Рабочая программа по литературе в 8 классе
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Горячева Наталья Юрьевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit-ra_13-14.docx82.55 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение  города Москвы

средняя общеобразовательная школа

«Школа здоровья» № 473

Утверждено

И.о. директора

ГБОУ СОШ № 473

____________Сухаревская Е.В.

«___»___________20____г.

Рабочая программа по литературе

на 2013-2014 учебный год

  8 «А» класс

Составитель: Горячева Наталья Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

1 квалификационная категория

Рассмотрено на заседании МО

протокол № ___

от «___»____________20___  г.

Председатель МО

_______________________

Москва, 2013 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1) Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 8-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Просвещение», 2006

2) Государственного стандарта общего образования,

3) Федерального компонента образовательного стандарта по литературе,

4) Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе,

5) Оценки качества подготовки выпускников основной школы по литературе: Сборник. 5-9 кл. /Сост Э.А.Красновский. – М.: Дрофа, 2000

В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 классы). ФБУП для образовательных учреждений РФ отводит следующее количество часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература»: на этапе основного общего образования: в 5-8 классах по 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).

Федеральный компонент образовательного стандарта по литературе

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных ЗУН, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

 

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,

- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),

- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,

- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.

8 класс

На этом этапе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Совершенствуются умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее. Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Ученики также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа

Программа

Базовый учебник

Методическое обеспечение

Дидактическое

обеспечение

Программа общеобразовательных учреждений  5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной

Допущено Министерством образования и науки РФ

2010

Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч. /Авт.-сост. В.Я Коровина и др.  – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2011

1)Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл.: Метод.пособие. – М.: Дрофа, 2003.

2) Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2004

3) Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные ра-боты по литературе. 5-8 классы: Метод.пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.

4) Ерёменко Н.И. Нестандартные уроки литературы. 8-9 классы. /Сост. Н.И.Ерёменко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.

5) Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной: в 2 ч. - /Авт.-сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2008.

6) Ерёмина О.А. Поурочное планирование по лите-ратуре. 8 класс к учебнику-хрестоматии «Литература. 8 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002»: Методическое пособие/ О.А.Ерёмина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.

7) Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: «ВАКО», 2005.

8) Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Гороховская Л.Н., Виноградова Е.А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. – 3-е изд., М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2002.

9) Беленький Г.И. Уроки литературы в 8 классе: Методические советы к учебнику-хрестоматии «Литература. Начальный курс». – М.: Мнемозина, 2001.

10) Скоркина Н.М. Литература. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Т.Ф.Курдюмовой.- 2-е изд., 2002.

11) Репин А.В. Литература. 8 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007.

12) Савина Л.Н. Уроки литературы в 8 классе. По-урочные планы. – Волгоград: Учитель, 2003.

13) Коровина В.Я. Литература: 8 кл.: Метод.сове-ты/ В.Я Коровина, И.С.Збарский; Под ред. В.И.Коро-вина. – М.: Просвещение, 2002.

14) Зуева Е.В. Все сочинения по литературе за 8 класс к учебнику В.Я.Коровиной и др. /Е.В.Зуева. – 7-е изд., перераб. и испр. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

1)Тесты к школьному курсу: Литература. 8 класс: Справочное по-собие. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

2) Читаем, думаем, спорим…: Кн. Для самостоят. Работы учащихся по лит.: 8 кл./ Авт.-сост. Г.И.Беленький, О.М.Хренова. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 1995

3) Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 8 класс к учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 8 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений»: учебно-методическое пособие / О.А.Тищенко. – 4-е изд., перераб. и испр. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

4) Макарова Б.А. Дидактические материалы по литературе. 8 класс: к учебнику В.Я. Коровиной. «Литература. 8 класс»/ Б.А. Макарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

В том числе на развитие речи

В том числе контрольные работы

Внеклассное чтение

Введение.

1

Устное народное творчество

3

 Древнерусская литература

2

Литература 18 века

3

1

Литература 19 века

31

6

4

1

Литература 20 века

16

4

2

1

Зарубежная литература

6

1

2

Итоговый урок

Резервные уроки

1

2

Итого:

65

12

6

4

Произведения для заучивания наизусть.

  • Исторические песни (на выбор)
  • А. С. Пушкин. Стихотворения (на выбор)
  • М. Ю. Лермонтов. Мцыри (отрывки по выбору учащихся)
  • Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор)
  • Русские поэты 19 века о родной природе (на выбор)
  • А.Блок Цикл стихотворений «На поле Куликовом» (на выбор)
  • А. Т. Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор)
  • Стихи о ВОВ (на выбор)
  • О Родине и родной природе (на выбор)
  • Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине (на выбор)
  • У.Шекспир. Сонеты (на выбор)

Основные умения и навыки

1. Введение. Русская литература и история.  – 1 час  

  • знать о тесной связи истории и литературы,
  • видеть отражение в литературе истории русского народа.

2. Устное народное творчество 3 часа  

  • усвоить изобразительные средства народного языка; выражения в жанре патриотических и освободительных стремлений народа;
  • видеть отражение в литературе истории русского народа.

3. Житийный жанр в древнерусской литературе  – 2 часа

  • видеть отражение в литературе истории русского народа;
  • знать житийный жанр, автобиографическую литературу.

  4.  Из литературы 18 века.

    4.1.  Д. И. Фонвизин  – 2 часа (+ 1 на развитие речи )

  • определять тему, идею, композицию произведения; взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев: портрет, речь, авторскую характеристику; сравнительную характеристику героев;
  • уметь выделять основной конфликт;
  • знать особенности драматургического произведения;
  • уметь давать характеристику героям в сопоставлении.                                            

  5. Из литературы 19 века    

       

  5.1.  И. А. Крылов – 1час (+ 1 на развитие речи )

  • понимать «символико-аллегорический» смысл произведения;
  • единство изобразительно-выразительных и ритмико-интонационных средств языка.

  5.2. К. Ф. Рылеев  – 1час

  • осваивать понятия традиции;
  • образ автора в художественном произведении;
  • уметь выразительно читать  произведение наизусть;

 5.3.  А. С. Пушкин – 7 часов (+ 2 на развитие речи )

( Внеклассное чтение – А. С.Пушкин «Пиковая дама» )

  • понятие о языке художественных произведений;
  • определять тему, идею, композицию произведения; взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев: портрет, речь, авторскую характеристику; сравнительную характеристику героев.

5.4. М. Ю. Лермонтов  – 2 часа  (+ 1 на развитие речи )

  • знать особенности стихотворной речи; роль важнейших эпизодов в развитии темы  произведения, идейно-нравственного содержания в изображении характеров героев.

 

5.5. Н. В. Гоголь7 часов (+ 1 на развитие речи )

 ( Внеклассное чтение – Н. В. Гоголь  «Шинель» )

  • знать особенности драматургических произведений; сатиру и юмор в драматургии; характеристику главных героев комедии; групповую характеристику;
  • уметь читать произведение по ролям.

5.6. М. Е. Салтыков-Щедрин  – 2 часа                           

  • понимать «символико-аллегорический» смысл произведения;
  • единство изобразительно-выразительных и ритмико-интонационных средств языка;
  • знать понятия: "сатира", "юмор", "эзопов язык", "гротеск";
  • знать содержание глав романа "История одного города";
  • уметь определять социальное и общечеловеческое в произведении;
  • повторить понятие "аллегория".

5.7. Н. С. Лесков  – 1 час 

  • усвоить понятия "характер и судьба";
  • понимать традиции русской литературы в творчестве Н. Лескова;
  • знать содержание произведения.

 5.8. Л. Н. Толстой 2 часа.

  • уметь соотносить понятия «композиция» и «сюжет» произведения;
  • распознавать антитезу как способ построения произведения;
  • обнаруживать авторское отношение к изображаемому;
  • уметь сопоставить поведение одного героя в разных обстоятельствах.

5.9. Поэзия родной природы – 1 час

  • знать особенности стихотворной речи;
  • уметь анализировать стихотворения с позиции идейно-тематического содержания и художественных особенностей;
  • выразительно читать наизусть.

5.10. А. П. Чехов  – 1 час 

  • понимать особенности творчества писателя;
  • усвоить понятия: "произведения малого жанра", "сатира", "юмор", "роль художественной детали".

6. Из литературы 20 века.  

6.1. И. А. Бунин  – 1 час.

  • знать основные вехи жизни и творчества писателя;
  • знать основные мотивы его произведений; понимать нравственную проблематику творчества писателя.

6.2. А. И. Куприн – 1 час.

  • знать основные вехи жизни и творчества писателя;
  • знать основные мотивы его произведений; понимать нравственную проблематику творчества писателя.

6.3. А. А. Блок -   1 час (развитие речи)

  • знать особенности стихотворной речи;
  • уметь анализировать стихотворения с позиции идейно-тематического содержания и художественных особенностей;
  • выразительно читать наизусть.

6.4. С. А. Есенин  – 1 час (+ 1 на развитие речи ) 

  • знать особенности стихотворной речи;
  • уметь анализировать стихотворения с позиции идейно-тематического содержания и художественных особенностей;

6.5. И. С. Шмелев – 1 час.

  • знать основные вехи жизни и творчества писателя;
  • знать основные мотивы его произведений; понимать нравственную проблематику творчества писателя.

6.6. М.А.Осоргин – 1 час

  • знать основные вехи жизни и творчества писателя;
  • знать основные мотивы его произведений; понимать нравственную проблематику творчества писателя.

6.6. Писатели улыбаются – 1 час

-      определять тему и нравственные проблемы произведения;

 -     выделять эпизод и определять связь его с предыдущими и последующими событиями;

 -     выразительно читать изученные произведения;

 -     самостоятельно анализировать эпизоды художественных произведений;

                       -     пересказывать фрагменты произведения.               

6.7. А. Т. Твардовский – 2 часа

  • осваивать понятия традиции;
  • образ автора в художественном произведении;
  • уметь выразительно читать  произведение наизусть;
  • усвоить понятие «образа собирательного»; тему «большой» и «малой» Родины.

6.8. А. А. Платонов  – 2 часа.

  • знать основные вехи жизни и творчества писателя;
  • знать основные мотивы его произведений; понимать нравственную проблематику творчества писателя.

6.9. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов – 1 час развития речи

  • усвоить понятие исторической памяти народа;
  • понимать проблему истинной человечности; роль воображения в художественном творчестве.

6.9. В.П.Астафьев – 2 часа

  • знать основные вехи жизни и творчества писателя;
  • знать основные мотивы его произведений; понимать нравственную проблематику творчества писателя.

6.10. Русские поэты о Родине, родной природе – 1 час  (развитие речи)

-  определять тему и нравственные проблемы произведения;

 -  выявлять функциональную роль изобразительно-выразительных средств;

 -  выразительно ( наизусть ) читать стихотворения;

- самостоятельно анализировать эпизоды художественных произведений.

6.11. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине 1 час  (развитие речи)

- определять тему и нравственные проблемы произведения;

 -  выявлять функциональную роль изобразительно-выразительных средств;

 -  выразительно ( наизусть ) читать стихотворения;

- самостоятельно анализировать эпизоды художественных произведений.

7. Из зарубежной литературы – 6 часов

    ( Внеклассное чтение – Дж. Свифт "Путешествие Гулливера", В. Скотт "Айвенго")

7.1. У.Шекспир – 3 часа

  • уметь выделять основной конфликт;
  • знать особенности драматургического произведения;
  • уметь давать характеристику героям в сопоставлении;
  • выразительно читать наизусть.                                    

7.2. Ж.-Б. Мольер  – 1 час

  • уметь выделять основной конфликт;
  • знать особенности драматургического произведения;
  • уметь давать характеристику героям в сопоставлении.                                            

     Развитие речи – 12 часов
  • уметь выразительно читать художественные произведения;
  • уметь пересказывать текст или отрывок из него подробно, выборочно, сжато;
  • уметь давать устный и письменный развёрнутый ответ на вопрос
  • рассказывать о литературном герое, давать характеристику героя (групповую, сравнительную);
  • уметь давать отзыв на прочитанное произведение, звукозапись, актёрское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию;
  • уметь готовить сообщение, доклад на литературную тему;
  • уметь свободно владеть монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;
  • уметь использовать словари различных типов
  • уметь писать сочинение-миниатюру, сочинение на литературную тему и свободную тему небольшого объёма.

Внеклассное чтение – 4 часа
  • развивать свой интерес к чтению;
  • знать русскую и зарубежную литературу в пределах возраста;
  • уметь правильно подбирать литературу для чтения.

Учебно-тематический план курса

Раздел, кол-во часов, тема урока

Тип, форма

урока

Формы

контроля

Составляющие качества образования

Содержание

Домашнее задание

Дата

Знания

Умения

Личностная ориентация

Введение (1 час)

1. Русская литература и история.

Вводный урок.

Рассказ учителя с элементами беседы, работа с учебником

Фронтальный опрос

Знать о связи литературы и истории

Уметь работать с учебником, вступать в диалог

Вызвать интерес учащихся к изучению литературы

Дать более глубокое, чем раньше, представление о литературе как одном из видов искусств, о ее месте в жизни общества и отдельного человека. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Истоки творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащегося.

Стр.5 вопрос 4

Устное народное творчество (3 часа)

2. Русское народное поэтическое творчество. Лирические и хороводные песни. Частушка как малый песенный жанр.

Рассказ учителя с элементами беседы. с/р, сообщения

Индивидуальный (оценка сочинений) Ответы на поставленные вопросы

Знать народные песни как жанр фольклора,  тексты песен: «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…»

Уметь слушать, работать с художественным текстом

Воспитание любви к Отечеству, своему родному краю

Народные песни как жанр фольклора, дать понятие лирических песнях. Раскрыть своеобразие исторических песен; способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать свой родной край. Лирические песни. Исторические песни. Частушки как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений

Выучить любую песню наизусть

3. Исторические песни.

Сообщение учащихся, беседа, анализ поэтики исторических песен

Одна из песен наизусть

Знать своеобразие исторических песен, тексты песен: «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнен».

Уметь слушать, работать с художественным текстом

Воспитание любви к Отечеству, своему родному краю

Стр.17 вопрос 1

4. Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».

Работа с учебником, беседа

Пересказ предания

Ответы на поставленные вопросы

Знать особенности содержания и художественной формы преданий

Уметь определять жанр произведения

Ценность человеческой личности самой по себе

Дать понятие предания как исторического жанра. Особенности содержания и художественной формы народных преданий

Стр.28-30 рассказ об Александре Невском

Из древнерусской литературы (2 часа)

5. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» как княжеское житие.

Рассказ учителя с элементами беседы, работа над повестью

Индивидуальные сообщения-рассказ об Александре Невском

Ответы на поставленные вопросы

Знать закономерности развития ДРЛ, жанры

Уметь отбирать определения, характеризующие тональность литературы Др. Руси, ее художественный мир

Осмысление закономерности развития ДРЛ и ее роль в становлении русской культуры

Дать понятие о древнерусской литературе; помочь учащимся осмыслить закономерности ее развития и роль в становлении отечественной классической и современной литературы. Дать понятие о жанре жития; раскрыть историческую основу «Жития»; работа над особенностями «Жития». Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития

Стр.36 вопрос 1

6. «Повесть о Шемякином суде».

Работа с учебником, беседа

Выразительное чтение

Ответы на поставленные вопросы

Знать черты средневековой литературы, ее литературное новаторство

Уметь отвечать на вопросы по прочитанному произведению, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Идейно-художественное своеобразие повести: что есть правда, справедливость в жизни

Знакомство с особенностями бытовой поэтики сатирической повести.  Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Проблемы современности в повести.

Стр.37-41 сообщение о Д.И. Фонвизине

Чтение комедии «Недоросль»

Из литературы XVІІІ века (3 часа)

7-8. Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Проблема воспитания истинного гражданина.

Рассказ, аналитическая беседа

Практикум, анализ эпизода

Оценка выступлений, выразительного чтения, умения анализировать

Знать содержание пьесы, черты классицизма

Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, давать характеристику герою, выражать свое отношение к поступкам героев

Формирование аналитических способностей, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста

Знакомство с творчеством Фонвизина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического. Сатирическая направленность комедии. Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении

Характеристика персонажей по группам

Подготовить рассказ о воспитании и образовании в комедии «Недоросль»

9. Подготовка к дом.  сочинению «Проблема воспитания истинного гражданина»

Урок развития речи

Оценка за выполнение домашнего задания

Оценка ответов на вопросы.

Получить более глубокое понимание о влиянии человека и истории на литературу.

Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Учить выступать перед одноклассниками

Проблема воспитания истинного гражданина.

Написать сочинение «Проблема воспитания истинного гражданина»

Из литературы XІX века(31 час)

10. И.А.Крылов – поэт и мудрец. «Лягушки, просящие царя». Мораль басни.

Чтение, беседа

Одна из басен наизусть , инсценированное чтение

Знать термины, связанные с басней как жанром: аллегория, иносказание, эзопов язык

Уметь определять мораль басен, выразительно читать (инсценировать), строить рассуждения на нравственно-этические темы

Использовать слова морального вывода в определенных случаях повседневной жизни

Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.

Наизусть одну из басен Крылова

11. «Обоз». Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности и зазнайства.

Урок развития речи Инсценирование, анализ, викторина

Анализ басен. Инсценировка басен.

Стр.93 вопрос 1 рассказ о Рылееве

12. К.Ф.Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака – произведение русского гражданского романтизма.

Сообщения учащихся, пересказ, беседа

Выразительное чтение думы

Знать понятие о думе, содержание и историческую основу думы

Уметь выразительно читать

Уметь самостоятельно делать выводы

Учить выступать перед одноклассниками.

«Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Образ Ермака. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности поэтической формы  

Выучить одно из стихотворений А.С.Пушкина

13. Лирика А.С.Пушкина. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября».

Урок развития речи Аналитическая беседа, выразительное чтение

Одно стихотворение наизусть

Знать основные факты жизни и творчества поэта

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст

Учить выступать перед одноклассниками.

Особенности поэтической формы. Стихотворения «Туча», «К*** (Я помню чудное мгновенье)», «19 октября». Их основные темы и мотивы.

Прочитать «Историю  пугачевского бунта

14. А.С.Пушкин «История пугачевского бунта» (отрывки). Пушкин – первый историк пугачевского восстания. «Капитанская дочка».

Работа по учебнику, аналитическая беседа

Оценка ответов на вопросы. Умения анализировать

Знать творческую историю написания повести

Уметь делать сообщение

Учить использовать оценочно-полемические высказывания, включая модальные формы речи

Отношение А.С.Пушкина к истории и исторической теме в литературе. Историческая тема в творчестве ПушкинаИстория пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и авторов. Познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

Прочитать

І-V главы, ответы на вопросы на карточках по группам

15. «Капитанская дочка»: І-V главы. Формирование характера Гринёва.

Аналитическая  беседа, сжатый пересказ

Оценка ответов на вопросы. Умения анализировать

Знать этапы формирования характера П.Гринёва

Уметь выражать свое отношение к прочитанному, владеть различными видами пересказа

Знать понятия: долг, честь, достоинство

Определить жанровые особенности произведения; проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринева. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

Прочитать главы

VІ-ІX, ответы на вопросы на карточках по группам

16. Главы VІ-ІX. Падение Белогорской крепости. Отношения Гринёва и Пугачёва.

Чтение эпизодов, аналитическая беседа

Оценка ответов на вопросы. Умения анализировать

Знать содержание изучаемых глав, систему художественных образов повести

Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы, давать характеристику герою

Формирование аналитических способностей, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста

Обобщение и систематизация материала, глубина и обаяние личности Пугачева Народное восстание в авторской оценке

Прочитать главы

X-XІІ, ответы на вопросы на карточках по группам

17. Главы X-XІІ. Изображение правительственного лагеря. Зеркальные сцены: военный совет в Белогорской крепости и в Оренбурге. Отношение генерала и самозванца к участи девушки-сироты.

Чтение эпизодов, аналитическая беседа

Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся

Знать содержание изучаемых глав, систему художественных образов повести

Уметь выявлять авторскую позицию, сопоставлять эпизоды выражать свое отношение к поступкам героев

Проследить по тексту, как каждая встреча Гринева с Пугачевым позволяет повернуть характеры героев какими-то новыми сторонами; продолжить работу над художественными особенностями повести.

Прочитать главы

XІІІ-XІV, ответы на вопросы на карточках по группам

18. Главы. XІІІ-XІV. Композиция повести. Нравственная красота Маши Мироновой.

Чтение, беседа, анализ

Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся

Знать смысл названия повести

Уметь сравнивать героев.  Уметь выражать свое отношение к прочитанному, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Следование этическим нормам и правилам ведения диалога

Систематизация изученного материала по образу Маши Мироновой, раскрыть смысл названия повести

Мини-сочинение «Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина»

19. Жизненный путь Гринёва. Изменение характера героя под влиянием «благих потрясений». Милосердие Пугачева и правосудие Екатерины ІІ.

Урок развития речи, аналитическая беседа

Оценка выполнения предложенных заданий

Знать значение образа Пугачёва

Уметь самостоятельно делать выводы

Формирование аналитических способностей, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста

 Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Письменное мини-сочинение «Проблема чести и долга в повести «Капитанская дочка»

20. Анализ творческих работ учащихся. Тест по повести «Капитанская дочка».

Урок проверки ЗУН, комбинированный.

Тестирование

Оценка выполнения предложенных заданий

Уметь обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, воплощать в записи не только развитие собственной мысли, но и читательские переживания.

Проверка знаний учащихся

Прочитать повесть «Пиковая дама»

21. «Пиковая дама».

Урок внеклассного чтения. Рассказ, беседа.

Индивидуальная, групповая, ответы учащихся во время аналитической беседы

Знать смысл названия , значение смысловых образов

Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы, давать характеристику герою

Влияние поступков человека на его жизнь

Проблемы человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога

Подготовить рассказ о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова

22. М.Ю.Лермонтов. «Мцыри» - романтическая поэма о вольнолюбивом юноше.

Аналитическая работа

Индивидуальная, групповая, ответы учащихся во время аналитической беседы

Знать факты биографии поэта, историю создания поэмы

Совершенствование умения анализировать лирическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения

Учить выступать перед одноклассниками.

Познакомить учащихся с историей создания поэмы, выявить структурные особенности произведения. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы

Дочитать поэму Выучить отрывок наизусть

23. Композиция и художественные особенности поэмы. Мцыри как романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом.

Урок развития речи. Комментированное чтение, анализ

Отрывки наизусть

Знать структурные особенности произведения, способы раскрытия образа главного героя

давать характеристику герою участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Формирование аналитических способностей, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста

Дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы. Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы. Подготовка к домашнему сочинению

Сочинение «Природа и человек в поэме «Мцыри»

24. Анализ творческих работ по поэме. Тест по «Мцыри».

Урок проверки ЗУН, комбинированный.

Оцениание сочинений.

Тестирование

Знать содержание изучаемого произведения, его проблематику

Учить дискутировать, аргументированно высказывая свое мнение

Проверка знаний учащихся

Сообщение «Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5-7 классах).»

25. Н.В.Гоголь – великий сатирик. Комедия «Ревизор»: история создания.

Лекция, беседа, работа с книгой

Выборочная проверка записей, сделанных учеником

Знать понятие драматического произведения, идейный замысел и особенности композиции комедии

Формирование умения отбирать лекционный материал, составлять тезисы

Формирование аналитических способностей, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста

Повторить известные сведения о Н.В.Гоголе, его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5-7 классах). История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.

Прочитать 1-е действие комедии. Устно ответить на вопросы :Что является завязкой комедии? Какие причины для страха имеет каждый чиновник? Действие 2. Выпишите в тетрадь ремарки, определяющие поведенческую линию городничего и Хлестакова по диалогу.

26. «Ревизор»: І и ІІ действия. Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн)

Чтение, беседа

Оценка ответов учащихся в ходе урока

Знать особенности драматического произведения

Уметь составлять цитатный план

Формирование аналитических способностей, умения обобщать, делать выводы, используя материал текста

Раскрыть жизненную основу комедии; понять обстоятельства, привлекшие чиновников к их роковой ошибке. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. Понятие о «миражной интриге».

Прочитать действие ІІІ, ответить на вопрос «Добродушны ли «жулики» из «Ревизора»?»

27. «Ревизор»: ІІІ действие. Семейство городничего.

Чтение по ролям, аналитическая беседа

Тест

Оценка ответов учащихся в ходе урока

Знать основы сценического поведения

давать характеристику герою

Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)

Прочитать действие ІV: Какие причины для страха имеет каждый чиновник (монолог одного из чиновников наизусть)?

28. «Ревизор»: ІV действие. Разоблачение пороков чиновничества.

Чтение, групповая работа

Монолог одного из героев наизусть

Оценка ответов учащихся в ходе урока

Знать художественные особенности пьесы

Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы

Побудить учащихся к самостоятельному анализу образов; учить «сквозь смех слышать грусть», воспитывать желание бороться со всем «дурным в России».

Прочитать действие V:

В чем смысл немой сцены?

29. «Ревизор»: V действие. Хлестаковщина как общественное явление.

Чтение, аналитическая беседа

Оценка ответов во время работы с текстом

Знать характер Хлестакова, понятие хлестаковщины, смысл эпиграфа

Уметь выражать свое отношение к прочитанному участвовать в диалоге по прочитанному произведению

воспитывать желание бороться со всем «дурным в России».

Получить представление о характере Хлестакова, понять, что такое хлестаковщина.

Прочитать повесть «Шинель»

30. Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека».

Урок внеклассного чтения, комбинированный

Работа над композиционной структурой повести.

Оценка ответов во время работы с текстом

Знать значение понятия «образ маленького человека»

Совершенствование умения анализировать эпическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения.

Задуматься над формированием собственных характеров.

Развивать в учащихся творческое начало.

Образ «маленького человека» в литературе.  Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества

Образ Петербурга в повести

31. Мечта и реальность в повести «Шинель».

Урок развития речи

Практикум

Беседа по содержанию повести.

Оценка ответов во время работы с текстом

Знать образ Петербурга, роль фантастики в повествовании

Уметь анализировать речь героев, цитировать текст, подтверждая свои мысли владеть различными видами пересказа выражать свое отношение к поступкам героев

Задуматься над формированием собственных характеров.

Развивать в учащихся творческое начало.

Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании

Творческая работа  по вопросу 3 на стр. 391

32. Анализ творческих работ по произведениям Гоголя. Тест.

Урок проверки ЗУН, комбинированный

Оценка работ

Тест

Умение применять полученные знания

Учить выступать перед одноклассниками.

Проверка знаний учащихся

Подготовить индивидуальные сообщения о жизни и творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина.

33-34. М.Е.Салтыков-Щедрин: писатель, редактор, издатель. «История одного города».

Рассказ учителя, комментированное чтение

Оценка умения анализировать произведение

Знать основные страницы жизни и творчества писателя, Знать содержание и историческую основу

Уметь самостоятельно работать участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Сформулировать свое собственное, личное отношение к произведениям С.-Щ.

Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык. Анализ эпизода.

1. Прочитать роман «История одного города» (отрывок).. Какое впечатление он оставил у вас? Какова тема повествования?

2. Подготовить индивидуальные сообщения о жизни и творчестве ЛН.С.Лескова, читать рассказ «Старый гений»

35. Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

Сообщение, пояснение учителя, аналитическое чтение

Оценка выполнения предложенных заданий

Знать биографические сведения о Лескове, своеобразие рассказа, изображение психологического состояния человека

Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы,

владеть различными видами пересказа

Задуматься над формированием собственных характеров.

Развивать в учащихся творческое начало.

Сатира на чиновничество. Защита обездоленных. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа

Подготовить индивидуальные сообщения о жизни и творчестве Л.Н.Толстого, читать рассказ «После бала»

36. Л.Н.Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала». Художественные особенности рассказа.

Беседа, сообщения учащихся

Оценка ответов во время беседы, индивидуальных сообщений

Знать основные биографические сведения, историю создания рассказа, прием «контраста»

Что такое честь, совесть, долг?

Познакомить с основными биографическими сведениями писателя; история создания рассказа «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел. Особенности композиции.

Приемы изображения внутреннего состояния человека

37. Проблема самовоспитания, нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей в рассказе «После бала».

Аналитическая беседа с чтением эпизодов

Оценка ответов во время беседы, индивидуальных сообщений

Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев.

Уметь самостоятельно делать выводы Уметь выражать свое отношение к прочитанному участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Главная мысль рассказа: личная ответственность человека за все, что совершается в жизни

Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа

Стихотворение наизусть

38. Поэзия родной природы в творчестве Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Майкова.

Урок развития речи. Анализ стихотворений, чтение наизусть

Оценка выразительного чтения наизусть

Знать порядок анализа лирического произведения

Уметь выразительно читать стихотворения

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст

Умение видеть прекрасное в окружающем мире, выражение собственных чувств

Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А. Н. Майкова

Подготовить небольшое устное сочинение «Что я помню из произведений Чехова?», пересказ известных рассказов.

39. А.П.Чехов. Рассказ «О любви» .

Беседа, пересказ

Оценка за выполнение домашнего задания

Знать личность автора, философский смысл рассказа

Уметь анализировать эпическое произведение

Рассмотреть вопрос, который волновал Чехова, - вопрос человеческой свободы

Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа

Письменно ответить на вопрос: «Кто прав и кто виноват в безвыходной ситуации?» или «Правильно ли поступили герои?»

40. Итоговый урок по литературе XІX века.

Урок проверки ЗУН, комбинированный

Оценка выполнения предложенных заданий

Проверка знаний учащихся

Проверка знаний учащихся

Прочитать рассказ И.А.Бунина «Кавказ»

Из литературы XX века (19 часов )

41. И.А.Бунин. «Кавказ» - рассказ из цикла «Темные аллеи».

Сообщение, рассказ учителя, чтение, беседа

Оценка индивидуальной, групповой работы

Знать жизнь и судьбу писателя, особенности его творческой индивидуальности

Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы

Формирование понятия о чувстве любви, её многообразии

Мастерство И.А.Бунина - прозаика. Тема любви в рассказе.

Прочитать рассказ «Куст сирени» Куприна

42. А.И.Куприн: страницы биографии. Рассказ «Куст сирени».

Пересказ, беседа

Оценка индивидуальной, групповой работы

Знать факты жизни и творчества писателя, нравственные проблемы рассказа

Уметь составлять конспект статьи учебника владеть различными видами пересказа

Понятие о счастье

Представление о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»

Стр.75 вопрос 2

43. А.А.Блок. Историческая тема в творчестве поэта.

Урок развития речи Рассказ учителя, сообщения, беседа, аналитическое чтение

Оценка за творческую работу

Знать об исторической теме в творчестве поэта

Уметь анализировать художественное произведение

Раскрыть вопрос об ответственности каждого перед родной страной

«Россия». Образ России в ее истории. Обучение выразительному чтению

По материалам сообщений и учебника подготовить рассказ о прошлом нашей страны. Как тема прошлого звучит у Блока? Подготовить выразительное чтение цикла. Одно из стихотворений выучить наизусть.

44. С.А.Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему.

Организация совместной учебной деятельности

Стихотворение наизусть

Знать историю создания поэмы

участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Учить выступать перед одноклассниками.

Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме

Подготовьте выразительное чтение отрывка из поэмы «Пугачёв», отразив пафос поэмы.

45. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина.

Урок развития речи

Оценка ответов во время урока

Уметь самостоятельно делать выводы

Учить выступать перед одноклассниками. Следование этическим нормам и правилам ведения диалога

Анализ образа Пугачева в произведениях разных авторов

Пересказ рассказа ««Как я стал писателем»».

46. И.С.Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем»

Рассказ учителя, чтение, пересказ

Оценка за пересказ

Знать биографию писателя

владеть различными видами пересказа

Задуматься над тем, какой сложный путь должен пройти писатель до создания настоящего художественного произведения

«Как я стал писателем» -воспоминание о пути к творчеству

Подготовить индивидуальные сообщения о жизни и творчестве Тэффи, М.Зощенко.

47.Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).

Аналитическая беседа, работа с книгой

Ответы на вопросы учителя во время аналитической беседы

Знать произведения писателей-сатириков, средства создания авторами сатирического произведения

участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Приобщить к восприятию сатиры и юмора

Сатирическое изображение исторических событий. Историческое повествование о прошлом и современности. Тэффи «Жизнь и воротник», М.Зощенко «История болезни»

Пересказ рассказа «Пенсне»

48. М.А.Осоргин. Слово о писателе.  Рассказ «Пенсне»

Рассказ учителя. Беседа

Оценка выполнения предложенных заданий

Знать произведение

Совершенствование умения анализировать текст, обобщать, делать выводы

Умение в реальности видеть нечто необычное, удивительное

Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

подготовиться к контрольной работе.

49. Контрольная работа по творчеству    И.А.Бунина, А.И. Куприна, А.А.Блока, С.А.Есенина

Урок контроля и проверки ЗУН

Оценка выполнения предложенных заданий

Умение применять полученные знания

Проверка знаний учащихся

Подготовить рассказ о жизни и творчестве А.Т.Твардовского, прочитать поэму

50. А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками.

Лекция, беседа, работа с книгой

Оценка ответов во время урока

Знать факты биографии Твардовского, творческий замысел поэмы

Уметь передавать разговорные интонации, читая поэму

Правда о войне

Познакомить учащихся с фактами биографии А.Т.Твардовского, с творческим замыслом «Василия Теркина». Картины фронтовой жизни. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками.Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского

Выучить отрывок наизусть

51. «Тёркин – кто же он такой?»

Урок-размышление над главным героем поэмы.

Чтение наизусть

Знать определяющие качества В.Тёркина

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, давать характеристику герою

Значение юмора в трудных ситуациях

Обобщить полученные учащимися знания о Василии Теркине, выявить роль автора в поэме, найти сходство и различие между автором и его героем. Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Т.Твардовского в поэме

Прочитать рассказ «Возвращение»

52. А.П.Платонов. «Возвращение».

Сообщение, комментированное чтение

Оценка ответов во время урока

Знать биографию писателя, его нравственную позицию и способы ее выражения

владеть различными видами пересказа

Помочь учащимся постичь гуманистический смысл повести

Продолжение знакомства с творчеством писателя. Нравственная позиция автора. Ключевые образы рассказа

Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».

53. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны.

Слово учителя, беседа

тест

Знать содержание рассказа

Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Помочь учащимся постичь гуманистический смысл повести

Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Наизусть стихотворение о войне

54. Стихи и песни о ВОВ..

Урок внеклассного чтения

Урок-концерт.

Одно стихотворение наизусть

Знать героические страницы русской поэзии

Уметь выразительно читать стихотворения

Силой слова и музыки воздействовать на души детей

Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е.Винокурова «Москвичи», М.Исаковского «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Б.Окуджавы «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют», А.Фатьянова «Соловьи», Л.Ошанина «Дороги»

Прочитать рассказ «Фотография, на которой меня нет».

55. В.П.Астафьев: страницы жизни и творчества. «Фотография, на которой меня нет» - рассказ из книги «Последний поклон».

Сообщение, чтение, беседа

ответы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения

Знать жизнь и творчество писателя

Уметь выражать свое отношение к прочитанному

Вызвать интерес учащихся к произведениям писателя

Литературный портрет, автор, повествователь, герой эпического и лирического произведений, поэма. Развитие представлений о герое-повествователе

Отражение военного времени в рассказе.

56. «Фотография, на которой меня нет».

Уклад сибирской деревни.

Организация совместной учебной деятельности

ответы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения

Знать своеобразие рассказа

Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Вызвать интерес учащихся к произведениям писателя

Особенности сюжета. Яркость и красочность языка Астафьева.

Стихотворение наизусть

57. Русские поэты о Родине, родной природе и о себе:

Урок развития речи Сообщения, выразительное чтение, анализ

Одно стихотворение наизусть

Знать художественные изобразительные средства

Уметь анализировать стихи, осмысливая прочитанное

Вызвать интерес к  пейзажной лирике

Поэзия родной природы в стихотворениях И.Анненского, Д.Мережковского, Н.Заболоцкого, Н.Рубцова. Анализ художественных средств

Стихотворение наизусть

58. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине:

Урок развития речи Сообщения, выразительное чтение, анализ

Одно стихотворение наизусть

Знать художественные изобразительные средства

Уметь выразительно читать

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст

Познакомить с поэтами русского зарубежья, восстанавливая культурную память человеческую

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине: Н.Оцуп, З.Гиппиус, Дон Аминадо, И.Бунин. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды

Подготовиться к проверочной работе

59. Итоговый урок по литературе XX века.

Урок проверки ЗУН, комбинированный

Оценка выполнения предложенных заданий

Умение применять полученные знания

Проверка знаний учащихся

Подготовить сообщение о творчестве В.Шекспира, прочитать трагедию «Ромео и Джульетта». Развёрнутый ответ на вопрос «как я читал трагедию?»

Из зарубежной литературы (6 часов )

60-61. У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» в трагедии

Чтение фрагментов трагедии с элементами беседы

ответы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения

Знать эпоху Возрождения, представление о Шекспире как писателе

Уметь выражать свое отношение к прочитанному выражать свое отношение к поступкам героев

 Раскрыть пафос пьесы, прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства, высокую гуманность.

Дать представление об эпохе Возрождения, в доступной форме дать представление о Шекспире как о человеке, о писателе. Раскрыть пафос пьесы, прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства, высокую гуманность. Поединок семейной вражды и любви. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта».

Чтение сонетов В.Шекспира.

Один сонет выучить наизусть

62. Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы.

Выразительное чтение, анализ

Чтение наизусть

Знакомство с сонетом как формой лирической поэзии

Уметь читать выразительно

Ценность любви и дружбы в жизни человека

Знакомство с сонетом как формой лирической поэзии. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной».

прочитать комедию «Мещанин во дворянстве».

63. Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены).

Чтение, анализ

Оценка ответов за участие в беседе

Знать содержание пьесы, черты классицизма

Уметь самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою

Общечеловеческий смысл комедии

Знакомство с творчеством писателя. Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии

Прочитать «Путешествие Гулливера».

64. Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера».

Внеклассное чтение Рассказ учителя, чтение, пересказ, беседа

Оценка ответов за участие в беседе

Знать страницы жизни и творчества писателя

владеть различными видами пересказа

Связь государственного устройства и жизни человека

Знакомство с творчеством писателя. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. Гротесковый характер изображения.

 прочитать роман «Айвенго»

65. В.Скотт – основоположник исторического романа. «Айвенго».

Внеклассное чтение Беседа, работа с книгой

Оценка ответов за участие в беседе

Знать жизнь и творчество писателя, своеобразие «Айвенго» как исторического романа

владеть различными видами пересказа, давать характеристику герою

Литературное изображение истории своей страны

Знакомство с творчеством писателя. Знакомство с историческим романом. Главные герои и события.

Подготовиться к обобщающему уроку по русской литературе за курс 8 класса.

66. Итоговый урок.

Урок проверки ЗУН, тест

тест

Обобщение изученного материала, умение применять полученные знания

Обобщение изученного материала

67-68. Резервные уроки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...