Разработка урока по рассказу Леонида Андреева "Кусака"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Данная работа предназначена для учителей, работающих в 7 классе по учебнику В.Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literature.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе (7 класс)

Леонид Андреев «Кусака»

Цели урока:

  1. обучающая: обучение приемам анализа художественного текста;
  2. развивающие: развитие речи детей, умения рассуждать, отстаивать собственное мнение;
  3. воспитывающие: воспитание чувства сострадания, сочувствия, жалости и любви к «братьям меньшим».

Оборудование урока: портрет писателя Л.Андреева, рассказ Л. Андреева «Кусака», выставка книг о животных, тексты сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Ход урока.

                                                                                               Эпиграф к уроку

«Мы в ответе за тех, кого приручили»
А. де Сент-Экзюпери

Урок начинается с чтения отрывка из произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

1. Прочитайте еще раз слова Маленького принца. Они и будут являться ключом к нашему уроку.

2. Беседа про прочитанному 

- Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ Л Андреева?  

- Что вы хотели выделить, подчеркнуть, отметить? (выборочное чтение, устное высказывание). 

- Объясните такие слова: «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака»?

- Как вы их понимаете?

- А кто прочитает?

- Кто теперь дороже всех для Кусаки?

- Почему? Что смогла сделать Леля?

- Почему же не сразу откликнулась на ее ласку собака? (прошлая жизнь пса).

3 Выборочное чтение.

- Когда Кусаку обманули впервые?

- Осталась ли после этого капля доверия у собаки?

- Хотелось ей найти хозяина, настоящего, заботливого?

- Слово «бескорыстно» о чем-то говорит вам?

- Почему собака обидела Лелю и в то же время ревниво охраняла сон девочки и ее близких?

4 Аналитическая беседа

 Автор говорит, что дачники были добрыми людьми, но собирались застрелить собаку, если не уберется. А вы согласны, что они были добрыми?

- Как они назвали собаку?

- А можно было назвать ее по-другому?.

Итак, собака испытывает счастье и радость от приручения. Она нашла хозяев, они ей нужны, она их любит.

- Как Кусака пытается показать свою привязанность и доверие?

- Кем она является для дачников? Можно ли назвать это настоящей любовью?

- Возможно, что Леля по-настоящему привязалась к собаке, любит ее?

 Прочитайте диалог - разговор Лели с матерью. (анализ диалога)

- Какие выводы можно сделать после прослушивания? (Леля не любит, просто жалеет Кусаку). Сколько раз автор говорит об этом?( 3 раза)

- Какова ее интонация?

- Заплакала она или нет? Почему?

- Что является главным для матери и Лели?

- Кем они собираются заменить Кусаку?

- Что забыла сделать девочка?

- О чем говорит вам образ дурачка Илюши? Можно ли «провести ниточку» от собаки к этому человеку?

- Что сходного в их судьбе?

- Назовите самый драматический момент в рассказе?

- Как вы понимаете крик души собаки? Как она это выражает?

- какой герой незримо и присутствует в рассказе и помогает понять переживания собаки? (природа).

- Выберите слова, характеризующие обитателей дачи, (на доске записано).

Милосердие
Гуманность
Понимание боли и счастья другого существа
Жалость
Сострадание
Безразличие
Предательство
Черствость души, равнодушие
Мягкотелость
Неуважение достоинства другого

- А остальные слова нашли свое место в рассказе? А для вас что значат они?

- Можете ли вы понять слова А.Сент-Экзюпери? И как?

Заключение.

- Посмотрите на выставку книг. Все они написаны о животных, об отношении людей к ним, к окружающему миру.

- Какие книги вы уже читали?

- О каких героях-животных можно вспомнить?

Домашнее задание:

1. Напишите сочинение от имени Кусаки, о ее душевных переживаниях;

2. Прочитайте одну из книг из рекомендательного списка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по рассказу А.Куприна «Гранатовый браслет»

Урок по рассказу А.Куприна. Мы     познакомим учащихся с историей создания рассказа, покажем редчайший дар высокой любви,  величие пережитого простым человеком; расскажем о ре...

Разработка урока по рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре"

Урок русской литературы  "Тема бездуховности, обывательской трусости и беспомощности перед жизненными обстоятельствами в рассказе А.П.Чехова "Человек в футляре"....

Разработка урока по рассказу Е.Носова "Живое пламя

Интегрированный урок (литература, изобразительное искусство, музыка)...

Урок по рассказу Леонида Андреева "Иуда Искариот" "Повесть о любви и верности?"

Данная презентация поможет провести урок по рассказу Леонида Андреева "Иуда Искариот". Она содержит в себе дополнительный материал к произведению, включае задания по работе класса с текстом....

Разработка урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского"

Разговор о том, что делает человека Человеком с большой буквы, сильной личностью, неотъемлемой частью которой является: доброта, милосердие, совесть....

Методическая разработка урока по рассказу В. Г. РАСПУТИНА «Уроки французского»

Я предлагаю вам составить интервью, которое берёт писатель у своего читателя....

Методическая разработка урока по рассказу В. Распутина "Уроки французского"

Достижение целостного представления об идейном содержании, которое раскрывается через особенности биографии автора,  особенности  личности героев, теоретико-литературные понятияПознакомиться...