Открытый урок по повести Короленко "В дурном обществе"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Городнянская Татьяна Николаевна

Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_povesti_korolenko_.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей.

Цели урока: раскрыть для учащихся тонкие душевные переживания героев, показать сложность человеческих взаимоотношений, раскрыть мотивы поведения персонажей; закрепление  художественно-изобразительных средств: эпитет, сравнение, антитеза;

развитие творческих способностей, речи, критического мышления, памяти;

воспитание милосердия, сострадания, взаимовыручки, гуманного отношения к людям.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник под ред. В.Я.Коровина; презентация к уроку, иллюстрации, толковый словарь, вырезанные сердечки и серые камни.

ЭПИГРАФ:

Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце

Антуан де-Сент Экзюпери

ХОД УРОКА

I.Организационный момент. Приветствие. Настрой на работу:

Я  сижу на уроке литературы.

Я  люблю читать.

Я хочу получить хорошую  отметку.

Я узнаю что-то новое.

II. Сообщение темы.

  1. Сегодня мы продолжим изучение повести Владимира Галактионовича Короленко «Дети подземелья». Тема урока -  «Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей».

Запишите тему в тетрадях

-Мы знаем, что писатели и поэты пытаются своим творчеством пробудить в нас добрые чувства. В.Г.Короленко в своих  произведениях  сумел показать, что самый великий дар человека – чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей. И таким даром – чутким сердцем – обладал и сам писатель. В основе его мироощущения лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей. Современники называли его «нравственным гением».

  1. Словарная работа

-А что такое нравственность? Познакомимся с новыми словами (нравственность, милосердие– ( толковый словарь) - СЛАЙД

Наша задача – понять, какие изменения происходят в сердце Васи под влиянием общения с новыми друзьями, выяснить, какие нравственные уроки мы можем извлечь из произведения.

Урок наш будет не просто занятием, а  уроком милосердия и добра.

3.  Звучит песня «Генералы песчаных карьеров».

-  Какое настроение навевает песня? Что такое трущобы?

- Как вы думаете, кто из героев произведения мог бы петь эту песню?(Валек, Маруся)

4. Проверка д/з: 1)Роль пейзажной зарисовки.       СЛАЙД

-Обратимся к тексту. Почему, прежде чем познакомить нас с героями, автор рисует в первой главе город? (Настраивает, готовит к восприятию, усиливает гнетущее чувство:)

-Давайте увидим Княж - городок. Возьмите карандаши и во время чтения выделите ключевые слова, рисующие город.

-Вы хотели бы жить в таком городе? Почему?

-Как автор сумел подчеркнуть мрачность и трагичность повести? (Через пейзажную зарисовку.)

-Подведем итог. Когда бывает пейзаж печален? (Когда печален человек.)

-А человек печален, когда судьба его драматична.

2) Драма Тыбурция и его детей.

Что означала в этом городе фраза "живет в замке"? Кто сделал жизнь этих людей еще невыносимее? (Старый Януш, он сортировал население развалин.)

-Какова была участь неугодных? Зачитайте.

Люди отвергнуты себе подобными: Город их не принял: А вот что автор думает об этих людях? Попробуем понять. (Несчастливцы - люди без счастья. Они вызывают авторское сочувствие.)

-Кого из проблематических натур автор считает замечательной личностью? (Тыбурция.)

-Найдите описание его внешности, зачитайте.

-Драматична ли судьба Тыбурция?                                СЛАЙД

О пане Тыбурции Короленко рассказывает много и подробно. Постараемся понять, в чем его драма. (Звучит рассказ о Тыбурции- подготовленный ученик.)

Тыбурций Драб был необычным человеком в маленьком городке Княжье-Вено. Откуда он пришёл в городок, никто не знал. В первой главе автор подробно описывает “наружность пана Тыбурция”: “Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум”. Мальчик чувствовал постоянную глубокую печаль в душе этого человека.

Тыбурций рассказывал Васе, что у него когда-то давно вышло с законом “некоторое столкновение... то есть, понимаешь, неожиданная ссора... ах, малый, очень это была крупная ссора!” Мы можем сделать вывод, что Тыбурций непреднамеренно нарушил закон, и теперь он и его дети (жена, видимо, умерла) оказались вне закона, без документов, без права на жительство и без средств к существованию. Он чувствует себя “старым беззубым зверем в его последней берлоге”, не имеет возможностей и средств начать новую жизнь, хотя видно, что он человек образованный и такая жизнь ему не по душе.

Тыбурций и его дети находят приют в старом замке на острове, но Януш, бывший слуга графа, вместе с другими слугами и потомками слуг выгоняет чужаков из своего “родового гнезда”. Изгнанники поселяются в подземельях старой часовни на кладбище. Чтобы прокормиться, они занимаются мелким воровством в городе.

Несмотря на то что ему приходится воровать, Тыбурций остро чувствует несправедливость. Он уважает отца Васи, который не делает разницы между бедными и богатыми и не продаёт свою совесть за деньги. Тыбурций уважает дружбу, которая завязалась между Васей, Валеком и Марусей, и в критический момент приходит Васе на помощь. Он находит нужные слова, чтобы убедить судью в чистоте намерений Васи. С помощью этого человека отец по-новому смотрит на своего сына и начинает понимать его.

Тыбурций понимает, что судья как представитель закона должен будет его арестовать, когда узнаёт о том, где он скрывается. Чтобы не ставить судью в ложное положение, Тыбурций с Валеком после смерти Маруси исчезают из городка.

-Кто является смыслом жизни Тыбурция Драба? (Дети.)

Чем они в основном занимались? (Валек - ворует, а Маруся чахнет в подземелье.)

Так в чем состоит драма Тыбурция и его детей? (Жизнь заставила Тыбурция воровать, и  сын вынужден воровать; а дочь чахнет в сыром подземелье.)

3) Драма Васи и его отца.

Выборочное чтение – портрет судьи

-Откуда у человека, занимающего солидное положение в обществе, человека состоятельного, в глазах "глубокая неустанная печаль"?

-Васин отец - судья. Какова роль судьи в обществе? (Он судит людей, переступивших грань дозволенного, т.е. преступников.)

-Каково мнение о нем в городе? (Честный, даже графа засудил, а старухе Иванихе велел стул принести)

-А что с этим судьей происходит дома? (Он отталкивает своего сына, безразличен к его одиночеству и сам нарушает законы, значит, становится преступником.)

Какие законы он нарушает? (Нравственные.)

-Обратимся к тексту. Прочитайте, как судья становится преступником.

-На что обрек отец своего сына? (На одиночество и отчаяние.)

-Что мешало Васе и отцу обрести друг друга и сломать стену, выросшую между ними. (Отсутствие тепла, любви и отцовской мудрости.Сначала отец не замечал сына из-за большой любви к жене, а когда она умерла, - из-за большого горя)

-В чем заключается драма Васи и его отца? (В ощущении абсолютного одиночества, вызванного смертью матери. Вася хочет обрести отца, но отец постоянно отталкивает своего сына.)

4. Защита рисунка – инд. Задание

-Какой эпизод изобразил на рисунке? Почему выбрал такую цветовую гамму?

III. Изучение нового материала.        Эвристическая беседа

1.- Почему знакомство с Валеком  и Марусей целиком увлекло Васю?

(После знакомства с Валеком и Марусей Вася почувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком, заботиться о Марусе.)

-  Какой увидел Вася Марусю? – Выборочное чтение        (стр.26   3-й абзац).        СЛАЙД

(Маленькая девочка, лет 4-х, глаза грустные, волосы белокурые, лицо бледное.)

- Какие средства худ. выразительности использует автор?

(Эпитеты- крошечное создание, белокурые волосы;

Сравнение -  …как былинка, … как головка полевого колокольчика)

-  О каком отношении Васи к Марусе говорят эти эпитеты, сравнения и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? (Показывают любовь, сострадание, жалость)    Слайд 

- Чем Валёк и Маруся не похожи на обычных детей, которых знал Вася до знакомства с ними?

(Валек внушал Васе доверие и уважение «своими манерами взрослого человека», Маруся не любила играть в веселые игры, смеялась очень редко.

Ребята, с которыми Вася дружил до знакомства, бросили его в трудную минуту предали.)

-  Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека: «Серый камень высосал из нее  жизнь»?

(Вася жил в достатке. Он не представлял в каких ужасных условиях  могут  жить дети)

-   Когда раскрылась мальчику эта загадка?   (Когда Вася впервые увидел подземелье)

2. Работа с текстом.  

-    Обратим внимание на описание подземелья. Стр. 30

    - Выделите в тексте повести слова , характеризующие подземелье.

Очутились в темноте, под землей…,повел меня по узкому сырому коридору…,две струи света резко лились сверху, выделяясь на темном фоне подземелья…, стены сложены из камня…,на фоне серого камня…, стены подземелья тонули совсем в темноте…

    - Как вы понимаете слова о «серых камнях», которые «высосали жизнь» из Маруси?

        Ответить на этот вопрос вы сможете, назвав слова, которые у вас  ассоциируются с холодным серым камнем. Посмотрите, потрогайте, какой камень  (серый, жесткий, холодный…)

- Что «неумолимое, твердое и жестокое, как камень», «высасывало» румянец, блеск глаз и живость движений девочки?

 (Называют «голод», «холод», «боль», «страх», «ужас», «безжалостность», «черствость», «равнодушие», «жестокость», «бесчувствие», «несправедливость».)  - записать на синем листе 

        -  Серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества.

3. Работа с текстом. 

- Не меньшее потрясение испытывает Вася, познакомившись не только с тем, где живут его друзья, но и с тем, как они добывают средства к существованию.

4. Чтение по ролям Послушайте диалог Васи и Валека из V главы.   Стр.32-33

      - Что переживает Вася, узнав, что его друзья нищие и воры?

(Вася ушел домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась «острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли»)

    - Что понял Вася? (Он понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что этого хотят. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви)

-Что такое  милосердие? (Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.)

- Ребята, серому камню, символизирующему человеческую жестокость и несправедливость, противостоит в повести человеческое сердце.

 - Какие ассоциации у вас вызывает слово сердце?

        (Ученики называют слова «доброта», «чуткость», «сочувствие», «сострадание», «милосердие», «терпимость», «понимание», «душевное тепло», «справедливость», «великодушие», «искренность».) - Работа на красных листочках                          

В результате работы учащихся  

«Серый камень»

Человеческое сердце

Голод, холод, боль, страх, ужас, безжалостность, черствость, равнодушие, жестокость, бесчувствие, несправедливость.

Доброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, понимание, душевное тепло, справедливость, великодушие, искренность.

Символ жестоких, несправедливых законов общества

Закон совести

ВЫВОД

Если серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества, то сердце является нашей совестью.

-Если бы все люди жили по законам человеческого сердца, поступали бы, как велит им совесть, то не было бы «серых камней», «высасывающих жизнь» из людей, обитающих в трущобах. Все люди жили бы дружно, без войны. Это очень актуально  в связи с последними событиями в Украине.

6.Пересказ эпизодов «Осень», «Кукла»

7.Творческая работа- составление синквейнов.

  • -Давайте повторим, что такое синквейн. (1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Синквейн 1 в. –Вася                                         Маруся – 2 в.

Одинокий, добрый                                                  Грустная, маленькая

Помогает, поддерживает, страдает                        Голодает, болеет, угасает

Приносит куклу для Маруси                                Серый камень высасывает жизнь

Милосердие                                                        Бедность

8.-Как общение с Тыбурцием и друзьями помогло наладить отношения с отцом?         СЛАЙД

(Тыбурций рассказал судье о Васином участии в жизни Маруси и Валека, а также - с какой целью Вася взял куклу. Отец по-другому взглянул на сына и понял свою ошибку)

— Почему Вася и Соня приходили на могилку Маруси? ---                        СЛАЙД

(Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого сострадания. Может быть, они дали обет всегда помнить о маленькой Марусе, о человеческом горе и помогать этому горю везде, где бы оно ни встретилось, своими делами изменять мир к лучшему.)

9. -Ребята, а приходилось ли вам  проявлять участие в жизни других? Расскажите об этом.

1)Акция «Я помогу»…. проходила в лицее – собирали вещи и продукты для детей-сирот

2)Благотворительность -  отправить СМС на № 5541  (75 руб.) – для нуждающихся в лечении         СЛАЙД

Перед нами всегда есть нравственный выбор, «…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня».

-Ребята, кто поступил бы так, как Вася, невзирая на гнев отца?         (Прикрепите сердце)

-Кто не определился в собственном выборе, кто сомневается?         (Прикрепите серый камень) Я горжусь вами, вы все добрые, отзывчивые и милосердные, т.к. прикрепили сердечко…

10. Итог урока

А теперь ещё раз обратимся к эпиграфу урока. В заключение прозвучат слова Экзюпери: « Главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце». Как вы понимаете это?

-Давайте разорвём синие листочки с символами зла и негатива и выбросим их, чтобы у вас в сердце и в жизни  не было ничего, связанного с этими словами…

-А теперь закончите предложение: «Самое главное, что я поняла сегодня на уроке - это…»

11. Домашнее задание (дифференцированно - по выбору)  - СЛАЙД

1. Переписать финал повести («Я хочу, чтобы Маруся была жива…»)

2. Написать продолжение повести («Прошло несколько лет…»)

3. Мини–сочинение  «Васина дорога к добру»

4. Ответы на вопросы (стр.47)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к открытому уроку по повести Короленко "В дурном обществе"

13 слайдов к конспекту урока по повести Короленко...

Нравственные уроки повести "В дурном обществе" В. Г. Короленко

Презентация предназначена для проведения заключительного урока по повести Короленко "В дурном обществе"...

анализ повести :"В дурном обществе"

Короленко:В дурном обществе...

Конспект урока по литературе "В дурном обществе" В.Г. Короленко

Конспект урока разработан для обучающихся с нарушениями слуха для 7 класса....

Разработка урока по литературе в 5 классе по теме "В.Г.Короленко. Слово о писателе. Повесть «В дурном обществе»

Разработка урока по литературе в 5 классе по теме "В.Г.Короленко. Слово о писателе. Повесть «В дурном обществе»...

Разработка урока по литературе в 5 классе по теме "В.Г.Короленко. Слово о писателе. Повесть «В дурном обществе»

Разработка урока по литературе в 5 классе по теме "В.Г.Короленко. Слово о писателе. Повесть «В дурном обществе»...

Виды творческой работы и анализа по повести " В дурном обществе" В. Г. Короленко)

Данная работа позволяет систематизировать и закрепить полученные теоретические и практические знания по литературе, формировать самостоятельность мышления, развивать осознанное творческое чтение....