Презентация на уроках уроках русского языка и литературы
презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему

Липча Татьяна Анатольевна

Презентации - это не только наглядный материал, но и возможность в форме экспресс-опроса проконтролировать знания учащихся как по большой теме, так и по небольшим разделам. Кроме того, подготовленные слайды в работе по описанию картин художников помогают учащимся не только увидеть картины, портреты художников, ннаписавших их, но и по опорным карточкам-слайдам научиться описывать предлагаемые репродукции.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

У вас – Над тобой – К ним – С кем-нибудь Не с кем- За нами – Ни от кого Чьих-либо Собой – За которым- О вас – Не у кого – Какие-нибудь Некого О нескольких Указать начальную форму местоимений, определить разряд местоимений, падеж

Слайд 2

У вас – вы, личн.Р.п Над тобой – ты,личн.Т.п К ним – они, личн.Д.п С кем-нибудь- кто-нибудь, неопр., Т.п Не с кем- -, отриц .,Т. За нами – мы, личн.Т . Ни от кого- никто, отриц ., Р.п Чьих-либо- чей- либо,неопр ., Т.п Собой – -, возвр ., Т.п За которым- который,относит ., Т.п О вас – вы,личн ., Д.п Не у кого – -,отриц., Р.п Какие-нибудь- какой-нибудь, неопред ., И.п Некого - -, неопред ., Р.п О нескольких- несколько, неопред ., П.п ПРОВЕРЬ СЕБЯ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Слайд 2

В КАКОМ РЯДУ ВСЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ 1) 1.ласковость, ласкательный, ласково 2.грустный, грустному, грустного 3.терпеливый, терпеливее, терпение 4.звонче, звонкий, звонко 1.правдивый, правдиво, оправдание 2.громко, гром, громкий 3.верный, верная, верное 4.требовать, требовательный, требующий

Слайд 3

Продолжите: Имя прилагательное 1.обозначает признак предмета 2. отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? 3.изменяется по числам, падежам, в ед.числе по родам 4.в предложении может быть определением, сказуемым (если стоит после подлежащего и если нет глагола-сказуемого)

Слайд 4

В содержание Прекрасное настроение, радость от того, что наступила осень Грустное настроение, сожаление, что лето прошло Пришла осень. По небу ветер гонит тучи. Целый день льет дождь. На дорожках лужи. С деревьев падают листья. Птицы собираются в стаи. Они готовятся в путь Задание : Перед вами текст. Используя прилагательные), дополните текст, передав свое отношение, настроение к данному образу.

Слайд 5

В содержание Прекрасное настроение, радость от того, что наступила осень Грустное настроение, сожаление, что лето прошло Пришла золотая осень. По невероятно синему небу летят тучи. Целый день льется звонкий дождь. На желтых дорожках пенятся от утреннего холода лужи. С деревьев падают разноцветные листья. Птицы собираются в дружные стаи. Они радуются перелету и готовятся в далекий путь на юг. Пришла поздняя осень. По темному небу ветер гонит черные тучи. Целый день льет холодный дождь. На грязных дорожках мутные лужи. С одиноких, неуютных деревьев падают последние листья. Птицы жалобно курлычут и собираются в стаи. Они готовятся к трудному пути.

Слайд 6

Роль прилагательных в художественном тексте Маруся всякий раз всплескивала ручонками, и глаза ее загорались радостным огоньком. Бледное лицо девочки вспыхивало румянцем. Она смеялась. Смех нашей маленькой приятельницы отдавался в наших сердцах. Это было бледное крошечное создание. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками. Руки ее были прозрачные и тонкие. Головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика. Платье у нее было грязное и старое. Но волосы были длинные и роскошные.

Слайд 7

Падежные окончания прилагательных муж. и сред. род жен.род И.п .- ый (- ий ) (-ой) Р.п . - ого -его Д.п . - ому -ему В.п . - ый -ой Т.п. - ым -им П.п .- ом -ем И.п . - ая (- яя ) Р.п.Д.п . Т.п., П.п . В.п . – ую - юю -ой -ей

Слайд 8

Тест Выбери правильную характеристику имени прилагательного в предложении: Улица была залита розовым светом. жен.р ., Им.п ., ед.ч . м уж.р ., Т.п., ед.ч . с р., Т.п., ед.ч . ж ен.р ., Д.п ., мн.ч .

Слайд 9

Тест В каком ряду в именах прилагательных пропущена одна и та же буква: 1. син ..ю л енту, свеж.. го хлеба 2.поздн..й ночью, летн ..е растение 3.летуч..я мышь, пахуч..м цветком 4.рабоч..й тетрадью, соседн ..ю комнату

Слайд 10

тест Укажите словосочетание, в котором допущена грамматическая ошибка 1.дорогому папе 2.подарить на память 3.красивый полотенец 4.двести граммов

Слайд 11

тест Имя прилагательное является сказуемым в предложении: 1.Туман прогнало утренним ветерком. 2.Пахло дождем и свежим сеном. 3.Воздух свеж и прозрачен. 4.Тихо дремлет над морем полярная ночь.

Слайд 12

тест С каким определением не может употребляться слово друг 1. закадычный 2. приятельский 3. старый 4. новый


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок контроля знаний п о изученным темам

Слайд 2

1 . Спишите, вставьте, где нужно прилагательные, выделите окончания, определите род, число, падеж Остров в лесу. Гора. Пахнет дымом, листьями. Пока таскаем мешки, луна из пятака превращается в монету. Вдоль тропинки к дому загораются огоньки. Это ивы при лунном свете зажгли фонари цветов.

Слайд 3

Проверь себя! Маленький остров в лесу. Кленовая гора. Пахнет дымом, сырыми прошлогодними листьями. Пока таскаем мешки, луна из красного пятака превращается в золотую монету. Вдоль тропинки к темному одинокому дому загораются желтые огоньки. Это ивы при лунном свете зажгли фонари фантастических цветов.

Слайд 4

Учебник: № 742 Задание: Выпишите краткие прилагательные с орфограммой № 20 ( см.форзац )

Слайд 5

Проверь себя! Трескуч ( крат.прил ), могуч ( крат.прил ), жгуч ( крат.прил ), тягуч ( крат.прил ), свеж ( крат.прил )

Слайд 6

Тест 1.Выбери цифру ответа, где Имя прилагательное является определением в предложении: Мы провели летний отдых в деревне. Улицы пустынны. Ветер утром свеж. Брат весь день на меня сердит.

Слайд 7

Тест 2.Укажи цифру ответа, где Имя прилагательное употребляется в краткой форме: В летнюю ночь заря с зарею сходятся. Хорошее дело два века живет. Скучен день до вечера, коли делать нечего Худой сетью рыбу не наловишь.

Слайд 8

Тест 3.Выбери цифру ответа, где В ряду все слова пишутся с буквой О : еж…вый, печ … нка ; пунц …вый, свеч…й; д евч … нка , деш …вый; о бж … ра , ш… рстка

Слайд 9

Тест 4.Выбери цифру ответа, где В ряду все слова пишутся с Ь : луч…, блиндаж…; д ремуч…, колюч…; г уаш …, бреш …; в етош …, груш…

Слайд 10

Тест 5.Выбери цифру ответа, где В ряду все слова пишутся без мягкого знака : р ож…, блиндаж…; м ыш …, брош …; с ыпуч…, болюч …; д ач…, тиш …

Слайд 11

Тест 6.Выбери цифру ответа, где В ряде все слова пишутся с Ы : ц… линдр , ц… ферблат ; ц … нк , отличниц…; ц … новка , продавц …; ц … кать , птиц…

Слайд 12

Тест 7.Выбери цифру ответа, где В ряду все слова пишутся с буквой С : во… стание , ра …ворошить; и .. бирать , в..думать ; б е ..честный, бе ..конечный; и …править, и…бежать

Слайд 13

Тест 8.Выбери цифру ответа, где В ряду все слова пишутся с буквой А : р… стение , з… ря ; п ол… гаться , подск .. чить ; зар … сли , предл … жение ; в ыр …щенный, пол…житься (в чем-то)

Слайд 14

Тест 9.Выбери цифру ответа, где В ряду окончания прилагательных имеют значение Ж.р , Ед.ч ., Вин.п .: В глубок…й дали, о син …м небе; В син … даль, далек… чащу; Перед чуж … дверью, за сельск … избами; Тяжел… дорогу, гремуч… змеей

Слайд 15

Тест 10.Выбери цифру ответа, где В ряду все слова пишутся с буквой И : З аботл …вый, вол…вой; Фасол …вый, улыбч …вый; Запасл …вый, усидч …вый; Устойч …вый, дожд …вой

Слайд 16

Проверь себя! № задания Ответ 1 1 2 3 3 2 4 3 5 3 6 4 7 3 8 1 9 2 10 3

Слайд 17

Прочитайте текст и выполните задания 11-14. Запятые расставлены не полностью. ( 1)И вдруг на арену выбежала 11.Определи тему текста маленькая девочка. (2)Я таких ма - 1)Девочка с синими глазами. леньких и красивых никогда не видел. 2)Цирковое выступление девочки (3)У нее были синие глаза, и вокруг на шаре. них – длинные ресницы. (4).Она бы- 3)Девочка стояла на шаре л а в серебряном платье с воздушным 4)Красивая маленькая девочка плащом,и у нее были длинные руки. 12.Определи стиль текста Она взмахнула ими, как птица, и 1)разговорный 2) научный вскочила на этот огромный голубой 3)художественный 4)деловой шар, который для нее выкатили. 13.Какое предложение простое? (6) Потом она вдруг побежала, как 1) 5; 2) 6; 3) 3; 4) 4 будто захотела спрыгнуть с него. 14.Укажи предложение, в котором (7)Но шар завертелся под ее ногами и отсутствует знак препинания: 1) 1; 2) 2 3) 6; 4) 7 о на на нем как будто бежала, а на самом деле ехала вокруг арены.

Слайд 18

Глагол как часть речи Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает? Как изменяется глагол? Каким членом предложения он может быть?

Слайд 19

Весна голосов…Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной проталиной трепещет, заливается жаворонок. В светлых березняках – теньканье, посвисты, щебетанье. Под снегом в лощине течет, булькает вода. Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжелый прутик березы. Я присел на пенек, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох…Это оседает под солнцем последний снег.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок развития речи Сочинение-описание по картине Т.Н.Яблонской «Утро»

Слайд 2

Татьяна Ниловна Яблонская – известный мастер советской живописи, заслуженный деятель искусств Украины, лауреат Государственной премии. Ее герои – обыкновенные простые люди. Еще она любила писать детей. Картина «Утро» (1954 г.) – это рассказ о красоте наших будней. Художница учит нас видеть прекрасное в том простом и обыденном, что нас окружает и что мы далеко не всегда замечаем.

Слайд 3

Ясное солнечное утро. Лучи солнца врываются в комнату через распахнутое окно и освещают девочку, которая только что встала с постели и делает зарядку. Мы с удовольствием смотри на стройную легкую фигуру девочки, замечаем простоту и изящество ее движений, умение радоваться жизни.

Слайд 4

Материалы к сочинению План-вопросы к сочинению Материалы к сочинению 1. Почему картина называется «Утро»? 2. Что вы можете сказать о девочке, изображенной на картине 3.Как обстановка картины характеризует ее хозяйку? Описание комнаты: А)Общий вид комнаты Б)Стены В)Пол Г)Окно Д)Мебель Е)Мебель: стол, кровать, стул

Слайд 5

Материалы к сочинению План-вопросы к сочинению Материалы к сочинению 1. Почему картина называется «Утро»? 2. Что вы можете сказать о девочке, изображенной на картине 3.Как обстановка картины характеризует ее хозяйку? Описание комнаты: А)Общий вид комнаты Б)Стены В)Пол Г)Окно Д)Мебель Е)Мебель: стол, кровать, стул

Слайд 6

№ 176 Эстамп на стене, в к а шпо цветы р е з е ды, отрывной к а лендарь, стол, покрытый льняной скат е ртью с длинной б а хромой, в глин ян ом гр а фине, прикрыть с а лфеткой, к а рниз над окном, б а т а рея центрального отопления, п а ркетный пол, деревя нн ая кр о вать, выход на б а лкон, оградительная р е ш ё тка, прекрасную кв а ртиру, абажур под потолком.

Слайд 7

Особенности типа речи - описания Указываются признаки предметов, явлений, которые мы видим в настоящем времени. Используются глаголы в настоящем времени. Описательные слова (прилагательные), обозначающие цвет, форму, материал, размер, объем.

Слайд 8

Учимся подбирать синонимы 1. Аккуратный – 2. Стол находится – 3. Где – в центре, посередине, прямо, напротив, налево, справа, вверху, внизу

Слайд 9

Д/З 1. Сочинение-описание картины Т.Н.Яблонской «Утро»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Презентация "Модель современного урока русского языка и литературы""

    В связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта  школа должна сформировать систему универсальных способов деятельности учащихся, определяю...

Презентация к интегрированному уроку русского языка и литературы по теме "Части".

В презентации представлены основные этапы работы с текстом стихотворения в прозе И. С. Тургенева "Воробей" на лингвистическом и лексико-семантическом уровнях....

Конспект и презентация дистанционного урока по русскому языку и литературе в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Общий подход к организации занятий: проведение занятий онлайн с использованием программы Skype, электронная почта....