СВЯТКИ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
материал на тему

Решетняк Лариса Анатольевна

Внеклассное занятие - праздник

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyatki.rar1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие - праздник

СВЯТКИ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Класс украшен по - святочному, столики со свечами.

Оборудование:

Проектор, экран

Сопровождение: презентация

Музыкальное приложение: колядки, кондак  праздника Рождества, тропарь праздника Рождества.

Открывают вечер двое ведущих: бабушка и внучка.

ВНУЧКА: Посмотри-ка в окно, бабушка, вот чудики вырядились, идут, песни поют

(звучат колядки).

БАБУШКА:        Да уж святки, милая, наступили.

ВНУЧКА:        Святки? А это что еще?

БАБУШКА:        И расскажу, и покажу. Эй, помощники! (показ 1 слайда)
РЯЖЕНЫЕ:

1-й - Зимние святки - русский обрядовый праздник, представляющий собой соединение двух культурных начал языческого и христиан ского. Праздник уходит корнями в глубокое прошлое, когда наши предки одушевляли стихийные начала  жизни и пытались повлиять на них, то есть совершали некие обряды магического свойства с целью добиться благоденствия, достатка.

2-й-Обряды эти проводились в разное время года, но середине зимы, когда природа отдохнула от трудов свершившихся и готовится к трудам будущим, придавалось особое значение. Не случайно с этим временем связано великое множество примет, по которым судили о грядущем урожае, о плодотворности или неплодотворности года  (приметы)

3-й-Христианство наложило свой отпечаток на эти обряды. Помимо того, что Святки - отражение одного из главнейших христиан ских праздников - рождения Спасителя (отсюда названия "Святки"(то есть святые дни), это праздник торжества сил добра и гибели сил зла, дни, наиболее благоприятные для созидания, сотворения нового /так же и пришествие Христа в наш мир открыло новую эру в человеческой жизни).

4-й-Поэтому-то Святки представляют собой праздник, в ходе которого совершаются и религиозные обряды, прославляющие Бога Живого, призывающие его к милости, заступничеству, и языческие обряды, имеющие целью повлиять на урожай и плодородие. Последнее связано с созданием семьи, обилием детей. Как правило, именно на Святках молодые люди приглядывались друг к другу (закреп лялись эти отношения на Масленицу, свадьбы игрались уже на Красную Горку).

(2слайд)

5-й-Внимание!Внимание! Есть такой замечательный журнал "Родина". История нашей страны представлена на его страницах в увле кательных статьях, замечательных иллюстрациях. И о праздниках русских есть такие сведения .

Вот что мы узнаем со слов историка прошлого века Максимова: "В крестьянском быту Святки считаются самым большим, шумным, веселым праздником.

А знаток русских обычаев, этнограф Снегирев еще в 1838г писал (читает)

ВНУЧКА: Что же включает в себя святочный цикл?

ЧТЕЦ: Святки состоят из "святых вечеров" с 26 декабря по б января по старому стилю и "страшных" с 6 января по 14 января.

И существует этот праздник как бы в двух ипостасях: бытий ной и религиозной, хотя порой эти традиции тесно переплетают ся. С чего же начинаются Святки?

(3 слайд)

Выходят девушки и чтецы. Девушки садятся за столик для гаданий.

1-я девушка: Прежде всего - это ожидание Рождества, ожидание чуда.

И воспоминание о том далеком вечере, когда воссияла звезда над Вифлеемом.

Чтец читает стихотворение Б Пастернака"Звезда Рождества".

2-я девушка: "До появления этой звезды строго постились (день накануне праздника назывался

Сочельником - от славянского "сочиво"- блюдо из зерен пшеницы и ржи с конопляным маслом). В этот день разрешалось есть кутью с медом и сушеные хлебные зерна, размоченные в воде. Б этот день наряжали елку, готовили праздничный стол (в число блюд входили обрядовые: кутья, "козюли","колядки")(4 слайд).

Чтобы младенец- Христос заглянул в дом, на окошко ставили различные игрушки. Вечером шли на службу, где пели пророческую песню "Яко с нами Бог",с помощью которой Церковь и все люди выражали духовную радость от рождения Христа. Звучит кондак к празднику Рождества

Когда часы били полночь, вся семья обменивалась подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Ведь считалось, что на Рождество небо раскрывается земле и силы небесные испол няют всё задуманное, если оно доброе. Кроме того, читалась Библия, стихи о Христе.

 (5 слайд)

Чтец: стихотворения, посвященные Рождеству.

Чтец: отрывок из повести И.Шмелева "Лето Господне"

3-я девушка: На бытийном уровне, на уровне народного восприятия эта ночь была по-своему чудесна.

Чтец: отрывок из повести Н.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Выходят колядующие и поют. Бабушка одаривает их. ( Звучат колядки) 

ВНУЧКА:А что значат эти песни?(6 слайд)

БАБУШКА: Колядки - обрядовые песнопения, славящие приход Рождества, с пожеланиями достатка и благополучия в доме. Песни пели на пороге дома или под окнами, получали угощение. Обязательно в символике праздничной процессии должна была присутствовать звезда - символ Вифлеемской. Во многих местностях при пении еще и посыпали зерном, приговаривая: "Сею-сею, посыпаю, счастья, мира всем желаю".

ЧТЕЦ: Первый день Рождества - день, когда богатые одаривали нищих и убогих, все прислушивались особо к словам блаженных и провидцев. Во второй день часто давали обеды для нищих, угощали всех, кто приходил в гости. Тогда же по домам ходили группы ряженых, строились ледяные и снежные "города".

ЧТЕЦ: "Война и мир" (т.II,ч XV, гл. 10-11) (7слайд)

ЧТЕЦ: Ряженые - отзвук языческого прошлого Руси. Обряд этот пришел в славянское язычество

от древних египтян, которые праздновали возрождение бога Осириса и приход Нового года, надевали личины божеств и ходили по улицам. Кстати, отсюда пошел обычай на маскарады, которые не гнушались устраивать даже цари.

Кроме того, существует поверье, что в первые дни после Рождества активизируются сатанинские силы и бесы рыскают по земле, мучая людей.  Ряженые олицетворяли собой тех демонов с целью отвадить настоящих. Скверну перенаряжения смывали потом в Крещенье святой водой.

Был обычай мужчинам рядиться женщинами и наоборот.

ЧТЕЦ: Центральной фигурой среди ряженых является медведь. Издревле медведь считался и символом плодородия, богатства, достатка (отсюда такое почтение русичей к меху вообще),и враждебным началом, противостоящим стихии окружающего мира. Поэтому-то так важно было задобрить этого зверя, подружиться с ним. Но медведь еще и символ сватовства, брака.

ЧТЕЦ: И ,как правило, важной частью святочных обрядов были гадания (слайд8) . При этом ворожили обычно девушки, а юноши исполняли ритуальную роль насмешников, вносящих в гадание элемент игры.

Фрагмент "Светланы" В.Жуковского.

ВНУЧКА: Что же представляли собой гадания?

БАБУШКА: Прежде всего это подблюдные песни, то есть песни, исполняемые при гадании с блюдом.

Встает и идет к трем девушкам, сидящим за столиком с блюдом» Девушки поют песни и вытягивают колечки.

ЧТЕЦ: Проводились также гадания с литьем воска, свинца. Но наиболее важными считались гадания тайные, связанные с вызыванием суженого.

ЧТЕЦ: А.Фет "Зеркало в зеркало..."

ЧТЕП: Да и не только это. Загадывали и на сон. Под подушку клали зеркало с расческой и укладывались спать, проговаривая; "Суженый-ряженый, приди косу расчесать", либо клали прутик - символ моста:"Суженый-ряженый, переведи меня через мостик".

А.С.Пушкин "Евгений Онегин"(сон Татьяны).

ЧТЕЦ: А то еще загадывали на имя. Взрослые замужние женщины пекли

блины или оладьи (символ благоденствия - круг, солнце),и девицы, взяв обязательно первый блин, выходили на улицу и спрашивали первого встречного или мужчину, каково его имя. Имя называлось, девушка отдавала угощение.

ЧТЕЦ: Не обходилось и без курьезов, смешных случаев.  Из сборника этнографа Семенова:

"А то ведь как было. Шли мы ворожить. Дала мне мамка блин-то, вот иду по улице - глядь, идет мужичонка плохонький. Я к нему кинулась, а блин в руке держу. Только имя -спросить надумала, он, мужичонка-то, блин хвать в рот - и убег. То-то реву было, знать, не выйду замуж. Хорошо еще в подружкином доме и блины, и оладьи пекли, так она блин взяла, а мне оладушко дали".

                ЧТЕЦ: При гаданиях обязательно соблюдались следующие правила: поскольку гадающим вступал во взаимодействие с нечистой силой, он должен был отстраниться на время от сил защищающих, светлых. Поэтому из помещения, где гадали, выносили иконы ( а чаще сами гадания устраивали в

                 бане), снимался катальный крестик и пояс, который у славян выполнял роль оберега (традиционный круг).Иногда эту роль играл и ворот (в таком случае он также расстегивался).

Тайные гадания считались опасными, проводились они, как правило, в "страшные" дни.

(слайд 9)

               ЧТЕЦ: В середине святок празднуется еще один праздник, ставший, пожалуй, самым любимым в нашей стране,- Новый год.

19 декабря 7208 /1700 г/ был издан указ Петра 1 "впредь лета исчислять" с 1 января, и не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Вновь установленный праздник приходился на день памяти святого Василия Великого (Кесарийского). Существует пословица "Свинку да боровка для Васильева вечерка".

Но еще задолго до этого на Васильев день крестьяне всей деревней шли в лес и украшали лучшую ель блестками, побрякушками, лоскутками, обрядовыми хлебцами. Вокруг елки водили хоровод (знак круга – оберег) и загадывали желания.

ЧТЕЦ: Елка- символ Нового года - знак удачи, благополучия, достатка в семье. Это дерево

вечнозеленое, а значит, процветание и успех не оставят дом круглый год. Еще язычники развешивали

дары духам на ветках ее. Сначала елки наряжали скромно, но со временем в числе украшений появи лись лакомства и игрушки.

Христианство восприняло это традицию, внеся определенные дополнения. Елка стала символом Рождества, символом вечной жизни, верхушку ее венчала звезда - подобие Вифлеемской.(слайд 10)

В дома елка пришла в к.ХVШ- н.ХIХ вв.  и была поначалу принадлежностью богатых домов.

Традиция ставить елку на площади появилась уже в к.Х1Хв.,впервые такая елка появилась в Петербурге. С 1918 по 1935 - первые годы советской власти елки (как религиозный пережиток) были запрещены. Однако народная любовь к празднику и его символом оказалась сильнее запретов.

ЧТЕЦ: Празднование Нового года - это не только елка и щедрый стол. Это еще и ряд примет, обычаев.

Так утром Нового года крестьяне уходили на гумно и зубами выдергивали из кадушек былинки: если былинка окажется с колосом, полным зерна, год ждали урожайный, если с тощим колоском - неурожайный.

Магия первого дня - как начнешь, так и пойдет - послужила основой для различных запретов, правил поведения. Так, если 1-й день в году веселый, то и год хорошо пройдет. В 1-й день девушки одевались во все новое, да еще и переодевались в течение дня, чтобы всегда были обновы.

ЧТЕЦ: Вот так в угощениях, христославлениях и гаданиях проходили святки. В святочные ночи не спали, ходили из дома  в дом с поздравлениями, веселились. Последним; днем святок было Крещение-Богоявление. (слайд11)

И..С. Шмелев "Лето Господне"

ЧТЕЦ:  В канун Крещения тоже отмечали сочельник, проводились службы в церкви. Ставили у образов свечи, причем они должны были быть толстыми, чтобы горели сутки с половиной.

ЧТЕЦ:  В самый же праздник собирался Крестный ход, животворящий крест погружали в Иордань (прорубь, символизирующую реку Йордан в Иудее, в которой Иоанном Крестителем был окрещен Иисус Христос). Иорданью порой называли   деревянный крест, который устанавливался над прорубью.

И..С. Шмелев "Лето господне"

Наиболее смелые купаются в проруби, надеясь обрести крепкое здоровье. Организуются народные гулянья с увеселениями. Так во многих местностях прямо на льду реки или озера с прорубью устраивались катания на тройках, в санях, особо украшенных, ставились шесты, облитые водой и замороженные, на верху которых крепились колеса (опять-таки символ символа зашиты)с различными подарками; парни и мужчины показывали удаль, пытаясь их достать. Пели и танцевали, раздавали угощение. Затем праздник продолжался по домам.

ЧТЕЦ: Особо надо  сказать о крещенской воде. Вода, взятая из Иордани, хранилась целый год и, как считается, наделена целительной и священной силой. Позднее возник обычай оставлять воду в любом сосуде под открытым небом в крещенскую ночь, но поверью, она также освящается.

Использовали эту воду в разных целях: и от болезни ,и от сглаза, и для окропления помещений. Обязательным было умывание детей с таким  наговором:

Выходят "отец" и "сын".

"ОТЕЦ": Вода крещенская - богоявленская, смой нечистоту, душу освяти, телеса очисти, во имя Отца и сына и Святого духа". Возьми, сынок, просвирки сухой да водицей запей.

"СЫН": Батюшка, а крестики будем ставить?

                   "ОТЕЦ": А как же. Мелком-снежком и в доме, и в сенях, и в стойле у скотинушки (уходят).

              БАБУШКА: Такие крестики рисовались по всему подворью и призваны были защищать человека и добро его от всех напастей.

ЧТЕЦ: Этим святки и заканчивались, шум и веселье утихали до Масленицы

БАБУШКА: За то, что послушали нас , спасибо! (все артисты выходят  и кланяются).

Приходите ещё, мы рады будем познакомить вас с русскими  народными традициями

(последний слайд).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное пособие к элективному курсу «Зарубежная литература. Художественная литература Великобритании XIX-XX веков». Сборник упражнений для работы с книгой С.Моэма “Маг”

Данное учебное пособие  представляет собой сборник коммуникативно-ориентированных заданий, направленных на развитие устной и письменной речи, логического и аргументированного высказывания, расшир...

Учебное пособие к элективному курсу «Зарубежная литература. Художественная литература Великобритании XIX-XX веков». Сборник упражнений для работы с книгой Э.Бронте «Грозовой перевал»

Данное учебное пособие  представляет собой сборник коммуникативно-ориентированных заданий, направленных на развитие устной и письменной речи, логического и аргументированного высказывания, расшир...

ОТРАЖЕНИЕ ВОЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФЕ

   Возраст участников: 14-16 лет.     Продолжительность: длительный (месяц, четверть).     Цель: рассмотреть особенности отражения военной дейс...

Отражение национального характера в художественной литературе (Н.С. Лесков «Левша», И. А. Бунин «Лапти», М. Е. Салтыков –Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»). Значение изучаемого материала для формирования личностного идеала.

Краткосрочный проект "Отражение национального характера в художественной литературе (Н.С. Лесков «Левша», И. А. Бунин «Лапти», М. Е. Салтыков –Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов...

Язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи: образность, изобразительно-выразительные средства

В данном уроке рассматривается важнейший аспект проблемы имплицитности в лингвистической науке – источники выявления и  интерпретации скрытых смыслов с помощью изобразительно-выразительных ...