Е. Носов "Кукла" Методическая разработка урока
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Мальцева Вера Павловна

В методическую разработку урока входит конспект и технологическая карта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon e.nosov_kukla_metodicheskaya_razrabotka.zip38.12 КБ

Предварительный просмотр:

Мальцева Вера Павловна, учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6 городского округа, г. Шарьи, Костромской области

Технологическая карта урока

Предмет: литература

Класс: 7

Тема урока «Нравственные проблемы рассказа Е.И. Носова « Кукла»

Цели урока:

образовательные: познакомить учащихся с творчеством Е.И. Носова; в процессе анализа произведения учить применять знания по теории литературы; через выразительно прочитанный текст постигать идейный смысла произведения, определять позицию главного героя и позицию автора.

воспитательные: создать условия для формирования таких моральных качеств как ответственность, честность, милосердие, сострадание, воспитывать уважение к поколению фронтовиков и понимание значимости их вклада в нашу мирную жизнь.

развивающие: способствовать развитию познавательной активности и творческого мышления учащихся, самостоятельной работы, умению анализировать, давать развёрнутый ответ на вопрос и делать выводы в форме монологической речи.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы обучения: рассказ учителя, выразительное чтение, анализ эпизода, работа в группах, работа с текстом, беседа.

Оборудование урока: компьютер, экран.

Продолжительность: урок (45 минут).

Аннотация: представленный урок разработан по программе  «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной в соответствии с тематическим планированием. Содержание его направлено на интерпретацию прочитанного текста, отработку первоначальных навыков анализа эпизода,  совершенствование умения выразительно прочитать текст, художественно пересказать, решение ряда проблемных задач нравственного воспитания,  любви к своей Родине, к природе, но главное - на воспитание высококультурной личности, способной ценить добро, заботу. Предполагает использование ИКТ.

Виды учебной деятельности

Рецептивная: чтение описания пейзажа;

репродуктивная: слово о писателе, выборочный пересказ, ответы на вопросы;

продуктивная, творческая: выразительное чтение;  художественный пересказ эпизода.

исследовательская: сравнение рассказа Е.Носова «Кукла» со стихотворениями К.Случевского и В. Тушновой.

 Планируемый результат

Знать: сведения о жизни и творческой деятельности писателя, содержание рассказа, понятия «тема» и «идея», план анализа эпического произведения; уметь: анализировать небольшое произведение, сравнивать тексты, находить сходство и различие, объяснять роль пейзажа, определять средства художественной выразительности для воссоздания психологического состояния героя.

Внутрипредметные и межпредметные связи 

Литература: рассказ Е.Носова «Кукла» и стихотворений: К. Случевского «Кукла» и В. Тушновой «Кукла». Ответы на вопрос: как стихотворения перекликается с рассказом? Русский язык: словарная работа (внапашку, избыть, карту, кирзачи, кювет, святотатство, язь и др.)

Используемые технологии:

системно-деятельностного обучения

здоровьесберегающие

п/№

Этап урока

Продолжительность

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемый результат

1

Организационный

2 мин.

Проверяет готовность к уроку

 Проверяют наличие учебника, тетрадей

2

Эмоциональный

 3 мин.

 Вступительное слово учителя о нравственных уроках  произведений русских писателей

Слушают, делятся мыслями

Создание  эмоционального настроя урока.

3

Реализация домашнего задания

5мин.

Задает вопросы по вступительной статье: автобиография Е. Носова

Ребята, дома вы прочитали рассказ Е. Носова «Кукла».

Сформулируйте вопросы, которые возникли у вас при чтении рассказа? Почему именно эти вопросы вас тревожат? Давайте определим цели урока

Отвечают на вопросы

Знакомство с жизнью и творчеством писателя

4

Подведение к теме урока. Постановка целей урока

5 мин.

Предлагает к уроку эпиграф. Спрашивает, как дети понимают его. -Что звучит в этих словах?

Слушают  учителя, отвечают, рассуждают

Постановка целей и задач урока

5

Аналитическая работа по тексту

20 мин

«Тонкие» вопросы

-От лица кого ведется повествование? Где происходит действие? Что же его поражает? Докажите авторскую позицию. Опираясь на цитаты, сравните: какая река была раньше и какой она стала.

-Почему произошли такие разительные изменения в природе? Кто виноват в этом?

-Сопоставим вашу точку зрения с точкой зрения героя рассказа и автора.

-Кто является главным героем рассказа?  - Что объединяет рассказчика и Акимыча?

 -Что случилось с Акимычем на войне? -Ребята, а что значит «бескровно»?

-Что же так разволновало героя? - Выберите слова из текста, передающие внутреннее состояние Акимыча.

-Какие чувства вызывает у вас эта картина?

-А почему страшно -В литературе мы находим много примеров отождествления человека с куклой. Найдите стихотворение К. Случевского «Кукла» в учебнике. Сравните его с рассказом.

 -Вместе с Акимычем мы разделяем его негодование. -Чтобы вы могли понять, предлагаю посмотреть на картину Ломыкина «Это не должно повториться». Выделите ключевые детали  картины.

-А что больше всего возмущает Акимыча и нас с вами?

 -Что отличает Акимыча от других людей, которые проходили мимо куклы и не обращали на неё внимания? Последние слова «Всего не закопать…»  оставляют нас наедине со своей совестью.

Только подумайте: закопать, спрятать, убрать с глаз, но это ли решение проблемы?

Таким образом, Носов поднимает проблему не только жестокости, но и равнодушия, черствости, глухости человеческой души, которая ведёт к нравственной деградации человеке, а следовательно, тоже убивает: красоту души человека, красоту природы, красоту мира, красоту Земли.

Задает  вопросы по тексту, помогает делать выводы, выразительно читает отрывки из текста рассказа, стихотворения К. Случевского «Кукла» и В.Тушновой «Кукла», показывает слайды

Отвечают на вопросы, работают в группах,  рассуждают, занимаются исследовательской работой, решают проблемные задачи,  делают выводы, выразительно читают эпизоды из рассказа, смотрят слайды.

Знать: сведения о жизни и творческой деятельности писателя, содержание рассказа, понятия «тема» и «идея», план анализа эпического произведения; уметь: анализировать небольшое произведение, сравнивать тексты,  находить сходство и различие, объяснять роль пейзажа, определять средства художественной выразительности для воссоздания психологического состояния героя.

6

Подведение итогов. Рефлексия

8 мин.

Задает вопросы:

-Согласны ли вы, что вопросы, поставленные автором, действительно актуальны? Верно ли вскрыты болевые точки, им затронутые? Какие нравственные уроки дает нам писатель Евгений Носов?

Помогает сделать выводы. Предлагает написать сочинение-миниатюру «Прочитав рассказ, я понял(а)…

Отвечают на вопросы, делают выводы

 

Пишут сочинение-миниатюру

Воспитание высококультурной личности, способной ценить добро, заботу. Воспитание уважения к поколению фронтовиков; формирование таких моральных качества как ответственность, честность, милосердие, сострадание.

7

Домашнее задание

2 мин.

Ответить на вопрос «Как вы воспринимаете красоту окружающего мира? Делаете ли вы что-нибудь, чтобы природа вашего родного края стала краше?»

Воспитание любви к своей малой родине, к природе.

Список использованной литературы

1.Программа «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М.: Просвещение 2010

 2. В.Я. Журавлев В.П. Коровин В.И. Литература: 7 кл.: Учебник-хрестоматия в 2 ч. М.: Просвещение, 2013

3. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим …: 7 кл. М.: Просвещение, 2010

4. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 7 кл.: Методические советы /Под ред. В.И. Коровина. М.: Просвещение, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...