«Реальность фантастического мира Старого Фокусника». Рассказ «Каникулы».
план-конспект урока (литература, 6 класс) по теме

Наталья Владимировна Черных

Разработка урок авнеклассного чтения  по литературе для 6-7 классов по рассказу Р. Брэдбери.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. «Реальность фантастического мира Старого Фокусника».

Рассказ «Каникулы».

Цели:

  1. Расширить представление учащихся  о фантастике как жанре.
  2. Познакомить с творчеством американского фантаста Рэя Брэдбери, выяснить особенности фантастики этого писателя.
  3. Формировать умения выделять композиционные особенности и художественное своеобразие рассказа «Каникулы».
  4. Развивать творческие способности  учащихся.

Оборудование и ЦОР:

  • Рассказ Рея Брэдбери “Каникулы”.
  • Выставка книг писателя.
  • Рисунки учащихся к рассказу.
  • Толковый словарь.
  • Презентация.

Эпиграфы:

         Писать - это так же замечательно, как любить!..

*   *   *    

        Нужно постоянно быть в состоянии влюбленности во что-нибудь. В моем случае — в книги, в писательство.

                                        *   *   *    

        Мир изобилует интереснейшими сюжетами, нужно только уметь пристально, любовно смотреть вокруг. Любой нюанс, любая случайность (хотя на самом деле ничего на этой земле не случайно) могут послужить поводом для написания литературного произведения».

                                                                                              Р. Брэдбери

                                       Х   О   Д       У   Р   О    К   А

Учитель: - Ребята, сегодня мы с вами вновь обратимся к творчеству Р. Брэдбери – крупнейшего американского фантаста.

1.Знакомство с биографией Рэя Брэдбери.

  1. Вступительное слово учителя.

Учитель:  - Перед вами портрет человека, которому 22 августа прошлого года исполнилось 88 лет. Что вы можете сказать, глядя на фотографию, об этом человеке? (Отвечают).

- Перед нами человек не первой молодости. Черты лица излучают доброту, жизнерадостность. Даже в 88 он похож на задорного мальчишку. Невольно вспоминаются его слова, что он оптимист по натуре и не переносит нытиков. «Я родился     счастливым, - говорит он, - и с оптимизмом встречаю любое     испытание. Не терплю тоски, не выношу людей серьезных и тех,     кто пишет про отчаяние и тоску, но не предлагает никаких путей     для спасения». И еще: «Надо прославлять жизнь, не позволять охватывать себя сомнениям, недоверию, равнодушию к другим».

        "Когда я гляжу в зеркало, я встречаю взгляд мальчишки, чьи голова и сердце переполнены мечтами, восторгом и неистребимой любовью к жизни. Да, у него совсем седая шевелюра - но что с того? Люди часто спрашивают, как мне удается оставаться таким юным, как удается сохранить ощущение молодости. Все просто: пусть ваша жизнь преисполнится всеми возможными рифмами, всеми возможными занятиями, всей возможной любовью. И обязательно находите время для смеха - помните о том, что дарит вам счастье - каждый день, без исключения. Именно так я и поступаю с самого раннего детства".

- Судьба писателя не была постой. Что же позволило ему добиться успеха, стать всемирно известным писателем?

2. Индивидуальное задание учащегося. Биография писателя.

         - Полное имя этого человека - Рэймонд Дуглас Брэдбери (второе имя  дали в честь знаменитого актёра Дугласа Фэрбенкса). Он - американский писатель, классик научной фантастики. Писал под псевдоним Уильям Эллиот. Рэй Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городке Уокиган, штат Иллинойс, в семье мелкого служащего компании по производству электроэнергии. Отец - Леонард Сполдинг Брэдбери - был потомком первопоселенцев, приплывших в Америку из Англии в 1630 году. Мать - Мари Эстер Моберг, шведка по происхождению. Дед Сэмюэл Хинкстон Брэдбери и прадед Рэя по отцовской линии занимались издательством газет. Кроме Рэя, в семье были сын Леонард-младший (1916 г.р.) и дочь Элизабет (1926 г.р.)

1. Большая и дружная семья, ощущение счастья в детстве.

 «Когда я мальчиком жил на Среднем Западе, я ночью выходил смотреть на звезды и бежал в своих старых или ослепительных новых теннисных туфлях, чтобы забраться на дерево, поплавать в озере или посидеть в городской библиотеке и читать о динозаврах и машине времени. Думаю, что все мальчики тоже так делали». Нe случайно детские годы отложились в сознании писателя как мир тепла, добра и солнечного света, где самые слова «Вино из одуванчиков - «точно лето на языке»… где «новенькие теннисные туфли»… «в силах помчать тебя над деревьями, над реками и домами. И если захочешь - они перенесут тебя через заборы, тротуары и упавшие деревья».

      Рэй редко вспоминал отца, чаще - мать, которая всегда верила в него  поддерживала даже в самые тяжёлые минуты, и только в книге "Лекарство от меланхолии"(1959) можно найти посвящение: "Отцу с любовью, проснувшейся так поздно и даже удивившей его сына". Отец прочесть этого уже не мог, он умер за два года до этого в возрасте 66 лет. Яркое отражение эта невыраженная любовь нашла в рассказе "Желание". В книге "Вино из одуванчиков", являющейся книгой детских воспоминаний, главный взрослый персонаж носит имя Леонард Сполдинг. Часто он вставляет имена своих родных в свои произведения. К сборнику стихов "Когда слоны последний раз во дворике цвели" он написал следующее посвящение: "Эта книга - в память о моей бабушке Минни Дэвис Брэдбери, и моём деде Сэмюэле Хинкстоне Брэдбери, и моём брате Сэмюэле, и сестре Элизабет. Все они давно умерли, но я по сей день их помню".

2. Уникальная память, позволяющая помнить все ощущения и переживания.

 - Вот как он рассказывает об этом сам: "У меня всегда присутствовало то, что я бы назвал "почти полным мысленным возвратом" к часу рождения. Я помню обрезание пуповины, помню, как в первый раз сосал материнскую грудь. Кошмары, обыкновенно подстерегающие новорождённого, занесены в мою мысленную шпаргалку с первых же недель жизни. Знаю, знаю, что это невозможно, большинство людей ничего такого не помнит. И психологи говорят, что дети рождаются не вполне развитыми, лишь спустя несколько дней или даже недель обретая способность видеть, слышать, знать. Но я-то - видел, слышал, знал".

Он отчётливо помнит первый снегопад в жизни. Более позднее воспоминание - о том, как его, ещё трёхлетнего, родители первый раз взяли с собой в кино. Шёл нашумевший немой фильм "Горбун собора Парижской богоматери" с Лоном Чейни в главной роли, и образ урода поразил маленького Рэя до глубины души.

В городке Уокиган прошли первые 12 лет жизни Рэя. В 1934 году, в разгар Великой депрессии, семья перебралась в Лос-Анджелес.

Когда Рэй окончил среднюю школу, ему не смогли купить новый пиджак. Пришлось идти на выпускной вечер в костюме покойного дяди Лестера, который погиб от руки грабителя. Дыры от пули на животе и спине пиджака аккуратно заштопали. Рэй Брэдбери так и не поступил в колледж, формально он закончил своё образование на школьном уровне.

3. Самообразование.

 - И что же, - скажете вы, - полуобразованный мальчик стал всемирно известным писателем? Сомнительно!»

В 1971 году вышла его статья под названием "Как вместо колледжа я закончил библиотеки, или Мысли подростка, побывавшего на луне в 1932-м".

Литературой Рэй Брэдбери серьезно занялся еще в школе. Будущему писателю-фантасту не исполнилось 12 лет, когда он попросил родителей купить ему детскую пишущую машинку, на которой напечатал свои первые сочинения. С 9 до 22 лет он все свое свободное время проводил в библиотеках. "На поездах: в поздние вечерние часы я наслаждался обществом Бернарда Шоу, Дж К. Честертона и Чарлза Диккенса - моих старых приятелей, следующих за мной повсюду, невидимых, но ощутимых; безмолвных, но постоянно взволнованных: Иногда Олдос Хаксли присаживался к нам, слепой, но пытливый и мудрый. Часто езживал со мной Ричард III, он разглагольствовал об убийстве, возводя его в добродетель. Где-то посередине Канзаса в полночь, я похоронил Цезаря, а Марк Антоний блистал своим красноречием, когда мы выезжали из Элдебери-Спрингс."

Жюль Верн был моим отцом. Уэллс - мудрым дядюшкой. Эдгар Алан По - приходился мне двоюродным братом; он как летучая мышь - вечно обитал у нас на тёмном чердаке. Флэш Гордон и Бак Роджерс - мои братья и товарищи. Вот вам и вся моя родня. Ещё добавлю, что моей матерью, по всей вероятности, была Мэри Уоллстонкрафт Шелли, создательница "Франкенштейна". Ну кем я ещё мог стать, как не писателем-фантастом при такой семейке."

4. Учился писать у  Ф.М.Достоевского.
«Я начал читать произведения Достоевского, когда мне было 20 лет. Из его книг я узнал, как нужно писать романы и рассказывать истории. Я читал и других авторов, но, когда я был моложе, Достоевский был главным для меня».

Будущий писатель просто поглощал целые тома книг, потом он скажет своим читателям: «Посещайте лучше библиотеки, окружайте себя книгами, которые волнуют Вас, берут за душу, не оставляют Вас равнодушными'. Я написал «451 градус по Фаренгейту», потому что слышал о пожаре Александрийской библиотеки и книгах, сожженных Гитлером в Берлине».
5. Из семьи колдуньи.

В семье Брэдбери бытовала легенда о колдунье в их собственной родословной - прапрапрабабке, будто бы сожжённой на знаменитом Сейлемском процессе над ведьмами в 1692 году. Там, правда, осуждённых вешали, да и имя Мэри Брэдбери в списке проходивших "по делу" могло оказаться простым совпадением. Тем не менее, факт остаётся фактом: с детства писатель считал себя правнуком колдуньи. Стоит отметить, что в его рассказах нечистая сила как раз добрая, и существа потусторонние оказываются куда более человечнее, нежели их преследователи - пуритане, ханжи и "чистюли"-законники.

6. Цель – прежде всего.

К 20 годам Рэй Брэдбери твердо решил, что станет писателем. С 18 лет начал продавать газеты на улице - продавал их каждый день в течение четырех лет, пока литературное творчество не стало приносить ему более или менее регулярный заработок.

Будущий писатель носился по улицам с криком "Последние новости!"  четыре года, с 1938 по 1942, одновременно придумывая новые рассказы, наблюдая за людьми, подмечая яркие детали... Если у него хватало на это сил. Вы никогда не бегали по улицам с тяжеленной пачкой газет? Попробуйте. Через много лет он написал об этом времени: "Когда я продавал газеты, друзья спрашивали меня: "Что ты тут делаешь?" Я отвечал: "Становлюсь писателем". "Ты выглядишь не по-писательски", - говорили они. "Зато я чувствую себя как писатель!" - возражал я".

Только в 1941 году удалось напечатать рассказ. "Мятник". В 1940 году в журналах были опубликованы отдельные рассказы, в 1947 году вышел первый авторский сборник Рэя Брэдбери "Мрачный карнавал". В 1946, 1948, 1954 годах его рассказы включались в антологии лучших американских рассказов; в 1947, 1948 годах произведения Брэдбери вошли в сборники рассказов, удостоенных премии им. О.Генри. В 1950 году писатель-фантаст получил широкую известность после выхода сборника связанных новелл  "Марсианские хроники".
7. Любить того, кто рядом.

27 сентября 1947 года состоялась свадьба Рэя Брэдбери и Маргарэт. С первого дня семейной жизни и в течение нескольких лет Маргарэт работала, чтобы муж мог оставаться дома и работать над книгами, изучила четыре языка, стала истинным знатоком литературы. Её руками был набран первый экземпляр «Марсианских хроник». Ей же и была посвящена эта книга.
Вместе они прожили всю жизнь (Маргарэт умерла 24 ноября 2003 года). В семье Брэдбери родились 4 дочери: Tina, Ramona, Susan и Alexandra.  Маргарэт.

8. Исполинская работоспособность.
»Я пишу каждый день, каждое утро, в течение семидесяти лет, не останавливаясь! А для театра я работаю уже сорок пять лет - мне это безумно нравится...»

— Бывают ли счастливы гениальные писатели? Я — да! Если, конечно, я гениальный. Но я толком не знаю, что означает это слово — «гениальный». Зато я знаю: когда я пишу, я не впадаю в уныние, напротив — я ликую, меня переполняет радость от того, что я делаю. Возможно, поэтому я не похож на других писателей, — какой стыд, если это так!

9.  «Я считаю Марс своей родиной и хотел бы быть похороненным именно там.» 

- Писатель спокойно говорит о смерти. «Смерть — это форма расплаты с космосом за чудесную роскошь побыть живым». Размышляя о будущем, он говорит своих интервью: «Я не думаю о смерти, потому что я-то буду здесь всегда. Этот ящик с моими фильмами и полки с моими книгами убеждают, что сотня-другая лет у меня в запасе есть». Трудно сказать, когда он шутит, а когда говорит всерьёз: он же Старый Фокусник, и от него всегда ждёшь чуда:

"А что до моего могильного камня? Я хотел бы занять старый фонарный столб на случай, если вы ночью забредете к моей могиле сказать мне "Привет!". А фонарь будет гореть, поворачиваться и сплетать одни тайны с другими - сплетать вечно. И если вы придете в гости, оставьте яблоко для привидений".

Учитель: - Рэй Брэдбери является любимым писателем миллионов людей разных возрастов в разных странах. Его популярность только растёт. Что способствует этому? Доброта и гуманность его произведений, влюблённость в жизнь и человека. Своим читателям он предлагает свой  фирменный напиток, который можно пить всю жизнь, не боясь пресыщения: «Возьми лето в руку, налей лето в бокал — в самый крохотный, конечно, из какого только и сделаешь единственный терпкий глоток; поднеси его к губам — и по жилам твоим вместо лютой зимы побежит жаркое лето…»

Парадоксальность и очарование мира писателя-фантаста очень хорошо передал в своём стихотворении «Вино из одуванчиков» Леонид Филатов, положенном на музыку Владимиром Качаном. Послушайте её.

Меня сочтут обманщиком,

Да только я не лгу:

Вином из одуванчиков

Торгуют на углу.

Уж если одурачивать –

То как-нибудь хитро:

Вино из одуванчиков –

Да это же ситро!

Нашли же чем попотчевать

Доверчивый народ, –

А очередь, а очередь,

А очередь – растет!

Закройте вашу лавочку,

Не стоит тратить пыл:

Вино из одуванчиков

Никто ещё не пил.

Алхимики, не вам чета,

Тузы и короли –

Вина из одуванчиков

Придумать не смогли.

Напрасно вы хлопочете,

Товар у вас не тот, –

А очередь, а очередь,

А очередь – растет.

Название заманчиво,

Однако не секрет:

Вина из одуванчиков

На белом свете нет.

Меня сочтут обманщиком,

Да только я не лгу:

Вином из одуванчиков

Торгуют на углу.

Вино, понятно, кончилось,

Киоск давно закрыт, –

А очередь, а очередь,

А очередь – стоит!

Учитель: - Как растёт интерес к творчеству этого простого на первый взгляд, незамысловатого американского писателя.

3. Обобщение знаний о писателе и его произведениях. Работа с выставкой книг писателя.

– Что узнали о Рее Брэдбери?

-  Какие произведения писателя читали?

- Перед вами представлены только некоторые книги, изданные на русском языке.

  • «Марсианские хроники” (1950) (The Martian Chronicles)
  • «451 градус по Фаренгейту» (1953) (Fahrenheit 451)
  • «Вино из одуванчиков» (1957) (Dandelion Wine)
  • «Надвигается беда» (1962) (…Something wicked this way comes)
  • «Канун всех святых» (1972) (The Halloween Tree)
  • «Смерть — дело одинокое» (1985) (Death is a lonely business)
  • «Зелёные тени, белый кит» (1992) (Green shadows, white whale)

4. Повторим литературоведческие понятия.

Учитель:   - Брэдбери называют  мастером короткой формы. Как вы это понимаете? (Главный жанр - рассказ или новелла).

- Что такое рассказ?

РАССКАЗ – художественное произведение малой формы, описы       вающее завершённое событие.

Учитель:  Рассказы составляют самую большую по объёму часть его творчества. Подсчитано, что Брэдбери за свою жизнь написал более 450 рассказов. Некоторые из них послужили основой для более крупных произведений. Некоторые можно объединить в циклы по тематике и по героям, кочующим из одного рассказа в другой.

- Рэя Брэдбери называют писателем-фантастом.

- Вспомните, что такое фантастика?

ФАНТАСТИКА - (от греч. phantastike - искусство воображать) - вид художественной литературы, основанный на особом фантастическом типе образности, для которого характерны: высокая степень условности, нарушение норм, логических связей и законов реальности, установка на вымысел, создание вымышленных, "чудесных" миров.

Учитель: - Перед вами высказывания Рэя Брэдбери о своём любимом жанре. Докажите справедливость  слов Р. Брэдбери.

«Фантастика - это архитектура наших мечтаний, и наши книги будут вдохновлять наши следующие поколения мечтателей».

«Научная фантастика – это ведь история зарождения идей человечества. Сначала нужно о чём-то мечтать, только потом можно мечты воплотить в реальность».

 Научная фантастика всегда была и будет сказкой, которая учит морали.

Учитель:  Действительно, воплощение любой идеи начинается с мечты. Как и многие писатели-фантасты, Брэдбери сумел предсказать то, что стало реальностью сегодня. Перед вами семь сбывшихся предсказаний Рея Брэдбери.

* Мобильные телефоны - в рассказе "Убийца" описывается радиобраслет, позволяющий разговаривать на ходу.* Телекомната с полным эффектом присутствия (трехмерное изображение, стереозвук) - рассказ "Вельдт".
* "Умный дом" - возможность дистанционно управлять кондиционером, стиральной машиной, другой бытовой техникой ("451 градус по Фаренгейту").
* Плейеры - миниатюрные "ракушки", радиоприемники-втулки, вставляемые в уши ("451 градус по Фаренгейту").
* Телеэкраны на полстены, показывающие глупые реалити-шоу - "451 градус по Фаренгейту".
* Засилие отупляющей рекламы - "451 градус по Фаренгейту".
* Робот в виде животного - японские роботы "Айбо", выполненные в виде собачек, пока мало похожи на механического пса-убийцу из "451 градуса по Фаренгейту". Но если кто-то решит их перепрограммировать...

Учитель: - В то же время исследователи творчества писателя утверждают, что Брэдбери не написал ничего, что можно назвать научной фантастикой в обычном смысле. Даже в своих космических рассказах он не интересуется ионными двигателями или конверторами относительности. Существуют ракеты, говорит он в сборниках «Марсианские хроники», «Р — значит ракета» (R Is for Rocket) и «К — значит космос» (S Is for Space). Это все, что вам необходимо знать, и, следовательно, все, что я вам собираюсь сказать.

Рассказы Рэя Брэдбери в самом деле имеют в своей основе повседневные, часто будничные события.

Учитель: - Обратимся к рассказу «Каникулы»? Действительно ли в рассказе почти нет фантастики? Докажите.

- Тогда о чём рассказ?

«Научная фантастика всегда была и будет сказкой, которая учит морали»,- писал Р. Брэдбери.

Учитель: - Давайте вспомним, что такое композиция.

     КОМПОЗИЦИЯ (от лат. Сompositio, сочинение, составление) - построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом.

Композиция – это форма литературного произведения, но через особенности формы выражается его содержание.

- Композиция произведения является важным способом воплощения авторской идеи. Давайте вспомним основные композиционные приёмы.

Композиционные приемы

  • Прямая – действие в произведении развивается в соответствии с временем происхождения.
  • Обратная - действие произведения может начаться с конца событий, а последующие эпизоды восстановят временной ход действия и разъяснят причины происходящего.
  • Кольцевая - события начала и финала происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои и т.д.
  • Ретроспективная -  есть возвращения действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования.

4. Аналитическая беседа по тексту рассказа «Каникулы».

- В чём особенность композиции рассказа «Каникулы»? (Ретроспективная композиция).

- Почему автор не использует прямую композицию? С чего  начинается рассказ? (С описания прекрасного летнего пейзажа).

- Почему экспозицией рассказ Брэдбери является пространно описанный пейзаж? В чём его особенность? Какие ключевые слова  можно найти в тексте? ( Свежесть, тишина, парадокс. Писатель показывает богатый и живой мир: «День был свежий — свежестью травы, что тянулась вверх, облаков, что плыли в небесах, бабочек, что опускались на траву. День был соткан из тишины, но она вовсе не была немой, её создавали пчёлы и цветы, суша и океан, всё, что двигалось, порхало, трепетало, вздымалось и падало…» покой, излучаемый морем, землей и небом идеальный мир БЕЗ ЧЕЛОВЕКА)

- Что такое парадокс?

  • ПАРАДОКС - (греч. paradoxos)  — в широком смысле: утверждение, резко расходящееся с общепринятыми, устоявшимися мнениями, отрицание того, что представляется «безусловно правильным»; в  более узком смысле — два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы

- В чём парадоксальность описания? ( Гармония в соединении противоположного:        

         тишина – всё двигалось, порхало, трепетало, вздыхало;

        недвижим – двигался;

море неспокойно – море молчало;

и подобного:

         безмолвие – безмолвие

звук – звук

волны холмов – волны океана.

- Что не гармонирует с природой? (Монорельсовая железная дорога, по которой едет дрезина).

- Найдите завязку рассказа. (Появление трёх человек на дрезине и их вынужденная остановка).

- Как описывает своих героев? ( Все трое не оборачивались и смотрели только вперед.)

- С каким чувством смотрят в будущее? (Глядели нетерпеливо, иногда печально, и все время настороженно – что дальше?)

- «Его жена и сын тихо глядели на море, слушали приглушенный гром, шепот, слушали, как раздвигается могучий занавес из песка, гальки, зеленых водорослей, пены». О каком занавесе идёт речь? Чьё восприятие передаётся? (Людей, привыкших воспринимать всё, как декорации, ненастоящее, игру).

- Автор пишет: «Теперь, когда машина остановилась, было какое-то странное чувство, словно с них сейчас снимут оковы». О каких оковах идёт речь и какую роль в понимании этого играет описание мужчины в костюме, жилете, галстуке и шляпе? Почему он всё время озирается? (Оковы цивилизации, городской жизни – рядом много людей, всё время на виду).

- Почему герои совершают остановку? (Кончился бензин, разрушен путь.)

- Сколько остановок они собираются совершить? (Сколько лопнуло рельсов, столько привалов.) 

- Герои оказались в «сокрушительной тишине». Как вы поминаете слово «сокрушительная»?

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

СОКРУШИТЕЛЬНЫЙ - сокрушительная, сокрушительное; сокрушителен, сокрушительна, сокрушительно (книжн.). Причиняющий гибель, уничтожение, разрушительный. …Те, которые попытаются напасть на нашу страну, - получат сокрушительный отпор, чтобы впредь не повадно было им совать свое свиное рыло в наш советский огород. Сталин».

- Разве тишина может быть «сокрушительной»? Опять парадокс? Каково значение этого эпитета?  (Разрушение иллюзии счастья).

5. Анализ иллюстраций к рассказу.

- Каково значение железной дороги в рассказе? Почему автор ввел ее в рассказ?»  (Она разделяет гармоничный мир природы железной дорогой, пустынной, сложенной из ржавчины и стальной сердцевины, дорогой, по которой, сразу видно, много лет не ходили поезда. На тридцать миль к северу она тянулась, петляя, потом терялась в мглистых далях; «нарушает» великое безмолвие»)

- Подберите в тексте рассказа «Каникулы» отрывок, который можно отнести к этим иллюстрациям.

-  Как передает художник одиночество семьи. (ЦОР: Иллюстрация к рассказу «Каникулы»)

- Как с рассказом перекликается фотография Владимира Яковенко?

- Почему дорога монорельсовая? (Двигаться в будущее можно только одним путём. А каким он будет – выбор за человеком).
- Что хотел выразить художник своим рисунком? Дорога – метафора  дорога в будущее. Остановка с длинном пути – чтобы подумать, поразмышлять).

- Так сколько же остановок совершат герои? (Только одну - есть единственная возможность переосмыслить то, что произошло).

 - Что же произошло? (В одно прекрасное утро они проснулись и мир был пуст.)

- Почему это произошло? (Исполнилось желание: «А замечательно было бы…  Проснуться завтра, и во всем мире ни души, начинай все сначала!»)

- Почему герои мечтают оставить всё в мире, кроме человека? (Охотится, когда не голоден, ест, когда сыт, жесток, хотя его никто не задевает.)

- Почему их радует наступление утра нового мира без людей?

  1. (Не любили город,
  2. было много мнимых друзей,
  3. замкнутая жизнь в единённом механизированном улье (метафора!),
  4. никаких сезонных билетов,
  5. не будет кислого взгляда босса,
  6. не надо тянуться за Джонсами,
  7. никаких книг и карандашей,
  8. даже автомашины не надо).

6. Дифференцированная самостоятельная работа

  1. группа:

Подумай, что отличает мир прошлого от мира нынешнего?  Как это отличие подтверждается в деталях пейзажа и портретов героев?

2 группа:

В тексте рассказа есть детали прошлой жизни героев. Представьте, что мог бы рассказать об этой жизни каждый из героев (по выбору).

7. Беседа по вопросам.

- Чем должно стать это утро для героев?

  1. Самые длинные каникулы в истории,
  2. самый долгий пикник,

     3. нескончаемое лето.  

- Продолжи фразу: «Каникулы — это...»

-  Какое определение слова «каникулы» вам встретилось в словарях?

КАНИКУЛЫ - (польск. kanikula - от лат. caniculares - период наиболее жарких дней в году):

 1) перерывы в занятиях в учебных заведениях в течение учебного года (школьные каникулы, студенческие каникулы) .

2) в некоторых странах - перерыв в работе парламента парламентские и т. д.).

-  Вы должны были найти, каково происхождение слова «каникулы»? (Предварительное задание учащимся).

(Латинское название звезды Сириус — «Каникула» — означает «маленькая собачка»; римский сенат объявлял дни отдыха в самое жаркое летнее время, когда эта звезда появлялась на утреннем небе; отсюда и происходит слово «каникулы»_.

- Что под этим словом понимают герои рассказа?

- Продолжи фразу: «Для героев рассказа каникулы – это ...» 

- Почему? (Отец не будет ходить на работу, сыну не надо ходить в школу и выполнять домашнее задание).

- Что такое пикник?

ПИКНИК - , пикник м. англ. угощенье складчиной или загородная пирушка БРАТчиной; складчинка, ссыпчинка, братчинка. (Словарь В.Даля)

ПИКНИК - загородная увеселительная прогулка компанией (словарь Ожегова)

- Какие чувства испытывают герои, узнав, что их места сбылась – все исчезли? (Чувство вины – и… чувство радости. Опять парадокс!)

- Как это характеризует героев?

- Каким они видят будущее земли? («Пусть мир принадлежит лошадям и коровам, бурундукам и паукам Они без нас не пропадут. А потом когданибудь другой род, умеющий сочетать естественное счастье с естественным любопытством, построит города, совсем не такие, как наши»).

- А своё будущее? (30 лет счастья, ОБЯЗАННОСТЬ быть счастливыми).

- Как описывает автор это счастье Рэй Брэдбери? («...Женщина и мальчик побежали вдоль берега... Они вернулись с горстью влажных ракушек и чудесными розовыми камешками, ... в полдень к ним спустился с насыпи отец, без пиджака, без галстука, и они пили апельсиновую шипучку, глядя, как в бутылках, теснясь, рвутся вверх пузырьки. Стояла тишина. Они слушали, как солнце настраивает старые железные рельсы. Соленый ветер разносил запах горячего дегтя от шпал).

«А нам не будет одиноко?»

- В Библии говорится:  "...все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам". Наши герои получили то, о чём мечтали.   А Брэдбери утверждает: «Фантастика — это окружающая нас реальность, доведенная до абсурда».
- Что такое абсурд?

        АБСУ́РД (от лат. absurdus, «нестройный, нелепый») — нечто нелогичное, нелепое, противоречащее здравому смыслу.

 - В чём абсурдность ситуации, описанной в рассказе? (Люди несчастливы, несмотря на то, что получили, о чём мечтали).                  

- Докажите, что они несчастливы.

- Подбери слово, которое наиболее емко, точно определяло бы то состояние, которое пережили герои в конце рассказа.

- Почему нельзя назвать это чувство счастьем? (Если пожелаешь радости и покоя только для себя, тогда не только вокруг, но и в душе образуется пустыня...)

-  Почему, обрадовавшись вначале исполнению желания, герои рассказа захотели вновь увидеть вокруг себя полнокровную жизнь: людей – пусть даже злых, суету – пусть даже бестолковую? (Сколь бы они ни храбрились, сколь бы не мечтали о «светлом» будущем, не чинили расползшиеся рельсы, они понимали, что натворили. Легкомысленное желание обернулось катастрофой. Ведь дальше будет только хуже. Железная дорога тут как метафора всей их будущей жизни – починишь сегодня, но завтра столкнешься с большей бедой, а послезавтра с настоящей катастрофой.)
– В чём смысл нового желания людей? ( Вернуть все нелепости, шум и гам, ненависть, все ужасы, все кошмары, злые люди и бестолковые дети, вся эта катавасия, мелочность, суета, все надежды, чаяния и любовь.)

- Почему плачет мужчина, только ли потому, что ему «тоже не с кем играть»?

 -Как описывает мужскую слезу автор? Какие художественные средства при этом использует? (Что-то светлое, мокрый комочек, влажное пятнышко, влажная дорожка следствие душевных переживаний).

- Почему автор прямо не говорит, что мужчина плачет? (Скрывает своё состояние).

 – Почему в рассказе дано имя только ребёнку, родители же обозначены, как мужчина (муж, папа) и женщина (жена, мама)?

-И всё-таки давайте подумаем: в конце рассказа мальчик вкладывает записку в бутылку и бутылку бросает в море; что он написал в ней?

- Почему беспокойно смотрят мужчина и женщина  на бутылку, в которой уплывает желание мальчик? Почему мать  не решилась спросить, что он написал?  (Беспокоятся, что его желание не совпадёт с их: «это или не это? Наше или своё?»  Вдруг он захочет избавиться от них так же, как они пожелали избавиться от других?!»)

- Кому адресовал он записку?

- Можно ли однозначно сказать, что будет дальше? (Нет).

- Такая концовка в произведениях литературы называется открытым финалом.

ОТКРЫТЫЙ ФИНАЛ – отсутствие развязки произведения.

- Почему автор как бы обрывает повествование?

- Брэдбери  нас оставляет без ответа. Рассказ обрывается на том, что герои покатят дальше по ржавым рельсам, а на опустевшем месте их недавнего привала качается цветок и шумит море.

- Почему Брэдбери не приводит читателя к выводу? (Он видит свою задачу в том, чтобы взволновать читателя, обострить ситуацию и уйти, оставив его размышлять за книгой).
- «Фантастика — это окружающая нас реальность, доведенная до абсурда», - писал Рэй Брэдбери. В чём абсурдность ситуации в рассказе «Каникулы»?

(Живя среди людей, люди страдают от одиночества. Живя в мире без людей, они всё равно страдают от одиночества).

«Я не пытался предвидеть будущее, я пытался предотвратить один из его возможных вариантов». (Интервью с Реем Брэдбери Клодин Мюлар (Claudine Mulard) Le Monde", Франция, 28.12.2007 

- Каков же выход? (Увидеть ДРУГОГО человека рядом, научиться его понимать. Изменить в собственном сознании Чужого на Другого. Чужого — его надо убрать. Такое окончательное решение вопроса. Убрать из дома, района… Улицы. Города. Страны. Из божьего мира. Почему-то некоторым кажется, что сделать это проще, чем научиться видеть в Чужом — Другого. Научиться жить рядом. Парадокс рассказа в том, что каникулы, время отдыха, для героев стали временем серьёзных размышлений. У души нет каникул. Она должна работать регулярно.

8. Итог урока.

- В послесловии к последнему сборнику  «Спешите жить» писатель рассказывает о своём детском решении стать иллюзионистом: «Оно превратилось в жизнь, не так ли? Я пишу фантастику, не фэнтэзи, не сказки в духе магического реализма и не сюрреалистические стихи. «В мгновенье ока» - это, наверное, самое удачное заглавие из всех, какие мне удавалось придумать для новых сборников. Я делаю вид, что занят чем-то будничным, но стоит вам на секунду отвлечься – и в мгновенье ока из моей бездонной шляпы появляется два десятка ярких шёлковых платков».

- Итак, что же «в мгновение ока» открыл нам, над чем заставил задуматься  этот Великий Иллюзионист, рассказав совсем не фантастическую историю под названием «Каникулы»?

- Почему его можно назвать иллюзионистом наоборот? (Иллюзионист обманывает, создает видимость реальности, а Рэй Брэдбери, наоборот, раскрывает для человека истинные ценности и отношения).

- Рэй Брэдбери — это не только фокусник. Он еще и доктор - иглоукалыватель. У него удивительный талант находить важные точки человеческой души  и втыкать в них невидимые глазу иголочки. От них чувствуешь боль. И даже выступают слезы иногда. Так вот и происходит альтернативное лечение души. При столкновении с реальностью  герои Брэдбери сохраняют целостность, хотя и меняются, меняется их душа, исчезает чёрствость и отчужденность.

9. Выводы:

  1. Особенность фантастики Рэя Брэдбери в том, что главный интерес сосредоточен на человеке, его внутреннем мире, переживаниях, мотивах поступков, размышлениях о будущем не только человека, но всего мира.
  2. Способность человека чувствовать, сопереживать писатель признаёт главным качеством. Главную ценность для человека представляет другой человек, «узы неповторимой нежности» человеческих привязанностей, все, чему человек отдает «свои дни».

10. Рефлексия.

- Заполните кластер. Чем стали каникулы для героев?

11. Домашнее задание: 

                             Задания по выбору:

  • В рассказе Р. Брэдбери герои испытали  чувство тоски по прошлому. Были ли такие случаи в твоей жизни? Знакомо ли тебе подобное состояние? Подготовься рассказать об этом в классе.
  • Нарисуйте иллюстрацию к рассказу «Каникулы», объясните, почему вы выбрали именно этот эпизод.

                         Дифференцированные задания:

  • 3 группа: Что в записке написали бы вы? Почему? Докажите это в своём сочинении.
  • 2 группа - Представьте: записка достигла цели... Что было потом? Напишите об этом рассказ.
  • 1 группа - Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: «Что означает цивилизация для тебя, что тебе дорого в ней и что мешает?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - путешествие "В мире сказки и реальности"

Методическая разработка в области ИСКУССТВО. Ориентирована на разновозрастную аудиторию. Занятие построено на знакомстве с оперой Н.А. Римского-Корсакова "Садко", творчестве М. Врубеля, В.Васнецо...

Тема: «Затерянные миры – миф или реальность»

Внеклассное мероприятие по географии...

«Реальность фантастического мира Старого Фокусника». Рассказ «Каникулы».Р. Брэдбери

Конспект урока по внеклассному чтению для учащихся 7-8 классов...

Урок 2 класс Постройки и реальность. Обитатели подводного мира

Урок изобразительного искусства для 2 классов в форме урока-путешествие...

Ринго Стар - музыкальная звезда всего мира

Меня всегда интересовало творчество группы "Битлз". Ринго стар был отличным барабанщиком, певцом, актёром, композитором.  Урок о нём и о группе "БИТЛЗ"....

Старый» и «новый» миры в поэме «Двенадцать» А.Блока.

Эпиграф: «Двенадцать» — какие бы они ни были — это лучшее, что я написал. Потому что я тогда жил современностью. Это продолжалось до весны 1918 года. А когда началась Красная А...

Фантастические существа народов мира. Технология изготовления кукол для теневого театра.

Фантастические существа. Технология изготовления кукол для теневого театра. Направление: декоративно-прикладное искусство. Занятие направлено на развитие образного мышления, мелкой моторики и изучение...