"Как сердцу высказать себя.." (по творчеству Ф.И.Тютчева)
проект по литературе (11 класс) на тему

Бобкова Ирина Николаевна

исследовательская работа,в которой мы проследим жизненный и творческий путь поэта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tyutchev.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Локотская средняя школа № 2 им. Н. Ф. Струченкова

Название конференции «Старт в науку»

Исследовательская работа

Тема: «Как сердцу высказать себя…»

(по творчеству Тютчева Ф.И.)

Авторы работы:

Алёшина Мария

Гарбузова Екатерина

Кулакова Ярослава

Руководитель:

Бобкова Ирина Николаевна,

Учитель русского языка и литературы

п. Локоть

2014 г.

 Нам не дано предугадать,  

Как слово наше отзовётся.

                                                                                               Ф.И. Тютчев

П Л А Н:

  1. Введение
  2. Биография.
  3. «Музы души моей».
  4. «Как слово наше отзовётся…»
  5. Анализ стихотворений.
  6. Заключение
  7. Список используемой литературы.

1.Введение

Современное общество до сих пор обращается к творчеству Федора Тютчева. Те проблемы, те вопросы, которые поднимаются в его стихотворениях, до сих пор волнуют общество, и нам, юному поколению, очень интересно жизнь самого поэта, его стиль описания, который он применяет для своих стихотворений, и как широко, ясно, ярко он рисует природу, взаимоотношения людей, любовные отношения, любовь к Родине.

Цель работы – попытаться проследить творческий путь поэта.

Предметом исследования является жизнь и творчество поэта.

Гипотеза, выдвигаемая нами для рассмотрения и доказывания её истинности такова – жизнь и творчество Фёдора Тютчева насыщены любовью, признательностью и актуальны в нашем современном обществе.

Задачи: 

1.Жизнь и творчество Фёдора Тютчева.

2.Узнать, как это наследие продолжает жить в наше время.

2.Биография

В 35 км от Брянска в сторону Смоленска, среди берёзовых рощ, располо-жено село Овстуг – одно из ста тысяч сёл и деревень, входивших в состав Российской империи. Вероятно, в древности на том месте, где теперь стоит Овстуг, росло много лозы, из которой приготовлялись эти связки, что и могло, как полагают, дать месту, а потом и селу, название Овстуг.

       Здесь в дворянской семье Ивана Николаевича и его жены Екатерины Львовны Тютчевых 23 ноября (5 декабря) 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев. Родители поэта были людьми образованными, добросердечными, жили в мире и согласии. В Овстуге, под сенью усадебных лип и тополей, прошло детство Ф.И. Тютчева.

       С ранних лет Ф.И. Тютчев удивлял окружающих ясным умом, ласковым и добрым характером. Он был всеобщим любимцем и баловным, несмотря на то, что в семье кроме него было ещё двое детей (Николай и Дарья). Его вос-питателем в детстве был Николай Афанасьевич Хлопов. Именно он был первым, кто начал приобщать мальчика к окружающему миру. Зимой Тютчевы жили в Москве, где у них был дом в Ариненском переулке.

       Уже в те годы Тютчев пробовал писать стихи. Так, до нас дошло одно из первых стихотворений поэта «Любезному папеньке!»:

В сей день счастливый нежность сына

Какой бы дар принесть могла!

Букет цветов? Но флора отцвела,

И луг поблекнул и долина.

       Первоначальное образование Фёдор Иванович получил дома.

       Родители поощряли сына за стихотворство, по возможности старались привлекать в свой дом известных литераторов. 28 октября 1817 года в гости к Тютчевым приехал поэт Василий Андреевич Жуковский. Надолго сохранил Тютчев память об этой встрече.

30 марта Тютчев был принят в сотрудники общества любителей Российской словесности. Тютчеву было 14 лет.

6 ноября 1819 года Тютчев, которому через полмесяца исполнилось 16, зачисляется в Московский Университет студентом.

       В годы учёбы в университете дружеские отношения, поддерживавшиеся потом  на  протяжении  всей  жизни,  сложились   у   Тютчева   со   студентом

Михаилом Петровичем Погодиным. Именно Погодин вёл дневник, куда записывал о своих отношениях с самим поэтом, и поэтому дневнику мы обязаны сохранением множества интересных сведений о жизни Ф.И. Тютчева.

       Университет Фёдор Иванович закончил за два года. 18 марта 1822 года Тютчев был зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел в Петербурге. А спустя несколько месяцев был уже зачислен сверхштатным чиновником в русскую дипломатическую миссию в Мюнхене.

       А дальше 22 года дипломатической службы за границей.      

Компенсацией за многолетнюю разлуку с Родиной являлась для Тютчева дружба с великими людьми того времени, какими были немецкий философ Шеллинг и великий поэт Г. Гейне, создатель «Фауста» Г.В. Гёте.

       В 1834 году Тютчев вернулся в Россию дипломатом с 20-летним стажем. Несмотря на то, что поэт только заканчивал свой сороковой год жизни, он, действительно, выглядел пожилым. 20 лет заграничной жизни дались нелегко.

В 1846 году Тютчев определился на службу чиновником особых нарушений при государственной канцелярии, цензором, а с 1852 года и до конца жизни – председателем комитета иностранной цензуры.

       Первый сборник стихотворений вышел в 1854 году, входивший в состав «Современника» И.С. Тургенева. Автору в то время был 51 год. Вторая книга вышла в 1868 году под редакцией И.С. Аксакова.

       1 января 1873 года Ф.И. Тютчев вышел на обычную прогулку, но через некоторое время его привезли на извозчике, разбитого параличом. Потом была борьба с болезнью.

       15 (27) июня 1873 года поэт скончался.

3.«МУЗЫ ДУШИ МОЕЙ»

       В Мюнхене Тютчев познакомился с юной Амалией Лерхенфельд, ей тогда было 15 лет.

       Так вместе они были ровно год. Тютчев был настолько за это время очарован своей новой избранницей, что стал подумывать о женитьбе. Графиня была в свои 16 лет очаровательна, и у неё было много поклонников. Тютчев решился просить руки Амалии, но простой русский дворянин показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли барона Крюднера, секретаря посольства. Амалия, по настоянию родителей, несмотря на нежные чувства, которые она питала к Тютчеву, всё же дала согласие на брак с Крюднером. Юный дипломат Ф.И. Тютчев был совершенно убит горем.

       5 марта 1826 года в Мюнхене 22-летний Фёдор Иванович Тютчев женился на Эмили Элеоноре Петерсон, урождённой графине Ботмер. Это был во многих отношениях необычный брак. Элеонора к этому времени была уже вдовой, матерью четырёх сыновей, к тому же на четыре года старше Тютчева. Но так или иначе Тютчев не совершил ошибки. Элеонора беспредельно любила его.

       Тютчев прожил с Элеонорой 12 лет. Первые семь лет были временем почти безоблачного семейного счастья. Он не раз вспоминал об этих годах как об утраченном рае.

       14 мая 1838 года Элеонора с тремя малолетними дочерями (Анне – 12 лет, Дарье – 4 года, Екатерине – 2,5 года) села на пароход «Николай І», направляющийся из Кронштадта в Любек. Она ехала к мужу.

       В ночь с 18 на 19 мая на пароходе вспыхнул пожар. Пароход сгорел дотла. Элеонора, спасая своих детей, испытала тяжелейшее нервное потрясение.

       27 августа 1838 года в жесточайших страданиях Элеонора скончалась.

       По-разному сложилась судьба у трёх дочерей Элеоноры и Ф.И. Тютчева. Старшая – Анна училась и жила долгое время в Германии. С 1853 по 1855 гг. (13 лет) служила при дворе (была фрейлиной, а затем воспитывала детей императора Александра ІІ).

       Со своей второй женой Тютчев познакомился в 1833 году на одном из балов, ещё при жизни Элеоноры.

       Эрнестина была определена в жёны поэту судьбой. Баронесса фон Пфеффель родилась 20 апреля 1810 года в Дрездене в баварско-французской семье. Бог хранил Эрнестину, чтобы она хранила Тютчева… Воспитав троих детей от первого брака, подарила поэту ещё троих детей: Марию, Дмитрия и Ивана.

       Эта удивительная женщина была близкой, родственной душой для великого поэта. Она выучила русский язык, чтобы лучше понимать творчество своего мужа.

       1851 год – год испытания высоких чувств двух любящих людей, начало бурного романа Тютчева с молодой русской женщиной. В то время Тютчев любил и Денисьеву, и Эрнестину, свою жену. При этом он постоянно страдал от острого чувства вины перед обеими и не столько даже из-за своей измены и той и другой, сколько от сознания, что в отличие от них обеих не отдаст себя каждой из них всецело, до конца.

       У Елены Денисьевой и Фёдора Ивановича Тютчева было трое детей – дочь Елена и два сына: Николай и Фёдор. Все они носили фамилию отца, но, как незаконнорожденные, были приписаны только к мещанскому сословию. После рождения сына Николая у Елены Денисьевой началось быстрое развитие туберкулёза. Дочь Тютчева писала, что он печален и подавлен, так как Денисьева тяжело больна, она опасается, что не выживет и усыпает себя упрёками. Тютчев посвящает себя уходу за ней.

       4 августа 1864 года Е.А. Денисьева скончалась на руках у Тютчева в возрасте 38 лет. Тютчев жестоко укорял себя, что в действительности именно он сгубил её тем двусмысленным положением, в которое поставил. Не имел сил он порвать с семьёй, где его любили, а духовная привязанность, которая оказалась не менее сильной, чем его сердечное впечатление, помешала ему это сделать.

 Но ни молодость, ни экзальтированность Елены Александровны Денисьевой, последней любви поэта, не могли соперничать с изысканным аристократизмом, женственностью, интеллигентностью и сдержанной силы характера Эрнестины.

       До конца дней поэта хранила его святая жена. Февраль 1873 года. Угасающий Тютчев. Рядом Эрнестина. Завершается земная судьба Поэта. Его последняя мысль не о себе… Поэт создаёт свой последний шедевр, последний гимн любви жене: «Всё отнял у меня казнящий Бог…»

       Остаток жизни Эрнестина посвятила подготовке наиболее полного собрания сочинений мужа. Поэзию Тютчева не постигла печальная судьба забвения. Благодаря Эрнестине ХХ век услышал, понял, принял Тютчева. В этом состоялась её главная миссия перед Россией.

       

4.«КАК СЛОВО НАШЕ ОТЗОВЁТСЯ…»

       Сейчас уже не нужно доказывать, что поэт Тютчев гениален и велик, что его творчество является совершенно уникальным вкладом в сокровищницу русской и мировой лирики.

       Мир природы и человека у Тютчева – в непрекращающемся движении, в противоборстве, он не имеет в силу этого чётких очертаний: каждое явление чревато изменениями, переходом в иное качество. Борются между собой природные стихии, народы, человеческие индивидуальности, противоречивые чувства и мысли в сознании отдельной личности.

       Даже любовь осмысляется Тютчевым как «поединок роковой» двух любящих. Душа поэта мечется в поисках высшего смысла этой все-охватывающей борьбы, её конечной цели, следовательно, её оправдания. Поэту, чего бы это не стоило, надо знать, ради чего идёт борьба: иначе вся духовная история человечества превратится для него в коллективное безумие.

       Нравственная неудовлетворённость той жизнью, которую ведёт он сам и представители его круга, играет в поэзии Тютчева роль скрытого «движителя», она погружает его в мучительное, беспощадное исследование самого себя; она открывает ему царство природы; она вновь и вновь толкает его в объятия любви; она бросает его в пучину философских споров; она отправляет его в паломничество к истокам цивилизации; она предлагает ему на выбор любую из современных религий; она, наконец, выставляет поэзию перед ним как последнюю цель,– и всё это в поисках ответа на вопрос: как жить, на что опереться в «вывихнутом», распадающемся мире?

       «Бедное сердце» Тютчева более чем двадцать лет билось вдали от России в муке, почти бессмысленной и безысходной. И лишь с возвращением на Родину для поэта забрезжил первый робкий проблеск надежды на отыскание правды о себе самом.

       Стихи Тютчева, обращённые к Е.А. Денисьевой, показывают, как исподволь в нём созревало убеждение в том, что страдание человеческое не должно быть эгоистичным, не должно замыкаться в себе, иначе оно действительно будет убийственным страданием. Страдание тогда не от гордости, а от любви, когда оно выступает как подвиг во имя другого.

       Открыв для себя эту истину, Тютчев действительно обрёл наконец крае-угольный камень своей жизненной философии. Он уже не ищет ответа на свои вопросы у природы, понимая, что труднейшая загадка для человека – он сам, и  

со своим неумолимым критиком, поражает бесконечностью открываемого смысла.

5.АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ

Стихотворение Ф.И. Тютчева

«К Б.»

Я встретил вас – и всё былое

В ожившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло…

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенётся в нас, –

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты…

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как вы во сне, –

И вот – слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне…

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, –

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

Стихотворение Ф.И. Тютчева «К Б.»

(восприятие, истолкование, оценка)

       Тему любви Тютчев-поэт раскрыл необыкновенно многогранно, сумев передать различные оттенки этого чувства. Любовь в его стихах предстаёт то светлым чувством, несущим радость и гармонию, то трагедией, которая заставляет человека страдать.

       Ранние стихи Тютчева о любви проникнуты трепетом и радостью её ожидания. В дальнейшем любовь становится более жизненной, реальной; чувства поэта приобретают уже не возвышенный, а земной оттенок. Трагедия любви разворачивается в стихотворениях, посвящённых Денисьевой. Время счастливых иллюзий проходит, и поэт до конца жизни пишет в основном наполненную трагическими переживаниями любовную лирику, однако возвращается к дням «душевной полноты» в воспоминаниях. Стихотворение «Я встретил вас – и всё былое…» представляет собой описание встречи поэта   с былой возлюбленной, которая пробудила в сердце отжившие воспоминания:

Я встретил вас – и всё былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло…

       Душевное переживание раскрывается посредством обращения к природе. Это одна из художественных особенностей Тютчева, он устраняет различие между внешним и внутренним миром, утверждает идею тождества между природой и человеком. Осенью природа умирает, осень здесь характеризует внутреннее состояние человека, в душе которого уже отбушевали страсти. Весна для природы – это время надежд, светлых чувств. У поэта она выступает как символ светлого воспоминания молодости:

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенётся в нас.

       Эмоциональное состояние смятения лирического героя передаётся не только через образы природы, но и путём других сравнений:

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас как бы во сне, –

И вот – слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне.

       Состояние поэта здесь сравнивается со сном; захлестнувшие его чувства как бы возносят его над реальностью. Пробудившаяся в душе любовь сравни-вается с звуками, в душе поэта словно начинает звучать мотив любви. Большое смысловое и эмоциональное значение в стихотворении приобретают эпитеты: время «золотое», «отжившее» сердце, «вековая» разлука. Например, эпитет «отжившее» в сочетании со словом «сердце» говорит о том, что человек много пережил, перегорел в страстных порывах и теперь опустошён, глубоко безразличен к жизни.

       Под впечатлением встречи сердце поэта просыпается, и он любуется « с давно забытым упоеньем» на «милые черты». Воспоминание оказало на поэта настолько сильное воздействие, что оно не просто заставило встрепенуться на мгновение сердце, а подарило новую жизнь:

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, –

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

       Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, ритмическая выдержанность которого придаёт поэтическому произведению величие и возвышенность. Размеренный и несколько однообразный ритмико-интонационный склад стихотворения способствует передаче состояния задумчивой сосредоточенности поэта.

       Тютчев использует в стихотворении традиционный способ рифмовки – перекрёстный, чередуя мужские и женские рифмы. Поэт четырежды использует такой знак препинания, как многоточие, тем самым, стремясь подчеркнуть невозможность высказать до конца чувство, восприятие которого лежит за пределами разумного понимания. Оно бездонно, его можно постичь лишь душой…

       Стихотворение отличается сильной эмоциональностью и глубоким психологизмом. В нём раскрывается большое значение любви для Тютчева: даже воспоминание о ней способно оживить душу поэта. Тютчев понимал, что время лечит и притупляет боль утраты, но это казалось ему ужасным. Острота боли для него всегда была отраднее, чем омертвение мыслей и чувств. Тютчев-поэт на всю жизнь сохранил в себе способность остро чувствовать. Его чуткое сердце отзывалось на малейшие изменения, реагировало на любые события, даже если это просто воспоминание.

Стихотворение Ф.И. Тютчева

«Silentium»

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои –

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звёзды в ночи, –

Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изречённая есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, –

Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно – волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, –

Внимай их пенью – и молчи!..

___________________________________________________

Silentium – (в переводе с лат.) – молчание.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium»

(восприятие, истолкование, оценка)

       Стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium», написанное в 1830 году, – это гимн девственно чистому миру, в котором всё находится в единении, в гармонии друг с другом. Человек в понимании Тютчева составляет часть этого великого мира природы. Живя в единении с ним, человек способен испытать самые сильные чувства земного «самозабвения», отречься от суетных забот света и полностью погрузиться в прекрасный мир природы. Размышляя о природе, Тютчев вместе с тем размышляет о человеке и его месте на земле.

       Стихотворение состоит из трёх частей, и каждая часть раскрывает основную тему – призыв поэта к молчанию. В первой строфе невысказанные «чувства и мечты» сравниваются с прекрасными звёздами тёмного бездонного космоса. По мнению поэта, человек должен уподобиться природе, которая спокойно просуществовала на протяжении нескольких тысячелетий. Вечные тайны природы люди не смогли раскрыть, как не пытались, ведь она «скрывала и таила» их, поэтому чувства и мечты человека должны «вставать и заходить безмолвно, как звёзды в ночи». Только тогда он сможет достичь гармонии и понимания с природой. Во второй строфе поэт высказывает трагичную мысль о том, что человек никогда не сможет понять другого человека.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, что ты живёшь?

Мысль изречённая есть ложь.

       Человек одинок от рождения. Его восприятие мира резко отличается от восприятия других. Поэтому люди просто не способны понять друг друга до конца, даже если будут стремиться к этому. Поэтому Тютчев использует вопро-сительную конструкцию и как бы задаёт читателю вопрос, на который и сам ищет ответ. Быть невозмутимым и спокойным, как природа, человек не может. Ему непременно нужно общение с себе подобными. Но так как люди                не понимают близких и сами остаются непонятными, то в результате каждый человек становится в этом мире одиноким. Появляется мотив безнадёжного молчания, который облекается у Тютчева в трагическую фразу: «Мысль изречённая есть ложь». Эта афористичная фраза многозначна. То, что для одного является истинной и единственно возможной правдой, другой человек воспринимает как ложь. Другой план этой же мысли, на мой взгляд, таков: человек не может словами точно выразить свои чувства, увлечения души (сравним у Фета: «Как беден наш язык! – Хочу и не могу. – // Не передать того ни другу, ни врагу, // Что буйствует в груди прозрачною волною».). Поэтому поэт во второй раз призывает людей к молчанию.

       В третьей строфе появляется нетрадиционный подход в поэтическом толковании дня и ночи. Тютчев воспринимает ночь как время, способствующее внутреннему раскрепощению человека, когда он может остаться наедине со своими сокровенными мыслями. А суета дня разрушает эти мысли. Покров ночи служит человеку убежищем. От всех дневных страхов, он наконец может погрузиться в созерцание собственного мира и не отвлекаться на посторонние вещи: Тютчев пишет:

Лишь жить в себе самой умей –

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум…

       Стихотворение «Silentium» - сияние музыки, слов и красок. Каждая его строка звучит словно шелест листьев в ночи или журчание ключа. Это достигается за счёт присутствия во многих словах звуков [ч,], [ш], [с], [з], [ж]. Они же придают стихотворению жёсткое звучание. Стихотворение написано мужской, смежной рифмой, четырёхстопным ямбом, благодаря которым оно звучит сдержанно, чётко и энергично. Как писал Н.А. Некрасов, Тютчев способен улавливать «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собой данная картина». Так и в стихотворении «Silentium» Тютчев лишь несколькими штрихами описывает ночную природу, даёт только намёк о ней, а читатель уже сам видит перед собой и ночное небо, усеянное звёздами, и бьющие из земли ключи.                Он не использует для описания природы никаких красок, но всё же стихотворение богато всеми оттенками синего: от бледно-голубого цвета воды до тёмно-синего цвета неба. Лишь в последней строфе появляется ослепительный солнечный цвет, но он воспринимается читателем как враждебный.

       В конце каждой строфы повторяется повелительный глагол «молчи». Этим тройным повтором Тютчев призывает читателя к молчанию, к безмолвному созерцанию прекрасного, кристаллически-чистого мира.

       Стихотворение написано в императивной форме. Поэт словно зовёт нас вернуться в первоосновное безмолвное состояние, соединиться тем самым с вечной и невозмутимой природой.

6.Заключение

В ходе исследования было собрано много информации о жизни и творчестве Фёдора Тютчева. Была подтверждена гипотеза: жизненная творческая деятельность поэта разнообразна и до сих пор живет в наших сердцах, в нашей литературе.

7.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Большая школьная энциклопедия, том 2. Гуманитарные науки (автор-составитель С. Исмаилова), Русское энциклопедическое товарищество, 2003 год;
  2. «Фёдор Тютчев», «Вече», Москва, 2000 год;
  3. «Ф.И.Тютчев», классическая библиотека «Современника», «Современник», Москва, 1978 год;
  4. «Русские поэты»: В 2-х частях, - Москва, 1990 год;
  5. «О лирике» (автор-составитель Л.Я. Гинзбург), Москва, 1997 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»

Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его  лирике.Кто-то должен разбираться  в  сумятице  повседневной  жизни.Но кто-то ...

Поэзия сердца (урок по любовной лирике Ф.И.Тютчева)

Методическая разработка урока по литературе 19 века (10 класс) с использованием мультимедийной презентации...

Урок по творчеству Ф.И.Тютчева " Философская лирика Ф.И.Тютчева

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и ...

Сценарий литературно – музыкального салона для старшеклассников “ Два народа, две культуры – одна судьба” ( о творчестве Ф.Ю. Тютчева и Г.Кандалыя) напечатан в сборнике педагогических идей центра дистационного образования “ Прояви себя”Выпуск 004 от 01 ок

Познакомить гостей салона с многообразием творческой фантазии Ф.И.Тютчева и Г.Кандалыя.Ввести мир прекрасного,приобщить к щедеврам поэзии и музыки.Показать связь русской и татарской культур во времени...

«Как сердцу высказать себя, Другому как понять тебя…» Литературная игра, посвящённая Всемирному дню писателя.

Развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности; умение сотрудничать при решении общих задач; творчески применять знания в новых ситуациях....

Тема урока «Мотив материнского сердца в жизни и творчестве В.М.Шукшина» (по рассказу «Материнское сердце») для учащихся 10 - 11 классов

На данном уроке не только анализируется рассказ "Материнское сердце" В.М.Шукшина, но и идёт подготовка к написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку....