Элективный курс «…СЛОВО - ЭТО ТОЖЕ ДЕЛО» (А.Т.Твардовский). (Жанры устной монологической речи).
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме

 

Элективный курс  «… слово – это тоже дело» (Жанры устной монологической речи) предполагает речевую подготовку девятиклассников при помощи важнейших средств коммуникации  - слова.

   Выбор данного курса определён тем, что слово во все времена оказывало большое влияние на людей, их взгляды, убеждения, поступки. Выступающему важно привлечь внимание, воздействовать на слушателя, отстоять свою точку зрения, доказать

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el_kurs_1.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                     Приложение №

                 

                 

                  Управление образования муниципального района «Вуктыл»

                     Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                 «Средняя общеобразовательная школа №2

                                            им. Г.В.Кравченко» г.Вуктыла.

Рекомендовано                                                                            УТВЕРЖДАЮ

Решением методического объединения                          Директор МБОУ «СОШ № 2

учителей русского языка и литературы                          им. Г.В.Кравченко» г.Вуктыла

МБОУ «СОШ №2 им. Г.В.Кравченко»                      

г. Вуктыла.                                                                         ----------------------Политова Л.М.

                                  Элективный курс

                                   «…СЛОВО - ЭТО ТОЖЕ ДЕЛО»

                                               (А.Т.Твардовский).

                                (Жанры устной монологической речи).

                                                                                   Составитель: Лацыба Тамара Ивановна.

                                                                                      Учитель русского языка и литературы.

                                                               Вуктыл

                                                                 2013

                                   

                                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

   

  Элективный курс  «… слово – это тоже дело» (Жанры устной монологической речи) предполагает речевую подготовку девятиклассников при помощи важнейших средств коммуникации  - слова.

   Выбор данного курса определён тем, что слово во все времена оказывало большое влияние на людей, их взгляды, убеждения, поступки. Выступающему важно привлечь внимание, воздействовать на слушателя, отстоять свою точку зрения, доказать правильность выдвинутых положений. Это поможет в достижении успеха в любом деле.

    Настоящая программа предусматривает обучение жанрам устной монологической речи через систему занятий по развитию речи.

   Она рассчитана на 14 часов и адресована учащимся 9 классов.

   Курс можно проводить как в первом, так и во втором полугодии.

   Программа позволяет учащимся  проявить и развить свои творческие способности.

   Программой предусмотрены следующие формы занятий: лекции, практикумы, ролевая игра.

    Система занятий уделяет особое внимание речевой культуре, методам подготовки различных видов публицистических выступлений.

ЦЕЛИ:

 - оказать учащимся помощь в выборе профиля обучения, заинтересовать гуманитарным направлением;

 - овладеть типичными для гуманитарного профиля видами деятельности: ответить на вопрос, подготовить сообщение, выступить с докладом,

 - предоставить возможность ученикам выступить в качестве оратора перед одноклассниками. Учащимися младших и средних классов.

 

ЗАДАЧИ:

 - способствовать формированию навыков и умений рационального речевого поведения,  

- подготовить учащихся к ситуации выбора профиля дальнейшего обучения, освоение гуманитарного направления;

 - добиться понимания учащимися необходимости в любой профессиональной деятельности уметь вести общение и владеть искусством речи.    

                                       Учебно-тематический план.

                Наименование тем.

Кол-во часов.

 Теория.

 Практика.

1.

Введение. «О всякой данной материи красно говорить»(М.В.Ломоносов).

        1

    1

2.

Основные качества речи.

        1

    1

3.

Основы ораторского искусства.

        1

    1

4.

Как готовиться к публичному выступлению.

        2

    1

        1

5.

Как построить свою речь.

        1

        1

6.

Разновидности устной речи. Рассказ.

        1

        1

7.

Устный анализ текста.

        1

        1

8.

Вопрос и ответ.

        1

        1

9.

Заветная мечта каждого выступающего.

        1

     1

10.

Сообщение.

        1

        1

11.

Доклад.

        1

     1

12.

Защита доклада.

        2

        2

             

                                                                                                        14 ч.            6 ч.              8 ч.

                                 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

                                                Тема 1.

Введение. «О всякой данной материи красно говорить». (М.В.Ломоносов).

Говорить образно, выразительно, эмоционально важно для того, чтобы воздействовать на слушателей. Яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, нои на чувства, воображение слушателей.

                                              Тема 2.

                                        Основные качества речи.

Богатство и разнообразие словаря говорящего. Речевые штампы. Чистота речи. Яркость, образность, выразительность речи. Ясность, понятность, точность, правильность речи.

                                              Тема 3.

                                     Основы ораторского искусства.

Оратор, его индивидуальные особенности. Ораторское искусство. Виды ораторского искусства. Риторические навыки и умения.

                                               Тема 4.

                          Как готовиться к публичному выступлению.

Повседневная подготовка к выступлениям (самообразование, создание собственного архива, овладение техникой речи, повышение культуры устной речи, определение темы, формулировка цели, подбор материалов, отработка навыков).

                                                Тема 5.

                                       Как построить свою речь.

Композиция речи. План -  основа композиции. Вступление, главная часть, заключение. Недостатки композиции.

                                                 Тема 6.

                                    Разновидности устной речи.

Умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка, качество словесного выражения, формы словесного выражения.

                                                Тема 7.

                                             Устный анализ текста.

Текст, язык художественной литературы. Образ в художественной речи, особенности языковой организации стихотворных, прозаических и драматургических текстов. Фонетические, лексико-семантические, морфологические и синтаксические особенности текста.

                                                Тема 8.

                                                  Вопрос и ответ.

Классификация вопросов. Виды отчётов. Нечестные приёмы.

                                                       Тема 9.

                          Заветная мечта каждого выступающего.

Контакт с аудиторией. Единство слова и дела. Учёт особенностей и психологии слушателей. Форма периодичности материала.

                                               Тема. 

                                                   Сообщение.

Заинтересованность выступающего в предмете своего выступления и умение передачи этого интереса своим слушателям. Одна доминирующая идея, мысль. Отстаивание своего мнения, точки зрения, своего подхода. Выразительные средства языка.

                                                Тема 11.

                                                 Доклад.

Основной тезис, основное положение, доказательства, вывод. Полнота раскрытия темы, законченность. Факты, примеры, цифры. Обобщения. Частные тезисы. Актуальность темы доклада.

                                                Тема 12.

                                                   Защита доклада.

Требования к защите доклада:

 - чёткое определение темы;

 - полнота раскрытия темы;

 - грамотный подбор материала;

 - составление плана (или тезисов);

-публицистический стиль изложения;

 - актуальность и значимость проекта.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ, НАВЫКАМ, ПОЛУЧЕННЫМ В

                                        РЕЗУЛЬТАТЕ ОБУЧЕНИЯ.

                                                             

Учащиеся должны знать понятия:

 - текст, основная мысль текста, его композиция;

 - тема сообщения;

 - цель сообщения;

 - план сообщения;

  - типы речи, стили речи;

 - изобразительно-выразительные средства публицистического стиля.

Учащиеся должны уметь:

 - подбирать материал, систематизировать его;

 - составлять план выступления;

 - строить связанное, аргументированное сообщение на конкретную тему;

 - создавать устное публичное выступление;

 - грамотно излагать свои мысли.

                   Список литературы, рекомендованной для учащихся.

1.Никитина Е.И. Русская речь. Учебное пособие по развитию связной речи для

8 – 9 классов общеобразовательной школы. М., Просвещение, 1989 г.

2. Ладыженская Т.А. Развивай те дар слова. Пособие для учащихся 8  - 9классов, М., Просвещение, 1990 г.

                   Список литературы, рекомендованной для учителя.

1.Введенская М.А., Павлова А.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на- Дону. Феникс, 1996 г.

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., Высшая школа, 1995 г.

3. Ладыженская Т.А. Методика развития речи. М., Просвещение, 1990 г.

4. Никитина Е.И. Русская речь. Дрофа, 2005 г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие интегрированного элективного курса "Словом, цветом, звуком..." ("Обед довольно прихотливый" по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин")

Занятие интегрированного элективного курса посвящено анализу "кулинарных" глав романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"....

Элективный курс «Слово-образ-смысл»

Пояснительная записка к элективному курсу "Слово-образ-смысл"...

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

В жизни современной России необычайно расширилась сфера воздействия на человека живого, звучащего слова. Это связано с такими факторами, как демократизация общества, активизация политической жизни в с...

Программа элективного курса «Слово-это тоже дело…»

Программа элективного курса «Слово-это тоже дело..» основывается на тех же принципах, что и программа по русскому языку для средней школы:Обучение должно быть научным, то есть представлять...

Рабочая программа элективного курса Слово о переводе для учащихся 9-х классов всех типов школ.

   Задача  данного курса - осветить гораздо более широкий круг вопросов общей теории и практики перевода, то есть перевода вообще, а не только  в каком-нибудь одном его жанр...

Методическая разработка урока «So wоrtlich wie notig, so frei wie moglich».Элективный курс Слово о переводе для учащихся 9 класса.

Задачами работы являются развитие коммуникативной способности на базе аутентичного материала,  закрепление навыков и умений чтения, говорения (мон., диал. речи), аудирования и письма, а...