Рабочая программа по литературе для 7 класса
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Божко Ольга Викторовна

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература.5-11 классы» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Шарапская средняя общеобразовательная школа»

 Прокопьевского муниципального района

Описание: Описание: C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\бланк 003.jpg

Рабочая программа

по литературе

для 7 класса

на 2013-2014 учебный год

Составитель программы:  Божко Ольга Викторовна,

                                                                                          учитель русского языка и

                                                                литературы

                                                                     

2013

Пояснительная записка    

Нормативно-правовая база преподавания предмета

Рабочая программа по литературе составлена на основании  следующих нормативно- правовых документов:  

  1. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29. 12.2001г.
  2. Федерального компонента Государственного стандарта (начального общего образования, основного  общего образования, среднего (полного) общего образования) по литературе, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.
  3. Законом Российской Федерации « Об образовании» ( статья 7).
  4. Примерного регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Новосибирской области (приказ Департамента образования НСО № 987 от 15.10.08г.)
  5. Учебного плана МОУ « СОШ № 165» на 2011 - 2012 учебный год.
  6. Программы по литературе. 5-11 классы; /авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв,     В.И.Коровин, И.С. Збарский, В.П.Полухина; /под ред. В.Я.Коровиной./ - М.: Просвещение, 2008);
  7. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (приказ Минобразования и науки РФ № 822 от 23.12.2009г.,№2080 от 24.12.2011г.)
  8. Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

 

Место учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования

В основной и средней (полной) школе учебный предмет «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 классы) и в старших классах любого профиля. БУП позволяет изучать курс литературы в основной школе на углублённом уровне и выбирать базовый или профильный уровень предмета в 10 – 11 классах. В БУП от 9 марта 2004 г предмет «Литература» выделен отдельной  (от предмета «Иностранный язык») строкой.  В 2011-2012 учебном году в 7 классе  рекомендована продолжительность учебного года в  35 недели.  Таким образом, на основании программы по литературе на изучение предмета «Литература» в 7 классе отведено 102 часа (из расчёта 3часа в неделю (шестидневная учебная неделя)).

Цели обучения литературе:

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного

Задачи  преподавания литературы

  • Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
  • практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
  • эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности. 
  • развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя

Межпредметные связи изучения предмета

Межпредметные связи позволяют вычленять взаимосвязи литературы с русским языком, историей, обществознанием, МХК, без чего невозможно системное освоение основ науки. Русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе деятельности людей. Предмет «Литература» взаимодействует с дисциплинами художественного цикла ( музыкой, изобразительным искусством. Мировой художественной культурой), формируя у учащихся представления о закономерностях эстетического и художественного освоения мира человеком, о критериях эстетической оценки произведения. Уроки литературы могут включать в себя диалог искусств: кино, музыка, живопись, театр и литература. Вместе с историей и обществознанием  литература обращается  к проблемам, непосредственно связанным с  общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно – историческую память учащихся, воспитывает у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Особенности организации учебного процесса по предмету в 7 классе

Обозначены в Календарно-тематическом поурочном планировании.

Методы и формы обучения, контроля, используемые учителем

Обозначены в Календарно-тематическом поурочном планировании.

Перечень учебного оборудования и наглядных пособий

 Указан в календарно-тематическом поурочном планировании.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Кол-во часов

Основное содержание

Введение

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

1

Устное народное творчество

6

Жанры УНТ: былина, пословица, поговорка (своеобразие жанров)

2

Древнерусская литература

5

Жанры ДРЛ: летопись, поучение. Основы христианской морали

3

Произведения русских писателей XVIII века

3

Основные сведения о  М.В. Ломоносове, Г.Р. Державине. Новаторство поэтов 18 века в стихотворстве

4

Произведения русских писателей XIX века

43

Основные этапы жизненного  пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.А. Бунина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.

5

Произведения писателей XX века

34

Основные этапы жизненного  пути М.Горького, Л.Андреева, А. Платонова, Е. Носова, Ф. Абрамова, Ю. Казакова и др. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах. Знакомство с авторами зарубежной литературы 20 века и их произведениями (Дж. Олдридж, О. Генри)

6

Зарубежная литература

9

Основные этапы жизненного  пути Р.Бернса, д.Г.Байрона, О.Генри, Р.Бредбери и др. Японская поэзия.

7

Заключительный урок

1

Подведение итогов. Задание для летнего чтения

Итого

102

Календарно-тематическое поурочное планирование

урока

Тема урока. Отражение ГОСТов в УМК

Содержание в соответствии с ГОСТами

Формы организации учебн. деятельности

Формы контроля

Оборудование и наглядные пособия

Формирование ключевых компетенций

Дата

Введение (1час)

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. Изображение человека как важнейшая задача литературы. Знакомство с учебником. Краткая характеристика курса литературы для 7 класса

Лекция, беседа. Работа с книгой

Учебник

Знать цели, задачи обучения литературы в 7 классе, роль вопросов и заданий к текстам в понимании и осмыслении  творчества писателя; образную картину словесного искусства. Понимать природу художественного образа и своеобразие художественной действительности. Уметь пользоваться справочным разделом, составлять план и тезисы прочитанного (прослушанного) текста; самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы.

Устное  народное творчество (6 часов)

2

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях

Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», Пётр и плотник». Предание как жанр фольклора (начальное представление)

Лекция. Беседа. Работа с книгой.

Творческая работа: сформулировать вопросы по текстам преданий (письменно)

Учебник.

Ист.: комментарий (времена царствования Ивана Грозного, Петра I)

Знать, что называется преданием, кто герой преданий. Понимать своеобразие преданий как поэтической автобиографии народа.

Уметь  пересказывать кратко, составлять вопросы к художественному произведению

3

Понятие о былине. Нравственные идеалы народа в былинах. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда

Исторические и художественные основы былины. Собирание былин. Прославление мирного труда «Вольга и Микула Селянинович»

Беседа. Работа с книгой, с текстом былины.

Чтение  и комментирование текста былины.

Учебник.

Слайды «Герои русских былин»

Знать определение понятия «былина», своеобразие былины как героической народной песни. Уметь составлять характеристику былинного героя , определять художественные особенности былинного жанра и его отличия от сказки, тему былины, роль гиперболы и постоянных эпитетов; выразительно читать, сохраняя интонационную особенность былины

4

Былина «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя  как отражение нравственных идеалов русского народа

Нравственные идеалы народа в былинах. Микула Селянинович- эпический герой. Сказка и былина

Беседа

Выразительное чтение.  Устное словесное рисование героев былины

Текст былины

Знать своеобразие былины как героической народной песни. Уметь составлять характеристику былинного героя , определять художественные особенности былинного жанра и его отличия от сказки, тему былины, роль гиперболы и постоянных эпитетов; выразительно читать, сохраняя интонационную особенность былины

5

В

Киевский цикл былин об Илье Муромце. Особенности былинного стиха, роль гиперболы в былине. Новгородский цикл былин «Садко»

Киевский цикл былин. Илья Муромец – носитель лучших черт русского национального характера. Бескорыстное служение Родине и народу. Особенности былинного стиля

Урок внекклассного чтения.

Творческая работа: составить цитатный план былины. Викторина по русским былинам

Картина Васнецова «Богатыри». Мультфильмы «Илья Муромец и Соловей Разбойник»,  «Садко» (фрагменты)

Знать приёмы, при помощи которых раскрываются черты характера былинного героя. Уметь воспринимать и анализировать поэтику  былин, определять отношение автора-рассказчика  к герою, использовать фрагменты текста для подтверждения собственного мнения.

6

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос

Изображение жизни народа, его найиональных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и тёмного миров карело-финских эпических песен

Урок внекклассного чтения. Чтение. Беседа

Пересказ, близкий к тексту

Знать сведения о народных песен-рун для «Калевалы». Понимать эстетическое совершенство «Калевалы». Уметь характеризовать героев (рунопевцев, кузнеца Ильмаринена,  молодого удалого бойца), оценивать отражённые в произведении народные вкусы и пристрастия, подлинные исторические события и народные идеалы

7

Пословицы и поговорки

Русские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц

Беседа. Рассказ учителя

Творческая работа:  составление рассказа по пословице. Конкурс «Кто знает больше пословиц и поговорок?»

Иллюстрации к пословицам

Знать определение понятий «пословица», «поговорка». Понимать жанровые особенности пословиц и поговорок. Уметь объяснять прямой и переносный смысл пословицы, видеть богатство, точность, выразительность языка пословиц и поговорок; свободно включать  их в разговорную повседневную речь

Из древнерусской литературы (5 часов)

8

Древнерусская литература. Нравственные заветы Древней Руси. Русские летописи (отрывок «О пользе книг»). Формирование традиции уважитель-ного отно-шения к книге

Русские летописи и летописцы. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе чтения»)

Рассказ учителя. Чтение.

Творческая работа: чтение и сопоставление текстов летописи

ИЗО: история Киевской Руси в  картинках

Обзорное знакомство с жанром летописи, расширение словарного запаса, происхождение азбук

9

«Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси.

Поучение как жанр древнерусской литературы. В.Мономах - выдающаяся фигура  Древней Руси, виднейший государственный  деятель, человек «большого ума и литературного таланта»

Рассказ учителя. Чтение. Беседа

Выразительное чтение текста поучения.

Отрывок наизусть из «Поучения»

Презентация «Владимир Мономах»

Знать особенности поучения как жанра литературы.

Понимать смысл поучения Мономаха.

Уметь выразительно читать  текст, определять фольклорные традиции в древнерусской литературе

10 -11

(2урока)

«Повесть о Февронии и Петре Муромских»- гимн любви и верности

Историческая основа повести, идейно-художественное своеобразие. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини повести.

Рассказ учителя. Чтение. Беседа

Составление плана пересказа эпизода повести. Подробный пересказ эпизода

Слайды о героях повести

Знать содержание повести, нравственные законы, которым следуют её главные герои.  

Понимать красоту и высокие моральные качества главных героев повести.

Уметь воспринимать и анализировать древнерусский текст, отмечать синтез фольклорных и житийных элементов.

12

Подготовка к письменной работе по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература»

Сочинение на одну из тем:

1.Какое воплощение нашла народная мудрость  в произведениях УНТ?

2.Что воспевает народ в героическом эросе?

3.Нравственные идеалы и заветы Древней Руси(на примере одного произведения).

4.Чему учит древнерусская литература современного человека?

Урок развития речи

Сочинении – рассуждение на одну из тем

Знать особенности композиции сочинения-рассуждения.

Уметь выбрать тему сочинения, составит план, подобрать цитаты (примеры) из текста; грамотно оформлять устные высказывания в письменной форме; чётко ответить на поставленный вопрос (раскрыть тему сочинения)

Из русской литературы XVIII века (3 часа)

13

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Мысли автора о Родине, российской науке и ее творцах. «К статуе Петра Великого».

Особенности развития русской литературы в XVIII веке. Слово о поэте и учёном. Теория «трёх штилей»

Рассказ учителя.

Выучить  теорию «трех штилей».

 Слайды о жизни М.В.Ломоносова и о Петре I

Знать особенности развития русской литературы в XVIII веке; факты биографии и творческого пути М.В.Ломоносова, его роль в развитии русской литературы, теорию «трех штилей». Понимать особенности поэтического языка М.В.Ломоносова.

Уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст

14

Пр

М.В. Ломоносов.  «Ода на день восшествия на Всероссийский престол её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Ода как жанр русской литературы (первоначальное представление). «Ода на день восшествия на Всероссийский престол её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Мысли автора о Родине, призыв к миру

Беседа. Практикум

Выразительное чтение оды.

Отрывок наизусть из оды

ИЗО: иллюстрации портретов Елизаветы Петровны, М.Ломоносова

Знать определение понятия «ода», особенности жанра оды. Понимать особенности поэтического языка М.В.Ломоносова.

Уметь выразительно читать оду, определять особенности жанра оды (высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приёмов) 

15

Г.Р.Держа-

вин - поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина

Биографические сведения о поэте. Новаторство в стихотворческой деятельности. «Река времён», «На птичку», «Признание». Философские рассуждения о смысле жизни и свободе творчества

Рассказ учителя. Чтение. Беседа

Выразитель-ное чтение стихотво-рений

ИЗО: репродукция с картины Н.Ге «Пушкин читает стихи на экзамене».

Знать факты жизни и литературной деятельности поэта, содержание стихотворений. Понимать философский и иносказательный смысл стихотворений. Уметь определять идею стихотворений, объяснять новаторство Державина в поэзии, отмечать отличия в стихотворчестве Державина и Ломоносова(смешение лексики разных стилей, отказ от строгого деления на три «штиля»)

Из русской литературы XIX века (43 часа)

16

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России «Полтава»

Особенности развития русской литературы в XIX веке. Основные факты жизни А.С.Пушкина. Поэма «Полтава» - интерес Пушкина к истории России  

Рассказ учителя. Чтение. Беседа

Наизусть отрывок из поэмы «Полтава» («Полтавский бой»)

Портреты А.С.Пушкина разных лет. Мозаика М.В.Ломоносова «Полтавский бой»

Знать особенности развития русской литературы  XIXвеке, определение понятия «поэма»,  историческую основу поэмы, основные факты жизни и творчества А.С.Пушкина. Понимать интерес Пушкина к истории России. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев (ПётрI и КарлXII), находить средства художественной выразительности (метафора, эпитеты, сравнение, гипербола), оценивать отношение автора к изображаемому

17

А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Прославле-ние деяний Петра I

А.С.Пушкин. «Медный всадник».Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы

Рассказ учителя. Чтение. Беседа

Наизусть вступление к поэме «Медный всадник»

Портре-ты Пушкина, открыт-ки с изображением Петербурга, памятника Петру. Слайды «Петергоф»

Выявить историко-литературное и жанровое своеобразие «Медного всадника». Понимать интерес Пушкина к истории России.

Уметь находить средства художественной выразительности (метафора, эпитеты, сравнение, гипербола), оценивать отношение автора к изображаемому

18-19

2уро-ка

Пр

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва.

Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл сопоставления Олега и кудесника. Особенности композиции «Песни…», своеобразие языка. Понятие о жанре баллады (первоначальное представление)

Беседа. Практикум

Пересказ летописного отрывка. Наизусть отрывок из «Песни о вещем Олеге»

Иллюстрации к «Песни…» разных художников.

Ист.: правление князя Олега

Знать историческую основу «Песни…», определение понятия «баллада», особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка.

Уметь  воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев, определять особенности жанра баллады, находить средства художественной выразительности (метафора, эпитеты, сравнение, гипербола), оценивать отношение автора к изображаемому.

20-21

2уро-ка

А.С.Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры

Трагедия «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры России

Урок развития речи

Творческая работа: выписать цитаты, характеризующие летописца, Григория, Грозного.

Иллюстрации к трагедии В.И.Сурикова, В.А.Фаворского...

Ознакомление с текстом; знать историческую основу произведения.

Понимать интерес Пушкина к истории России.

Уметь  воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев

22

Проза А.Пушкина. «Станционный смотритель»-повесть о «маленьком человеке»

А.С.Пушкин «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». История Самсона Вырина и его дочери. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Гуманизм повести. Повесть как жанр эпоса (развитие представлений)

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Пересказ и анализ эпизода из повести

Худ. фильм «Станционный смотритель» (фрагменты)

Знать содержание повести, определение понятий «повесть», «образ «маленького» человека в русской литературе. Понимать идейный замысел повести, тему, роль автора и рассказчика в повести, причину трагедии Самсона Вырина.

Уметь объяснять способы выражения авторской позиции (эпиграф, фамилия главного героя, роль символической детали в описании помещения и т.д.)

23

Пр

Художественное совершенствои человечность повести «Станционный смотритель»

Автор и рассказчик. Отношение рассказчика к героям повести. Гуманизм Пушкина в оценке «маленького» человека. выразительность и лаконизм пушкинской прозы. Значение повести  «Станционный смотритель» в истории русской литературы

Практи-кум

Подробный рассказ о герое повести.Творческая работа: ответ на проблемный вопрос по повести: О чём заставляет задуматься повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель»?

Понимать идейный замысел повести (показать социальное неравенство, на котором строятся отношения между людьми и обществом).

Уметь анализировать художественный текст, выражать своё отношение к прочитанному, сопоставлять эпизоды, сравнивать героев, объяснять композиционную ёмкость повести, роль рассказчика( его сострадание, «память сердца», «внутренний нерв» повести и др.), значение повести в истории русской литературы

24-25

(2уро-ка)

М.Ю.Лермонтов. Душа и лира поэта

Слово о поэте. Стихотворения «Молитва»( «В минуту жизни трудную…»), «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива….». Проблема гармонии человека и природы. Мастерство поэта в создании в создании художественных образов

Лекция, беседа. Практикум

Наизусть стихотворение М.Ю.Лермон-това

Знать основные этапы жизни поэта.

Понимать образную структуру стихотворений («Когда волнуется желтеющая нива…»), тему стихотворения, состояние лирического героя, своеобразие лермонтовского пейзажа.

Уметь воспринимать и анализировать лирическое произведение

26

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»-поэма об историческом прошлом России

Картины быта XVI века, их роль в понимании характеров и идеи поэмы. Особенности сюжета поэмы. Эпические и лирические черты произведения и их художественная роль. Фольклорные традиции в поэме.

Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу

Цитатный план всей поэмы.

Наизусть отрывок из «Песни…»

Слайды об Иване Грозном, его правлении. Картины В.Васнецова «Гусляры»

Знать причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания «Песни…», содержание поэмы, особенности сюжета, его историческую основу. Понимать содержание и форму поэмы в соответствии с жанром, близость «Песни…» к фольклорной основе.

Уметь отмечать фольклорные элементы, отражение народной сказовой манеры повествования, находить исторические детали объяснять их художественную роль, анализировать текст, язык поэмы

27-28

2(урока)

Пр

Нравственный поединок поэмы

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Степан Калашников –носитель лучших качеств русского национального характера. Защита человеческого достоинства, сила и цельность характера Калашникова. авторское отношение к изображаемому. Язык поэмы.

Беседа. Практикум

Анализ эпизода. Ответ на вопро: как вы понимаете слова И.Андронникова: «Поэма заставляла задумываться о судьбе и правах человеческой личности»?

Знать нравственную проблематику произведения, жанровое своеобразие.

Понимать основной конфликт, определивший драматизм событий и характеры героев.

Уметь сопоставлять характеристику  литературного героя, сравнивать главных героев, объяснять роль пейзажа, определять изобразительные средства, при помощи которых автор достигает драматизма повествования, подчёркивая скоротечность человеческой жизни на фоне вечности, отношение автора к изображаемому, оценку морали и поведения героев поэтом и народом.

29

КР,
Т

Контроль-ная работа по творчеству А.С.Пушки-на и М.Ю. Лермонто-ва

Урок контроля

Контрольные вопросы. Тестирование

Знать основные этапы жизни и творчества поэтов, содержание произведений. Понимать идейно содержание изученных произведений. Уметь создавать собственное высказывание

30

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.

Слово о писателе. Замысел автора. История создания повести. Историческая основа повести

Рассказ учителя. Беседа

Работа с учебной статьёй.

Слайды о Н.В.Гоголе.

Ист.:Ук-раина 15-16 веков

Знать факты жизни и творческой деятельности Н.В.Гоголя, место повести в творчестве Н.В.Гоголя, замысел повести.

Понимать роль исторического фона в повествовании

Уметь составлять план учебной статьи, выделять главное(первоначальное представление о конспекте)

31

Тарас Бульба и его сыновья

Тарас, Остап и Андрий в начале повести. описание быта семьи Тараса. Воссоздание колорита эпохи. Принцип контраста в изображении Остапа и Андрия, роль художественной детали. Описание степи. Соотнесённость картин природы с судьбой героев

Беседа.

Наизусть отрывок из повести «Описание степи»

Худ фильм «Тарас Бульба» (фрагменты)

Знать содержание первых глав повести, определение понятий «повесть», «художественная деталь».

Понимать мотивы поведения героев, сложность и противоречивость образов Тараса и его сыновей, функцию пейзажа.

Уметь отбирать материал для  сравнительной  характеристики героев, отмечая, как  в ней сочетаются черты собственно личные, национальные и исторические

32

Запорожская Сечь, её нравы и обычаи

Тарас Остап и Андрий в Запорожской Сечи. Нравственный облик Тараса и его товарищей: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу, подвиг во имя родной земли. Остап и Андрий в бою. Принцип контраста в их изображении. Различие жизненных позиций Остапа, Андрия и Тараса. Столкновение любви и долга. Осуждение предательства

Беседа. Устный пересказ

Худ фильм «Тарас Бульба» (фрагменты)

Знать содержание глав 3-9.

Понимать глубину и трагизм конфликта отца и сына, отношение автора к героям.

Уметь отбирать материал для сравнительной характеристики, оценивать их поступки

33

Героизм и самоотверженность  Тараса  и его товарищей-запоржцев в борьбе за родную землю

Запорожцы в бою. Героическая смерть Остапа. Подвиг Тараса. Патриотический пафос повести. Прославление товарищества

Беседа. Пересказ эпизода

Наизусть отрывок из повести «Речь Тараса о товариществе»

Худ фильм «Тарас Бульба» (фрагменты)

Знать и понимать  идейную направленность заключительной главы  и повести в целом.

Уметь отбирать материал для сравнительной характеристики, оценивать их поступки, делать выводы

34

Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Тема и идея сочинения, отбор материала ву соответствии с темой

Урок развития речи

Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Знать специфику написания сочинения на литературную тему.

Понимать основную мысль предложенной темы сочинения.

Уметь выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать основную мысль, подбирать цитаты из произведения, редактировать написанное(работа с текстом)

35-36

2(урока)

И.С.Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос «Бирюк», нравственные проблемы рассказа. Мастерство

И.С.Тургенева в изображе-нии картин природы.

Слово о писателе. История создания и тематика сборника «Записки охотника». Нравственные проблемы рассказа «Бирюк». Изображение тяжести народной жизни и силы характера русского человека. Художественные особенности произведения

Рассказ учителя. Беседа

Подробный пересказ. Составление плана.

Наизусть отрывок из повести «Бирюк»(описание природы)

Знать факты жизни и творческой деятельности И.С.Тургенева, историю появления сборника «Записки охотника», содержание рассказа «Бирюк».

Уметь определять основную тему , идею рассказа, видеть авторскую позицию в тексте, составлять план и тезисы прочитанного, объяснять роль пейзажа в повествовании как важнейшего средства характеристики персонажей

37-38

2(урока)

И.С.Турге-нев «Стихотворения в прозе»: «Русский язык»,  «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе

«Стихотворения в прозе». Работа писателя над циклом. Авторские критерии нравственности в стихотворениях  прозе«Русский язык»,  «Близнецы», «Два богача». Родной язык как духовная опора человека

Урок развития речи

Выразительное чтение стихотворения в прозе. Написать(по желанию) стихотворение в прозе о природе, о жизни человека.

Наизусть стихотворение «Русский язык»

Высказывания русских писателей о русском языке

Знать определение понятия «стихотворение в прозе», время создания цикла стихотворений, тематику стихотворений. Жанровые особенности.

Понимать нравственный смысл стихотворений в прозе.

Уметь  определять специфические черты жанра, анализировать стихотворения в прозе, уметь грамотно формулировать основную мысль и тему стихотворения в прозе, определять художественные приёмы, использованные автором их роль

40

Н.А.Некра-сов «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения поэта о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины

Слово о поэте. Образ Родины. Изображение реального положения народа. Противопоставление образов «владельцев роскошных палат» и мужиков, пришедших к вельможе. Бесправие простых людей перед власть имущими

Урок развития речи

Выразительное чтение стихотворения.

Наизусть отрывок из «Размышления …»(или другое стихотворение о народе)

Слайды о Н.А.Нек-расове.

Музыка: народные песни на стих Н.А.Нек-расова

Знать факты жизни и творческой деятельности Н.А.Некрасова, рождение замысла  стихотворения «Размышления..», содержание стихотворения, художественные приёмы изображения действительности(антитеза).

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст. Объяснять композицию, развитие сюжета, авторское отношение к изображаемому, находить художественные приёмы фольклора,  использованные Некрасовым, объяснять художественные особенности стихотворения, роль в нём приёма антитезы

41-42

2(урока)

Н.А. Некрасов «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие русской женщины.

Историческая основа произведения. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Самоотверженность. Сила духа, верность долгу. Развитие понятия о поэме

Рассказ учителя. Беседа. Практикум

Инсценированное чтение текста.

Ист.: восстание декабристов (слайды)

Знать историческую основу поэмы, Содержание главы «Княгиня Трубецкая», жанровые особенности поэмы.

Уметь определять тему и идею поэмы, жанровые особенности, давать характеристику княгине и генерала, объяснять позицию автора, в процессе выразительного чтения показать предельное напряжение диалога героев, нравственную силу героини

43

А.К.Толс-той. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел

Слово об А.К.Толстом. Правда и вымысел в балладах. Конфликт «рыцарства» и самовластья. «Василий Шибанов»: особенности стилистической интерпретации исторического предания.

Урок внеклассного чтения

Рассказ о литературном герое. Комментирование текста художественного произведения

Знать / понимать факты жизни и творческой деятельности А.К.Толстого, жанровые особенности исторической баллады.

Уметь анализировать поэтический текст, определять нравственную проблематику произведений, композиции баллады, эпизоды, важные для характеристики главных героев, выделять художественные приёмы, использованные автором для  характеристики героев.

44-45

2(урока)

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сказки для детей изрядного возраста» Сатиричес-кое изображение нравственных пороков общества. «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Смысл противопоставления генералов и мужика.

Слово о писателе. Особенности сюжета и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». Сатира на социальные и нравственные пороки общества в сказке «Повесть о том, как мужик двух генералов прокор-мил». Паразитизм генералов и трудолюбие и сметливость  мужика. Сатира и юмор. Гротеск (начальное представление). Элементы народной сказки в произведении.

Рассказ учителя. Беседа.

Составление сравнительной характеристики героев (таблица)

Слайды о писателе. Иллюстрации к сказке

Знать  сведения о жизни и творческой деятельности писателя, содержание сказки «Повесть о том, как мужик двух генералов прокор-мил», определения литературоведческих понятий(гротеск, сатира, ирония, гипербола, аллегория, фантастика).

Уметь анализировать текст с учётом специфики жанра, оценивать поступки героев, определять фольклорные мотивы в повествовании, находить жанровые признаки повести, сказки и басни в произведениях М.Е. Салты-кова-Щедрина.

46-47

2(урока)

Пр

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Обличение нравственных пороков общества

Своеобразие сказки «Дикий помещик». Приёмы создания образа помещика. Позиция писателя в сказке

Беседа

Анализ сказки. Пересказ, чтение по ролям эпизода

Знать содержание сказки.

Понимать идейно-тематическое содержание сказки.

Уметь находить в сказке элементы сатиры, объяснять приёмы иносказания, отношение автора к героям, определять реальное и фантастическое в сказке

48

КР,
Т

Литературный ринг по произведениям Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина

Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина

Урок контроля

Мини-сочинени-рассуждение. Тестирование

знать /понимать тематику, идейно-художественное содержание изученных произведений.

Уметь строить развёрнутые высказывания на проблемный вопрос, делать выбор правильного ответа в тестовых заданиях

49

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Автобиографический характер повести «Детство». Сложность взаимоот-ношений взрослых и детей.

Слово о писателе. История создания повести, Автобиографический характер повествования. Значение эпохи детства в жизни героев Толстого и самого автора

Рассказ учителя. Беседа

Выборочный пересказ, ответы на вопросы

Слайды о писателе.

Знать отдельные факты биографии писателя, определение понятий «автобиографическое произведение».

Понимать, почему для Толстого так важна была Ясная Поляна

50

Главный герой повести Л.Н.Толсто-го «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир

Характеристика главного героя. Детство как открытие мира, самосознания ребёнка, драматическое познание им драматизма противоречий жизни

Беседа

Поиск ответов на проблемные вопросы по произведению

Знать содержание глав повести.

Понимать особенности повествовательной манеры писателя.

Уметь оценивать героя по его поступкам, давать характеристику героя, отражая особенности его характера(постоянное внутреннее движение, противоречия, смена чувств), оценивать «толстовские» эпитеты, их роль в произведении

51

Главный герой повести Л.Н.Толс-того «Детство». («Классы», «Наталья Савишна»)

Детство как открытие мира, самосознания ребёнка, драматическое познание им драматизма противоречий жизни. Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героев. Герой-повествователь (развитие понятия)

Аналитическая беседа

Сжатый пересказ. Сочинение-миниатюра «Поступок, за который мне стыдно»

Знать содержание глав повести.

Понимать особенности повествовательной манеры писателя.

Уметь оценивать героя по его поступкам, давать характеристику героя, отражая особенности его характера(постоянное внутреннее движение, противоречия, смена чувств), оценивать «толстовские» эпитеты, их роль в произведении

52

А.П.Чехов «Хамеле-он». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков.

Слово о писателе. «Хамелеон»-рассказ о духовном рабстве. Смысл названия рассказа. Средства создания комического в рассказ . Развитие понятия о юморе и сатире

Рассказ учителя. Беседа

Выразительное чтение по ролям

Слайды о писателе

Знать сюжет и образную систему рассказа, оценки творчества А.П.Чехова современниками.

Понимать тему и идею произведения, авторскую иронию в использовании разностилевой лексики, синтаксической несогласованности речи героев.

Уметь оценивать действия героев, объяснять значение диалогов и художественной детали в раскрытии характера героев

53

Пр

Средства создания комического в рассказе. Смысл названия рассказа.

Смысл названия рассказа. Средства создания комического в рассказ Развитие понятия о юморе и сатире

Беседа. Практикум

Знать сюжет и образную систему рассказа.

Уметь оценивать действия героев, объяснять значение диалогов и художественной детали в раскрытии характера героев

54

Два лица России в рассказе А.Чехова «Злоумыш-ленник»

Ситуация непонимания на основе сюжета. Авторская позиция в рассказе. Смешное и грустное в рассказе

Беседа

Выразительное чтение по ролям.

Знать содержание рассказа, определение понятий «юмор», «сатира».

Понимать идейно-тематическую направленность произведения.

Уметь анализировать произведение, видеть «смех и слёзы» автора, раскрывать роль художественной детали и особенности речи, выразительно читать, передавать при помощи интонации характер героев, комический эффект рассказа.

55

Смех и слезы в рассказах А.Чехова «Тоска», «Размазня» и др.

Творческий процесс писателя. Социальная направленность рассказов. Позиция писателя

Урок внеклассного чтения

Пересказ, чтение  по ролям. Сопоставление рассказов, выявление в них общих черт

Знать/понимать содержание рассказов, позицию автора.

Уметь видеть смешное и грустное  в произведении, оценивать творческую манеру писателя – «искусство писать- искусство вычёркивать», роль смеха в рассказах А.П.Чехова

56

И.А.Бунин. Судьба и творчество писателя. «Цифры». Сложность взаимопонимания взрослых и детей.

Слово о писателе. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания взрослых и детей в семье. Обретение доброты и гармонии. Психологизм и искренность в разработке характеров и их описании

Рассказ учителя. Беседа

Составление плана художественного произведения

Слайды о писателе

Знать факты жизни писателя его литературной деятельности, содержание рассказа.

Понимать проблематику рассказа.

Уметь составлять план произведения, оценивать героев по их поступкам, определять отношение рассказчика к героям и описываемым событиям

57

И.А.Бунин «Лапти». Нравствен-ный смысл рассказа. Мастерство Бунина-прозаика.

Тема, идея рассказа. Композиция. Философское размышление  писателя о связи Человека и Природы, жизни и смерти. Мастерство Бунина-прозаика.

Беседа

Анализ эпизода

Знать/понимать  идейно-тематическую направленность рассказа, определение понятия «деталь».

Уметь выделять смысловые части , давать оценку поступкам героев, строить рассуждение на нравственно-этическую тему; оценивать роль единства описания(стихия, болезнь ребёнка, слёзы матери), звукописи, введение «чужой» речи, метафоричность описаний состояния природы - средства, помогающие автору усилить трагизм повествования

58

Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» по произведениям Л.Н.Толстого и И.А.Бунина

Сложность взаимопонимания взрослых и детей в семье. Обретение доброты и гармонии. Психологизм и искренность в разработке характеров и их описании

Урок развития речи

Сочинение на литературную тему

Знать специфику написания сочинения на литературную тему.

Понимать основную мысль предложенной темы сочинения.

Уметь выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать основную мысль, подбирать цитаты из произведения, редактировать написанное(работа с текстом)

59-60

2(урока)

Пр

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе.

(В.А.Жуковский, А.К.Толс-той И.А.Бунин)

Чтение и анализ лирического стихотворения. Поэтическое изображение природы и выражение авторского отношения, миросозерцания

Урок развития речи. Практикум

Наизусть стихотворение (по выбору)

Слайды о русской природе. Муз.: П.И.Чайковский: «Времена года»

Знать план анализа лирического стихотворения, основные поэтические тропы.

Уметь анализировать небольшое лирическое стихотворение, объяснять, каким настроением оно проникнуто, какие изобразительные средства создают художественные образы, выразительно читать.

Из русской литературы XХ века (33ч.)

61-62

М.Горький. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображе-ние быта и характеров

Слово о писателе. Тяжёлые картины жизни. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин и дядья. Изображение быта и характеров

Рассказ учителя. Беседа

Подбор цитат, характеризующих «свинцовые мерзости жизни».

Слайды о писателе

Знать/понимать автобиографический характер повести, её содержание, причины поступков героев.

Уметь делать художественный пересказ эпизодов повести, выделять те события, которые произвели на душу ребёнка (героя и читателя) особо тяжкое впечатление, определять отношение автора к изображаемым событиям и оценивать их, находить художественные средства.

63

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных характеров

Бабушка, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героев. Понятие о теме и идее произведения

Беседа

Инсценированное чтение эпизода. План характеристики героя.

Наизусть отрывок (пляска Бабушки/Цыганка)

Худ. Фильм «Детство»(фрагменты)

Знать специфические черты характера, присущие отдельным персонажам.

Уметь видеть авторскую позицию по отношению к героям,  давать характеристику литературному герою по плану, объяснять поступки героев, их характеры, взаимоотношения с другими

64

Вера в творческие силы народа в произведении М.Горького «Детство»

Бабушка, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героев.

Беседа

Худ. Фильм «Детство»(фрагменты)

Знать специфические черты характера, присущие отдельным персонажам.

Уметь видеть авторскую позицию по отношению к героям,  давать характеристику литературному герою по плану, объяснять поступки героев, их характеры, взаимоотношения с другими

65

Анализ эпизода из повести «Детство»

Обучение анализу эпизода (эпизод «Пожар»). Портрет как средство характеристики героя

Урок развития речи

Худ. Фильм «Детство»(фрагменты)

Уметь определять границы эпизода, пересказывать его, объяснять, насколько он важен в раскрытии идеи всего произведения, какова его роль в композиции, давать характеристику персонажам в эпизоде, оценить особенности речи, выявить присутствие автора(прямое и опосредованное), формулировать общий вывод о роли эпизода в произведении

66

«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Портрет как средство характеристики

Урок внеклассного чтения. Беседа

Наизусть отрывок «Сердце Данко»

Знать содержание легенды, жанровое своеобразие произведения.

Уметь оценивать поступок литературного героя и его нравственный мотив, его чувства к людям и их отношение к герою

67

В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владими-ром Маяковским на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.

Слово о поэте. Особенности стиля Маяковского как художника и поэта. Роль фантастических картин. Метафора как основа сюжета стихотворения.

Рассказ учителя. Беседа

Выразительное чтение стихотворения В.В.Маяковс-кого 

Слайды о В.В.Мая-ковском

Знать факты жизни и творческого пути поэта, своеобразие художественной формы стихотворения, определение понятия «сатира», «юмор»(развитие представления).

Понимать роль фантастических картин в произведении, роль поэта в обществе.

Уметь выразительно читать стихотворение В.В.Маяковского, выделять смысловые части стихотворения.

68

В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». . Юмор автора, роль фантастических картин.

Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Смысловая роль ритма и рифмы стихотворения

Беседа

Наизусть отрывок из стихотворения«Необычайное приключение, бывшее с Владими-ром Маяковским на даче».  

Знать своеобразие художественной формы стихотворения, определение понятия «сатира», «юмор»(развитие представления).

Понимать роль фантастических картин в произведении, роль поэта в обществе.

Уметь выразительно читать стихотворение В.В.Маяковского, выделять смысловые части стихотворения, определять художественное своеобразие стихотворения, приёмы создания образов, оценивать язык поэта

69

В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя, гуманизм и сочувствие ко всему живому.

Урок внеклассного чтения. Беседа

Знать понятие о лирическом герое.

Понимать тонкости внутреннего мира  лирического героя, главную тему стихотворения.

Уметь видеть идейную позицию автора, способного сопереживать, определять главную мысль стихотворения, наблюдать над ритмом, лексикой, звукописью, строфикой стихотворения

70-71

2(урока)

Л.Н.Андре-ев. «Кусака». Нравственные проблемы рассказа

Слово о писателе. Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистичес-кий пафос произведения.

Уроки внеклассного чтения. Беседа

Выборочный пересказ по плану

Знать сведения о жизни и творческой деятельности писателя (первоначальное представление), содержание произведения.

Понимать нравственную проблематику рассказа.

Уметь сформулировать собственное отношение к событиям и героям рассказа, владеть различными видами пересказа

72

А.Платонов«Юшка». Друзья и враги главного героя, его непохо-жесть на окружаю-щих

Слово о писателе. Друзья и враги главного героя, его непохо-жесть на окружающих

Рассказ учителя. Беседа

Портрет Платонова, различ-ные издания его книг.

Знать сведения о писателе, сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание.

Уметь анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев

73

А.Платонов «Юшка». Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к сострада-нию, уважению к человеку.

Нравственное содержание рассказа. Призыв к состраданию, уважению к человеку.

Беседа

Уметь анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев, определять авторское отношение к изображаемому

74

А.Платонов «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности

Труд как основа нравственности

Урок внеклассного чтения. Беседа

Выборочный пересказ по плану

Знать содержание прочитанного самостоятельно произведения.

Понимать главную мысль рассказа, отражение в ней мечты о доброте, взаимопонимании, жизни для других.

Уметь воспринимать и анализировать по вопросам

75

А.Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности

Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка А.Платонова

Урок внеклассного чтения. Беседа

Мини-сочинение: объяснить название рассказа

Понимать идейное своеобразие прозы А.Платонова.

Уметь воспринимать и анализировать по вопросам, выражать своё отношение к прочитанному

76

Подготовка к домашнему сочинению по произведениям писателей XХ века

Подготовка к сочинению-рассуждению на основе изученных произведений(М.Горький, В.Маяковский, Л.Андреев, А.Платонов)

Урок развития речи

Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Знать содержание изученных произведений.

Уметь определять основную мысль сочинения, составлять план, подбирать цитаты из произведения, редактировать написанное(работа с текстом)

77

Б.Л.Пастер-нак. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.

Слово о поэте. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов

Рассказ учителя. Практикум

Наизусть стихотворение (по выбору) 

Знать факты жизни и творческого пути поэта, определение понятий «лирический герой», «пейзаж»(развитие представлений).

Понимать идейное содержание лирического стихотворения.

Уметь анализировать небольшое лирическое стихотворение, объяснять, каким настроением оно проникнуто, какие изобразительные средства создают художественные образы, выразительно читать.

78

КР

Контрольная работа: анализ эпизода или одного лирического стихотворения

Анализ эпизода прозаического произведения или одного лирического стихотворения из литературы XХ века

Урок контроля

Письменная работа аналитического характера

Знать /понимать тематику, идейно-художественное содержание изученных произведений.

Уметь определять границы эпизода, пересказывать его, объяснять, насколько он важен в раскрытии идеи всего произведения, строить развёрнутые высказывания, анализировать небольшое лирическое стихотворение, объяснять, каким настроением оно проникнуто, какие изобразительные средства создают художественные образы, высказывать своё впечатление от произведения

79-80

2(урока)

А.Т.Твардовский. Философские проблемы в лирике Твардовского. Пейзажная лирика

Слово о поэте. Пейзажная лирика. Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы. Развитие понятия о лирическом герое

Рассказ учителя. Беседа

Анализ стихотворения. Наизусть стихотворение (по выбору)

Слайды о поэте

Знать факты жизни и творческого пути поэта, определение понятий «лирический герой», «пейзаж»(развитие представлений).

Уметь выразительно читать стихотворение, анализировать лирическое стихотворение, определять тематику пейзажной лирики Твардовского, её главные мотивы, отмечать художественные средства, особенности лексики.

81-82

2(урока)

Час мужества. Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны.

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях Ахматовой, Симонова, Суркова, Твардовского, Тихонова и др.

Уроки внеклассного чтения. Беседа

Наизусть стихотворение (по выбору)

Слайды о Великой Отечественной войне. Портреты поэтов

Знать особенности поэтических текстов о Великой Отечественной войне, своеобразие жанра интервью.

Уметь выразительно читать стихотворения патриотической направленности, определять авторскую позицию

83

Ф.А.Абра-мов. «О чем плачут лошади» Эстетичес-кие и нравственно-экологиче-ские проб-лемы рассказа.

Слово о писателе. Любовь автора ко всему живому. Логика истории и развития связей природы и человека

Рассказ учителя. Беседа

Пересказ от лица главного героя рассказа

Портрет писателя

Знать сведения о писателе, сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание.

Понимать роль сказочных элементов в рассказе.

Уметь анализировать небольшое эпическое произведение, объяснять, какими средствами автору удалось вызвать сочувствие  и сопереживание у читателей.

84

Ф.А.Абра-мов. «О чем плачут лошади». Литератур-ные традиции в рассказе Ф.Абрамо-ва «О чем плачут лошади»

Понятие о литературной традиции

Беседа

Составить план всего рассказа

Знать сюжет и проблематику рассказа, понятие литературной традиции.

Уметь определять особенности жанра, композиции, темы произведения, находить элементы литературной традиции

85

Е.И. Носов «Кукла» Нравствен-ные проблемы рассказа.

Слово о писателе. Автобиографический рассказ «Кукла». Протест против равнодушия. Красота родной природы в рассказе. Мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни.. Лаконизм рассказа.

Рассказ учителя. Беседа

Составление характеристики героя

Портрет писателя

Знать сведения о жизни и творческой деятельности писателя, содержание произведения,  определения «тема», «идея», план анализа эпического произведения.

Уметь определять особенности жанра, композиции, темы и идеи произведения, объяснять роль пейзажа, определять средства художественной выразительности для воссоздания психологического состояния героя.

86

Е.И.Носов «Живое пламя». Мотив памяти в рассказе

Осознание огромной радости  прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. Мотив памяти в рассказе «Живое пламя»

Урок внеклассного чтения. Беседа

Анализ произведения с выражением собственного отношения к изображаемому

Знать содержание рассказа. Уметь анализировать небольшое эпическое произведение, определять тему, основную мысль, изобразительно-художественные средства, которые использует автор для описания короткой, но яркой жизни маков, объяснять, как автор показывает связь человека и природы, как в этих взаимоотношениях проявляется личность человека

87-88

2(урока)

Ю.П.Каза-ков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовы-ручка как мерило нравствен-ности

Слово о писателе. Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравствен-ности. Особенности характера героев. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе.

Уроки внеклассного чтения. Беседа

Пересказ  от лица героев рассказа.

Портрет писателя

Знать сведения о жизни и творческой деятельности писателя, содержание произведения,  определения «тема», «идея», план анализа эпического произведения.

Понимать нравственную проблематику рассказа.

Уметь давать характеристику литературному герою, оценивать поступки героев, понимать внутренний мир героев, их взаимоотношения, создавать сравнительную характеристику Яши и Володи, определять  собственное отношение к изображаемому

89

Д.С.Лихачев. Писатель, ученый, гражданин. «Земля родная», как напутствие молодежи

Слово об учёном, писателе-публицисте. Публицистика как жанр литературы

Урок внеклассного чтения. Беседа

Выразительное чтение глав «Молодость-это вся жизнь», «Учиться говорить и писать»

Слайды о писателе, его научной деятельности

Знать биографические сведения о писателе, определение понятия «публицистика»(развитие понятия).

Уметь выстраивать устный и письменный ответы(рассуждать) на поставленные вопросы, определять жанровые признаки произведений. Уметь оценивать отношение автора к изображаемому

90

Писатели улыбаются. Смех М.Зощенко(по рассказу «Беда»)

Слово о писателе. Смешное и грустное в рассказе «Беда». «Сочетание иронии и правды чувств», «пёстрый бисер лексикона»

Рассказ учителя. Беседа

Письменный отзыв на рассказ

Слайды о писателе

Знать/понимать автора и сведения о его биографии, творчестве, содержание рассказа, авторскую позицию в оценке поступков героев.

Уметь  видеть смешное и грустное в произведении, «сочетание иронии и правды чувств», «пёстрый бисер лексикона»(М.Горький), передавать содержание в соответствии с речевыми особенностями произведения(просторечная лексика героев), писать отзыв на рассказ

91

«Тихая моя Родина».Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе.

Восприятие окружающего мира. Единство человека и природы.

Произведения В.Брюсова, Ф.Сологуба, С.Есенина, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого и др. Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами

Урок внеклассного чтения.

Наизусть стихотворение (по выбору)

Слайды о русской природе. Портреты поэтов

Знать план анализа лирического стихотворения, основные поэтические тропы.

Уметь анализировать небольшое лирическое стихотворение, объяснять, каким настроением оно проникнуто, какие изобразительные средства создают художественные образы, выразительно читать.

92

Песни на слова русских поэтов XX века.

А.Вертинский «Доченьки» и др..И.Гофф «Русское поле», Б.Окуджав «По смоленской дороге…» Лирические размышления о жизни, времени и вечности

Урок внеклассного чтения.

Наизусть стихотворение (по выбору)

Портреты поэтов

Знать содержание поэтических текстов.

Уметь анализировать небольшое лирическое стихотворение, объяснять, каким настроением оно проникнуто, какие изобразительные средства создают художественные образы, выразительно читать.

93

Из литературы народов России. Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля» и др.

Слово о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни.

Рассказ учителя. Беседа

Портрет поэта. Книги

Знать факты жизни и творческого пути поэта, своеобразие художественной формы стихотворения.

Понимать особенности художественной образности дагестанского поэта.

Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст

Из зарубежной литературы (9ч.)

94

Р. Бернс. «Кто честным кормится трудом – таких зову я знатью!» (Р. Бернс. «Честная бедность»).

Слово о поэте. Народнопоэтическая основа и своеобразие  лирики Бёрнса. Грустный и шутливый характер произведения

Рассказ учителя. Беседа

Анализ стихотворения. Подбор пословиц, отражающих идею каждого куплета стихотворения

Слайды о поэте

Знать автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, темы его творчества.

Уметь выразительно читать  стихотворение, подчёркивая его грустный и шутливый характер, объяснять, почему стихотворение стало песней; способы достижения комического эффекта; определять, какие образы  и понятия противопоставляются, роль рефрена

95

Д.Г.Байрон.  «Ты кончил жизни путь, герой!..» как прославление подвига во имя свободы Родины

Слово о поэте. Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!..». Героические мотивы лирики Д.Г.Байрона. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины

Рассказ учителя. Беседа

Выразительное чтение стихотворения. Сопоставление героя Байрона с героями русской литературы

Слайды о поэте

Знать/понимать  факты  жизненного и творческого пути поэта, гуманистический пафос творчества Байрона.

Уметь анализировать поэтический текст, видеть особенности поэтической интонации, определять художественные средства, создающие торжественный настрой в стихотворении

96

ПР

Японские хокку. Особеннос-ти жанра

Японские хокку. Особенности жанра

Практикум

97-98

2(урока)

Нравствен-ные проблемы в произведениях зарубежных писателей.  О.Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвен-ность во имя любви.

О.Генри. «Дары волхвов». Слово о писателе. Преданность и жертвенность во имя любви. Поэтический гимн благородству и любви. Смешное и возвышенное в рассказе

Рассказ учителя. Беседа

Пересказ от лица героев рассказа

Слайды о писателе

Знать автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, темы его творчества, содержание рассказа.

Понимать нравственную основу произведения.

Уметь видеть гуманизм и лёгкий юмор в рассказах писателя

99-100

2(урока)

Р.Д.Брэдбери. Слово о писателе. «Канику-лы» Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра

Слово о писателе. Стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на земле

Уроки внеклассного чтения. Беседа

Слайды о писателе

Знать автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, темы его творчества, содержание рассказа; понятие «фантастика». «фантастический рассказ-предупреждение».

Понимать внутреннее состояние героев, роль авторских ремарок и приёмы фантастики.

Уметь объяснять смысл названия рассказа, фольклорные традиции

101

КР
Т

Итоговый урок. «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек»(К.Паустовский)

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса

Урок контроля

 Контрольные вопросы. Тестирование

Знать/понимать, как литература влияет на формирование в человеке нравственного и эстетического чувств.

Уметь строить развёрнутые высказывания на проблемный вопрос, делать выбор правильного ответа в тестовых заданиях

102

Итоги года. Задание на лето

Беседа

Подведение итогов деятельности учащихся в процессе изучения произведений курса 7 класс

102-104

Резервные уроки


Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен овладеть следующими ЗУН:

ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений; 
  • основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных  

направлений;

  • понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.

УМЕТЬ:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • правильно, бегло и выразительно читать вслух;
  • определять род и жанр произведения;
  • писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
  • писать развернутый ответ на вопрос;
  • письменно составлять план сочинения;
  • писать рассказ-характеристику;
  • свободно владеть письменной речью.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом  

норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.


Контроль уровня достижений учащихся и критерии оценки

Виды и формы контроля:

1)  промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, и изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста,  характеристика литературного героя,  конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинении на литературную тему, сообщение на литературную и историко – культурную тему, презентация проектов; викторина;

2)  итоговый: анализ эпизода;  анализ стихотворения,  тест, включающий задания (с выбором ответа, с кратким ответом),  проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий;  письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос,  творческая работа (сочинение).

Контроль уровня достижений учащихся:

  • начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения, факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);
  • глубина освоения идейно – художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата различных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);
  • уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);
  • качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).

 и критерии оценки:

  • «3» -удовлетворительно – выполнено 70% предложенных заданий;
  • «4» - хорошо – выполнено 85% заданий;
  •        «5» - отлично – более 90% заданий.

Работа считается выполненной («3», «зачёт»), если учащийся выделил в тексте и объяснил роль некоторых художественных средств, указанных вопросом (или найденных самим учащимся), и предложил одно из возможных объяснений мотивов поведения, отношений и характеров героев или общего смысла фрагмента, указав на связь его с проблематикой всего произведения. Этот уровень свидетельствует о понимании учащимся героев, проблематики произведения и знаний важнейших сведений о нём.

Высоким результатом («4») можно считать такое выполнение работы, когда учащийся выделил в тексте и объяснил смысл наиболее характерных для него средств изображения и истолковал смысл всего изображённого (героев, событий, картин жизни и пр.) в тесной связи с проблематикой всего произведения, с авторским замыслом, воплощённым в нём. При таком выполнении работы важно, что учащийся понимает художественные особенности, присущие конкретному произведению и автору. Важно также, что ученик понимает  и истолковывает связь содержания  фрагмента с одной из проблем произведения или указывает на место фрагмента в композиции.

Отличным следует признать результат («5»), когда, выполняя работу, ученик истолковывает содержание фрагмента в единстве раскрываемых в нём проблем и художественных средств их воплощения. В этом случае важно осознание учеником авторской позиции, которой определяется и изображённое, и средства его воплощения. Работы такого уровня приближаются к пониманию художественного мира автора.

В письменных работах по литературе орфографические и пунктуационные ошибки отмечаются, но не учитываются. Речевые и стилистические ошибки учитываются. Если количество этих ошибок превышает положенную норму (Нормы оценки знаний, умений и навыков по  литературе. 2002.) и влияют на смысл сказанного, то работа считается невыполненной. Если эти ошибки искажают смысл одного из тезисов, развиваемых автором, то оценка снижается на один балл.

Описание используемого УМК и дополнительных материалов

  • Государственный стандарт общего образования;
  • Программа по литературе. 5-11 классы; /авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С. Збарский, В.П.Полухина; /под ред. В.Я.Коровиной./ - М.: Просвещение, 2008);
  • Коровина В.Я. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. 7 класс. В 2-х частях. – М., Просвещение, 2008.
  • Журнал «Литература в школе».
  • Литература. Приложение к газете «Первое сентября».
  • Золотарёва И.В., Н.В.Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе. Изд. 4-е. – М.,   «Вако», 2008.
  • Дидактические материалы для 7 кл. “Читаем, думаем, спорим”. Русское народное поэтическое творчество / под ред. А. М. Новикова
  • Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. / Н.П. Архипова. – М.: Глобус, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...