ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ БУДУЩЕМУ В РОМАНЕ-АНТИУТОПИИ Евгения Замятина "МЫ"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Наталья Владимировна Черных

 Урок – исследование по роману Евгения Замятина "МЫ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОЧКА  -  ИНФОРМАТОР

МЕНИППОВА  САТИРА  ( МЕНИППЕЯ) –

жанр античной литературы, характеризующийся свободным соединением стихов и прозы. Становление связывают с творчеством философа-киника 3 века до н.э. Мениппа из Гедары. Относится к жанру философской сатиры с характерным смешением серьёзного и комического, общей пародийной установкой. Для «Менипповой сатиры»  существенно создание фантастической среды обитания для своих персонажей (оживление царства мёртвых, полёт на небо, нисхождение в преисподнюю), которая переворачивает общепринятую иерархию ценностей, порождает особый, свободный от всяких условностей и предрассудков тип поведения героев. В Европе «Мениппова сатира» породила жанр сатир-саморазоблачений, самоосмеяний, воспринятых воспринятый в одноимённой сатире («Мениппова сатира») эпохи Франции  16 век. Основные представители жанра – Сенека Младший, Петроний, Лукиан.



Предварительный просмотр:



                                           

        



Предварительный просмотр:

Тема: ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ  БУДУЩЕМУ  В  РОМАНЕ-        АНТИУТОПИИ

Евгения Замятина "МЫ" ( урок – исследование)

Цель: познакомить учащихся с творчеством Е.И.3амятина, особенностями его творческой и жизненной позиции; проследить процесс развития жанра антиутопии в творчестве Е.И.3амятина; раскрыть значение романа "Мы" для развития русской и мировой литературы; формировать навыки анализа и исследовательской работы с текстом художественного произведения; прививать интерес к чтению.

Оборудование: презентация, на которой портрет Е.И.3амятина, схема-конспект с литературоведческими понятиями утопия - антиутопия; карточка-консультант для домашнего задания.

Эпиграфы :                                                        Я знаю, что у меня есть очень не-

удобная привычка говорить не то, что

в данный момент выгодно, а то, что мне

                     кажется правдой.

                                        Е.Замятин

         Этот роман – сигнал  об опасности,

угрожающей человеку,человечеству от

гипертрофированной власти машин и

власти государства - все равно какого.

                                        Е.3амятин

Этот роман "Мы" - самая шуточ-

                                                 ная и самая серьёзная вещь.

                                       Е.3амятин

О, Tempora, о, mores!

                           Цицерон

1.Индивидуальное задание: анализ "Рассказа о самом главном".

2. Индивидуальные задания: анализ сказок о Фите:

А)  1-й учащийся - "Первая сказка о Фите ", «Вторая сказка о Фите " ;

Б) 2-й учащийся - «Третья сказка о Фите", «Последняя сказка о Фите " .

3. Работа с литературоведческим понятием УТОПИЯ:

понятие жанра и история происхождения и развития. Работа со схемой – конспектом (1-я  часть).

УТОПИЯ – (гр. не, нет + место – буквально, место, которого нет) –

1) изображение идеального общественного строя, лишённого научного обоснования (от названия сочинения английского гуманиста Томаса Мора «Утопия», 1516г.);

2) нереальная, несбыточная мечта.

4.Анализ романа «Мы». Работа по вопросам .

- Каково происхождение Единого Государства? Какие ero черты более всего восхищают главного героя романа? Назовите наиболее характерные.

- Как была установлена власть Единого Государства? (Великая Двухсотлетняя  Война между городом и деревней).

- С какими двумя владыками мира борется Единое Государство? (С голодом – переход на нефтяную пищу, правда, уцелело 0,2 % населения земного шара; с любовью).

- Какой принцип более всего восхищает Д-503? (Принцип равенства).

- Почему? (Нет оснований для зависти).

- Почему действие романа происходит в городе? (Нет живой природы, показан мир, лишённый природной изменчивости).

-Почему город основан на «квадратной гармонии»? Почему портреты людей создаются при помощи геометрических терминов? (Очертания лица Благодетеля, сидящих в аудиториях граждан. Раз и навсегда данное, отсутствует изменчивость).

- Назовите черты, присущие жизни этих людей.

- Что символизирует прозрачность жилища в романе Е.Замятина? Чем отличается от 4-го сна Веры Павловны в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?»? (У Н.Г.Чернышевского – положительное значение – светлых, гармоничных начал, а в Едином Государстве – вторжение в личную жизнь).

- Назовите ещё примеры такого вмешательства государства в личную жизнь своих граждан.

- Как ещё использует Е.Замятин противопоставление «прозрачность - непрозрачность» в своём романе? (Опущенные ресницы И-330, за которыми скрыт богатый внутренний мир).

- Мир Единого Государства Е.Замятин противопоставляет «дикому» миру за Стеной. Что он выбирает? (Ни то, ни другое: мир за Стеной с живой природой, хаотической и дикой, населён «естественными» людьми, которые воспринимают мир эмоционально - образно, но они существуют на примитивном уровне развития).

- Как соотносятся «Я» и «Мы» в романе? («Я» не существует, только нумера, безликие и бессловесные, каждый  один из, а не один, не человек, нумер).

- Что такое счастье с точки зрения жителя Единого Государства? (Духовное и физическое рабство – естественное состояние человека, быть счастливым  долг!!! каждого; счастье – отказ от мук выбора).

- Кто такой Благодетель, почему ему поклоняются? Является ли он олицетворением «мы» или культ «мы» есть создание его рук? (И то, и другое).

-Чем оплачено «стопроцентное счастье» и почему находятся «нумера», которые поднимают бунт? Бунт против счастья? (Свободой).

- Почему роман написан в форме дневника? В чём смысл выбора именно такого героя? (Д-503 – строитель Интеграла, т.е. высокопоставленный, учёный, нужный Единому Государству, но от этого не менее бесправный).

- Почему любовь – смертный враг Единого Государства? (Любовь – личное чувство, следствие души, она всегда непознаваемая тайна).

- Каким заболеванием заражается герой? (Индивидуальность).

Случайно ли, что И-330 музыкант? Произведение какого композитора исполняет она и на каком инструменте? (На рояле произведение А. Скрябина – теория цветомузыки).

- Почему И-330 одета не в стандартную робу, а в плотно облегающее чёрное декольтированное платье древней эпохи? (Подчёркивается красота, индивидуальность, женственность).

- В чём опасность романтической обстановки, которая окружает И-330? (Будоражит фантазию, высокие чувства, рождает стремление к красоте).

- Случайно ли И-330 принадлежит к организации «Мефи» Что это вам напоминает? (Мефистофель, бунт против Бога).

- Проследите на примере Д-503 процесс превращения из мыслящего человека в человека управляемого, «достойного» гражданина Единого Государства? (От стремления спасти И-330 даже ценой своей гибели – до равнодушия при виде казни её; сломлен, куплен властью; предаёт не только любовь, но и надежду на освобождение).

- Что утрачивает Д-503 с операцией по удалению Фантазии? ( Не только полёт мысли, но и благородные свойства, личные привязанности, человечность, сознание, совесть, становится программируемым, настоящей машиной).

- Так какой же надо сделать выбор: свобода или счастье? (Ложная альтернатива: свобода не возможна без счастья, как и счастье без свободы).

- Что же является главным содержанием романа: надежда или беспросветный пессимизм?

ВЫВОД:

Обезличивание человека неизбежно ведёт к обесцениванию человеческой жизни, личности, а следовательно, к жестокой  беспощадности по отношению к нему.

- Приведите примеры из истории. (Учащиеся приводят примеры).

Любовь – злейший враг такого государства потому, что она по своей сути индивидуальна, личностна, избирательна. В ней участвуют только два «Я», а не «мы». Любовь – следствие души. Несвобода объявляется и воспринимается в Едином Государстве как  счастье. На самом деле не должно быть такого противопоставления, ведь без свободы не может быть и счастья.

- Тоталитарно-деспотическая власть привела к обезличиванию человека и появлению Благодетеля или власть Благодетеля привела к обезличиванию?

- И да, и нет. Ф.М.Достоевский говорил о свободе, которая приводит к вседозволенности (государство, Благодетель), но Е.Замятин показал другую крайность, что несвобода позволяет пользоваться такой вседозволенностью. Счастье в Едином Государстве видится как насаждаемое сверху тем аппаратом управления, которым руководит Благодетель и его помощники Хранители, которые ревностно стерегут людей от истинных чувств. Тотальная слежка, пытки, казни – необходимые атрибуты Единого Государства. В финале романа все подвергаются Великой Операции – удаляется Фантазия, последний реликт души, атавизм. Здесь двойная связь: тотальная система стремится подавить и раздавить личность, но с другой стороны, обезличивание, стремление к уравнительности в потреблении, боязнь принимать на себя ответственность за выбор, ненависть к ярким проявлениям человеческой индивидуальности, нетерпимость к инакомыслию, конформизм создают почву для появления всякого рода Благодетелей. К тому же прогресс знания ещё не прогресс человечества, а будущее будет таким, каким его сейчас готовят люди. Е.Замятин оставляет открытым вопрос об обществе будущего, предлагая два противоположных полюса:

        1) царство машинобожия с людьми-роботами, лишёнными всего индивидуального, бездушных, бесчувственных;

        2) дикий хаотический мир чувств и эмоций, где царит вечный бунт, но где уровень жизни и мысли очень низок.

         Так что же, выходи, Е.Замятие – пессимист, который не видит выхода? Показав восстание против Единого Государства и рухнувшие стены, он вроде бы показал торжество естественного человека, естественных человеческих качеств над навязанными. Но бунт терпит поражение, сделана операция по удалению Фантазии, причём жители Единого Государства идут на это добровольно.

- Пессимизм? Безвыходность?

Но есть маленький лучик надежды: за Стену удалось уйти кое-кому из взбунтовавшихся нумеров, там оказалась «противозаконная мать» О-90. Роившийся в естественном мире её ребёнок от Д-503, может быть, станет одним из первых совершенных людей, в личности которого две распавшиеся половинки соединятся в гармонию, создав единое гуманное целое.

- О чём роман «Мы»?

- Роман «Мы» о будущем. Но является ли он утопией? Давайте проследим по признакам. Вывод: нет.

- Так что же это?

5. Работа с литературоведческим понятием АНТИУТОПИЯ.

АНТИУТОПИЯ – (анти (против) + утопия)- в художественной литературе – проекция в воображаемое будущее пессимистических представлений о социальном процессе.

(Используется вторая часть схемы-конспекта). Сравните признаки утопии и антиутопии по сземе-конспекту.

ВЫВОД: Роман Е.Замятина «Мы» - антиутопия. Вопрос жанра утопии - каким должно быть будущее? Вопрос антиутопии – каким будет будущее, если настоящее, меняясь лишь внешне, материально, захочет стать им? Что даст машинобожие + тирания, деспотизм и размывание личности?

6. Работа с карточкой-консультантом.

        М.М.Бахтин говорил о романе «Мы», что это не роман, а «Мениппова сатира».

- Что такое «Мениппова сатира»?

МЕНИППОВА  САТИРА  (МЕНИППЕЯ) – жанр античной литературы, характеризующийся свободным соединением стихов и прозы. Становление связывают с творчеством философа-киника 3 века до н.э. Мениппа из Гедары. Относится к жанру философской сатиры с характерным смешением серьёзного и комического, общей пародийной установкой. Для «Менипповой сатиры»  существенно создание фантастической среды обитания для своих персонажей (оживление царства мёртвых, полёт на небо, нисхождение в преисподнюю), которая переворачивает общепринятую иерархию ценностей, порождает особый, свободный от всяких условностей и предрассудков тип поведения героев. В Европе «Мениппова сатира» породила жанр сатир-саморазоблачений, самоосмеяний, воспринятых воспринятый в одноимённой сатире («Мениппова сатира») эпохи Франции  16 век. Основные представители жанра – Сенека Младший, Петроний, Лукиан.

- Согласны ли вы с мнением М.М. Бахтина, что роман «Мы» - «Мениппова сатира»?

- Почему?

7. Итог урока.

8. Домашнее задание.

        1- группа – используя карточку-консультанта, написать сочинение-рассуждение: прав ли М.Бахтин, называя роман «Мы» «Менипповой сатирой»?

        2-я группа письменный ответ на вопрос: почему счастье в Едином Государстве – «математически безошибочное счастье»?

        3-я группа – письменный ответ на вопрос: почему в представлении героя романа «линия Единого государства – это прямая… мудрейшая из линий»?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Евгений Онегин =- образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Данная работа представляет исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначен для учащихся 9-х классов...

Евгений Онегин - образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Данная работа представляет из себя исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначена для учащихся 9-х классов....

Иллюстрации к роману Пушкина "Евгений Онегин"

Презентация содержит иллюстративный материал к роману Пушкина "Евгений Онегин"...

Литературная викторина "Что? Где? Когда?"по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Эта разработка состоит практически из цитат, взятых из романа "Евгений Онегин". Мероприятие целесообразно проводить с детьми только после прочтения романа. Временные рамки определяет учитель, и...

"Англицизмы на страницах учебника немецкого языка в школе": исследовательская работа ученицы 10 класса МБОУ СОШ №7 Яровой Евгении.

Данная исследовательская работа содержит информацию о причинах и  разных видах заимствований из английского языка в немецкий , список слов, словосочетаний, являющихся англицизмами....

Урок литературы в 9 классе «Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина?» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Данный урок проведен по программе : В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И. С. Збарский, В.П. Полухина, В.И. Коровин. В соответствии с тематическим планированием это последний урок по роману «Евгений О...

А.С.Пушкин "Евгений Онегин". Образ Евгения Онегина.

Повторительно-обобщающий урок. Образ Евгения Онегия в контексте культурной эпохи XIX века....