Литература! Ты моя судьба!
проект по литературе (5 класс) на тему

ЩЕРБАКОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

Материал можно использовать для классного часа или урока литературы в 5 классе. Содержит конспект занятия и презентацию к нему. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon klassnyy_chas_literatura.zip1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Литература! Ты моя судьба!

Классный час для обучающихся 5 класса.

Цель:

- формирование у учащихся интереса к углубленному изучению литературы;

Задачи:

 -  воспитывать  у подрастающего поколения любовь к литературе как одной из величайших культур мира;

 - расширить представление учащихся о роли литературы в современном обществе.

Вступительное слово учителя.

Литература имеет огромное значение в истории развития общества. Человек всегда стремился к тому, чтобы передавать знания и делиться своими чувствами с другими людьми. Появление письменности можно считать первым шагом на пути к литературе.

Выясним, что такое литература. Определение значения этого слова начнем с корня. "Littera" в переводе с латыни значит "буква", а "litteratura" – "написанное". Таким образом, литературу можно определить, как массив написанных текстов произвольного содержания.

Русская литература

Раскрывая вопрос о том, что такое литература, нельзя не затронуть тему русской литературы. Русские писатели и поэты оставили неизгладимый след в мировой литературе, внеся в неё богатство и широту русской души.

Рассмотрим, что такое русская литература, чем она отличается от всей остальной.

  1. С самых древних произведений в русской литературе уделяется внимание этической стороне, вопросам "Что такое хорошо и что такое плохо?".
  2. Большинство авторов уделяло значительно большее внимание содержанию произведения, а не его форме.
  3. За всю историю существования русской литературы найдется сравнительно немного произведений развлекательного характера.
  4. Герои произведений русской литературы чаще изображены в связи с другими людьми, индивидуальные переживания героев также носят социальный оттенок.
  5. Произведения русской литературы в большинстве своем трагичны, редко можно встретить счастливый конец.
  6. Из-за особенностей русского языка литература, написанная на нем, читается медленнее, чем на других языках. Ещё одной причиной более медленного чтения является богатство русской литературы описаниями и образами.

Роль литературы в современном мире

Что такое литература для современного общества? Литература для писателя – это способ передать свое личное мнение, поделиться своим уникальным опытом, рассказать о своих мечтах посредством событий в жизни персонажей. А для читателя – это возможность узнать новое, пережить то, что не позволяет пережить реальная жизнь, подумать и научиться чему-либо. 

Известный писатель С.Михалков, обращаясь к  читателям, писал:

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

А что значит литература, чтение книг для каждого из вас?

(Высказывания пятиклассников о роли книги в их жизни).

Чтение стихотворений о книгах.

1 чтец.

Путешественник

Дальние дали, чудесные страны
Манят меня сквозь «седые туманы».
На кораблях, на слонах и верблюдах
Снова я еду на поиски чуда.

Я постоянно в далёких походах:
На самолётах и теплоходах,
Яхтах, каноэ, автомобилях
«Жму километры» и «меряю мили».

Нет, не обманщик я и не врунишка,
Просто мальчишка, читающий книжки,
А путешествовать в дальние дали
Начал лет в семь, по страницам журнальным.
(А. Лугарёв)

2 чтец.

О чтении

Читать ужасно интересно:
Вы можете сидеть, лежать
И — не сходя при этом с места —
Глазами книгу ПРОБЕЖАТЬ!
Да-да! Читать — ХОДИТЬ ГЛАЗАМИ
За ручку с мамой, после — сами.
Ходить — ведь это же пустяк,
Не бойтесь сделать первый шаг!
Споткнулись раз, другой…
И вдруг вы
Прочли подряд четыре буквы,
И вы пошли, пошли, пошли —
И слово первое прочли!
От слова к слову — как по кочкам —
Помчитесь весело по строчкам…
И так научитесь читать —
Как бегать,
Прыгать…
Как летать!
Я знаю, скоро по странице
Порхать вы будете, как птицы!
Ведь необъятен и велик,
Как небо —
Мир волшебный книг!
(А. Усачев)

3 чтец.

Я – это мир!

Я – это мир, а мир стал мной,
Едва открыл страницу!
Могу в героя книги я
Мгновенно превратиться!
Стихом и прозой говоря,
Рисунком и словами,
Страницы книг ведут меня
Волшебными путями.

Я в мире слов перешагну
Любых времён границы,
Могу теперь весь шар земной
Я облететь, как птица!
Страницы, главы и слова
Летят перед глазами.
Мы с книгой стали навсегда
Хорошими друзьями!
(Пер. с английского А. Матюхина)

Слово учителя.

Люди всегда боготворили литературу и книги. Об этом мы можем судить, обратившись к высказываниям русских и зарубежных писателей.

 (Презентация)

Слайд 2.

Нравственность человека видна в его отношении к слову.  
Л.Н.Толстой.

Слайд 3.

Только одна литература неподвластна законам тления. Она одна не признаёт смерти.     (М.Е.Салтыков-Щедрин)

Слайд 4.

Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание.   (В.Г.Белинский)

Слайд 5.

Темой истинного литературного творчества могут быть только проблемы человеческой души, раздираемой внутренним конфликтом, потому-то писать стоит только о них, только они заслуживают мук и пота.    (У.Фолкнер)

Слайд 6.

Темой истинного литературного творчества могут быть только проблемы человеческой души, раздираемой внутренним конфликтом, потому-то писать стоит только о них, только они заслуживают мук и пота.    (У.Фолкнер)

Слайд 7.

...писатель должен уметь прямо говорить читателю правду, как бы она горька ни была. Поэтому к оценке каждого художественного произведения нужно, в первую очередь, подходить с точки зрения его правдивости и убедительности.   (М.А.Шолохов)

- Согласны ли вы со словами великих людей? Докажите свой ответ, приведя в качестве аргумента любое прочитанное произведение.

Слайд 8.

Давайте вслушаемся в слова С.Г. Шаумяна:

«Литература - это храм, куда можно входить лишь с чистой совестью и благородными стремлениями. Когда же люди подходят к этому храму с мелкими честолюбивыми стремлениями, корыстолюбивыми целями и со склонностью ко лжи - это величайшее преступление, совершаемое против народа».  

 - Как вы понимаете эти слова?

 - Литература – это, действительно, храм. И относиться к ней нужно так же бережно и уважительно!

Чтец.

Книгоград

 

В моём шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке словно дом…
Обложку-дверь откроешь второпях –
И ты вошёл, и ты уже в гостях.
Как переулок – каждый книжный ряд.
И весь мой шкаф – чудесный Книгоград…
(Д. Кугультинов)

Заключительное слово учителя.

Я желаю каждому из вас стать настоящим Читателем – ценителем Её Величества Книги, Литературы, и тогда перед вами откроется чудесная дорога добра, новых свершений, настоящего чуда и любви!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Судьба детей в годы войны" (по повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая...")

Урок в разделе "Литература последних десятилетий" завершает цикл обучения в 11-м классе, готовит учащихся к итоговой аттестации. Урок совершенствования  знаний, умений и навыков. Решаются образов...

Бинарный урок "Война 1812 года в русской литературе и в судьбах русских писателей"

В работе упоминаются основные события войны 1812 года, произведения русской литературы первой половины 19 века, в которых есть упоминание о войне 1812 года....

Новокрестьянские поэты – представители Серебряного века русской литературы. Их трагические судьбы в послереволюционной России. Поэзия Н.Клюева, С.Клычкова, П.Орешина, А.Ширяевца (обзор).

ППоэзия  Серебряного века чрезвычайно неоднородна и разнообразна  по направлениям , формам, эстетическим устремлениям, по читательскому кругу. Ярким явлением времени была новокрестьянс...

Урок литературы по теме: "Судьба Григория Мелехова"

Урок изучение нового материала с учащимися 11 класса.Тема урока поднимает нравственные проблемы личности в сложной исторической обстановке в стране. Урок по роману М. Шолохова "Тихий Дон".Тема урока с...

Разработка урока по литературе "М.Шолохов "Судьба человека". 11 класс

Разработка урока по литературе "М.Шолохов "Судьба человека"...

Интегрированный урок литературы и родной (татарской) литературы на тему "Судьба человека"

Интегрированный урок (русская литература, татасркая литература) на тему "Судьба человека"...