Методическая копилка
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Коняева Светлана Анатольевна

Конспекты уроков, методические разработки внеклассных мероприятий по предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект открытого урока русского языка в 7 классе "Слитно-дефисно-раздельное написание слов"32.26 КБ
Microsoft Office document icon Конспект урока внеклассного чтения по повести А. Лиханова “Последние холода”52.5 КБ
Microsoft Office document icon Конспект урока по литературе с использованием ЦОР "Русские народные сказки"79 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку "Русские народные сказки"1.35 МБ
Microsoft Office document icon НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Лингвистическая игра для учащихся 7-8 классов «Грамматическое лото»2.95 МБ
Microsoft Office document icon НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Викторина "Сказочные путешественники"2.9 МБ
Office presentation icon НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Интеллектуальный турнир782 КБ
Microsoft Office document icon НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Игра " СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ "49 КБ
Office presentation icon НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Презентация к игре " СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ "2.32 МБ
Microsoft Office document icon НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Литературная викторина по творчеству Н.А.Некрасова2.96 МБ
Office presentation icon НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Презентация "Биография Н.А.Некрасова"2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 7  классе

ТЕМА:  Слитно-дефисно-раздельное написание слов

Правописание сложных прилагательных, существительных, предлогов, местоимений.

Цель: 

  • Повторить основные  случаи  слитного, раздельного и дефисного написания сложных прилагательных, существительных, местоимений;
  • учить находить и объяснять все типы написания; применять правила разных типов орфограмм;
  • развивать умение актуализации полученных знаний;
  • воспитывать чувство ответственности и сознательное отношение к учебному труду.

Оборудование: раздаточный материал, дополнительный материал, компьютерная  презентация

Ход урока

I. Организационный момент

   II. Проверка домашнего задания   Упр.  148 (заранее написать на доске)

- От чего зависит написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях?

(под ударением пишем НЕ, а без ударения – НИ)

 - Как пишутся отрицательные местоимения с НЕ и НИ? (слитно и в три слова, если между частицей и местоимением есть предлог).

Учитель:

Чтобы знания были впрок, следует вспомнить прошлый урок.

Перед тем, как перейти к повторению материала  о слитно-дефисно-раздельном написании, выполним несколько заданий на повторение материала о правописании НЕ  со словами разных частей речи.

Словарный диктант "По следам выполненных упражнений" с взаимопроверкой или самопроверкой  по слайду №3

Не терпит неправды; не широкая, а узкая река; невысокий дом; невзирая на трудности; не большая, а маленькая книга;  книга небольшая, а интересная; не отражаясь в зеркале; нескошенный луг; задача не решённая, а только начатая;  калитка не закрыта; не исправленная вовремя ошибка; не пуская в комнату; ненавидя ложь.

                                Слайд №3

III. Постановка учебной задачи.

  1. Осмысление заголовка темы с его конца.

Для начала попытаемся ответить на следующие вопросы:

  • Что мы уже можем сказать о теме? (речь идет о правописании сложных прилагательных, существительных, некоторых местоимений)
  • Что значит сложные  слова? (состоят из 2-х и более корней)
  • Как они могут писаться? (слитно или через дефис)

2. Постановка цели урока учениками.

Исходя из того, что мы выяснили, попытаемся все вместе сформулировать цель нашего урока. Итак, что нужно выяснить на сегодняшнем уроке? (надо выяснить условия слитного и дефисного написания прилагательных, существительных, местоимений, предлогов.

Учитель: Чтобы  вспомнить правила правописания некоторых слов, к  которым сегодня будем обращаться, предлагаю работу с текстом.

IV. Работа с текстом (текст выведен на слайде презентации и распечатан для каждого ученика)

Задания:

 -Прочитать выразительно текст, определить тему и основную мысль текста, тип и стиль речи.

- Пользуясь таблицей  учебника на странице  60  объяснить правописание выделенных прилагательных. Укажите, какие слова пишутся слитно, а какие через дефис и почему?

Хорош сосновый бор осенним днём! Идёшь по темному, сказочно-прекрасному лесу -  точно огромные свечи возвышаются над головой. Толстым слоем медно-бурой хвои накрылась земля. Через песчаную дорогу протянулись длинные  паукообразные корни.  Серебряным мхом поросли невысокие кочки. В (Из-под) траве (Ы) виднеются ярко-зеленые листики брусники, а среди них – темно-красные ягоды.

Через (ИЗ-ЗА) зеленоватые(Х) вершин (ы) пробиваются багряные лучи невысокого солнца. Золотисто-солнечные зайчики касаются могучих стволов сосен и перебегают с дерева на дерево. Это придаёт бору причудливо-таинственный вид.

Тишина в старом сосновом бору. Пахнет смолой. Но вот с северо-западной стороны потянул резкий ветер, и зашумели  сказочные великаны.

На слайде показать объяснение написания слов.

             Слитно                                                      Через дефис

Паукообразные – в образе паука                  Медно-бурой (оттенок цвета)

                                                                          Ярко-зелёные (оттенок цвета)

                                                                          Тёмно-красные  (оттенок цвета)

                                                                         Золотисто-солнечные (от. цвета)

                                                                         Причудливо-таинственный (= и)

                                                                         Из-под (предлог)

                                                                         Из-за по-над, по-за (предлог)  

                                                                         

Учитель: Слова каких частей речи не встретились в тексте, но они тоже пишутся через дефис или слитно?

Ученик: Существительные, местоимения.

V. Актуализация знаний

– Какие прилагательные, существительные  называются сложными? (Прилагательные и существительные,  имеющие два корня, называются сложными.)

– Как пишутся сложные прилагательные и существительные? (Слитно и через дефис.)

- Когда сложные прилагательные пишутся слитно? Приведите примеры.

Ученик: Прилагательные, которые образовались из словосочетаний, в которых одно слово главное, а другое зависимое, пишутся слитно. Слитно также пишутся прилагательные, первая часть которых- имя числительное и которые образовались от сложных существительных. 

Например: железная дорога (железнодорожный), пять лет (пятилетний), синие глаза (синеглазый), водопроводный (водопровод)     

- Какие прилагательные пишутся  через дефис? Приведите примеры.  

Ученик: Прилагательные, которые могут быть заменены двумя равноправными словами с союзом И, обозначающие оттенок цвета, образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис и прилагательные, являющиеся собственными наименованиями, а также начинающимися со слов восточно-, западно-, северно-, южно-, пишутся через дефис. 

Например: немецкий и русский (немецко-русский), фабричный и заводской (фабрично-заводской), северо-запад (северо-западный), бело-розовый, тёмно-серый, Южно - Китайское, Петропавловск - Камчатский ) 

- А какие сложные существительные  пишутся слитно? Приведите примеры.

Ученик: Все сложные существительные с соединительными гласными О и Е или без них, а также существительные с первой частью пол- перед согласными, частью полу- всегда пишутся слитно.

Например: Солнцепёк, баснописец,  детсад, полдома, полтетради, полчаса, полувековой.

- Какие существительные  пишутся  через дефис?  

Ученик: Сложные существительные, которые обозначают название промежуточных стран света,  одно понятие, образованное из двух самостоятельных слов, а также существительные, имеющие в первой части пол- перед гласными, прописными и Л, пишутся через дефис. 

Например: юго-восток, плащ-палатка, кафе-мороженое, пол-луковицы, пол-арбуза, пол-яблока, пол-озера, пол-улицы, пол- Корочи, пол-России.

- Приведите примеры местоимений, пишущихся через дефис. К какому разряду они относятся?  (неопределённые).

Кто-либо, какой-нибудь, кем-то, кое - что.

-Как ещё могут писаться такие местоимения? 

Ученик: Они могут писаться в три слова, если между местоимением и частями  –то, -либо, - нибудь и –кое  стоит предлог.

Слайд №10

Физкультминутка. Дать слайд  №10 с изображением картины природы на фоне музыки. Предложить ребятам несколько раз поморгать глазами, затем закрыть глаза и представить картину, которую навевает им музыка.

Некоторым учащимся было дано задание подобрать высказывания  о здоровом образе жизни:

Такой «Словарь  мудрых мыслей» ведут дети, а на уроках предлагают на физкультминутке

                                            «Словарь мудрых мыслей». 

  •  Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды”, 
  • “По яблоку в день – и доктор не нужен”,
  • “Ешь просто - доживёшь лет до ста”, 
  • «Здоров на еду, да хил на работу». 
  • «Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест». 
  • “Пешком ходить - долго жить”,
  • “Будешь двигаться - через хребет перевалишь, будешь сидеть - в яму скатишься”,
  • “Систематически заниматься спортом - значит заботиться о своём здоровье”,
  • “Воздух, солнце и вода – три кита здоровья”.
  • Хороший смех оздоравливает душу”,
  • “Здоровый сон – прекрасное самочувствие днём”,
  • “Улыбка – лучшая таблетка”.

Учитель:

На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно.

4. Работа по закреплению материала.     Работа во временных тетрадях.

1. Списывание с группировкой (1 вариант).

Распределите  слова в две колонки. Объясните их написание.

Образец:                                                 

                                             

Слитно

Через дефис

морозоустойчивый

бело-розовый

 

 Древнерусская литература, кое- кто,  русско-французский  словарь, двухгодичные курсы, кому-либо,  юго-восточный район,  чугунолитейный цех,    металлорежущий станок,  кого-нибудь, пятиэтажное здание,   ярко-жёлтая косынка ,  шахматно-шашечная секция,  чего-то, серо-голубое небо.

                               2. Упражнение "Замена" (2 вариант).

Запишите данные слова словосочетаниями "прилагательное + существительное". Объясните написание сложных прилагательных.

Образец. Завод по ремонту вагонов – вагоноремонтный завод.

Завод, строящий корабли - кораблестроительный завод,

Река, по которой ходят суда - судоходная река,

Предприятие по переработке нефти - нефтеперерабатывающее предприятие,

Страны Южной Америки - южноамериканские страны,

Поход в десять километров –   десятикилометровый поход,

факультет физики и математики  - физико-математический факультет

Монета в пять копеек -  пятикопеечная монета.

природа Дальнего Востока – дальневосточная природа

дом в десять этажей    - десятиэтажный дом

паруса разного цвета – разноцветные паруса

вкус сладкий и кислый – кисло-сладкий вкус

собрание отчетное и выборное – отчётно-выборное собрание

Проверка на слайде№11 для 1-го варианта

Проверка на слайде №2 для 2-го варианта

3. Итогом урока станет заполнение таблицы  с пропусками слов. Заполнив её, вы сможете проверить, насколько хорошо усвоили материал.    

(Во временной тетради дана заготовка с пропусками слов. Вставить пропущенные слова и привести соответствующие примеры, используя информационную карточку.

Пиши правильно!

Прилагательные, образованные от словосочетаний, в которых одно слово главное, а другое зависимое, пишутся слитно :

железнодорожный (железная дорога), вагоноремонтный (ремонт вагонов), трёхметровый (три метра).

Существительные, первой частью которых является полу-, пишутся всегда слитно:

Полутьма, полукруг, полумесяц.

Прилагательные, образованные от двух равноправных прилагательных, между которыми можно поставить союз и, пишутся через дефис:

 горько-солёный (горький и солёный), русско-английский (русский и английский), бело-розовый (белый и розовый). 

Прилагательные, обозначающие оттенки цветов, всегда пишутся через дефис: изжёлта-красный.

Существительные, первой частью которых является пол-, а вторая начинается с гласной, буквы Л и прописной буквы, пишутся через дефис:

Пол-лимона, пол-Европы, пол-арбуза

Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПО-НА, ПО-ЗА всегда пишутся через дефис.

Неопределённые местоимения с суффиксами –ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ и приставкой КОЕ- всегда пишутся через дефис.

Чьё-либо, какому-то, что-нибудь, кое-кто.

Прилагательные, образованные от сложных существительных, пишутся так же, как сложные существительные: водопроводные трубы (водопровод), детсадовский дворик (детсад), юго-западный ветер (юго-запад).

4. Тест по вариантам

Укажите примеры с дефисным написанием.

1 вариант

а)        уныло(кислое) выражение лица;

б)        древне(греческий) поэт;

в)        добро(желательный) тон в разговоре;

г)        пепельно(серый) цвет волос;

д)        вагоно(строительный) завод;

е) обошли (пол) Киева;

ж) (кое)кому рассказать

    2 вариант

Указать примеры со слитным написанием.

а)        нежно(голубая) полоса;

б) водо(плавающая) птица        ;

в)        прошло(годний) лист;

г)        тонко(ногие) цапли;

д)        (пол)тарелки супа;

е) (полу)вековой юбилей;

ж) кем(нибудь)  заменить

- Что общего у приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь?

ИТОГ УРОКА

Сегодня на уроке мы закрепили навык слитного, раздельного и дефисного написания существительных, прилагательных, местоимений, надеюсь, что материал всеми был понят и  усвоен хорошо.  

Рефлексия

Как бы вы определили для себя сегодняшнюю тему?

С правой стороны от меня  встаньте те, кто считает, что материал ему дался КАК ДВАЖДЫ ДВА ( легко)

Слева те, кому - С ГОРЕМ ПОПОЛАМ  (кое-как, с большим трудом)

Учитель: Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание.

Домашнее задание: Упр.150, стр. 61, ЗСП – 6, Упр. 144(устно).



Предварительный просмотр:

Конспект урока внеклассного чтения

      с   применением проектной

                  деятельности

“ Уходит жизнь – приходит память.

     И память возрождает жизнь.”

                Урок по повести А. Лиханова

                                   “Последние холода”.

Цели урока:

  1. Учить глубокому осмыслению прочитанного,  учить выражать свои мысли в форме развёрнутого аргументированного ответа на вопрос (развивать монологическую речь).
  2. Помочь детям понять, почему мы должны помнить трудные времена жизни нашего народа, наших близких.
  3. Подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе “зоркость сердца”, не оставаться равнодушными к чужой беде.

  Оборудование урока

1.Тексты повести А. Лиханова” Последние холода”.

2.Выставка книг А . Лиханова.

3.Словарь В. Даля.

4.Фотогазета” У войны не детское лицо”.

5.Портрет писателя.

6.Оформленная доска.  

7. Проектор.

Ход урока

Сообщение темы и целей урока. Привлечение внимания детей к оформлению доски, к фотогазете.

Слово учителя

Ребята, на сегодняшнем уроке внеклассного чтения мы познакомимся с писателем, имя которого для многих из вас прозвучит впервые. Это Альберт Анатольевич Лиханов.

Обратитесь, пожалуйста, к выставке его книг и послушайте мини- обзор книжной выставки.

А. Лиханов – наш современник, он живет и работает в Москве .А родился в небольшом городке Кирове в 1935 году. Свой литературный путь начал с журналистики, в течение 13 лет был главным редактором молодёжного журнала” Смена”. Сегодня это известный писатель, книги которого издаются не только в России, но и в США, Японии, Германии, Голландии, Греции, Испании, Венгрии, Китая и в других странах.

А. Лиханов удостоен премии Януша Корчака, Международной премии им. Горького, Государственной премии России.

Как видите, ребята, писатель широко признан и у нас, и за рубежом. Почему? Чем он заслужил это признание?

Его главная тема и главная боль – судьба детей, оказавшихся в силу самых разных причин зажатыми в тиски людского равнодушия, идет ли речь об увечьях и ранениях, о предательстве родителей или о жизни в детском доме.

В 1987 году по его инициативе у нас в стране был создан Советский детский фонд – первая общественная благотворительная организация. А.А. Лиханов возглавил Детский фонд и не оставил этого почетного, но трудного поста и сегодня.

Однажды прикоснувшись к детской беде, он стал последовательно бороться за улучшение жизни детей, особое внимание уделяя детям-инвалидам. И это делает честь его характеру и человеческой судьбе.

На сегодняшнем уроке речь пойдет о повести” Последние холода”. Хочется надеяться, что вы потянетесь и к остальным его книгам, в первую очередь – к “Русским мальчикам”. Вы уже заметили её на нашей выставке. Итак, начнём!

Беседа с учащимися    

 -- Попробуем сначала определить тему повести. Сформулируйте её одним предложением.

--Вы правильно определили, о чем эта повесть. Теперь остановимся на конкретных судьбах героев.

1. Жизнь в эвакуации Коли и его семьи

а) Как жилось Коле? К чему он привык, находясь рядом с мамой и бабушкой?

б) Какое слово употребляет писатель, чтобы подчеркнуть нечеловеческие усилия матери и бабушки, спасающих ребёнка от голода?

(НАДСАЖИВАЛИСЬ – ТЯЖЕЛО ТРУДИЛИСЬ, НАДРЫВАЛИСЬ ,ПО СЛОВАРЮ В. ДАЛЯ).

в) Когда мальчик по-настоящему ощутил, что такое война?

2.Судьба Маши и Вадима

а) Почему дети попали в беду?

б) Как они кормились?

в) Что сделал для них Коля?

г) Какие черты характера помогли брату и сестре выжить?

(выступают двое заранее подготовленных ребят с сообщениями-монологами)

-- Итак, ребята, вы будто побывали в том далёком военном времени и увидели, каким тяжёлым грузом ложилась на плечи людей война. Она не щадила ни старых, ни малых, она ломала и закаляла характеры людей.

-- Согласны ли вы с тем, что и ”закаляла”?

-- Какими примерами вы можете подтвердить эту мысль?

-- Как вы считаете: взрослость – это годы или состояние души? Что сделало подростка Вадима взрослым? (чувство ответственности за сестру и мать)

-- А как вообще к людям приходит взрослость? Расскажите о тех эпизодах повести, из которых видно, что Коля повзрослел.

( Коля принимает решение отдать свою куртку Вадиму.

Коля несет письмо Вадима и Марьи в тифозный барак матери ребят.

Коля останавливает упрек матери за дружбу с Вадимом гневным замечанием: ”Как тебе не стыдно!”)

-- Да, вы правы, ребята, ребенок, а потом подросток взрослеет, совершая поступки, замечая чужую боль и неустроенность, беря ответственность за других на себя.

--Как вы считаете, почему знакомство Коли с Вадимом не переросло в дружбу? Что их разделяло?

-- Прочитаем последние страницы повести, чтобы поточнее ответить на этот нелегкий вопрос (от слов:” В общем я пришел к ним в сумерки”, кончая словами ” …как в самом начале войны”. )

( Дети называют разные причины несостоявшейся дружбы мальчиков.  Но в тексте есть прямой ответ на этот вопрос:” Просто я жил в одном мире, а он(Вадим) существовал в другом”.)

--Почему в эти тяжкие годы все-таки удавалось спасти детей от голодной смерти?

--Почему книга называется “Последние холода” (кончилась война. Стаял снег. Пришла весна и в душу людей).

Книга носит автобиографический характер.

--Какой завет передала учительница Анна Николаевна своему ученику Коле? Прочитайте его.

( “Ну вот, – сказала негромко Анна Николаевна, – война кончилась. Вы застали её детьми. И хотя вы не знали самого страшного, все-таки вы видели эту войну.

--Знаете, – проговорила учительница, – немного помедлив , точно решилась сказать нам что-то очень важное и взрослое. – Пройдёт время, много-много времени, и вы станете совсем взрослыми. У вас будут не только дети ,но и дети детей, ваши внуки. Пройдет время, и все кто был взрослым, когда была война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети. Дети минувшей войны. – Она помолчала. – И может случиться так, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы! Так вот, не давайте им забыть! Понимаете?” )

--Как вы считаете, ребята, донес писатель Лиханов завет своей учительницы до вас? Донес ли он ее слово- предупреждение?

--И наконец, последний проблемный вопрос урока: ”А почему собственно нельзя забывать об этом трудном времени?”

Поразмышляйте, не торопитесь с ответами.

Заключительное слово учителя обобщающие                            ответы учеников на последний вопрос

Общими усилиями мы пришли к правильным выводам: вся прошлая жизнь людей нашей родины – это наша история, и мы должны её знать, причем не только победные страницы, но и горькие дни поражения, страдания, голод.

И эти знания не просто расширяют кругозор, они формируют наш характер, наше отношение к старшему поколению, учат переносить лишения, помогать друг другу в беде.

-- Спасибо вам, друзья, за умные и добрые мысли, которые разбудила в вас повесть “ Последние холода”.

--И пожалуй ещё один вопрос мне хочется адресовать вам:” Скажите, какие материалы к сегодняшнему уроку доказывают, что пережитое нашим народом, детьми в частности, во время Великой Отечественной войны, не выдумка писателя, а трудная правда?

( Наша фото-газета. Рассказы наших близких )

--Кто хочет прочитать записанное вами из уст родных?

(5-6 работ)

-- Дети войны – и веет холодом,

  Дети войны – и пахнет голодом,

  Дети войны – и дыбом волосы,

  На чёлках детских седые полосы.

  Какая разница, где был под немцами –

  В Дахау, Лидице или Освенциме,

  Их кровь алеет на плацах маками,

  Трава поникла, где дети плакали…

  Дети войны – и боль отчаянна!

  О сколько надо им минут молчания…

(читает учитель)

-- Спасибо, ребята, за эти работы. Слушая их, я подумала о том, что вы тоже будто выполняли наказ Колиной учительницы, не забывать ни горя, ни радости, ни слез,  ни трудностей жизни уходящего поколения. Тогда не оборвется ниточка связи между прошлым, настоящим и будущим. И надо уметь быть благодарными писателю, который разбудил в ваших душах добрые, умные мысли и чувства. Вы сегодня, надеюсь, стали чуточку взрослее. Помните у Лиханова:

“Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное для него и понимает это важное. Он вовсе не взрослый, нет. И нету у него взрослого понимания подряд всех вещей. Но в лесу, где много деревьев, которых он не знает, он вдруг догадывается: вот это, пожалуй, пихта. А это кедр.

 Во множестве сложных вещей он узнает самые главные, понимая их если и не умом, то сердцем.”

На сегодняшнем уроке мы с вами учились понимать эти самые главные мысли о жизни, учились быть людьми, способными заглянуть в события полувековой давности неравнодушными глазами, увидеть и почувствовать сердцем боль и радость своих предков. Вот так и происходит ваше взросление, дети!

(читает группа подготовленных учеников)

1-й.    По рассказам и книжкам я знаю войну,

            Что сиротами сделала многих детей,

            Что заставила плакать седых матерей.

            По рассказам и книжкам я знаю войну.

2-й.    По рассказам и книжкам я знаю войну.

           Вижу стены, разорванный бомбами дом,

           Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.

            По рассказам и книжкам я знаю войну.

3-й.      По рассказам и книжкам я знаю войну.

             Слышу грохот орудий и раненых крик.

             Слышу вздох партизан, замеревших на миг.

            По рассказам и книжкам я знаю войну.

4-й.      Я не знаю войны. Да зачем она мне?

             Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.

             Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде

             Знали б лишь о прошедшей войне.

5-й.      На планете сейчас неспокойно,

             Но мы верим в цветенье весны.

             Не нужны нам “звёздные войны”,

             Пусть нам снятся звёздные сны!

(Звучит “Песня пусть всегда будет солнце”)



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе
с использованием ЦОР

Тема учебного занятия: «Русские народные сказки».  

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: комбинированный урок.

Цели  учебного занятия:

1. Продолжение знакомства с волшебной сказкой, особенностями ее художественного мира;  

2. Овладение учащимися художественными образами и выразительными свойствами сказки;  

3. Воспитание  лучших человеческих качеств на примере положительных сказочных героев.  

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Дидактические материалы к учебному занятию:

1. ЦОР БЭНП «Литература» Дрофа, 2004.

2. ХIХ век Отечественная история, литература, искусство»  ГУ РЦ ЭМТО, 2005.

3. Учебник – хрестоматия по литературе под ред. В.Я.Коровиной.

4. Карточки- задания по теме.

5. Презентация, выполненная учителем.

Ход учебного занятия:

1. Организация начала урока 2 мин.

Цель этапа: Подготовка учащихся к работе

Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОР

знания

умения

Организация внимания и внутренней готовности

Умение организоваться, быстро включится в деловой ритм

словесный

фронтальный

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку, раскрытие общих целей к уроку

Подготовка к работе, включение в деловой ритм

2. Проверка выполнения домашнего задания 8 мин.

Цель этапа: Выявление затруднений при выполнении домашнего задания

Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОР

знания

умения

Материалы темы «Детский фольклор»

Отличить разные жанры. Привести примеры

словесный

фронтальный

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Контроль выполнения домашнего задания: учитель спрашивает 2 учеников у доски о жанрах детского фольклора

Отчёт о выполнении домашнего задания

3. Изучение нового материала: 13 мин.

Цель этапа:  Продолжение знакомства с волшебной сказкой, особенностями ее художественного мира

Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОР

знания

умения

Знать русские народные сказки, виды сказок, композицию сюжета сказки, приметы сказки

умение активно воспринимать новый материал, осмысливать его, поддерживать беседу, делать записи в рабочей тетради, иллюстрировать ответы примерами из известных сказок

словесный (беседа), иллюстративный

коллективная

 Презентация к уроку (слайды № 1 – 5)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Вступительное слово учителя о русской народной сказке.

2. Беседа с учениками:

  • Какую сказку вы узнали по иллюстрации?
  • Кто автор сказки?
  • Как сказки дошли до нас?
  • Как надо рассказывать сказку?

3. Представление памятки о том, как правильно пересказывать сказку.

4. Беседа с учениками:

  • Какие бывают сказки?
  • Как строится сказка?
  • Приведите примеры сказочного зачина, концовки.
  • Определите приметы сказки.

  • Слушают материал, излагаемый учителем, отвечают на вопросы.           

  • Знакомятся с памяткой.

4. Усвоение новых знаний: 10 мин.

    Цель: Формирование знаний по теме, умений осуществлять мыслительные операции,  мыслить художественными образами

Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОР

знания

умения

строения волшебной сказки, особенностей стиля, языка

умения обобщать полученные знания, иллюстрировать их примерами, работать в союзе с другими, уметь оформить ответ

исследовательский

групповая

Презентация к уроку (слайд № 6)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предлагает выполнить  групповые задания на определение строения сказки, выделение примет волшебной сказки, узнавания сказочных героев.

Две группы получают творческое задание: проиллюстрировать одну из сказок и проинсценировать отрывок.

 Отвечают на вопросы учителя, работают с индивидуальными карточками, применяя новые знания в практической работе

5. Обобщение и систематизация знаний: 10 мин.

Цель этапа: Обобщить, закрепить и систематизировать полученные знания.

Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОР

знания

умения

Общее представление о русской народной сказке:

видах сказок, композиции, приметах сказки, сказочных «премудростях»

Включаться в деятельность не только по воспроизведению материала, но и по оперированию знаниям

Дидактические игры

Фронтальная

Презентация к уроку (Слайды № 7 – 12)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  • Предлагает принять участие в литературной игре, предполагающей перевод отдельных знаний и умений в целостную систему предмета.
  • Определяет победителей.

  • Участвуют в литературной игре.

6. Итоги. Информация о домашнем задании: 2 мин.

 Цель этапа: Подвести итоги урока, сообщить о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОР

знания

умения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  • Поводит итоги урока. Оценивает работу учащихся.
  • Предлагает домашнее задание: прочитать русскую народную сказку «Царевна - лягушка», найти в ней все «премудрости» сказки, подготовить пересказ фрагмента сказки, который был представлен на последнем слайде.

  • Записывают домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русские народные сказки

Слайд 2

Слово о сказке Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху- об этом говорят нам легенды…а также сказка о «ковре-самолете». Мечтали об ускорении движения по земле - сказка о «сапогах-скороходах». Мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, строить дворец… М. Горький

Слайд 3

Какие бывают сказки? Волшебные Бытовые Сказки о животных

Слайд 4

Как строится сказка? Присказка Зачин Концовка Сказ

Слайд 5

Приметы сказки: Вымысел Занимательность Поучительность

Слайд 6

Сказочные «премудрости» Ни в сказке сказать, ни пером описать; Высоко ли низко ли, далеко ли близко ли Сказочные формулы Три, семь Сказочное число Красная девица, добрый молодец, чистое поле Постоянные эпитеты Подумал – подумал, шел – шел; Путь – дорога, царство - государство Повторы, синонимичные выражения Испекла каравай- рыхлый да мягкий, Изукрасила разными узорами мудреными Ритм сказки неторопливый, напевный

Слайд 7

Литературная игра 5 конкурсов

Слайд 8

1 Найди среди сказочных персонажей отрицательных героев известных тебе волшебных сказок: Змей Горыныч Иван крестьянский сын Кощей Бессмертный Василиса Премудрая Морской царь Иван Царевич Баба Яга Лихо Одноглазое

Слайд 9

2 В каких сказках «живут» эти литературные предметы: Перо Жар – птицы Кольцо Платок Сапоги - скороходы Ковер – самолет Волшебное блюдечко, наливное яблочко

Слайд 10

3 Угадайте, к каким сказкам художники сделали иллюстрации

Слайд 11

4. Выберите из приведенных образных выражений устойчивые сказочные обороты « Долго ли коротко ли""Стали жить-поживать и добра наживать» «Это перо было так чудно и светло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч» «Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» «На том пиру и я был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» «Вези, вези, старик, ее куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали, чтобы мои уши об ней не слыхали» «Вздыбилась речка Смородина, с Калинового моста кровь бежит, на русской земле стон стоит» «Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл» «Я нуждой вас выхаживала, я слезой вас выпаивала, темну ноченьку недосыпала…» «В некотором царстве, в некотором государстве» «В тридевятом царстве, в тридевятом государстве жили-были»

Слайд 12

5. Выберите из ряда признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказке. Часто встречается число три : три брата, три ночи; и события повторяются троекратно. Герои в этих сказках отправляются на поиски невесты или диковинных предметов. На долю героев выпадают тяжелые испытания и невероятные приключения. Лисица в этих сказках - хитрая, волк - глуп и жаден, петух - самоуверен, заяц - труслив. События происходят в тридевятом царстве, в тридевятом государстве. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Герои этих сказок - крестьянин, солдат, барин - живут в реальном мире. Зло воплощают в этих сказках чаще всего Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Баба Яга. Герои борются с барином, или генералом, или богачом и побеждают их благодаря своему уму. Героям помогают ковер-самолет, волшебный клубок, скатерть-самобранка, живая вода.

Слайд 13

Вот такие премудрости есть у русских народных сказок, а без них и сказка не сказка


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальный турнир

Слайд 2

Цели турнира Развитие устойчивого интереса к русскому языку Совершенствование творческих способностей Расширение познавательных способностей и интересов

Слайд 3

Правила игры Игра состоит из туров: Тур первый ЗВУКИ И БУКВЫ Тур второй СОСТАВ СЛОВА Тур третий ГРАМОТЕИ Тур четвертый СИНТАКСИС Тур пятый В ГОСТЯХ У СЛОВА Каждый тур предлагает несколько вопросов и заданий, которые оцениваются по 6-балльной системе В игре принимает участие две команды Задача команды: набрать как можно больше баллов Команда, набравшая максимальное количество баллов награждается грамотой

Слайд 4

Тур первый Звуки и буквы

Слайд 5

Б?К В?Р Г?Д 1 задание. Составьте как можно больше слов К?М Л?Г П?Ж

Слайд 6

1.Бак,бек,бок,бук,бык. 2.Вар, вор. 3.Гад, гид, год. 4.Ком, кум. 5.Лог, луг. 6.Паж, пыж.

Слайд 7

К О О С Л Е 2 задание. Двигаясь по часовой или против часовой стрелки по кругу, составьте слова из предложенных букв. Буквы в новые слова можно брать только по порядку. О К С О А Д

Слайд 8

СОК ОКО КОЛ КОЛЕСО ЛЕС СОКОЛ СЕЛО ОСЕЛ ЛЕСОК ОСЕЛОК КОСА ОСА САД ДОК ОДА САДОК СОК АД ОКО КОД ОСАДОК АС

Слайд 9

Чудесные квадраты. Р У К А У К А Р У К А У З О Р К О Р А А Р А Б Ваша задача заполнить квадраты буквами, чтобы слова читались и по горизонтали, и по вертикали.

Слайд 10

Т О Р Ф О Р Ф Чудесные квадраты.

Слайд 11

ПРОВЕРИМ ПРАВИЛЬНОСТЬ. Т О Р Ф О С Е Л Р Е П А Ф Л А Г

Слайд 12

Тур второй Состав слова

Слайд 13

В словах РАЗУТЬ, ОБУТЬ корень - У - А какие корни будут в словах ВЫНУТЬ , ШЛА, СОГНУЛ, ПРЕДПОЧЛА ? Найдите корень в словах

Слайд 14

Вынуть Шла Согнул Предпочла ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

Слайд 15

По, под, подо Подосиновик, подорожник, подоконник, подосадовать, подошва, подолбить, подождать, подовый, подозрение, пододеяльник Отыщите приставки

Слайд 16

Подосиновик, подорожник, подоконник, подосадовать, подошва, подолбить, подождать, подовый, подозрение, пододеяльник ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

Слайд 17

КАКАО ТОСКЛИВО НЕБО СЛОВО СПАСИБО ОДИНАКОВО САМБО РАБСТВО КРУЖЕВО ЧУВСТВО ЗАРЕВО ЮНОШЕСТВО Найди окончание

Слайд 18

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ КАКАО ТОСКЛИВО НЕБО СЛОВО СПАСИБО ОДИНАКОВО САМБО РАБСТВО КРУЖЕВО ЧУВСТВО ЗАРЕВО ЮНОШЕСТВО

Слайд 19

Тур третий Грамотеи

Слайд 20

Почему по-разному пишутся близкие по смыслу слова? Деревенский старожил Сад колхозный сторожил

Слайд 21

Можно ли найти смысловое различие в следующих словосочетаниях? Подарок Коле Подарок Коли

Слайд 22

Почему написание слова СВИДЕТЕЛЬ является исторической ошибкой?

Слайд 23

Проверьте себя Это слово произошло от глагола ВЕДАТЬ

Слайд 24

Как доказать, что правильным написанием должно было бы быть сваТьба а не сваДьба?

Слайд 25

Проверьте себя Слово произошло от слова СВАТАТЬ

Слайд 26

Спрячьте мягкий знак в середину слова День, пень, уголь, окунь, зверь, огонь

Слайд 27

Деньки, пеньки, угольки, окуньки, зверьки, огоньки ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

Слайд 28

Тур четвертый Синтаксис

Слайд 29

Комнат… освещ… ламп… Сколько предложений можно придумать из этих трех слов, не изменяя их порядка?

Слайд 30

Комнату освещает лампа Комната освещается лампой Комнаты освещаются лампами Комната освещена лампой Комната, освещаемая лампой ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

Слайд 31

Сколько ответов можно дать на вопрос Вы пойдете сегодня в библиотеку?

Слайд 32

Отыщите подлежащее и сказуемое в данных примерах. Чьи бы это были следы? Как ваша фамилия? Я не я, и хата не моя. Хорошо это – жизнь!

Слайд 33

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Чьи бы это были следы? Как ваша фамилия? Я не я, и хата не моя. Хорошо это – жизнь!

Слайд 34

Тур пятый В гостях у слова

Слайд 35

Подберите синонимы к данным словам Горе - ---- Мороз - ----- Хотеть - ----- Темнота - ------

Слайд 36

Горе - беда Мороз - стужа Хотеть - желать Темнота - потемки

Слайд 37

Запишите фразеологизмы

Слайд 38

1.

Слайд 39

2.

Слайд 40

3.

Слайд 41

4.

Слайд 42

5.

Слайд 43

6.

Слайд 44

Стоять на часах Сидеть под замком Сесть в галошу Камень на сердце Уйти с головой Сидеть на шее Проверьте себя

Слайд 45

КЛАСС КОТ ГЛАЗ КОМПОТ БУРИМЕ Используя рифму, составьте стихотворение

Слайд 46

Подведение итогов Молодцы, команды! Вы показали замечательные результаты! Главное, что вы поняли, как интересен и занимателен русский язык!

Слайд 47

Спасибо за игру! До новых встреч!

Слайд 48

Используемые источники puzzle-ru.blogspot.com/2008/10/blog-post.html rus.1september.ru/view_article.php… www.lbooks.ru/38890-materialy-po-zanimatelnoj-… books.tr200.ru/v.php?id=63751



Предварительный просмотр:

Игра " СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ "

В игре принимают участие 2 команды, в каждой команде по 6 человек.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья!

Мы рады приветствовать вас на игре "Счастливый случай" .

Я представляю участников игры.

Поприветствуем наших участников. Пожелаем, им удачи, счастливого случая.

Итак, вперед к успеху!

1. Дальше, дальше.

1.Главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? что?

(подлежащее)

2.Вопросы Дательного падежа.

(кому? чему?)

3.Часть речи, которая отвечает на вопросы где? когда? куда?

(наречие)

4.Предложение, в котором содержится вопрос,

(вопросительное)

5.Как называется предложение, в котором нет второстепенных членов?

(нераспространенное)

6.Раздел науки о языке, где изучаются части речи.

(морфология)

7.Изменяются ли существительные по родам?

8.Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (пила)

9.Прыгает ловко, любит морковку. (заяц)

10.Из куста шипуля, за ногу тяпуля. (змея)

11.Глазищи, усищи, хвостище, когтищи,

а моется всех чище. (кошка)

12.Зубовато, серовато,
по полю рыщет,
телят, овец ищет. (волк)

13.Вот так дом: одно окно,

Каждый день в окне-кино. (телевизор)

14.Книга для обучения чему-нибудь. (учебник)

15.Тот, кто учится в средней школе. (ученик)

16.Отступ вправо, в начале строки, красная строка. (абзац)

17.Промежуток времени в сто лет. (век)

18.Учреждение, собирающее и хранящее книги. (библиотека)

19.Буквы, расположенные в определенном порядке. (алфавит)

20.Что находится посередине Волги? ( л )

21.Детеныш лисы? (лисёнок)

Дальше, дальше. . .

1.Главный член предложения, который отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? (сказуемое)

2.Вопросы Родительного падежа. (кого? чего?)

3.Часть речи, которая отвечает на вопросы какой? чей? (прилагательное)

4.Предложение, которое содержит просьбу, приказ, совет. (побудительное)

5.Как называются предложения, в которых есть второстепенные

члены? (распространенными)

6.Раздел науки о языке, где изучаются предложения и словосочетания? (синтаксис)

7.Изменяются ли существительные по числам? (да)

8.Кто ходит ночь и ходит день, не зная, что такое лень? (часы)

9.Без рук, без топоренка построена избёнка. (гнездо)

10.Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (еж)

11.Не по рыбам, а сети расставляет. (паук)

12.Под берегом сидит Тарас, кричать горазд. (лягушка)

13.Хвост крючком, нос пятачком. (свинья)

14.Точно установленный распорядок, дня. (режим)

15.Лицо, которое обучает чему-нибудь. (учитель)

16.Длинная коробочка для ручек, карандашей. (пенал)

17.Искусственный водоём, сооруженный для плавания. (бассейн)

18.Аппарат для разговора по проводам. (телефон)

19.Сборник слов в алфавитном порядке. (словарь)

20.Чем кончается день и ночь? (ь)

21.Детеныш волчицы. (волчонок)

II . Продолжай-ка

а)

1. Грамматическая основа – это ………………………………

2.Диалог-это………………………..

3.Самостоятельные части речи – это…………………………

4. Голоден как …………………………….. (волк)

5 . Труслив как ……………………………….. (заяц)

6.Ученье - свет, а............... (тьма)

Продолжай-ка

б)

1.Второстепенные члены - это........................................

2.Текст - это................................................

3.Служебные части речи -это................

4. Нет друга, так ищи, а..................... (найдешь, так береги)

5.Хитер как.................... (лиса)

6. Болтлив как ................. (сорока)

III . Темная лошадка

Гость в студии!

а) (Это может быть любой учитель, ученик)

Вопросы:

1.Из какой сказки взяты слова: белешенька, сочельник, зеркальце,

крыльцо, кольцо, тихонько, не кручинься,

печальный, хрустальный, горько, тьма.

(А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне")

2 . Как вы напишите? Почему?

Чашка разбилась вдребезги.

3.Какой частью речи являются слова.

Снежное покрывало .

Всё поле покрывало.

б) А теперь представим слово нашим участникам, они приготовили нам сюрпризы.

Конкурс: домашнее задание.

-инсценирование стихотворения.

Г.Граубина "Ленительный падеж",

сценка на тему «Ударение».

IV . Заморочки из клубочка.

(Нужно разгадать заморочки, из клубочка достаются фишки, которые пронумерованы, под каждым номером зашифровано задание.)

1. [ ] !

2. [ ] , а [ ] .

3. [ ] ?

4. Угадай кроссворд

.

1

.

.

.

.

.

.

2

.

.

.

.

.

.

.

3

.

.

.

.

4

.

.

.

.

.

.

.

.

5

.

.

.

.

.

  • 1.Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу. (хоккей)
  • 2.Дорога с рядами деревьев по сторонам. (аллея)
  • 3.Место, где продают билеты. (касса)
  • 4.Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта. (пассажир)
  • 5.Дорога, покрытая асфальтом. (шоссе)

5. Нарисуйте то, что написано у вас на листочке. ( замок)

6. Телеграмма.

Утром в одно учреждение пришла телеграмма о прибытии в Мичурино делегации.

ДЕЛЕГАЦИЯ ВЫЕЗЖАЕТ УТРОМ ВСТРЕЧАЙТЕ. 

Телеграмма вызвала недоумение. Почему? Как можно понять её?

7 . Третий лишний.

  1. Дышать, смотреть, рисовать.
  2. мяч, дочь, грач

V. Ты - мне, я - тебе.

(Команды задают друг другу вопросы.)

а) 1. Назовите несколько слов, в которых по сто согласных?

2. Что мы говорим в начале "урока"? (стол, стог, стой) (звук у)

3.Какой алфавит состоит из 6 букв? (азбука).

б) 1.В каком слове сорок гласных? ( сорока)

2.Как превратить высокое растение, растущее по берегам рек, в маленькую мышь? (камыш - мыш - ка)

З.Во мне два « к» , не забывайте, таким, как я, всегда бывайте:

я точный, чистый и опрятный, иным же словом (аккуратный)

VI. Подведение итогов. Награждение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Гениальнейший и благороднейший из всех русских поэтов… Н.Г.Чернышевский

Слайд 3

Местечко Немирово, Украина.В семье отставного майора Алексея Некрасова родился сын Николай

Слайд 4

Алексей Сергеевич Некрасов, отец поэта Мать поэта – Елена Андреевна Закревская, варшавянка, дочь богатого посессионера Херсонской губернии. Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, мало образованного армейского офицера; брак состоялся без их согласия. Он не был счастлив. Тебя пугала мысль восстать против судьбы, Ты жребий свой несла в молчании рабы… Но знаю: не была душа твоя бесстрастна, Она была горда, упорна и прекрасна…

Слайд 5

«Если переехать в Ярославле Волгу и пройти прямо через Тверицы, то очутимся на столбовом почтовом тракте, - писал Некрасов в автобиографии. - Проехав 19 верст по песчаному грунту, где справа и слева лесок, песок, мелкий кустарник и вереск . . . увидишь деревню, начинающуюся столбом с надписью: „Сельцо Грешнево, душ столько-то господ Некрасовых". Проехав длинную бревенчатую деревню, увидишь садовый деревянный забор, начинающийся от последней деревенской избы и из-за которого выглядывают высокие деревья: это барский сад. Тотчас за садом большой серый неуклюжий дом». Детские и юношеские годы поэта прошли в этом доме.

Слайд 6

И вот они опять, знакомые места, Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста, Текла среди пиров, бессмысленного чванства, Разврата грязного и мелкого тиранства; Где рой подавленных и трепетных рабов Завидовал житью последних барских псов, Где было суждено мне божий свет увидеть, Где научился я терпеть и ненавидеть…

Слайд 7

В 1832-1837 Некрасов учился в Ярославской гимназии, доучившись до 5 класса. Учился он плоховато, с гимназическим начальством не ладил (отчасти из-за сатирических стишков), и так как отец всегда мечтал о военной карьере для сына, то в 1838 г. 16-летний Некрасов отправился в Петербург, для определения в дворянский полк.

Слайд 8

Я отроком покинул отчий дом. (За славой я в столицу торопился.) В шестнадцать лет я жил своим трудом. И между тем урывками учился… Начались тяжелые дни. На себе самом испытал Некрасов холод, голод, бездомную жизнь петербургского бедняка: жил на окраинах, ночевал в ночлежках, голодный ложился спать и удивлялся потом, как не отнялась у него правая рука от вечной спешной работы. «Господи! сколько я работал! Уму непостижимо, сколько я работал, в несколько лет исполнил до двухсот печатных листов журнальной работы; принялся за нее почти с первых дней прибытия в Петербург».

Слайд 10

В Петербурге познакомился с группой студентов и, отказавшись исполнить волю отца и выбрать карьеру офицера, решил готовиться к вступительному экзамену, чтобы учиться дальше. В 1839 пытался поступить в Петербургский университет, но экзамен не выдержал. В течение двух лет Некрасов, определившийся вольнослушателем в университет, посещал лекции на филологическом факультете. За это время сменил несколько адресов, в том числе – Свечной переулок д.12/20 и Разъезжая улица д.24. Средств к существованию не было, так как отец лишил сына всякой поддержки. "Ровно три года", рассказывал Некрасов позднее, "я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь себе тарелку с хлебом и ешь". Несмотря на постоянные лишения он дал себе слово «не умереть на чердаке» и начал литературно-журнальную деятельность: он давал уроки, писал статейки для "Литературного прибавления к Русскому Инвалиду» и для "Литературной Газеты", сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, писал рассказы, повести, пьесы, театральные обозрения, фельетоны.

Слайд 11

В нашей улице жизнь трудовая: Начинают ни свет ни заря Свой ужасный концерт, припевая, Токари, резчики, слесаря, А в ответ им гремит мостовая!... Все сливается, стонет, гудет, Как-то глухо и грозно рокочет, Словно цепи куют на несчастный народ, Словно город обрушиться хочет...

Слайд 12

Моя встреча с Белинским была для меня спасением. Ясно припоминаю, - рассказывал впоследствии Некрасов, - как мы с ним вдвоем часов до двух беседовали о литературе и о разных других предметах. После этого я всегда долго бродил по опустелым улицам в каком-то возбужденном состоянии, столько для меня было нового в высказанных мыслях.» Ты нас гуманно мыслить научил, Едва ль не первый вспомнил о народе Едва ль не первый ты заговорил О равенстве, о братстве, о свободе… («Медвежья охота», 1867)

Слайд 13

В начале 40-х годов Некрасов становится сотрудником «Отечественных Записок», сначала по библиографическому отделу. Белинский близко с ним познакомился, полюбил его и оценил достоинства его крупного ума. Он понял, однако, что в области прозы из Некрасова, ничего, кроме заурядного журнального сотрудника, не выйдет, но восторженно одобрил стихотворение его: "В дороге". В 1843 - 46 годах Некрасов выпустил в свет ряд сборников: "Статейки в стихах без картинок", "Физиология Петербурга", "1 апреля", "Петербургский Сборник". Особенный успех имел последний, в котором появились "Бедные люди» Достоевского. Издательские дела Некрасова пошли настолько хорошо, что в конце 1846 г. он, вместе с Панаевым, приобрел у Плетнева "Современник".

Слайд 14

Писатели –сотрудники журнала «Современник»

Слайд 15

В литературном кружке редакции собрались лучшие таланты того времени, дававшие журналу богатый и разнообразный материал: вначале, хотя и не долго, Белинский, затем Тургенев, Гончаров, Григорович, Дружинин, несколько позже гр. Л. Н. Толстой; из поэтов Фет, Полонский, Алексей Жемчужников, сам Некрасов. Он старался привлекать лучших сотрудников и всеми способами удержать их в журнале, откровенно говорил им, когда был стеснен в деньгах, и сам увеличивал цифру гонорара, когда дела поправлялись. Годы с 1847 по 1855, за которыми установилось справедливое название периода реакции, были особенно тяжелы для «Современника» и его издателя: цензура своими запретами часто ставила журнал в безвыходное положение. В середине 50-х годов началась знаменитая эпоха реформ. «Современник» быстро ожил и собрал вокруг себя лучших представителей русской общественной мысли; в зависимости от этого и число подписчиков стало расти с каждым годом тысячами. Новые сотрудники — Добролюбов и Чернышевский — вступили в журнал с новыми взглядами и на общественные дела, и на задачи литературы как голоса общественного мнения. В журнальной деятельности Н. начинается новый период, продолжавшийся с 1856 по 1865 год, — период наибольшего проявления его сил и развития его литературной деятельности. Наступившая вслед за сильным подъемом общественная реакция отразилась и на «Современнике», который был закрыт в 1866 г.

Слайд 16

Авдотья Яковлевна Панаева – гражданская жена Некрасова в течение 15 лет. Ты всегда хороша несравненно, Но когда я уныл и угрюм, Оживляется так вдохновенно Твой веселый, насмешливый ум; Ты хохочешь так бойко и мило, Так врагов моих глупых бранишь, То, понурив головку уныло, Так лукаво меня ты смешишь; Так добора ты, скупая на ласки, Поцелуй твой так полон огня, И твои ненаглядные глазки Так голубят и гладят меня, – Что с тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу, И вперед – в это темное море Без обычного страха гляжу. (1847)

Слайд 17

Зинаида Николаевна Некрасова - жена поэта. Ее настоящее имя – Фекла Анисимовна Викторова. Некрасов звал ее по-своему – Зина, Зиночка. И даже отчество подарил, образованное от своего имени: Николаевна. Пододвинь перо, бумагу, книги! Милый друг! Легенду я слыхал: Пали с плеч подвижника вериги, И подвижник мертвый пал! Помогай же мне трудиться, Зина! Труд всегда меня животворил. Вот еще красивая картина - Запиши, пока я не забыл! Да не плачь украдкой! Верь надежде, Смейся, пой, как пела ты весной, Повторяй друзьям моим, как прежде, Каждый стих, записанный тобой. Говори, что ты довольна другом: В торжестве одержанных побед Над своим мучителем недугом Позабыл о смерти твой поэт!

Слайд 18

В жизнь Некрасова, человека не молодого, много пережившего "Зиночка", несомненно, вписала немало светлых и прекрасных минут. "Зина была его радостью, бодростью, второй его молодостью",-писал так справедливо, хорошо знавший её Н.М Архангельский. Молодой и цветущей женщине выпала учесть разделить с Некрасовым самое тяжёлое и страдальческие предсмертные дни его жизни. Вот когда раскрылся преданный и бескорыстный характер Зинаиды Николаевны. Она стала для Некрасова незаменимым человеком. Словно сестра милосердия, она была для него сиделкой и почти не отходила от постели больного, терпеливо ухаживала за умирающим. Двести уж дней, Двести ночей Муки мои продолжаются. Ночью и днём в сердце твоём Стоны мои отзываются. Двести уж дней Двести ночей Тёмные зимние дни Ясные зимние ночи! Зина! Усни! Зина! Закрой утомлённые очи!

Слайд 19

Некрасов умер 27 декабря 1877 года . Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодёжи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения на петербургском Новодевичьем кладбище.

Слайд 20

Памятник в Ярославле. «У кого была такая смелость, чтобы не побояться громко и во всеуслышание заговорить о бедствующем народе? – с восхищением писал Глеб Успенский. - А в этом именно и состояла нота Некрасова...» Как народный заступник, провозвестник правды и справедливости, Некрасов навсегда вошел в историю русской литературы. «Это было раненое сердце. Раз и на всю жизнь, - говорил Достоевский о Некрасове, - и незакрывшаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости необузданной воли, что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской семье, нашего простолюдина в горькой так часто доле его».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Разработки уроков...

Методическая копилка

Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...

Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".

В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...

Методическая копилка, разработки уроков.

Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения».  В ходе урок...

Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»

Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...

Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....