директор Открытого кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок».

     О ней заговорили после выхода фильмов Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие...» и «Белый Бим Черноe  Ухо».  Роль Риты Осяниной в «Зорях» сделал неизвестную студентку ВГИКа звездой первой величины. В дальнейшем творческая судьба актрисы складывалась счастливо: были интересные роли, признание и слава («Абитуриентка», «Мужчины седеют рано», «Преступление», «Я буду ждать», «Кодекс молчания» «Яр»). Но десять лет назад преуспевающая актриса вдруг  круто переменила судьбу: она стала создателем и вдохновителем, а затем директором одного из самых престижных кинофестивалей страны - «Киношока».

     Кинофильмы, в которых снималась актриса:

•        «Приключения желтого чемоданчика» (1970 г.)

•        «Абитуриентка» (1973 г.);

•        «Повесть о женщине» (1974 г.);

•        «Марина» (1975 г.);

•        «Мужчины седеют рано» (1975 г.);

•        « Там вдали, за рекой» (1976 г.);

•        «Право на любовь» (1977 г.);

•        «Ералашный рейс» (1977 г.);

•        «Белый Бим Черное Ухо» (1977 г.);

•        «Иначе нельзя» (1980 г.);

•        «Медный ангел» (1984 г.);

•        « Тетя Маруся» (1985 г.);

•        «Волчицы» (1992 г.);

•        «Мужской зигзаг» (1992 г.) и др. фильмы.

Маркова Екатерина Георгиевна (18.11.1946) 

     Окончила Театральное училище имени Б. В. Щукина. Актриса театра и кино, писатель. Работала в театре «Современник». Снялась в фильмах:

•        «А зори здесь тихие...» (1972 г.);

•        «Дела сердечные» (1974 г.) и др.

     Член Союза писателей России, автор нескольких книг. По ее сценариям снято несколько фильмов. Муж - актер Тараторкин Георгий Георгиевич.

Долганова Ирина Валерьевна (13.08.1949)

     Заслуженная артистка России. В 1970 г. закончила Саратовское театральное училище. С 1971 года работает в Нижегородском ТЮЗе.

Сыграла в спектаклях и фильмах:

•        Ирина - «Три сестры» А. 1П. Чехова;

•        Гермия - «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира;

•        Виола - «Двенадцатая ночь» В. Шекспира;

•        Доримена - «Мещанин во дворянстве» Ж. Б. Мольера;

•        Аня - «Спешите делать добро» М. Рощииа;

•        Матушка Крольчиха - «Аи да братец Кролик» по Д. Харрису;

•        Никулина - «С любимыми не расставайтесь» А. Володина;

•        Моника - «Превращение»;

•        Актриса - «Гретхен» Л. Хюбнера;

•        Соня Гурвич - «А зори здесь тихие...» и др.

2. Китайская экранизация повести «А зори здесь тихие...».

     В Китае с большим успехом демонстрируется девятнадцатисерийный телефильм «А зори здесь тихие» по одноименной повести Бориса Васильева. Автор сценария, режиссер, продюсер - китайские кинопроизводители, актеры - российские. В роли старшины Васкова студент ВГИКа Андрей Соколов.

     Работа над картиной продолжалась более двух лет. Кроме нескольких эпизодов, снятых в Москве и в Амурской области, съемки проходили в китайской провинции Хэйлунцзян, в городе Хэйхэ. Туда из России привезли древесину, чтобы на берегу Амура воссоздать русскую деревню 40-х годов прошлого века. Были построены более 30 изб, хозяйственные помещения, церковь. Сейчас это место посещают туристы.

     В мае 2006 года «Первый канал» показал 12-серийнып фильм «А зори здесь тихие», снятый китайцами и прошедший в Китае с невероятным успехом. Для российского зрителя продюсер Александр Любимов сократил сериал почти в два раза.

     Китай (принято напоминать, что он коммунистический) восхищается советской литературой: повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» (как, впрочем, и «Как закалялась сталь» Островского, и «Мать» Горького) входит там в школьную программу, а одноименный фильм Станислава Ростоцкого пользуется бешеной популярностью. Поэтому идея отметить 60-летие Победы сериалом «А зори здесь тихие» в Китае была воспринята «на ура», тем более, что у китайцев уже есть опыт создания 20-серийных телефильмов на основе советских бестселлером «Как закалялась сталь» и «Овод».

     Но если романы Островского и Войнич растянуть на 20 серий было не так уж сложно, то над небольшой повестью Васильева сценаристам пришлось потрудиться. В результате «А зори здесь тихие» обогатились длинными диалогами, незапланированными писателем, учебными тревогами и подробнейшим рассказом обо всех деталях взаимоотношений героев, а также их довоенном прошлом. Впрочем, по словам продюсера сериала, Борис Васильев, к которому китайцы обратились за советом, к сценарию отнесся с пониманием и «на прощание долго махал киношникам вслед».

     Чтобы не наделать ошибок, создатели «Зорь» постарались держаться как можно ближе к фильму Ростоцкого: построили на берегу Амура такую же деревню (даже про церковь не забыли) и актрис подобрали по принципу схожести с героинями советской картины. Правда, кое-что русские актеры объясняли китайцам уже по ходу съемок: например, что не может быть у солдат фарфоровой посуды и что негоже старшине Васкову блистать знанием кунг-фу, даже если это «красиво выглядит».

     В Китае сериал «А зори здесь тихие» прошел с таким успехом, что «Первый канал» решил рискнуть и показать его российскому зрителю. Правда, с купюрами (в сокращении). Из русской версии вырезали все самые душещипательные моменты картины: объяснение Жени Комельковой с возлюбленным, который, трогая лоб девушки, говорит, что у нее жар, поэтому завтра во время боя ее понесут на руках; смерть этого самого возлюбленного под красным флагом, доказывающая, что «Войну и мир» Бондарчука китайцы тоже чтут; прощание Риты со школьными подругами: «Мы все закончили школу и разлетаемся кто куда. Когда у меня не будет своего дома, я приеду к тебе. Мой дом - твой дом...»; рассуждение бравого вояки, который, давая разрешение на брак Риты, приговаривает: «В армии есть такой закон: если женщина берет вину на себя, все хорошо, но если она жалуется, пиши пропало».

     После сокращений из 20 серий «Зорь» осталось лишь 12.

Заключение.

     Великая Отечественная война отражена в русской литературе XX века глубоко и всесторонне: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы. Авторы военной прозы, как правило, фронтовики, в своих произведениях они опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. В книгах о войне писателей-фронтовиков главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство. На войне разворачиваются драматические человеческие судьбы, от поступка человека зависит порой его жизнь или смерть.

     Героями во время войны становились обыкновенные люди, а история в некоторых случаях даже не смогла сохранить их имен. Но в книге, возможно, под вымышленными именами, описываются подвиги, чаще всего совершенные на самом деле Нам остается только читать, вспоминать те страшные дни, чтобы быть благодарными тем, кто своей кровью спас мир от  фашизма.

     Книги и фильмы о Великой Отечественной войне необходимы не только потому, что в них отражена история нашей страны, но и потому, что, читая и заново просматривая их, «можно превосходным образом воспитать в себе человека».

     О подвигах русского народа, его нравственной стойкости и способности к самопожертвованию написано много. Об этом мы узнаем и из древнерусских былин и сказаний, из знаменитого романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», из повести К. Воробьева «Убиты под Москвой», из трилогии К. Симонова «Живые и мертвые», из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» и многих других. Девизом всех смелых, храбрых людей можно провозгласить слова генерала Бессонова, героя произведения Юрия Бондарева «Горячий снег»: «Стоять - и о смерти забыть!»

     Таким образом, показывая подвиг человека на войне, писатели разных времен особое внимание уделяют силе русского национального духа, нравственной стойкости, способности к самопожертвованию ради спасения Отечества. Испокон веков на Руси повелось: павшие на ратном поле - святые люди. Мы обязаны напомнить нашим детям, внукам, правнукам старинную мудрость: «Чтите и помните. Ибо жизнь есть и будет, пока чтим память предков. Ибо там, где не чтут мертвых, не любят живых».

     Эта тема вечна в русской литературе, и поэтому мы не раз еще будем свидетелями явления миру литературных образцов патриотизма и нравственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ИСТОРИИ-ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «Отражение военно-политических событий в России 1914-1920 годов в творчестве В.В. Маяковского»

      Бинарный урок- это одна из форм реализации межпредметных связей. Как одна из форм проекта, бинарные уроки  служат средством повышения мотивации изучения предмета, так ...

Отражение национального характера в художественной литературе (Н.С. Лесков «Левша», И. А. Бунин «Лапти», М. Е. Салтыков –Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»). Значение изучаемого материала для формирования личностного идеала.

Краткосрочный проект "Отражение национального характера в художественной литературе (Н.С. Лесков «Левша», И. А. Бунин «Лапти», М. Е. Салтыков –Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов...

«Развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся на основе синтеза искусств».

Искусство занимает особое место среди других эстетичес­ких ценностей. Оно предстает перед нами в виде художествен­ных произведений, созданных писателями, музыкантами, жи­вописцами, скульпторами; рас­ш...

Великая Отечественная война в художественной литературе и кинематографе. Презентация к работе https://yadi.sk/i/zCfdx7Ffmn4jf

Война! Эти пять букв несут за собой море крови, слез, страдания, а главное, смерть дорогих сердцу людей. На нашей планете войны шли всегда. Сердца людей, встретивших лицом к лицу годы военного ...

Актуальные проблемы чтения учащихся как отражение современной действительности

Данная статья представляет собой материалы исследовательской работы по теме: «Взаимосвязь мотивационной потребности к чтению и современной действительности»...