Стихотворения в прозе И.С. Тургенева
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Наталья Владимировна Черных

Конспект урока для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока45.5 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16»

Урок на тему:

учителя  муниципальной средней

 общеобразовательной школы № 16

 Черных Натальи Владимировны

Губкин 2004

Тема. Стихотворения в прозе Ивана Сергеевича

Тургенева.

Цель: познакомить учащихся с особенностями лирических миниатюр И.С.Тургенева: жанровыми, художественными, композиционными; выявить художественные средства, способствующие созданию цикла лирических миниатюр.

Эпиграф:

Вы написали себе панегирик,

 Иван Сергеевич этими стихотворениями

 и очень ошиблись, думая, что в них нет

 ничего личного, субъективного. Личность

 в них и играет первую и самую блестящую

роль; личное-то и составляет их и прелесть.

Из письма П.В.Анненкова

к И.С.Тургеневу от 2 октября

                                 1882 года

Ход      урока

1. Сообщение учащихся конструктивного уровня об истории возникновения цикла «Стихотворения в прозе».

        - В 1877 г. И.С.Тургенев публикует свой роман «Новь», встреченный публикой довольно прохладно, после чего писатель решает больше не выступать в печати. Романы из-под его пера, действительно, больше не выходят. Однако оказалось, что в конце 1877 года в записях писателя стали появляться не совсем обычные для того времени короткие тексты. Летом 1882 года в Бужевале (Франция) И.С.Тургенева, уже не наезжающего в Россию, посетил редактор «Вестника Европы» М.Стасюлевич познакомился с новыми произведениями И.С.Тургенева, названными автором «Senilia» («Старческое»). После настойчивых просьб журналиста в 1888 оду писатель опубликовал 50 миниатюр под названием «Стихотворения в прозе» (термин был предложен редактором журнала). Остальные 33 стихотворения были опубликованы спустя полвека французским ученым – славистом А.Мазоном в Париже только  в 1930 году.

11. Работа над анализом текстов стихотворений.

     1. Словарная работа. Опережающее задание для учащихся воспроизводящего уровня: выписать из словаря определения.

Панегирик – (гр. Logos paneqyrikos- праздничная, торжественная речь)-а/ у древних греков и римлян – патриотическая речь, в которой восхвалялись подвиги предков, доблесть народа; позднее – похвальное слово оратора в честь кого-либо, чего-либо;

 б/ восторженная и неумеренная похвала.

Оксюморон – (остроумно-глупое) – стилистический  оборот речи, в котором сочетаются семантически контрастные слова, создающие неожиданное смысловое единство (живой труп, убогая роскошь).

   2. Работа с классом.

  • Во время прослушивания стихотворений (читается первая подборка учащимися воспроизводящего уровня: «Старик», «Насекомое», «Посещение», «Стой!», «Разговор», «Голуби»)  учащиеся конструктивного уровня должны определить их тематическую принадлежность и родовую природу. Обратите внимание  на эпиграф, высказывание П.В.Анненкова и выразите свое отношение к нему.

Вывод: основная проблематика цикла – философская (жизнь и смерть, одиночество человека, особенно обостряющееся в старости, кажущаяся ничтожность человеческого существования во времени и пространстве по сравнению с вечностью природы), особенная роль искусства в жизни человека, позволяющая прикоснуться к вечности.

        Эпиграф урока подсказывает ответ о художественно-родовой природе текстов – они представляют собой именно стихотворения, т.е. лирические, субъективны тексты, передающие настроения и миросозерцание художника.

  • Почему закономерно обращение писателя к такому типу творчества?

Вывод: по складу своего дарования И.С.Тургенев был лириком, может быть, в большей степени, чем эпиком (Н.А.Некрасов – наоборот, не случайно у того поэма – эпопея). Критик Грузинский писал: «По основным свойствам своего дарования, побудившим его начать творчество со стихов, он всегда был склонен к интенсивному лирическому переживанию отдельных моментов и к его кристаллизации в законченной форме. Поэтому в его произведениях с давних пор встречались места, очень разнообразные по тону и содержанию, которые все могли бы войти в «Senilia».

  • Определение родовой природы всего цикла не снимает проблемы жанра каждого отдельного стихотворения. Подберите к тем из их, которые сейчас прозвучат, подходящее определение жанра из перечисленных на доске (задание для учащихся творческого уровня):

- некролог   («Памяти Ю.П.Вревской);

- басня          («Пир у Верховного Существа»);

- элегия         («Мне жаль…», «Когда меня не будет…»);

- бытовая зарисовка («Деревня»);

- сказка         («Старуха»);

- сатира        («Довольный человек», «Житейское правило», «Если

                       Вы желаете хорошенько насолить…», «Черепаха»);

- легенда       («Восточная легенда»);

- диалог         («Рабочий и белоручка»);

- философская миниатюра («Истина и правда»;

- послание      («Н.Н.»);

- реминисценция («Услышишь суд глупца…»(А.С.Пушкин), «О

                         Моя молодость! О моя свежесть!» (Н.В.Гоголь),

                           «Как хороши, как свежи были розы…»(Мятлев).

Вывод: главные темы – народ, личность, настоящее и будущее России, смена поколений, миг и вечность. Все стихотворения, помимо узкого жанра, имеют общую жанровую форму лиро-эпической миниатюры.

Миниатюра – небольшое по объему произведение, философское по тематике, лирическое по родовой характеристике.

111. Сообщение учащихся конструктивного уровня на тему: «История, судьба жанра «Стихотворения в прозе» в литературе.

        - Создатель жанра, родоначальник – Шарль Бодлер во Франции. В России родоначальник – И.С.Тургенев (хотя многочисленные лирические отступления встречаются у А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя). После И.С.Тургенева к найденной форме обращались Я.Полонский, А.Чернышевский (сын Н.Г.Чернышевского), В.Гаршин, В.Короленко; расцвет жанра приходится на серебряный век русской поэзии (К.Бальмонт, И.Бунин, И.Анненский).

IY . Практическое задание для учащихся творческого уровня.

- Прослушав 3 стихотворения, определите, какой общий художественный прием лежит в основе каждого из них. Это поможет понять, почему именно на рубеже ХIХ и ХХ веков «литературное изобретение» И.С.Тургенева оказалось так популярно.

Читаются: «Без гнезда», «Песочные часы», «Роза».

Вывод: общий прием – символ.

Символ – (от гр. Symvolon – 2  палочки, с помощью которых можно узнать друг друга в далеком месте) – предмет или слово, условно выражающий суть какого-либо явления. Символ всегда индивидуален. Д.С.Мережковский, который был поэтом-символистом, считал «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева «лучшими созданиями»,

У. Итог урока.

УI. Домашнее задание.

  • Учащимся воспроизводящего уровня: выучить одно из «Стихотворений в прозе» наизусть.
  • Учащимся конструктивного уровня: подобрать примеры ко всем записанным в тетради жанрам из непрочитанных в классе «Стихотворений в прозе».
  • Учащимся творческого уровня: найти в «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургенева случаи использования символа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни". 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе знакомит учащихся с жанровыми особенностями, историей создания, разнообразием тем и поэтичностью языка стихотворений в прозе И.С. Тургенева, а также направлен на воспитан...

Стихотворения в прозе И.С.Тургенева, как средство воспитания толерантного отношения.

Данную тему мы с учениками проходили на основе стихотворений в прозе И.С.Тургенева....

Стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы...», «Старуха». Конспект урока в 10 классе.

Знакомство учащихся с жанром "стихотворение  в прозе". выявление особенностей тургеневского мировосприятия  впоследние годы жизни, Тонкость духовного мира, глубина переживаний, философский н...

Урок-исследование Литература (7 класс) Тема: «Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»

 Развить навыки исследовательской работы, сравнительного анализа текста, работы с дополнительной литературой; развить знания учащихся о жанре стихотворения в прозе; углубить знание о мастерстве И.С. Т...

Методическая разработка мастерской по стихотворению в прозе И.С. Тургенева "Роза"

Мастерская предполагает более глубокий анализ текста, его эмоциональное восприятие на основе обращения к личному опыту, накопление  рабочего материала к творческой интерпретации художественного т...

Урок по теме "Подготовка к изложению по тексту стихотворения в прозе И. С. Тургенева "Деревня"

Урок-исследование. Ведётся большая подготовительная работа в группах....

Сжатое изложение на материале стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Воробей"

Сжатое изложение на материале стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Воробей"...