Рабочая программа по литературе 11 класс,по В.Я. Коровиной
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему

Гребенник Светлана Михайловна

В программе имеется пояснительная записка,тематическое планирование,список учебно-методической литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_11_kl_po_literature_korovina.docx89.52 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной (Москва, «Просвещение»,2010 год, 12-е издание), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации,  которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК и примерной программы основного общего образования по литературе.  Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана  (приказ МО РФ от 09.03.04. года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для  образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программу общего образования»), согласно базисному учебному плану МБОУ «СОШ №128» г. Барнаула.

 Обоснование выбора программы

 Выбор системы обучения и УМК по предмету  «Литература» для реализации рабочей программы основан на анализе образовательных потребностей учащихся и их родителей и цели школы. В соответствии с законом «Об образовании» основной целью школы является обеспечение высокого уровня преподавания предметов учебного плана, соответствующего условиям государственных стандартов образования и требованиям современного информационного общества:

- соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;

-  соотнесенность с содержанием государственной итоговой аттестации;

-  завершенность учебной линии;

-  обеспечение преемственности образовательных программ на разных ступенях обучения.

Главной идеей программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX  и XX веков. В программе соблюдена системная направленность. Содержание программного материала построено концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 и 10-11 классы). Программа каждого класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы. В каждом классе затронута одна из ведущих проблем литературного образования.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Литература как учебный предмет имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся. Литература как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературы продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, учащиеся  задумываются над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературы, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

    Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;

- формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

- Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся.

- Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- формирование общего представления об историко-литературном процессе.

- Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Литература как учебный предмет имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся. Литература как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.На уроках литературы продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, учащиеся  задумываются над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературы, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Формы организации образовательного процесса

Особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, от их типа и формы зависит структура и методика урока. При составлении данной рабочей программы учитывались типы и виды уроков в зависимости от содержания:

- Уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки.

- Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей

- Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям

      В соответствии с учебным планом школы Рабочая программа рассчитана на 102 часа год (3 часа в неделю).

     В соответствии с авторской программой на уроки внеклассного чтения отведено 16 уроков, на уроки развития речи – 2 урока, на контрольные работы – 5 уроков.

Критерии оценивания работ по литературе

1. Критерии оценки   сочинения

Сочинение оценивается по пяти критериям. Первый критерий (содержательный) является главным. Если при проверке сочинения по первому критерию поставлено 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.

    При оценке следует учитывать объем написанного сочинения. Если в сочинении менее 200 слов, то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.  

Максимальное количество слов в сочинении не установлено, но обучающийся в определении объема своего сочинения должен исходить из того, что на всю работу отводится 4 часа. Рекомендуемое максимальное количество слов в сочинении 400 слов.

  1. Глубина раскрытия темы

Обучающийся раскрывает тему сочинения  и /или  отвечает на поставленный вопрос, аргументирует свои тезисы в соответствии с формулировкой темы,

тезисы аргументированы обращением к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры, обращение к тексту того или иного литературного произведения и/или к тому или иному факту истории, культуры оправдано логикой и содержанием сочинения

2

Обучающийся раскрывает тему сочинения  поверхностнои /или  отвечает на поставленный вопрос, и/илиаргументирует свои тезисы в соответствии с формулировкой темы, но не обращается к тексту литературного произведения или фактам истории, культуры, и/или обращение к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры не оправдано логикой и содержанием сочинения

1

Обучающийся не раскрывает тему сочинения, не даёт ответа на вопрос, и/или обращение к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры отсутствует

0

  1. Знание текста художественного произведения и/или фактов истории, культуры

Обучающийся показывает знание текста, апеллирует к тексту в своих суждениях  (интерпретирует, цитирует, комментирует, пересказывает, анализирует) текст художественного произведения, и/или обнаруживает знания фактов истории и культуры (интерпретирует, анализирует, комментирует их)

фактические ошибки и неточности отсутствуют

2

Показывает недостаточное знание текста и/или неумение его анализировать и интерпретировать, подменяя анализ и интерпретацию  пересказом

и/или допускает не более 3 фактических ошибок в знании текста или фонового материала

1

Показывает незнание текста, неумение его анализировать и интерпретировать

и/или допускает более 3 фактических ошибок

0

  1. Культурологическая и/или филологическая компетентность

Обучающийся применяет термины и понятия литературоведения, культурологии, искусствоведения в качестве инструмента интерпретации и анализа

1

Не применяет термины и понятия литературоведения, культурологии, искусствоведения

0

  1. Композиционная цельность и логичность изложения

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логично связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов

2

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы и/или

в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается

1

В сочинении не прослеживается композиционного замысла; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения

0

  1. Следования нормам речи

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 речевых ошибок

2

Допущены 3 – 4 речевые ошибки

1

Допущено 5 и более речевых ошибок

0

Максимальный балл:

9

Примечание

Учитель вправе поставить 1 дополнительный балл за самостоятельность мышления, творческий, нестандартный подход, оригинальность стиля.

Рекомендации по переводу баллов в школьные оценки (по пятибалльной системе)

8, 9, 10

5

6, 7

4

4, 5

3

1, 2, 3

2

0

1

Содержание учебного предмета

Введение

Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке.

Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

Литература начала XX века

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.

Писатели-реалисты начала XX века

Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений).

Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистыйпонедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного

крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской

прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А, Бунина.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).

Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество.(Обзор.) Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве

А. И. Куприна.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).

Максим Горький. Жизнь итворчество. (Обзор.) Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос исуровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль». «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе иихтрагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).

Серебряный век русской поэзии

Символизм

«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К.Бальмонт, Ф. Сологуб.

«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.

Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.

Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте.Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя иучащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник». Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»), Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.

Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»), Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»), Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).

Акмеизм

Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творче ства Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.

Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.

Футуризм

Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.

Игорь Северянин (И. В. Лотарев). Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны»(три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм.Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.

Теория л и т е р а т у р ы . Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).

Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).

Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь,улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река

раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанныепроизведения обязательны для изучения).«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда выстоите на моем пути...». (Возможен выбор других

стихотворений.) Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии:

«Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и

конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и

способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие

представлений).

Новокрестьянская поэзия (Обзор)

Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество.

(Обзор.) Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещалинам сады...», «Я посвященный от народа...».(Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и

поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.

Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Небродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь

уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шага нэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведенияобязательны для изучения). «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Воз-

можен выбор трех других стихотворений.) Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.

Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские

мотивы»). Теория литературы. Фольклоризм литературы

(углубление понятия). Имажинизм, Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

Литература 20-х годов XX века

Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся). Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ,«Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовыбратья» и др.). Тема России и революции: трагическое осмысление

темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О, Мандельштам и др.).Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).Тема революции и Гражданской войны в творчестве

писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы;«Солнце мертвых» И, Шмелева), Поиски нового герояэпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова).

Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»;Тэффи. «Ностальгия»),

Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).

Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения). «Разговор с фининспектором о поэзии», «СергеюЕсенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижао сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.)

Начало творческого пути: дух бунтарству и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира.

Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия по-

эта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора. Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

Литература 30-х годов XX века (Обзор)

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.

Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева,

 М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы

А. Твардовского, И. Сельвинского. Тема русской истории в литературе 30-х годов:

А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова,Л. Мартынова

Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.) Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». (Изучается один из романов — по выбору.) История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора

нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа. История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа.

Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание

реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).

Теория л и т е р а т у р ы . Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечта-

теля и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская

многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Песня последней встречи...»,«Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чемуодические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения). «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой.

Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда

времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Теория л и т е р а т у р ы . Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомыйдо слез...» (указанные произведения обязательны для

изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.) Культурологические истоки творчества поэта. Словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.

Теория л и т е р а т у р ы . Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).

Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)Стихотворения: «Моим стихам, написанным такрано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в ру-

ке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...». «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)

Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война. вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей. «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой. Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Теория л и т е р а т у р ы . Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия)

Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество Личность (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).

Литература периода Великой Отечественной войны (Обзор)

Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг,

переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник»

О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др. Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е.Шварца«Дракон». Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.

Литература 50—90-х годов(Обзор)

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка,

стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов,Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др. «Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений. «Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина,В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова,В. Шукшина, В. Крупина и др. Драматургия. Нравственная проблематика пьес

А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.

Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович,Б. Зайцев,

М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).

Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике. Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора,

В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.

Александр Трифонович Твардовский, Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Всятсуть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Втот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)

Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в

поэзии А. Твардовского.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).

Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Марбург», «Быть знаменитым некрасиво.,.». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика

поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество, Личность. (Обзор.) Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Т е о р и я литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор двух других рассказов.) Автобиографический

характер прозы В, Т. Шаламова, Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице»(или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный

мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

Виктор Петрович Астафьев. «Царь-рыба», «Печальный детектив». (Одно произведение по выбору.) Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба». Утрата нравственных ориентиров — главная проблема в романе «Печальный детектив».

Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».

Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики.

Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения:«Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»). (Возможен выбор трех других стихотворений.) Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).

Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...», (Возможен выбор других стихотворений.) Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).

Юрий Валентинович Трифонов- Повесть «Обмен». «Городская» проза и повести Трифонова. Осмыслениевечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях

городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции

 А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова.

Т е о р и я литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).

Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматическогопроизведения.)Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зиловакак художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финалапьесы.

Из литературы народов России

Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга. (Обзор.)

Стихотворения: «Подует ветер — все больше листьев.,.», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...», «Птиц выпускаю». (Возможен выбор других стихотворений.)Лирика Мустая Карима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудростипредков, запечатленных в песнях и сказаниях. Беспамятство — самый тяжкий грех как для отдельного человека, так и для всего человечества. Любовная лирика

поэта. Глубокий психологизм лирики Мустая Карима.

Т е о р и я литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).

Литература конца XX — начала XXI века

Общий обзор произведений последнего десятилетия.

Проза: В. Белов, А. Битов, В. Макании, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.

Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева,

Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов,

 И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.

Из зарубежной литературы

Джордж Бернард Шоу.«Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». (Обзорное изучение одной изпьес по выбору учителя и учащихся.)«Дом, где разбиваются сердца». Влияние А. П. Чехова на драматургию Д. Б. Шоу. «Английская фантазия натрусские темы». Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила.«Пигмалион». Власть социальных предрассудков над

сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Парадокс как художественный прием.

Томас Стернз Элиот. Слово о поэте. Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войной. Ирония автора. Пародийное использование мотивов из классической поэзии (Данте, Шекспира, Дж. Донна и др.).

Эрнест Миллер Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя — старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести («Человека можно

уничтожить, но его нельзя победить»).

Эрих Мария Ремарк. «Три товарища». (Обзорное изучение романа.) Э. М. Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних монологов, психологический подтекст).

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Внутренний монолог (закрепление понятия).

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен

Знать/ понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

основные теоретико-литературные понятия.

Уметь

воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

определять род и жанр произведения;

сопоставлять литературные произведения;

выявлять авторскую позицию;

выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Тематический план

Наименование разделов и тем уроков

Кол-во часов

Вид проводимой работы

Дата проведения урока

корректировка

1

Введение 

Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия.

Основные направления, темы и проблемы

конспектирование

2

Жизнь и творчество. Лирика И.А.Бунина. Ее философичность, лаконизм и изысканность. «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество»

Анализ текста

3

«Господин  из  Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям.

анализ фрагмента

4

Поэтика рассказа «Господин  из  Сан-Франциско».

Анализ текста

5

Тема любви в рассказе «Чистый понедельник»

Интерпретирование произведения

6

Своеобразие лирического повествования в прозе писателя

Письменный опрос

7

Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы

Анализ текста

А.И.Куприн – 3 часа

8

А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок».

Изображение мира природы и человека в повести «Олеся»

Интерпретирование произведения

9

Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет»

отзыв

10

РР. Подготовка к сочинению по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна

М.Горький – 6 часов

11

А.М. Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы.

12

А.М. Горький. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа

Интерпретирование произведения

13

 Пьеса «На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы

анализ фрагмента

14

Три правды в пьесе М. Горького "На дне"

Письменный опрос

15

А.М. Горький "На дне". Социальная и нравственно-философская проблематика пьесы. Смысл названия пьесы

16

Письменная работа по творчеству М.Горького

Тест,мини-сочинение

Символизм – 3 часа

17

Русский символизм и его истоки

18

В.Я.Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений Брюсова

19

Вн.чт.Лирика поэтов-символистов. К.Д.Бальмонт, А.Белый

Выразительное чтение стихов

Акмеизм – 3 часа

20

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма

21

Н.С. Гумилев. Слово о поэте

доклад

22

Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилева

Выразительное чтение стихов

Футуризм – 1 час

23

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И.Северянина.

сочинение по поэзииСеребряного века

А.А.Блок – 5 часов

24

А.А.Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней

лирики. «Стихи о прекрасной даме»

Выразительное чтение стихов

25

Тема страшного мира в лирике А.Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе

анализ стихотворения

26

Тема Родины в лирике А.Блока. «Россия», «Река раскинулась…», «На железной дороге»

чтение наизусть, Интерпретирование произведения

27

А.Блок. Поэма "Двенадцать" Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.  

Анализ поэтического текста

28

А.Блок. Поэма "Двенадцать" Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы.

Н.А.Клюев – 1 час

29

Вн.чт Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.Клюев. Жизнь и творчество

С.А.Есенин – 5 часов

30

Сергей Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!...», «Письмо матери»

Выразительное чтение стихов

31

Тема России в лирике С.Есенина. «Я покинул родимый дом…», «Русь советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Возвращение на родину»

анализ стихотворения

32

Любовная тема в лирике С.А.Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Собака Качалова», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…»

Чтение наизусть анализ стихотворения

33

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст»

Устный опрос,анализ стихотворения

34

Вн.чт. Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы»

Интерпретирование текста

Литература 20-х годов XX века – 4 часа

35

Литературный процесс 20-х годов XX века

тест

36

Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов

конспектирование

37

Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов

Устные сообщения

38

Поэзия 20-х годов XX века. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира

Чтение наизусть,сообщения учащихся

В.В.Маяковский – 4 часа

39

В.В.Маяковский. Жизнь и  творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно»

Выразительное чтение стихов, анализ стихотворения

40

Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся»

Интерпретирование текста

41

Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского. «Лиличка», «Письмо товарищу Кострову…», «Письмо Татьяне Яковлевой»

Чтение наизусть,

анализ стихотворения

42

Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину».

Выразительное чтение стихов, анализ стихотворения

Литература 30-х годов XX века –1 час

43

Литература 30-х годов. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы

конспектирование

М.А.Булгаков – 5 часов

44

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. М.А.Булгаков и театр. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных»

Устный,письменный опрос

45

История создания, проблемы и герои романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

46

Своеобразие жанра и композиции романа.Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового).

Анализ текста

47

Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

анализ фрагмента

48

РР. Сочинение по творчеству М.Булгакова

сочинение

49

Зачетная работа за первое полугодие

тест

50

А.П.Платонов – 2 часа

Вн.чт. А.П.Платонов. Жизнь и творчество.

51

Вн.чт. Повесть  А.П.Платонова «Котлован»: обзор

анализ фрагмента

52

А.А.Ахматова – 4 часа

53

Анна Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А.Ахматовой. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…»

анализ стихотворения

54

Судьба России и судьба поэта в лирике А.А.Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был…», «Родня земля», «Приморский сонет»

Интерпретирование текста

Поэма А.А.Ахматовой "Реквием". Трагедия народа и поэта

анализ стихотворения

55

Поэма А.А.Ахматовой "Реквием". Тема суда времени и исторической памяти.

Особенности жанра и композиции поэмы

Выразительное чтение стихов

О.Мандельштам – 2 часа

56

О.Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта

57

Трагический конфликт поэта и эпохи. «NotreDame», «Бессонница. Гомер.

Тугие паруса…», «За гремучую доблесть…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

Выразительное чтение стихов

М.Цветаева – 2 часа

58

М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М.Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня…», «Попытка ревности», «Стихи к Пушкину»

анализ стихотворения

59

Тема Родины. «Тоска по Родине!», «Стихи о Москве». Своеобразие поэтического стиля. Домашнее сочинение по лирике А.Ахматовой, М.Цветаевой или О.Мандельштама

анализ стихотворения

М.А.Шолохов – 8 часов

60

М.А. Шолохов. Судьба и  творчество. «Донские рассказы»

Интерпретирование текста

62

Изображение Гражданской войны в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"

63

Проблемы и герои романа «Тихий Дон»

64

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»

анализ фрагмента

65

Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества.

66

Женские судьбы в романе «Тихий Дон»

анализ фрагмента

Мастерство М.А.Шолохова в романе «Тихий Дон»

67

Письменная работа по творчеству М.А.Шолохова

сочинение

Литература 40-х – 60-х годов XX века – 3 часа

68

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия

Устные сообщения

69

Литература второй половины XX века.

Письменный опрос

70

Поэзия 60-х годов

Чтение наизусть

Литература 50-х – 90-х годов XX века – 1 час

71

Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов. Ю.Бондарев,

В.Богомолов, Г.Бакланов, В.Некрасов, К.Воробьев, В.Быков, Б.Васильев

Исследование по теме, устное  сообщение

А.Т.Твардовский – 2 часа

72

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика А.Т.Твардовского. Размышления о настоящем и будущем Родины

73

Осмысление темы войны. «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…»

Интерпретирование текста

Б.Пастернак – 4 часа

74

Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б.Пастернака.

75

Основные темы и мотивы поэзии Б.Пастернака. «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Гамлет», «Зимняя ночь»

Анализ стихотворения,

устные выступления

76

Вн.чт. Б.Л. Пастернак.Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Проблематика и художественное своеобразие текста.

77

Вн.чт. Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя - Юрия Живаго. Женские образы в романе.

анализ фрагмента

А.И.Солженицын – 2 часа

78

А.И.Солженицын. Жизнь и творчество.

79

Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

отзыв

В.Шаламов – 1 час

80

В.Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» («На представку», «Сентенция»)

Интерпретирование текста

Н.Рубцов – 1 час

81

Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и ее художественное своеобразие. «Видения на холме», «Русский огонек»,  «Звезда полей», «В горнице»

Устные сообщения,

выразительное чтение стихов

В.П.Астафьев – 2 часа

82

«Деревенская» проза в современной литературе. В.П.Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в рассказе «Царь-рыба»

Исследование по теме, устное  сообщение

83

Нравственные проблемы романа «Печальный детектив»

анализ фрагмента

В.Распутин – 2 часа

84

В.Г. Распутин. Нравственные проблемы повести "Последний срок"

отзыв

85

В.Г. Распутин. Нравственные проблемы повести "Последний срок"

анализ фрагмента

И.Бродский – 1 час

86

И.А.Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта. «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет»

Устные сообщения,

выразительное чтение стихов

Б.Окуджава – 1 час

87

Б.Ш.Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта. «До свидания, мальчики…», «Ты течешь, как река…». Искренность и глубина поэтических интонацией. «Когда мне невмочь пересилить беду…»

Устные сообщения, анализ стихов,

выразительное чтение стихов

Ю.Трифонов – 1 час

88

 «Городская» проза в современной литературе. Ю.В.Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен»

Устный опрос

Современная драматургия – 1 час

89

Вн.чт. Темы и проблемы современной драматургии (А.Володин, А.Арбузов, В.Розов). А.Вампилов. Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы

Исследование по теме, устное  сообщение

Литература народов России – 2 часа

90

Вн.чт. Из литературы народов России. Мустай Карим. Жизнь и творчество. «Подует ветер – все больше листьев…», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду…».

Выразительное чтение стихов

91

«Птиц выпускаю…». Отражение вечного движения жизни. Тема памяти о родных местах, мудрости предков. Психологизм лирики башкирского поэта

Выразительное чтение стихов

Литература на современном этапе – 2 часа

92

Основные направления и тенденции развития современной литературы

Письменный опрос

93

Проза «реализма» и «нереализма», поэзия, литература Русского зарубежья последних лет, возвращенная литература

Конспект, устные сообщения

Зарубежная литература – 5 часов

94

Вн.чт. Д.Б.Шоу. «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион».

отзыв

95

Вн.чт. Духовно – нравственные проблемы в пьесе «Дом, где разбиваются сердца»

96

Вн.чт. Т.С.Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж.Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений  стихотворения. Средства создания комического

Анализ стихотворения

97

Вн.чт.  Э.Хемингуэй. Слово о писателе и его романах «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море»

Устные сообщения

98

Вн.чт. Э.Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования.  Своеобразие художественного стиля писателя.

отзыв

99

Семинар по теме «Проблемы и уроки литературы XX века»

Устные сообщения,

доклады

100

Итоговый урок. Нравственные уроки русской и зарубежной литературы XX века.

Письменный опрос

100

Итоговая контрольная работа

тест

102

Итоговая контрольная работа

тест

Учебно-методическое обеспечение.

1Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе

  1. Агеносов В.В.  Русская литература 20 века. Методическое пособие   М. «Дрофа», 2010
  2. Булгакова И.В. Нестандартные уроки русской литературы. 10-11 классы – Ростов-на-Дону, «Феникс»,2013
  3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.

 11 класс.II полугодие.- М.: ВАКО, 2013

  1. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе XX века. 11 класс. I полугодие- М.: ВАКО, 2012
  2. Миронова Н.А. Тесты по литературе: к учебнику «Русская литература XX века. В 2-х ч.11 кл.».- М.: Экзамен, 2011
  3. Михайлова И.М. Тесты. Литература 9-11 классы – М., «Дрофа», 2012
  4. Обернихина Г.А. Преподавание литературы в 11 классе (в 2-х частях) – М., «Аркти»,2010  
  5. Угроватов П.И. Конспекты уроков для учителя литературы. 11 класс (в 2-х ч.) – М., «Владос»,2012
  6.  Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XXвека. 11 класс – М., «Просвещение»,2011

2.Оборудование и приборы

1.Компьютер

2.Принтер

3. Мультимедийный проектор

3.Дидактический материал .  

1.Видеофильмы по произведениям литературы 20 века.  

2.DVD-диски с экранизациями художественных произведений, изучаемых в 11 классе.

3.Презентации к урокам

4.Экспресс-подготовка к экзамену. Литература. 9-11 класс

4.Цифровые образовательные ресурсы

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 11 класс.

2.Русская литература. 8-11 класс. Мультимедийная энциклопедия.

3.Литература. Мультимедийный курс. 5-11 классы.

4.Золотой фонд поэзии. Россия, ХIХ век. Романтизм.

5.«Пушкин в зеркале 2-х столетий»

5.Интернет-ресурсы

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3.  http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. http://www.openclass.ru/

5..http://litera.edu.ru - Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» российского общеобразовательного портала

6.http://www.bibliogid.ru - BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки

7.http://kidsbook.narod.ru - библиотека детской литературы

8.http://www.likt590.ru/project/museum/ - Виртуальный музей литературных героев

9.http://www.rvb.ru - Русская виртуальная библиотека

10.http://www.uroki.net/index.htm. - Уроки.нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

10 класс. Рабочая программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной

Настоящая рабочая программа по предмету «Литература» для 10 класса составлена на основе Программы по литературе общеобразова-тельных учреждений (5-11 класс (Базовый и профильный уровни)) под редакцией...

Рабочая программа и КТП по литературе В. Я. Коровиной 5 класс

Рабочая программа по литературе для  5 класса к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина (Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовател...

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»,  Москва, «Просвещение», 2006 г....

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс».

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс»....

Рабочая программа. Литература. 9 класс. Программа В.Я.Коровиной.

Важнейшее значение в формировании духовно бога­той, развитой личности с высокими нрав­ственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основыва...

Рабочая программа "Литература. 7 класс" (в соответствии с программой В.Я. Коровиной)

   Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. К...