Рабочая программа по литературе в 10 классе
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа для обязательного изучения курса «Литература» в 10 классе по 3 учебных часа в неделю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_10_klass_liter.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе в 10 классе включает следующие разделы:

пояснительную записку;

основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса;

учебно-тематический план;

требования к уровню подготовки обучающихся;

литературу и средства обучения;

календарно - тематический план.

Цели и задачи преподавания литературы:

Главная цель – на основе творческого чтения раскрыть перед учениками основные законы литературы как вида искусства и ее отличия от народного поэтического творчества (фольклора); познакомить учеников с основными понятиями, позволяющими проникнуть в художественный мир литературного произведения, вооружить их элементарными инструментами для анализа литературного текста, почувствовать специфику художественной условности словесного творчества; отработать и закрепить свободное владение устной и письменной речью; сформировать у школьников литературный вкус; дать представление об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы.

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих задач:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе.

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы:

Исходными документами для составления рабочей программы явились:

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

  • Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013-2014 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № №2885 от 27 декабря 2012г ;

- Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» ;

Место и роль предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа для обязательного изучения курса «Литература» в 10 классе по 3 учебных часа в неделю.

Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижения школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.

Осознание эстетической самоценности литературного произведения и словесной образности как основы создания художественного мира позволяет также на новом уровне определить систему различных видов искусства, понять их эстетические связи и различия.

Поскольку эстетическое переживание невозможно без установления авторского идеала и системы нравственных оценок, на уроках литературы неизбежно происходит процесс формирования нравственных принципов ученика, который естественно вытекает из специфики литературы как вида искусства и не нуждается в специальном акцентировании.

Феномен существования произведений литературной классики во времени, позволяющий рассматривать произведение, созданное, к примеру, в XIX веке как факт современного литературного процесса, открывает перед школой удивительную возможность установления непосредственной связи времен. Поэтому изучение литературы как поэтической памяти народа является чрезвычайно важной задачей современного образования.

В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без которого образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.

Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.

Наконец, данная школьная дисциплина называется «Литература» и предполагает изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что дает возможность установить принципы культурного взаимодействия народов. Осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую и национальную традицию.

Согласно учебному плану школы изучение курса «Литература» в 10 классе предусматривается в объеме 102 часа, 3 часа в неделю, в том числе 5 классных сочинений:

Формы организации образовательного процесса:

- уроки изучения новой темы;

- уроки-закрепления;

- уроки-обобщения;

- уроки развития речи;

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Содержание обучения по литературе отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5-11 классах формируются и развиваются коммуникативная, литературоведческая и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи.

Литературоведческая компетенции – освоение основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, а также освоение литературных произведений и формирование способности к их анализу.

Культуроведческая компетенция – представление о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека, осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции.

Виды контроля:

- вводный;

- текущий;

- тематический;

- итоговый;

Формы контроля:

- фронтальный опрос;

- индивидуальный опрос;

- самостоятельные работы;

- письменный опрос;

- зачет;

 - сочинения

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

102 часа

 Введение.  2 часа.

  Русская история и русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века. Романтизм и реализм.

 

Русская литература 1-ой половины 19 века.  6 часов.

А,С,Пушкин. 4 часа. Основные мотивы лирики Пушкина. Обзор. «Медный всадник». Проблема власти и судьба отдельного человека. «Борис Годунов». Проблема власти  и народа в трагедии. Народность литературы.

М,Ю,Лермонтов. 1 час. Своеобразие художественного мира Лермонтова. Романтизм и реализм в творчестве.

Н.В.Гоголь. 1 час. Петербургские повести. «Невский проспект».  Образ автора в произведении.

Русская литература второй половины 19 века.

Русская литература второй половины XIX века . Историческая обстановка в России второй половины 19 века. Традиции и новаторство в литературе.

Обзор русской литературы 2 половины 19 века(1 ч.)

А. Н. Островский. 5 часов. 

Жизнь и творчество А.Н.Островского. Драма «Гроза». Творческая история пьесы. Нравы города Калинова. Изображение Островским драматических противоречий русской жизни в кризисную эпоху. Образ Катерины Кабановой, ее столкновение с «темным царством».  Суть конфликта героини с «темным царством». Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее в драме Островского. Статья Н.Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» , А.Григорьев «После «Грозы» Островского.

И. А. Гончаров . 6 часов. Краткая биография   И.А.Гончарова. Общая характеристика 3 романов. Роман «Обломов».  Роман «Обломов». Историяя создания. Особенности композиции. Сущность характера героя. «Сон Обломова», его роль в романе. Что такое обломовщина?» Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета.

Критика. Н.А.Добролюбов «Что такое обломовщина».

Теория литературы. Нарицательные образы — герои художественных произведений.

И. С. Тургенев   7 часов.

Жизнь и творчество И.С.Тургенева. Творческая история романа «Отцы и дети». Конфликт отцов и детей в романе. Базаров и его мнимые последователи. «Вечные темы» в романе (природа, любовь , искусство). Финал романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа. Статья Д.Писарева «Базаров». «

Теория литературы. Философские позиции автора.

 Романа.

Ф. И. Тютчев 2 часа.

Жизнь и творчество. Лирика. Мотивы лирики Тютчева Своеобразие любовной лирики Тютчева. «О, как убийственно мы любим…», «К. Б.» , «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К.Б.» («Я встретил вас - и всё былое...»); «Эти бедные селенья...», «Над этой тёмною толпою», «Последняя любовь»

Теория литературы.  Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха. .

А. Фет  2часа.

Жизнь и творчество. Лирика. «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Ещё майская ночь»; «Это радость , утро это», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Я приишёл к тебе с приветом...» и др. Мотивы лирики А.А. Фета.

Теория литературы. Теория «чистого искусства».

А. К. Толстой 1 час.

Жизнь и творчество. Песни чистой души. Стихотворения: «Не верь, мой друг, когда в избытке горя...», «Средь шумного бала, случайно...», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...». Интимные и философские мотивы лирики. Красота природы и природа красоты в поэзии А. К. Толстого. Сатирические темы и мотивы.

Теория литературы. Влияние фольклора на лирику 19 века.

Н. А. Некрасов .4 часа.

Жизнь и творчество Н.А. Некрасова. Лирика. Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! Я у двери гроба...»; «Я не люблю иронии твоей...» «Забытая деревня». «Блажен незлобивый поэт». Гражданственность лирики. Поэт «мести и печали». Город и деревня в лирике.Некрасов и Великий Новгород. Образ Музы. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Творческая история, масштабность замысла поэмы-эпопеи. Роль фольклорно-сказочных мотивов в поэме-эпопее.  Крестьянские судьбы в изображении Некрасова. Яким Нагой и Ермил Гирин.

Теория литературы. Народность творчества.

Н. Г. Чернышевский 2 часа. Жизнь и творчество. Роман «Что делать».  Эстетическая теория Чернышевского. Роль романа в литературном процессе 60-х, 70-х годов.

Н. С. Лесков  3 часа.

Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник». Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни. Судьба Ивана Флягина. Былинные мотивы в повести.

Теория литературы. Сказ.

М. Е. Салтыков – Щедрин . 4 часа.

Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина. Роман «История одного города» . Сатирическая летопись истории России. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Смысл финала .Тема народа и власти. Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях писателя.

Теория литературы. Сатира, сарказм. Гротеск, гипербола. Условность в искусстве.

Ф. М. Достоевский .13 часов..

Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание» Атмосфера 60-х гг. и ее отражение в романе «Преступление и наказание». Петербургские углы, униженные и оскорбленные в романе. Истоки и смысл теории Раскольникова. Преступление Раскольникова. Глубина психологического анализа в романе. Идея и натура Раскольникова. Преступление и наказание героя. Второстепенные персонажи, их роль в повествовании. Раскольников и Сонечка. Нравственное возрождение героя. Раскольников в эпилоге романа. Нравственный смысл произведения, его связь с почвенническими взглядами писателя.

Теория литературы. Тема. Проблематика. Система персонажей. Психологизм. Стиль повествования. Герой. Характер. Идея. Пафос. Авторская позиция. Идея. Мировоззрение писателя.

Л. Н. Толстой . 22 часа

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Духовные искания юности. Начало творческой деятельности.Военный опыт писателя. «Севастопольские рассказы». Автобиографическая трилогия. Роман «Война и мир» как народная эпопея. Творческая история произведения. Своеобразие, художественные особенности. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе.Система образов в романе и нравственная концепция в романе.Герои романа в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности человека за судьбы близких людей и судьбы мира. Нравственные поиски П. Безухова, А. Болконского. Наташа Ростова — любимая героиня Толстого. Женские образы романа. Судьба любимых героинь Толстого.Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон. Картины войны в романе. Осуждение войны. Война 1812 года- Отечественная война. Бородинское сражение — идейно- композиционный центр романа. «Дубина народной войны» . Партизанское движение и его герои в романе. Значение образа Платона Каратаева. «Диалектика души» Толстого . Л.Толстой — писатель — классик и самобытный философ.

Теория литературы. Роман-эпопея.

А. П. Чехов . 12 часов.

Жизнь и творчество.   Чехов-прозаик и Чехов- драматург. Рассказы Чехова. Своеобразие их тематики. «Мелочи жизни» на страницах рассказов. «Биография настроений» как одно из важнейших достоинств рассказов. «Дама с собачкой», «Дом с мезонином», «Душечка» и др. Обзор самостоятельно прочитанных рассказов. Повесть «Степь». Рассказ «Ионыч». Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение творческого труда как основы подлинной жизни. Способы создания комического эффекта. «Вишневый сад». Особенности конфликта и сюжета. Символический смысл образа вишневого сада, тема времени. Герои пьесы и их судьба. Раневская и Гаев — уходящее поколение. Образы Лопахина, Пети, Ани — новое поколение. Пьесы Чехова  и их художественное своеобразие. Сценическая судьба пьес Чехова.

Теория. Своеобразие стиля Чехова.

Зарубежная литература. 11 часов.

Основные тенденции в развитии зарубежной литературы 19 века. Ведущая роль реализма. Символизм.

Э.Т.А. Гофман. «Серапионовы братья». Связь реального и фантастического в романтических произведениях Гофмана.

Ч. Диккенс. «Записки Пиквикского клуба». Англия на страницах романа. Смех как способ демонстрации оптимизма.

 

О. де Бальзак. «Гобсек». Тема власти денег.

В. Гюго. «Собор Парижской Богоматери». Главные герои романа. Образ собора и его роль в романе.

Э.По. «Золотой жук». Острая характерность облика и поведения героя.

Г. де Мопассан.  «Ожерелье» . Грустные раздумья о несправедливости мира.

Г.Ибсен. «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщин.

А.Рембо. «Пьяный корабль». Пафос отрицания устоявшихся норм.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 10 класса

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия;

уметь

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- участия в диалоге или дискуссии;

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Литература

Для учащихся: 1. Ю.В.Лебедев. Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений.М. «Просвещение».2007.

2. Новейшая хрестоматия по литературе. 10 класс. – М: ООО, Издательство «Эксмо», 2009

3. Как избежать «мильон терзаний» (литературные олимпиады по творчеству писателей и поэтов 2 половины 19 века). 10 класс. Составитель Мартемьянова И.К.. – Волгоград: ООО «Экстремум», 2005

4. Миронова Н. А. ЕГЭ 2010. Литература. Пособие для подготовки к ЕГЭ: учебно-методическое пособие. М.: Издательство «Экзамен», 2010

5. Фогельсон И. А. Литература учит: 10 кл.: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1990

6. Миронова Н. А. Литература в таблицах. 5-11 классы. Справочные материалы. – М.: АСТ: Астрель, 2010

Для учителя:

1. Егоров Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе 19 века. 10 класс. В 2 частях. – М.: «ВАКО», 2009

3. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2002

4. Я иду на урок литературы: 10 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000

5. Турьянская Б. И., Гороховская Л. Н. Литература в 10 классе. Урок за уроком. – 3-изд. – М.: ООО» ТИД»Русское слово – РС», 2007

6. Конспекты уроков для учителя литературы. 10 класс. Русская литература XIX. Вторая половина: В 2 частях/ Под ред. Л. Г. Максидоновой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...