Рабочая программа элективного курса "Слово Пушкина"
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

вы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл el_kurs_11slovo_pushkina.docx42.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“Средняя школа № 9»

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

Протокол №

от “___”  _________20__ г.

Утверждено

приказом по школе

               ОД №____ от ______20__г.

Директор школы  ___________(С.Л.Барбаков)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

элективного курса "Слово Пушкина"

(базовый уровень)

11А          класс

                                       Анохова Наталья Сергеевна

 (Ф.И.О. разработчика)

2017 г.

  (год составления программы)

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана для  обучающихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов:

1.        Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне              

2.        Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя  школа №9» на 2017-2018 учебный год

 3.Календарного учебного графика на 2017-2018 учебный год

4. Программа разработана Т.М. Пахновой  Программы элективных курсов. Русский язык. 10- 11классы./ сост. Г.В. Карпюк, Е.И. Харитонова. – М.: Дрофа, 2010.

        Особенности реализации в школе

На изучение курса отводится 17 часа, 1 час в неделю.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Учащиеся должны уметь:

•        строить собственное речевое (монологическое и диалогическое) высказывание в соответствии с целями, содержанием и адресатом;

•        грамотно отбирать языковые средства, варьировать их с учетом речевой ситуации;

•        вступать в диалог с собеседником, учитывая условия диалогического общения;

•        создавать тексты различных стилей и жанров;

•        владеть различными видами монолога;

•        свободно и правильно излагать свои мысли в устной и в письменной форме;

•        соблюдать нормы построения текста;

•        адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

•        соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка (произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные);

•        уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения; - осуществлять речевой самоконтроль;

•        оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их;

•        совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Учащиеся должны владеть навыками: определения коммуникативной стратегии и тактики речевого поведения; соблюдения этикетных норм и правил в процессе речевого общения.

Цель курса: развивать и обогащать речь обучающихся

средствами литературного  языка.

Задачи курса:

-способствовать расширению речевого опыта учащихся;

-развивать навыки исследовательской деятельности;

-на основе анализа текстов художественной литературы показать

 употреблениелексических, грамматических средств языка в

текстах разных стилей, в том числе в «безукоризненных образцах»,

какими являются произведения русской классической литературы;

- воспитывать культуру чтения и восприятия художественного текста,

бережного, внимательного, вдумчивого отношения к слову.

Обращение к произведениям А. С. Пушкина на занятиях русским языком в старших классах дает возможность увидеть, как живут, как употребляются языковые средства разных уровней в «безукоризненных образцах» искусства слова, какими являются пушкинские стихи, проза, критические статьи, дневниковые записи и письма.

Внимание к языковым особенностям текстов помогает глубже понять их содержание, позволяет увидеть неповторимое своеобразие пушкинского

языка — слова А. С. Пушкина. Называя программу «Слово Пушкина», мы имели в виду, что «слово» — понятие многозначное. Это не только основная единица языка, которая изучается в разделе «Лексика», но и сам язык, язык Пушкина, язык его произведений.

Курс носит т е о р е т и к о -п р а к т и ч е с к и й  х а р а к т е р. Особое внимание следует обратить на самостоятельную творческую деятельность учащихся исследовательского характера (подготовка рефератов, докладов, отбор материала для сочинений, редактирование сочинений).

На занятиях широкое применение может найти не только работа по анализу пушкинских произведений (целиком или их отрывков), но и комплексное исследование текстов о Пушкине, о языке его произведений.

Особое внимание следует обратить на работу со словарями, справочниками, на подготовку конспектов, рефератов.

Содержание программы

Введение. А. С. Пушкин как основоположник современного русского литературного языка. Традиции и новаторство в языке пушкинских произведений. Взгляды Пушкина на историю русского языка и пути его развития. Пушкин о богатстве и выразительности русского языка. Органическое соединение книжной языковой культуры и живой народной речи в творчестве Пушкина. Писатели, лингвисты и литературоведы о слове Пушкина. Слово Пушкина как источник культуры русской речи. Слово Пушкина как источник духовно-нравственного развития личности. Развитие и совершенствование чувства языка, «чувства соразмерности и сообразности» на основе анализа языка пушкинских произведений. Произведения Пушкина - диалог с читателем. Чтение как вид речевой деятельности.

Пушкин о русском слове. Богатство и выразительность русского языка. Русский язык среди других европейских языков. Русский язык как материал словесности. Звучность и выразительность, «гибкость и правильность». Словарное богатство языка, смысловая емкость русского слова («...разум неистощим в соображении понятий, как язык неистощим

в соединении слов»). Слово и мысль. Творческая смелость и новаторство художника слова. Самобытные, национальные основы литературного языка. Народный язык — основа и источник языка литературного. Свойства русского слова, воплощенные в народных сказках, песнях, пословицах, поговорках. Соотношение языка разговорного и книжного.

Вопросы грамматики («Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи»). Речевые идеалы Пушкина: чистота, национальная самобытность, простота языка, благозвучие; ясность и точность выражения. Пушкин о языке и стиле некоторых писателей

(Карамзин, Жуковский, Грибоедов, Гоголь и др.).

«Русский язык — это прежде всего Пушкин»

(А. Толстой). Выразительные средства русской фонетики и интонации

в произведениях Пушкина. Звуковая, интонационная организация речив прозаическом и поэтическом тексте. Благозвучиеречи. Звукопись как одно из средств создания художественного образа. Звуковая гармония, аллитерация, ассонанс. Ритм, рифма. Ударение словесное и логическое. Интонация предложения и текста. Богатство и разнообразие интонационной организации пушкинских произведений разных жанров. Интонация и пунктуация.

Выразительные средства лексики и фразеологии   в произведениях Пушкина. Переносное употребление слова. Тропы. Употребление синонимов, антонимов (в том числе контекстуальных).

Оксюморон. Употребление омонимов, паронимов. Каламбур. Употребление стилистически окрашенных слов в произведениях разных жанров. Устаревшие слова и их употребление в поэтических и прозаических произведениях Пушкина. Историзмы. Архаизмы.

Слово и контекст. Нормы сочетаемости. «Обоснованные отступления от нормы» (Л.Щерба) в художественном тексте. Смысловая гибкость русского слова. Особенности употребления многозначных слов. «Приращение смысла» в условиях нового контекста. Лексические средства связи между предложениями в тексте. Лексический повтор, его роль в

художественном тексте. Ключевые слова.с Традиционно-поэтическая лексика. Слова-символы в произведениях Пушкина. Экспрессивные возможности фразеологизмов, их индивидуально-авторское преобразование в произведениях Пушкина. Афоризмы, созданные Пушкиным. Их употребление в произведениях писателей XIX, XX и XXI вв.

Использование в произведениях Пушкина выразительных возможностей русского словообразования. Повтор однокоренных слов в художественном тексте. Использование слов с одинаковымисуффиксами и приставками. Словообразовательная

анафора. Использование слов с суффиксами оценки. Индивидуально-авторские новообразования.

Использование в произведениях Пушкина выразительных средств

Морфологии и синтаксиса. Грамматический повтор в тексте (видо-временная соотнесенность в использовании глагольныхформ, синтаксический параллелизм). Частотностьупотребления слов различных частей речи в зависимости от типа текста (повествование, описание), стиля. Особенности употребления глаголов в пушкинской прозе. Личные местоимения в повествовании отпервого и третьего лица. Местоимения я, мы в поэтическом тексте. Использование односоставных предложений, конструкций с обращениями, вопросительных и побудительных предложений. Стилистические возможности синтаксиса. Прямая речь,

несобственно прямая речь. Грамматические синонимы. Анафора, эпифора, инверсия, градация, риторический вопрос, риторическое обращение и др.

Тексты Пушкина как «гармоническое целое».

Смысловая, композиционная, языковая целостность художественного текста. Способы и средства связи между предложениями в тексте. Связь частей текста в пушкинских произведениях. Лексические и грамматические средства межфразовых связей. Тема, основные мысли текста. Заголовок (название) текста. Эпиграф. Особенности выражения темы в лирическом стихотворении. Роль первого предложения (зачина) в тексте. Заключительная часть (концовка) текста. Лексические, грамматические, интонационные средства завершенности.

Выразительное чтение произведений Пушкина как искусство звучащего слова. Анализ языковых,композиционных особенностей произведений Пушкина как основная часть подготовки к выразительному чтению текстов художественного стиля. Особенности выразительного чтения художественныхпроизведений разных жанров. Ритм в поэтических ипрозаических произведениях. Средства выявленияпри выразительном чтении ритма, мелодики, музыкальности поэтического текста. Особенности чтениядиалога и монолога. Особенности чтения повествования, описания (пейзажа, портрета). Подтекст испособы его передачи при выразительном чтении.Внимание при выразительном чтении к индивидуально-авторским особенностям художественноготекста (лексическим, фонетическим, интонационным, грамматическим).Выразительное чтение как часть комплексной работы с текстом.Выразительное чтение произведений Пушкина(их отрывков), выученных наизусть.

Тематическое планирование средства контроля

Содержание

Количество часов

Введение

1

Пушкин о русском слове

5

Выразительные средства русской фонетики  и  интонации в произведениях Пушкина

1

Выразительные средства лексики и фразеологии в произведениях Пушкина

3

Использование в произведениях Пушкина выразительных возможностей русского словообразования

1

Использование в произведениях Пушкина выразительных средств  морфологии и синтаксиса

1

Тексты Пушкина как «гармоническое целое»

2

Контрольная работа за год

1

Выразительное чтение произведений Пушкина как искусство звучащего слова

1

Итоговое занятие

1

Итого

17

   

Календарно – тематическое планирование

урока

Название раздела

и темы

Кол-во часов

Дата проведения

Аргументация

изменений

План

Факт

Введение (1 час)

1

 А. С. Пушкин как основоположник современного русского литературного языка.

1

Пушкин о русском слове

(5 часов)

2

Богатство и выразительность русского языка.

1

3

Народный язык - основа и источник языка литературного.

1

4

Соотношение языка разговорного и книжного.

1

5

Речевые идеалы Пушкина

1

6

Пушкин о языке и стиле некоторых писателей

1

Выразительные средства русской фонетики  и  интонации в произведениях Пушкина

(1 час)

7

Звуковая, интонационная организация речив прозаическом и поэтическом тексте

1

Выразительные средства лексики и фразеологии в произведениях Пушкина (3 часа)

8

Переносное употребление слова. Тропы.Слово и контекст

1

9

Лексические средства связи между предложениями в тексте.

1

10

Слова-символы в произведениях Пушкина. Афоризмы, созданные Пушкиным.

1

Использование в произведениях Пушкина выразительных возможностей русского словообразования

 (1 час)

11

Повтор однокоренных слов в художественном тексте. Индивидуально-авторские новообразования.

1

Использование в произведениях Пушкина выразительных средств

морфологии и синтаксиса (1 час)

12

Грамматический повтор в тексте. Использование односоставных предложений, конструкций с обращениями, вопросительных и побудительных предложений

1

Тексты Пушкина как «гармоническое целое»

 (2 часа)

13

Смысловая, композиционная, языковая целостность художественного текста

1

14

Лексические, грамматические, интонационные средства завершенности.

1

15

Контрольная работа за год

1

Выразительное чтение произведений Пушкина как искусство звучащего слова (1 час)

16

Анализ языковых,композиционных особенностей произведений Пушкина как основная часть подготовки к выразительному чтению текстов художественного стиля

1

Итоговое занятие (1 час)

17

Выразительное чтение произведений Пушкина(их отрывков), выученных наизусть.

1

Учебно-методическое обеспечение рабочей программы

  1. Словарь языка Пушкина в 4 т. / гл. ред. В. В. Виноградов. — М., 1956—1961; 2_е изд., доп. — М., 2000.
  2. А. С. Пушкин: Школьный энциклопедический словарь /сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин. — М., 1999.
  3. Ал е к с е е в М.П. Пушкин. Сравнительно-исторические исследования. — Л., 1984.
  4. Б а х т и н М. М. Эстетика словесного творчества. —М., 1979.
  5. В а л г и н а Н. С. Теория текста. — М., 2004.
  6. В и н о г р а д о в В. В. Язык Пушкина: Пушкин в истории русского литературного языка. — М., 1935; 2_е изд.,доп. / предисл. Ю. В. Рождественского. — М., 2000. (К 200_летию со дня рождения А. С. Пушкина.)
  7. В и н о г р а д о в В. В. Стиль Пушкина. — М., 1941; 2_е изд. / предисл. Ю. В. Рождественского. — М., 1999. (К 200_летию со дня рождения А. С. Пушкина.)
  8. В и н о к у р Г. О. О языке художественной литературы / сост. Т. Г. Винокур. — М., 1991. [Статьи: Пушкин и русский язык. — Пушкин — прозаик. — Язык «Бориса Годунова». — Наследство XVIII века в стихотворном языке Пушкина. — Словарь языка Пушкина.]
  9. В и н о к у р Г. О. Собрание трудов: Статьи о Пушкине. — М., 1999.
  10. В и н о к у р Г. О. Собрание трудов: Комментарии к «Борису Годунову» А. С. Пушкина. — М., 1999.
  11. Г о р ш к о в А. И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка: А. С. Пушкин в истории русского языка. —М., 1993.
  12. Де й к и н а А. Д. А. С.Пушкин на уроках русского языка: 10 класс. — М., 1999.
  13. Жи н к и н Н. И. Язык — речь — творчество. — М.,1998.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФАКУЛЬТАТИВ ДЛЯ 5 КЛАССА «В МИРЕ ПРОЗВЕДЕНИЙ А.С.ПУШКИНА"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФАКУЛЬТАТИВ ДЛЯ 5 КЛАССА «В МИРЕ ПРОЗВЕДЕНИЙ А.С.ПУШКИНА"...

Рабочий лист к уроку литературы 6 класс . А.С. Пушкин "Зимнее утро"

Данный рабочий лист содержит разноуровневые задания....

Рабочий лист "Сходство и различие народных и литературных сказок. Сказка братьев Гримм "Снегурочка" и "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина

Рабочий лист помогает провести сравнительную характеристику народных и литературных сказок, самостоятельно сделать вывод...

Рабочая тетрадь по произведению А.С. Пушкина "Дубровский"

Рабочая тетрадь по произведению А.С. Пушкина "Дубровский"...

Рабочий лист по теме "Маленькие трагедии" А.С.Пушкина

Рабочий лист для использования на уроке во время изучения темы "Маленькие трагедии" А.С.Пушкина...