Разработка урока по литературе в 5 классе по теме "В.Г.Короленко. Слово о писателе. Повесть «В дурном обществе»
план-конспект урока (5 класс)

Ихинова Светлана Валериановна

Разработка урока по литературе в 5 классе по теме "В.Г.Короленко. Слово о писателе. Повесть «В дурном обществе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

Тема урока: В.Г.Короленко. Слово о писателе. Повесть «В дурном обществе»

Дата проведения: 12.02.22 г.

Учитель: Ихинова С.В.

Цели:

Образовательные:

1.Познакомить учащихся с именем В.Г. Короленко.

2.Познакомить учащихся с обстановкой действия повести, с главными героями на материале 1, 2 главы.

 Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монологической и диалогической речи учащихся, коммуникативных и аналитических навыков, обогащение словарного запаса учащихся.
Воспитательные: уважение к личности человека независимо от его социальной принадлежности и материального достатка, умение объективно оценить ответ одноклассника, на примере повести В.Г Короленко «В дурном обществе» показать, что материальный достаток не всегда приводит к счастью, воспитание культуры общения, формирование умения выслушивать и учитывать мнение другого. 

Оборудование: учебник под ред. В.Я.Коровиной; иллюстрации, толковый словарь, вырезанные сердечки и камни, серый камень, синие и красные листочки.

Задачи: 

  • обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:

регулятивных УУД:  самостоятельно формулировать   цели урока; иметь способность к целеполаганию,

  • умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.

познавательных УУД:  формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно.

коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать;

  • формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
  • обеспечить условия для формирования личностных УУД: создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, презентация, кейс ( вопросы,задания, таблица,кроссворд, схема характеристики героя  для составления кластера).

… лучше иметь в груди кусочек

                                 человеческого сердца вместо холодного камня.

                                                                                                                 В.Г. Короленко

Ход урока:

I.Самоопределение к деятельности (организационный момент).

1. СЛАЙД. Солнце

-Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно. Настал новый день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Вдохните свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей. Выдохните обиды, беспокойство. Желаю вам хорошего настроения, а что вы мне пожелаете?

-Обратите внимание на конверты. Это ваш материал, с которым вы будете работать на уроке. Свою деятельность  вы тоже должны будете оценить на специальных оценочных листах. Постарайтесь после каждого этапа урока оценить свою работу.  

II. Вступительное слово

-Ребята, сегодня у нас состоится знакомство с необычным  человеком и его интересным произведением.

- Запишите, пожалуйста, тему урока

Как вы думаете, каковы цели нашего урока?

(Узнать о жизни и творчестве писателя Короленко, познакомиться с главными героями повести на материале 1,2,3 гл)

-

- Чтобы понять тему урока и достигнуть цели, как мы должны работать?  (сплоченно, активно, дружно…)

В нашей жизни мы встречаем множество людей, которые поступают “как все”, “как принято”. Есть другие люди — их очень мало, и встречи с ними драгоценны, — встречи с людьми, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступая от своих нравственных принципов. На примере жизни таких людей мы учимся, как надо жить. Таким удивительным человеком был Владимир Галактионович Короленко.

- Ребята, откройте учебники на стр 11, давайте познакомимся со статьей Гуськова о В.Г.Короленко и постараемся ответить  на вопрос:

- В чём «уникальность» личности  Короленко, о которой говорили  его современники? («нравственный гений» , праведник русской литературы)

(чтение статьи С.Н.Гуськова о В.Г.Короленко в  учебнике)

- Ребята, как по-вашему мнению, слаживается жизнь человека? Всегда ли в жизни бывают только радости? ( нет. Печаль, горе, страдание….)

Повествование ведется от 1 лица, от имени Васи- участника происходящих в повести событий.

Словарная работа.

Постараемся выяснить значение некоторых слов

Часовня- маленькое здание для богослужений.

Убежище – место, где можно укрыться.

Кров – жилище, уют.

Раздоры – разногласия, ссоры, вражда.

Угрюмый человек – мрачный, неприветливый человек.

Уточните значение слов, которые будут нужны нам на уроке.

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Чтение. Беседа по прочитанному

Кто такой Вася?

Вася- мальчик 7-8 лет, сын судьи. Судья едва ли не единственный представитель закона в маленьком городке.

Литературоведческий диктант.

1)Красочное авторское определение (Эпитет)

2)Сопоставление одного предмета или явления с другим на основе схожести (Сравнение).

3)Наделение неживых предметов свойствами и чертами живых. (Олицетворение)

4)Употребление слов и словосочетаний в переносном смысле, скрытое сравнение. (Метафора)

Как описывает автор городок, в котором происходит действие?

Текст В городе царила разруха, он был запущен. 

Какие средства художественной изобразительности использует Короленко в этом описании? Найдите эпитеты в этом описании. Образ какого городка создает автор?

Сонные, заплесневевшие пруды; серые заборы; подслеповатые, ушедшие в землю хатки.

Олицетворение и сравнение. Мост кряхтел и шатался, точно дряхлый старик.

Всё это создаёт образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий.

Какие архитектурные сооружения ещё больше подчёркивают, что в городе царила разруха, запустение?

Разруха, запустение ещё больше подчёркиваются видом старого, заброшенного замка и часовни, у которой провалилась крыша, осыпались стены, и вместо гулкого медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни.

Таким образом,  развернувшаяся перед нашими глазами картина города и жизни его обитателей помогает нам эмоционально воспринять характер взаимоотношений, которые сложились между действующими лицами повести.

Прежде всего остановимся на взаимоотношениях, которые сложились между Васей и его отцом после смерти матери.

Обратимся к тексту ( 1 абз. 1главы)

Что в жизни мальчика было самым тяжёлым?

Как складывались отношения Васи с отцом?

Непонимание, отчуждённость. Мать умерла, когда ему было 6 лет. С этого времени мальчик чувствовал себя чужим, никому ненужным и заброшенным.

Какие представления друг о друге сложились у судьи и его сына?

«Лицо отца стало угрюмее»; «Вася не возвращался домой, а прокрадывался»;

«между ними стояла какая-то стена», «считал бродягой и негодным мальчишкой» и др

Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли. Он воспринимал сына как чёрствого и бездушного ребёнка, который легко пережил смерть матери и отдавал всё своё время беззаботным играм с такими же сорванцами, каким был сам.

Можем ли мы согласиться с таким мнением о Васи? Если нет, докажите свою точку зрения.

Вася жалеет тех, кого обижают, он очень любит свою мать, вспоминает её нежные руки, грустные глаза.

Любит ли Вася своего отца?

Да, ему хотелось, чтобы отец обратил на него внимание, приласкал.

Ребята, я хочу обратить ваше внимание на то, как тяжело было отцу Васи переносить смерть любимого человека, каким одиноким он себя чувствовал. Подавленный внутренними переживаниями, отец не мог понять, как можно смеяться, затевать шумные игры. Это вызывало в нём раздражение и неприязнь к сыну, он не мог подозревать о сложных чувствах мальчика

Какие эпизоды повести вам понравились, особенно взволновали?

   Серому камню, символизирующему человеческую жестокость и несправедливость, противостоит в повести человеческое сердце. Возьмите в руки осколки «человеческого сердца» и запишите слова, которые вы связываете с этим понятием.  (на листочках ученики записывают слова, которые являются синонимами: милосердие, сочувствие, сострадание, нравственность)

В результате работы учащихся слаживается Человеческое сердце

-Сопоставьте ваши наблюдения со словами эпиграфа: «…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня». (В. Г. Короленко.)


Если бы все люди жили по законам человеческого сердца, поступали бы, как велит им совесть, то не было бы «серых камней», «высасывающих жизнь» из людей, обитающих в трущобах. Согласны ли вы с этим?

Работа с кроссвордом

А теперь разгадайте кроссворд по содержанию повести. Разгадав его, вы прочтете по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, которое ярко характеризует отношение Васи к отверженным детям.

  1. Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. (Грусть.)
  2. Должность отца Васи. (Судья.)
  3. Самое красивое здание в Княж-городке. (Тюрьма.)
  4. Что скрасило последние дни умирающей Маруси? (Кукла.)
  5. Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей. (Часовня.)
  6. Чувство, которое испытывает Вася в родном доме . (Одиночество.)
  7. Место, где жили Валек и Маруся. (Подземелье.)
  8. Дерево, которое росло перед входом в подземелье. (Черемуха.)

Учащиеся читают ключевое слово гуманизм. Учащиеся ищут в словаре толкование лексического значения этого слова. Подбирают синонимы.

Гуманизм – гуманность, человечность, человеколюбие.

Рефлексия

- Сегодня на уроке я научился…

- Урок заставил меня задуматься..

- Я понял, что..

- Для меня стало открытием..



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОК

Вид урока: урок усвоения новых знаний

Тип урока: урок объяснения нового материала

Место урока в системе уроков  первый  урок изучения повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

Цели:

Образовательные:

1.Познакомить учащихся с именем В.Г. Короленко.

2.Познакомить учащихся с обстановкой действия повести, с главными героями на материале 1, 2 глав.

 Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монологической и диалогической речи учащихся, коммуникативных и аналитических навыков, обогащение словарного запаса учащихся.
Воспитательные: уважение к личности человека независимо от его социальной принадлежности и материального достатка, умение объективно оценить ответ одноклассника, на примере повести В.Г Короленко «В дурном обществе» показать, что материальный достаток не всегда приводит к счастью, воспитание культуры общения, формирование умения выслушивать и учитывать мнение другого. 

Задачи: 

  • обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:

регулятивных УУД:  самостоятельно формулировать   цели урока; иметь способность к целеполаганию,

  • умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.

познавательных УУД:  формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно.

коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать;

  • формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
  • обеспечить условия для формирования личностных УУД: создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация. учебник, иллюстрации, толковый словарь, вырезанные сердечки и камни, серый камень, синие и красные листочки, кейс ( вопросы, задания, таблица, кроссворд, схема характеристики героя  для составления кластера),  аудиозаписи,

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), исследовательский, метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение,  фронтальный опрос,  кластер.

Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные

*****

При планировании урока мною были учтены возрастные особенности обучающихся.

В соответствии с требованиями к современному уроку тема и цели занятия были сформулированы  обучающимися самостоятельно. Цель и задачи урока соответствуют актуальным проблемам методической науки.

Работая над методической проблемой «Формирование исследовательской и познавательной компетентностей школьников на уроках русского языка и литературы», применила на уроке компетентностно-ориентированные педагогические технологии: «технология критического мышления», «метод проектов»

На мой взгляд, выбранная  структура урока  краткосрочного проекта является рациональной для решения поставленных задач, все части урока взаимосвязаны и логически вытекают одна из другой.

Методы обучения, которые использовались на уроке (по принципу: Учусь сам, учу других, учим друг друга): наглядный, проблемный, исследовательский;  личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы. Урок выстраиваю с учетом трех стадий: вызова, осмысления и рефлексии.

Презентация, используемая на протяжении всего  урока, способствовала лучшему восприятию материала и заданий, кроме того, активизировала и сохраняла на протяжении всего урока внимание обучающихся, развивала познавательный интерес, способствовала быстрому включению обучающихся в работу.

Для раскрытия материала урока мною выбраны словесные методы совместной деятельности с классом, что позволило обучающимся находиться в активном рабочем, но не напряженном состоянии, что, безусловно, отразилось на результатах урока.

Также на уроке применялись методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый. Использовались приёмы технологии критического мышления.

На уроке применялись элементы следующих современных образовательных технологий:Технологии развития критического мышлениятестовой технологии - воспитывает у учащихся собранность, внимание к деталям; информационной технологии (презентация) –делает процесс обучения более ярким, визуализирует учебный материал, делает более понятным и доступным; групповой технологии – позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке, развивает ответственность за совместные действия; здоровьесберегающей технологии – чёткая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности.

Изучаемый  материал подавалася поэтапно, от простого к сложному.

Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог, письмо.

Применение на уроке индивидуальных листов  позволило сэкономить время на списывании и сохранить активный темп работы на уроке.

На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение  с обучающимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Можно сделать вывод, что выбранная мною форма проведения урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.

В течение всего урока осуществлялся контроль знаний, умений и навыков обучающихся. Контроль усвоения знаний не был выделен в отдельный этап урока и проходил на протяжении всего урока. Осуществлялся самоконтроль со стороны обучающихся. Обучающимся была дана возможность самостоятельно оценивать свою работу на уроке

На уроке были применены разные приемы анализа текста: литературоведческие, школьные (словесное рисование)

В конце урока совместно подведен итог работы над темой, что способствовало целостности и завершенности занятия в целом.  Выводы не формулировались учителем, а являлись результатом деятельности самих обучающихся.  Сами увидели результативность своей работы на уроке

В ходе всего занятия  происходили активизация и развитие  самостоятельности, осознанности мышления, развивались мыслительные операции (синтез, анализ, классификация), воспитывались нравственные качества (организованность, активность, умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность).

Сочетание избранных форм работы на уроке (индивидуальная, фронтальная, групповая) рациональное, эффективное и целесообразное. Групповая работа на уроке служила для объединения усилий учащихся для достижения целей урока, для создания условий взаимопомощи, совершенствования коммуникативных навыков. Также групповая работа отвечала возрастным особенностям учащихся: компенсировала потребность общения со сверстниками.

На протяжении всего урока присутствовали поощрения «Замечательно, ребята», «Молодцы» и т.д., что создавало ситуацию успеха для каждого ученика и, соответственно, способствовало созданию продуктивной атмосферы в ходе всего занятия.

Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность.

Руководствуясь вышеизложенной информацией, считаю цели и задачи урока достигнутыми. Считаю, что урок проведён методически верно, соответствует современным требованиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе. 5 класс. "И. Бунин. "Первый снег".

Цель методической разработки: совершенствовать технику чтения учащихся. Задачи, решаемые в ходе проведения урока: - образовательные: развивать память, внимание,  образное мышление, воображение,...

План-конспект урока по литературе на тему "Тихий подвиг любви" по произведениям В.Г. Короленко "В дурном обществе" и "Слепой музыкант".

Содержание урока направлено на формирование умения воспринимать мир чувств и переживаний  героев, а также на выявление художественного своеобразия творческой манеры писателя....

разработка урока по литературе 5 класс

          Тема. Дружба Васи, Валека и Маруси.Цель: ·         выявить нравственные основы дружбы Васи, Валека и Маруси;·...

Разработка урока по литературе 9 класс

Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество....

Разработка урока по литературе в 5 классе по теме "В.Г.Короленко. Слово о писателе. Повесть «В дурном обществе»

Разработка урока по литературе в 5 классе по теме "В.Г.Короленко. Слово о писателе. Повесть «В дурном обществе»...

Разработка урока по литературе. 5 класс. Тема " Произведения отечественных писателей XIX – XXI веков на тему детства: А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»."

Технологическая карта урока литературы. Тема урока "Произведения отечественных писателей 19-21 веков на тему детства: А.Т. Твардовский. Рассказ танкиста" 5 класс. Тип урока: урок открытия но...