Круглый стол: «Поговорим о сквернословии».
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Боровская Марина Александровна

Круглый стол:

«Поговорим о сквернословии».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skvernoslovie.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

           

Круглый стол:

«Поговорим о сквернословии».

Подготовила учитель русского языка и чтения Боровская М.А.

2013

Цели:

1. формирование навыков здорового образа жизни ;

2. формирование нравственных позиций, эстетического вкуса, культуры поведения.

Задачи:

А). Расширить знания школьников о вредных привычках.

Б). Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.

В). Побуждать к нравственному самосовершенствованию.

Ход урока.

Сегодня у нас урок по культуре речи, на котором мы поговорим о сквернословии.

Стыд – одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен стыдиться, и много стыдиться, если он Человек. Поговорим о стыде перед словом. Чем больше этого стыда, тем лучше речь.

Стыд перед словом. В языке есть слова, которых нужно стыдиться. О таких словах и пойдет речь далее

Сегодня сквернословие стало нормальным явлением в нашей повседневной жизни. Матерятся все от мала до велика. Матерный язык слышен везде, начиная от семьи и до улицы, транспорта, даже до людей, имеющих какую-то власть. Самое страшное, что мат становится повсеместным явлением. Нецензурной бранью никого не удивишь, а послав человека куда подальше, он порой даже не обидится. Причиной для матерщины уже не являются раздражение или гнев, гнилые слова стали частью обыденной речи. Сквернословие употребляется не только в общении взрослых, но и в разговоре родителей с маленькими детьми. А это влечет за собой то, что некоторые слои общества на мате уже просто разговаривают. Это признак особой деградации нашей культуры, признак нашего духовного и нравственного разложения.

Издревле матерщина в русском языке именуется сквернословием – от слова «скверно». В словаре В. Даля сказано: «скверна – мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, кал, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление, все богопротивное». Вот куда мы попадаем, отдавшись во власть смрадных, гнилых слов.

Как же мат попал на Русь? Есть две версии этого события. Одни считают, что матерщина – это пережиток язычества. До принятия христианства, наши предки исповедовали язычество, поклонялись неживой природе. Мат был частью заклинаний и обрядов. Через матерную брань люди вступали, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что бранить детей матом нельзя, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

Так, что такое мат? Во все времена наш народ любил и почитал Матерь Божию, Матерь-Церковь, свою мать, мать-землю и мать Родину, и тогда, когда Русь находилась под татаро-монгольским игом, захватчики, зная, кого и что почитает Русский народ, старались специально нанести оскорбление ему. Матерные слова они направили против Матери-Церкви, против Матери Божией. В мате - сатанинский дух. Недаром в русском народе таких людей называли богохульниками.

В прежние времена на Руси отдавали себе отчет в том, насколько гнусно сквернословить. За него строго наказывали. Царь Алексей Михайлович Романов пытался активно бороться со сквернословием, он подчеркивал недопустимость ругани на свадьбах и других праздниках и обрядах, где оставались языческие корни. Считалось, что нецензурная брань навлекает бедствия, несчастья и болезни. При первых царях династии Романовых за сквернословие били розгами. Считалось, что выругавшийся человек оскорбляет Божью Матерь, родную мать человека и саму Землю.

Что такое сквернословие: порок или болезнь? Вопрос этот поставлен не совсем правильно. Так же, как алкоголизм и курение. Сквернословие сначала, когда еще можно остановиться, не сказать, не произнести (аналогично: не выпить, не закурить), - безусловно, порок. Потом постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искаженного сознания. Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. В медицине известен синдром Туретта, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить.

Нам всем следует понимать опасность тотального распространения сквернословия, которое в последнее время принимает угрожающие черты и формы.

Сквернословие охватило почти все возрасты. В детском саду подчас не знают, что делать с мальчиком, который учит «родному языку» всю группу. Не раз доводилось слышать, как, играя в хоккей или футбол, подростки 13-16 лет общались друг с другом, используя в основном ругательства.

          Сквернословие охватило все ипостаси речи: его можно услышать не только от пьяного, не только, как пишет А.И. Солженицын, «при посадке на загородный автобус, но и в задушевных беседах».

          Ругательства стали выполнять роль заменителей пауз. Когда-то не очень грамотные люди насыщали свою речь бесконечными вот, значит, так сказать…Теперь их место занимают грязные, постыдные слова или их эквиваленты: « Ну что ты, блин, мне говоришь! Или я, блин, не знаю? Иду, блин, гляжу, блин, что-то светится».

Сквернословие охватило многие профессии. Раньше говорили: «Пьет, как сапожник». Со словом ругаетсятрудно связать конкретную специальность: приходилось, например, слышать, какими «цветами» украшают свою речь продавщицы, студентки, школьницы и т.д.

          Сквернословие стало печальным знаком нашей речи. Приезжая на учебу, иностранцы на первых же занятиях спрашивают у преподавателя, что означает тот или иной «артикль». Они не верят, что такие слова могут так спокойно, бесстыдно звучать в речи будущих врачей, учителей, менеджеров.

После наведения демократического порядка, мат полностью вышел из подполья и набрал значительную популярность в обыденной жизни. После разговора с людьми, которые сквернословят, в душе всегда остается тягостное впечатление, так как любое матерное выражение несет в себе эмоциональный оттенок жестокости, пошлости, цинизма и хамства. Если вы сквернословите, то обязательно придет время, кода вы будете страдать от того, что ругают и вас. В основе сквернословия лежат такие проявления души, как ненависть, гнев, зависть. Вспомните, когда вас самих обругали, начинает сильнее колотиться сердце, кровь приливает к лицу, портится настроение. В конце концов, обида приводит к стрессам, стресс – к нервным расстройствам, а последние – к совершенно конкретным болезням: язве желудка, экземам, инфаркту и инсульту. К сожалению, нередко наличие матерных слов в речи считается признаком мужества и силы. Однако это как раз является признаком духовной слабости, ведь речь человека, зараженного недугом сквернословия, и его духовный мир до крайности бедны и свидетельствуют о душевной неразвитости.

        В ХIХ веке в некоторых кругах и слоях общества ругательством считалось слово черт. Нельзя было говорить черт знает что, ни черта не делает, черт побери и т.п.ВХХI в. это слово прочно вошло в обиходную речь . Даже наши ученики, которым мы желаем «ни пуха ни пера» на экзамене, посылают нас к черту.

Как избавиться от сквернословия? Как беречь чистоту речи?

Надежных рецептов здесь нет, но есть несколько положений, с которыми, если  их принять, легче преодолеть эту беду.  

Якушева С.

Тезис первый. Не говорить плохих слов самому. Вспоминаются слова А.И. Солженицына, сказанные по другому поводу, но здесь уместно их привести: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире,- но не через меня. Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Не нужно бояться быть белой вороной. Все – пусть говорят, а я не буду!». Конечно, для этого требуется мужество. Даже не мужество, а доблесть, т.е. мужество, помноженное на благородство. Позиция!« Я – исключение» трудна, но и притягательна для личности. Трудна потому, что дружеские отношения в жизни далеко не всегда бывают со знаком «плюс». Над тобой будут смеяться, подтрунивать, шутить, если ты в чем-то превосходишь своих друзей. Ах, ты не пьешь? До сих пор не куришь? Не ругаешься? Так если ты мне друг, я заставлю тебя выпить, я сам куплю тебе сигарет. Я не позволю тебе быть чище, чем я. Попробуйте устоять в такой позиции! Попробуйте не испугаться насмешек, презрения, даже одиночества.

     Позиция «Я – исключение!» притягательна, потому что отвечает глубинным потребностям личности выделиться, проявить свою уникальность. Древнейшее требование «Познай самого себя» означает «задай себе высоту, соверши, попробуй, сотвори свой образ»!

Вывод. Если человек за свою жизнь не произнесет ни грубого, ни резкого, ни ядовитого,  ни грязного слова – значит, этот человек уже сделает великое дело, через свою речь хоть немного, но повлияет на состояние нашего языка.

Шарапова А.

Желание достойной среды несовместимо с недостойным словом. Нужно осознавать и ценить меру своего авторитета, свой рейтинг (профессиональный, социальный, семейный).

    Не думайте, что никто никогда вас не обидит, не выругает. Но это можно снести и порой дать достойный ответ. Если же копировать других, говорить, «как все», то нечего потом удивляться, что у вас не все в жизни ладится. Человеке виден даже тогда, когда совсем не думает об этом.

Как быть с теми, кто сквернословит? Нереально стоять на улице и хватать за рукав бранящихся прохожих. Мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса, группы, друзей можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь как бы не пристает, есть на кого опереться, с кем вместе противостоять злу.

   В речевом поведении следует восстанавливать приоритет настоящего времени, приоритет «сегодня».  Сегодняшний день – мой главный день. Сегодняшнее мое слово – мое лучшее слово.

Сквернословие наносит вред здоровью человеку, употребляющему в своей речи бранные слова. Доказательством этому служит одно известное исследование влияния сквернословия на здоровье человека. В конце двадцатого века сотрудник Института проблем управления РАН, основатель Института квантовой генетики, биолог Петр Гаряев взялся за исследования, которые позволили создать аппарат, переводящий человеческие слова в электромагнитные колебания, а затем проследил, как эти колебания влияют на молекулы наследственности – ДНК. С помощью этой современной технологии стало возможным проверить, как отражаются на живом организме злые и добрые слова.

Выяснилось, что некоторые слова могут оказаться страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажая его наследственные программы, вызывая мутации, в конце концов, приводящие к вырождению. Во время отборной брани корежатся и рвутся хромосомы. То есть бранные слова вызывают мутации, аналогичные воздействию радиации. Грубыми, злыми словами можно не только расшатать здоровье, вызвать болезнь, но и убить человека.

Причиняя зло окружающим, сквернослов может не знать, что самый большой вред он наносит себе и своему потомству. Человеческие гены «слышат» мысли и слова, воспринимают их и фиксируют в генетическом коде. Скверные слова негативно воздействуют на генетический код, фиксируются в нем, становясь проклятием, падающим на собственную голову и определяющим плохую наследственность. Такое же разрушительное воздействие на человека и его генетику приводят свободный секс, пьянство, курение, наркомания, воровство, ложь, зависть, насилие и жестокость во всех видах.

Особенно опасно сквернословие для детей. Их интеллектуальное развитие зависит, главным образом, от того языка, на котором разговаривают окружающие их взрослые. Если ребенок слышит речь, состоящую из бранных слов, то ни о каком душевном и умственном развитии этого ребенка не может быть и речи. Достигнуть впоследствии каких-либо положительных жизненных успехов ему будет стоить огромных волевых усилий. Сквернословие – признак особой деградации нашей культуры, когда уничтожается всякое понятие меры, такта в общении между людьми.

Элементы несогласия, даже насилия ( критики, спора, гнева, обиды) в жизни, пожалуй, неизбежны. Ни разу не высказать своего огорчения, не поругать даже очень любимого человека, не выплеснуть обиду – возможно ли? Но и в таком состоянии следует помнить о неприкосновенности личности (а значит, о недопустимости характеристик-обобщений «Ты вообще такой», «Ты всегда так») и о запрете на сквернословие. Речь – мощное оружие в руках человека. Речью можно ранить гораздо сильнее, чем кулаком. Речь – это мощнейший инструмент убеждения. Речь  выполняет важную жизненную функцию. С ее помощью, мы обмениваемся друг с другом мыслями. Языком нужно уметь владеть. Выражать свои мысли нужно красиво, не засоряя речь различного рода мусором. Отказаться от мата – дело привычки, к которой каждый из нас должен стремиться. Помните, что мат – это язык уголовников и быдла. Неужели вы относите себя к таким людям?Бранные слова провоцируют людей на преступления, человек впитывает в себя словесную грязь, калечит людские судьбы. Чтобы этого не было нужно развивать в себе положительные качества. Какие? Любовь, доброту, понимание красоты, стремление к знаниям, развивать чувство ответственности за свои дела и поступки. Подытоживая сказанное, выведем своеобразное кредо: моя речь – это мое зеркало, мое достоинство. С меня начинается честь и культура России.

      И давайте научимся просить прощения, если что-то с языка вдруг сорвалось, задумаемся о значимости родного языка в нашей жизни.      Подытоживая сказанное, повторим как своеобразное кредо:

Я исключение. Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль – это контроль изнутри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол "Поговорим о толерантности в 8-м классе"

Сценарий проведения круглого стола "Поговорим о толерантности"...

Устный журнал «Поговорим о сквернословии»

Цель: информировать подростков о проблеме сквернословия.Задачи: Познакомить с историей сквернословияПредупредить о вреде здоровьюПровести исследованиеВыявить сущность матаРасширять кругозорКорре...

Классный час с презентацией "Поговорим о сквернословии"

Данный классный час посвещен проблеме сквернословия среди школьников. Присутствует анкета "Таоё отношение к сквернословию". Беседа о происхождении скверносло...

Классный час в 8 классе «Поговорим о сквернословии»

Цель: формирование негативного отношения к ненормативной лексике, развитие языкового вкуса, воспитание культуры речевого общения.Оформление: презентация, содержащая высказывания писателей о языке....

Презентация к классному часу "Поговорим о сквернословии"

Цель: формирование негативного отношения к ненормативной лексике, развитие языкового вкуса, воспитание культуры речевого общения....

Поговорим о сквернословии

Методические рекомендации к проведению занятия...

Классный час в 8 классе «Поговорим о сквернословии»

Выбранная тема: “Наше условие: долой сквернословие!” является актуальной, особенно в нынешней жизни, т.к., в XXI век мы вошли с несколькими нерешенными проблемами и одной из них - проблемо...